СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света 10 распространённых мифов о православных священниках
10 распространённых мифов о православных священниках
09.07.2015 00:00
10 распространённых мифов о православных священникахПрофессия священника всё чаще становится мишенью для сплетен и пересудов. О батюшках в народе существует множество мифов и предубеждений. Вспомним и опровергнем некоторые наиболее популярные.

1. Священник живёт в своё удовольствие и большую часть времени отдыхает, а его работа – лёгкая.

Подобное мнение можно услышать от тех, кто в церкви практически не бывает и принимает за правду различные фантазии. Опровергнуть его может любой мирянин, не понаслышке знающий о тяготах священнического служения.

Попробуйте-ка отстоять двух-трёхчасовую литургию или вечернюю службу. И представьте, что вам нужно делать это два-три раза в неделю на протяжении всей жизни. Любой священник служит не только по субботам и воскресеньям, но и в церковные праздники, коих в православии огромное множество. В некоторые периоды, например, во время Великого Поста, ему приходится служить каждый день утром и вечером, а иногда ещё и днём. Помимо безчисленных служб батюшка практически ежедневно проводит священнодействия и молитвословия по просьбам людей. Освящает, крестит, венчает, проводит молебны, отпевания, литии и панихиды. Соборует, исповедует и причащает больных. И делает это не только в храме, но и выезжает на дом к страждущим.

Представьте себе, что к вам постоянно приходят люди и «грузят» своими проблемами, бедами и горестями, и нет этому конца и края. Очень скоро вы начнёте сходить с ума или посылать всех куда подальше. А ведь почти каждый день священнику на исповеди приходится выслушивать откровения десятков, а то и сотен людей, соприкасаться с их душевной болью или грязью, становясь своего рода духовным и душевным «ассенизатором». Исповедь может затягиваться до полуночи, ведь батюшка старается принять всех, каждого выслушать и духовно помочь. И не всем духовникам удаётся выдержать эту чудовищную психофизическую нагрузку, некоторые начинают тяжело болеть или происходит их духовное выгорание.

По долгу службы священник читает проповеди, неся людям Слово Божие. На подготовку к проповедям и домашние молитвы ежедневно уходит от одного до нескольких часов. Кроме служб и треб многие батюшки ведут социальное служение: посещают больницы, дома престарелых, тюрьмы и колонии. Открывают при храмах кружки и секции для детей и подростков, причём далеко не только церковной направленности.

На личную жизнь у батюшки остаётся совсем немного времени. И даже простой человеческий отпуск доступен не всем священникам. Хотели бы вы себе такой «лёгкой» жизни?

2. Настоящий батюшка должен быть бедным.

Есть мнение, что батюшке не к лицу иметь хорошую машину, большой дом и дорогие вещи. Ведь сытый голодного не разумеет. И к тому же кормят попа прихожане, а значит, он «шикует» на народные деньги.

На самом деле доход священника отнюдь не всегда напрямую связан с его церковной деятельностью. А большая часть пожертвованных простыми прихожанами денег уходит не в карман к попу, а на текущие нужды храма и прихода. При этом, если духовник уважаем и любим в народе, к нему время от времени приходят спонсоры и меценаты, готовые дарить на нужды Церкви немалые суммы. Небольшую часть из них священник действительно может потратить на личные нужды. И если у него появляется возможность стать обладателем качественной иномарки, то в этом нет ничего предосудительного. На хорошей машине он сможет объездить больше нуждающихся прихожан и не будет тратить драгоценное время на постоянные ремонты. Ну а в хорошем доме легче восстановить силы после изнуряющей работы.

Разумеется, пастырю следует знать меру, не прыгать выше головы и не привязываться к земным благам. Обеспечив себе достойные условия жизни, избыток финансов хороший священник тратит не на дальнейшее улучшение уровня своей жизни, а на помощь нуждающимся. Как пример для подражания можно вспомнить святого Иоанна Кронштадтского. К нему от благодарных граждан стекались такие огромные суммы, что он мог бы стать олигархом. Но для себя отец Иоанн оставлял лишь необходимые для полноценной жизни крохи, а всё остальное щедро тратил на благотворительную деятельность.

3. Лобзать руку можно только тем священникам, кто старше вас.

Целование руки священника – вовсе не общеобязательная процедура, как думают многие верующие, а благочестивый обычай, в котором проявляются смирение человека и уважение к сану. Ещё в библейские времена подобная практика была распространённым явлением и считалась символом любви и уважения. Христиане лобзают руку священника, когда он даёт им крест или благословляет. В духовно-нравственном смысле человек как бы мысленно целует незримую десницу Спасителя и получает Свыше благодать от Самого Бога, действующего через руку священника. Так что люди не перед батюшкой преклоняются, а перед Богом. И ещё таким образом выражается почтение к священническому сану.
Если священник моложе вас и годится в дети или внуки, смущаться не стоит. Его сану уже две тысячи лет, и, лобзая руку батюшки, человек в духовном смысле целует не только Бога, но ещё и всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, – от апостолов до современных святых.
Чтобы паства не смущалась, многие батюшки подставляют не саму руку, а поручи – ту часть церковной одежды, что находится в районе запястья. На поручах изображён крест, к которому и прикасаются губами. Но в любом случае всё это – дело добровольное, и за отказ целовать никто никого не имеет права осуждать.

4. Все попы толстые, потому что любят вкусно и много есть.

Разумеется, далеко не все православные священники толстые. Священники – такие же люди, как и все мы, и обладателей лишнего веса среди них ничуть не больше, чем среди простого народа. Сравнительной статистики соотношения полных и худых священников не проводилось. По моим личным многолетним впечатлениям, толстых попов всё же меньше, чем обладателей нормальных фигур. Большинство тучных священников уже немолоды, и их большие животы, как правило, появились не от обжорства, а из-за тяжёлой жизни, хронических болезней, нарушения обмена веществ и неправильного питания.

Судите сами. Нормальный режим питания для священника – непозволительная роскошь. Причина тому – не только ненормированный рабочий день, но и канонический запрет употреблять пищу перед утренним богослужением. В дни служб священнику удаётся позавтракать лишь в 2–3 часа дня. А если у него неотложные требы, то ещё позже. Особо загруженные батюшки едят всего один раз в день – вечером. И не всегда могут с голодухи удержаться, чтобы не съесть лишнего. Ходить в спортзал им некогда. Ведь кроме многочисленной паствы, постоянно требующей внимания, есть ещё семья, как правило, многодетная. Такую тяжёлую жизнь выдерживают не все, многие начинают болеть. И некоторые даже умирают в расцвете сил.

А ещё жир на животе может откладываться по психосоматическим причинам, как своего рода защита организма от лежащего во зле агрессивного мира. И было бы несправедливо осуждать батюшку за такую «самозащиту».

5. Если батюшка серьёзно грешит, его таинства недействительны.

Понятно, что духовное состояние священника имеет немалое значение при совершении таинства. Но далеко не всегда на нашем пути встречаются подвижники. За неимением оных даже «недостойный» поп-грешник может принести людям духовную пользу, если в их сердцах есть искренняя вера в совершение святых таинств. Ведь таинства совершаются Самим Богом, а священник – всего лишь Его «ассистент», ходатай и помощник. Благодать, которая даётся ему при рукоположении, позволяет совершать церковные таинства до тех пор, пока епископ не отправит его под запрет.

Люди не виноваты, если священник из их церкви оказался «падшей овцой». Господь может попустить его отстранение, тяжкую болезнь или даже смерть, но пока батюшка служит и официально не отстранён, Бог всё равно будет действовать через него и помогать людям.

6. Со священником нельзя просто по-человечески дружить, перед ним можно только преклоняться.


Разумеется, это не так. Священник – такой же человек, как и мы, только более ответственный и духовный. У него так же, как и у всех нас, есть друзья. Причём среди них можно встретить не только православных батюшек и мирян, но и представителей иных вер, и даже агностиков и атеистов. Религия не должна разъединять и мешать простой человеческой дружбе.

У автора этих строк тоже есть друг-священник. И мы видимся не только во время посещения храма. Когда у батюшки появляется свободное время, мы общаемся на любые темы, выбираемся на природу, катаемся на лыжах и горных велосипедах. Несколько раз даже в совместные турпоходы ездили. И многие мои друзья с ним тоже дружат. Некоторым он помог прийти к вере, а для тех, кто по-прежнему далёк от религии, батюшка всё равно остаётся хорошим другом или приятелем и живым примером доброты и любви к людям.

Дружба дружбой, но есть важный момент: общаясь с другом-священником, нужно всегда проявлять уважение и избегать панибратства. К примеру, в нашей компании батюшку уважительно величают на «вы» – это позволяет держать дистанцию и не забываться.

Вышесказанное касается именно мужской дружбы. Из женщин настоящим другом священника могут быть только его жена или близкая родственница. Дружить же с посторонними (особенно с молодыми) женщинами батюшкам не рекомендуют их духовники – во избежание ненужных искушений и проблем.

7. Духовного отца лучше искать среди монахов.

В народе распространено мнение, что монашествующие священники, посвятившие себя Богу, духовно более одарены и ближе к Господу, чем обычные батюшки. А значит, лучше иметь в духовных отцах именно их. Но так ли это?

На самом деле настоящих старцев, которым открыта воля Божия, считанные единицы, и к ним, как правило, просто так не попасть. А хороший духовник может быть отнюдь не только выходцем из числа монахов, но и представителем обычного, «белого», духовенства. Мало того, простые, «мирские», батюшки по части практического опыта и благодатности нередко могут дать фору многим монашествующим.

Обычному человеку, не собирающемуся уходить в монастырь и желающему жить нормальной жизнью, лучше выбирать духовного отца из числа умудрённых годами семейных священников. Простые батюшки, пережившие и преодолевшие мирские искушения, приобретают поистине безценный духовный опыт, которым они могут с радостью делиться с духовными чадами. Они лучше понимают мирян и не налагают на них невыполнимых епитимий. И избегают давать неоднозначные советы, способные наломать дров или отвратить неподготовленного человека от Церкви.

8. Духовник всегда прав.

Многие считают, что всё сказанное духовником – непреложная истина. И любое его повеление надо выполнять безпрекословно, даже если вы и не согласны. На самом деле даже самый мудрый духовник может порой ошибаться. А слепое повиновение духовному отцу может практиковаться только в монастырях, и ни в коем случае эта практика не должна распространяться на обычных мирян.

Если духовный отец требует абсолютного подчинения себе и настаивает на неукоснительном исполнении советов и благословений, стоит насторожиться. Человек должен сохранять свою волю и лично принимать решения, делая тот или иной выбор. Хороший духовник учит людей мыслить и духовно расти самостоятельно и ни в коем случае не превращает их в марионеток.

Особую опасность представляют «младостарцы», которые стали монахами в молодом возрасте и ничего не понимают в семейной жизни и психологии человеческих отношений, но при этом считают себя мудрыми пастырями и любят навязывать своё мнение. Такие люди способны своими благословениями и рекомендациями разрушить даже крепкую семью или превратить мирную счастливую жизнь в подобие земного ада. Они могут наложить на начинающего христианина непосильную духовную ношу и морально сломать человека. От таких «духовников» нужно бежать как от огня.

9. Священник – лучший специалист по жизни, с ним нужно советоваться по любым житейским вопросам.

Некоторые православные имеют странную привычку доставать батюшек вопросами на бытовые темы. Им кажется, что если уж пастырь духовно мудр, то он и по житейской части может дать ценные указания. И начинаются безконечные вопросы вроде: «Батюшка, на какую работу мне идти?», «А подойдёт ли мне вот этот жених?», «Стоит ли продать квартиру и построить дом?», «В какой кружок ребёнка отдать?» Священник по мере сил пытается ответить и помочь, но при этом серьёзно рискует, что впоследствии кто-нибудь предъявит ему претензии.

Подобным любителям идти за советами в храм стоит раз и навсегда запомнить: обязанность пастыря – вести людей к Богу и духовно просвещать, а не быть мудрецом по житейской части. Попросить благословения на любое доброе дело можно, но ни в коем случае нельзя перекладывать на священника ответственность за принятие решений и ждать от него чётких ответов на бытовые вопросы.
И уж тем более не стоит одолевать батюшку медицинскими проблемами и просьбами помочь выбрать лечение, благословить или отговорить от операции. Всё это должны решать опытные медицинские специалисты. А священник может лишь помолиться за болеющих и попросить у Бога наилучшего исхода.

10. Самые тяжкие и постыдные грехи лучше исповедовать незнакомому священнику, живущему далеко.

Есть среди прихожан хитрецы и мудрецы, которые регулярно исповедуются и причащаются, но никогда не расскажут своему батюшке о самых неприглядных недугах своей души. Им кажется, что, если они будут полностью откровенными, священник перестанет их уважать. А может быть, даже и разболтает. Поэтому, чтобы рассказать о самых тяжких грехах, такие люди едут куда-нибудь подальше от дома к тому, кто их не знает и после уже никогда не увидит.

Подобные методы попахивают лукавством. При такой ситуации можно в своём приходе выглядеть белым и пушистым и продолжать тяжко грешить, занимаясь самоуспокоением и самооправданием. И духовник уже не сможет помочь человеку реально преодолеть своё духовное повреждение.

Любой нормальный священник радуется о покаянии человека, и никакой тяжкий или постыдный грех не отвратит его от исповедующегося. Шокировать и удивить опытного пастыря своими грехами невозможно, ведь за многие годы работы каждый батюшка узнаёт о людях столько, сколько не снилось даже опытному психологу. Постоянный духовник может помочь более эффективно, нежели множество незнакомых священников.

Не стоит бояться и возможного разглашения тайны исповеди. Этот грех означает автоматическую духовную смерть для пастыря, и ни один нормальный поп на такое не пойдёт, даже если его очень попросят серьёзные люди из ФСБ.

Тайна исповеди не может быть разглашена ни при каком случае. В России она охраняется не только духовными канонами. Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», тайна исповеди охраняется законом и священнослужитель не может быть привлечён к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. А согласно Уголовно-процессуальному кодексу, батюшку не имеют права привлекать и допрашивать в качестве свидетеля. Так что исповедуйтесь спокойно и без опасений – никто вас не выдаст.

Алексей ХУДЯКОВ
Фото: PhotoXPress.ru


Опубликовано в №26, июль 2015 года