СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Так не бывает Подумаешь, накричали на бедняжку
Подумаешь, накричали на бедняжку
04.08.2015 00:00
Ты же меня изуродовал совсем!

Подумаешь, накричали на бедняжкуМне очень повезло, что дядю Гришу я встретил ещё на первом курсе института. Так он меня все пять лет и стриг до «равномерной прозрачности» – это его коронная фраза. Я часто думаю: жив ли он? Всё-таки двадцать пять лет прошло с тех пор. Дяде Грише и тогда было около семидесяти.

Дядя Гриша был маленьким, худеньким, шустрым – из породы вечных мальчиков. Но этот «мальчик» всю войну на пузе прополз от родного Ленинграда аж до самого рейхстага.
Я как-то спросил его:
– Дядя Гриша, а там, на фронте, вас наверняка выручало парикмахерское ремесло?
– Да ни боже мой, – помотал головой дядя Гриша. – Представь себе – ты от рассвета до самой темноты тягаешь свою противотанковую «дуру» или окоп сквозь камни роешь. И что, потом ночью вместо сна ещё кого-то стричь? А отказать ведь нельзя – товарищей обидишь. Нет уж, извините, как-нибудь без меня. Кстати, после госпиталя я попал в новую роту и там встретил одного дурика из моей парикмахерской. Вот его загоняли, бедного, – ни днём, ни ночью ножницы из рук не выпускал. Я как увидел его, так сразу и сказал: «Ляпнешь кому, что я тоже парикмахер, – убью».

Дядя Гриша всегда был лёгок, весел и спокоен и раздавал жизнеутверждающие советы по любому поводу. Так что на самом деле ходил я к нему не только за полубоксом, но и за кусочком доброго настроения.

– Здравствуйте, дядя Гриша, – скажу ему бывало. – Как ваши дела?
– О, привет, студент! – восклицает дядя Гриша. – Да ты оброс как мамонт! Заходи, садись. Дела мои плохи для меня, зато хороши для тебя.
– Как это?
– Плохо, что продуло меня вчера на футболе. Теперь вот кашляю и чихаю. А хорошо то, что у меня из носа всё время капает отличное средство для укладки волос.

Как-то дядя Гриша стриг меня и поведал историю своего феерического профессионального дебюта.

– Расскажу я тебе, студент про своего главного в жизни учителя – Галину Борисовну, – начал он свой рассказ. – Она мне как мама была. Без неё я бы вообще… Хорошая была женщина. Жаль, блокаду не пережила.

Случилось это перед самой войной. Я как раз только окончил курсы, и меня направили на работу в маленькую парикмахерскую на Васильевском острове. И вот наступил мой первый в жизни самостоятельный рабочий день.

Заведующая Галина Борисовна указала мне место и ушла в свой кабинет. Я, конечно, жутко волновался, но виду не подавал. Сижу, жду. Наконец входит мой первый клиент – солидный такой мужчина лет пятидесяти. Усаживаю его в кресло, всё как положено. Спрашиваю:
– Как желаете постричься?
– Подстриги меня: спереди на «нет», а сзади подлиннее оставь, – озвучивает заказ мужик. – И давай побыстрее! Да смотри, чтоб всё аккуратно было.

Тут я впал в полный ступор. Это сейчас можно стричься как угодно, а тогда были совсем другие времена.

– Извините, пожалуйста, – переспрашиваю клиента. – Э-э-э… Вы, наверное, ошиблись? Может, вы имели в виду спереди подлиннее, а сзади на «нет»?
– Мальчик, не морочь мне голову! – пояснил мужчина. – Я же сказал тебе: спереди – на «нет», а сзади подлиннее! Всё, давай начинай. Некогда мне с тобой спорить!
– Так, значит – спереди на «нет», а сзади подлиннее? Точно?
– Да стриги уже!
– Но это будет как-то… странно.
– Ты что, издеваешься? – вспыхнул клиент. – Ничего не странно! Нормально. Стриги, как говорю, и не выдумывай! Сколько можно зря болтать?

Делать нечего – обкорнал я клиента, как он и просил: спереди на «нет», а сзади оставил волосы как есть. Он и так-то не особый красавец был, а с моей безумной стрижкой – так и вообще. С такой причёской в те времена человек недолго бы по улице гулял, сразу бы забрали куда следует.

Закончил я его стричь, с перепугу всего трясёт. Сбрызнул клиента одеколоном.

– Готово, – говорю. – Пожалуйста, в кассу.

Он глянул на себя в зеркало и как давай на меня орать:
– Ты что, паразит, наделал? Ты в своём уме? Да ты же меня изуродовал совсем! Заведующая! Позовите заведующую!

А рядом парикмахерши смотрят и только хихикают.

Вышла заведующая Галина Борисовна. А клиент орёт прямо матом, милицией грозится. Я уж и так понял, что не суждено мне стать парикмахером, – не моё это. Взял пиджак и бочком-бочком – к выходу.

А заведующая вдруг положила руку клиенту на голову – тот сразу и смолк. Посмотрела она на меня сурово, как Снежная королева на говно, и говорит:
– Слабоват ты, Гриша, слабоват. Во-первых, запомни: никогда не слушай клиента и не иди у него на поводу. Но ты должен влезть ему в голову и понять: что именно ему больше пойдёт и понравится ли ему это. А во-вторых: никогда не сдавайся. Подумаешь, накричали на бедняжку. И что? Сразу в кусты? Терпи и улыбайся. Учись исправлять свои ошибки, а не убегать от них.

Тут она осмотрела моё творение.

– А подстриг, кстати, ровно, – похвалила Галина Борисовна. – Видно, что старался. Молодец! Думаю – сработаемся. Ох, и урода ты из него сделал… Ха-ха! Ну, ты всё понял?
– Понял, Галина Борисовна. Но как такое можно исправить?
– Тебе повезло, Гришенька, что твой первый клиент – это мой младший брат. Он всегда в начале лета под ноль стрижётся, а заодно служит наглядным пособием для новичков. Машинкой пользоваться умеешь? Вот и хорошо. Ну так и давай – вперёд! Что стоишь?

Тарас ВАСИЛЕНКО
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №30, август 2015 года