Отцы-основатели США: кто они?
15.10.2015 14:25
Отцы-основатели СШАУ современной Америки есть свои неканонизированные святые. Это так называемые отцы-основатели (Founding Fathers) – те люди, которые сыграли ключевую роль в основании и становлении американской государственности, завоевании независимости и создании принципов новой политической системы. Именно они основали современные США. Их именами названы крупнейшие американские города, их портреты изображены на денежных знаках, о них до сих пор говорят с благоговением, и их фразы так любят цитировать американские высокопоставленные деятели. Кто же создал Америку такой, какой мы знаем её сегодня?

Вашингтон

Первый в списке – Джордж Вашингтон, главнокомандующий Континентальной армией, победитель в войне за независимость, человек, создавший институт американского президентства и сам ставший первым президентом США. Американцы называют его Отец Отечества (Father of the Fatherland). Идеал политика и человек безупречной репутации. Отец американской демократии.

Впрочем, личностью он был весьма противоречивой.

Джордж родился в семье мелкого землевладельца в Виргинии – классической американской колонии, где процветало рабство и индейцев с неграми не признавали за людей. Вырос в семье рабовладельца и, естественно, имел рабовладельческий склад ума. В 24 года Вашингтон женился на богатой немолодой вдове, получив в приданое 17 тысяч акров земли, 300 рабов и особняк в Уильямсбурге.

Вскоре Джордж значительно повысил доходы своего имения и стал одним из самых богатых землевладельцев Виргинии. Несложно догадаться, что добиться этого отцу американской демократии удалось благодаря рабскому труду. К тому времени, когда Вашингтон был избрал президентом, он являлся одним из самых богатых людей страны. Кстати, он вообще один из самых богатых президентов США за всю историю. Состояние Вашингтона (плантации, недвижимое имущество и так далее) сегодня могут быть оценены в 900 миллионов долларов.

Предприимчивый Вашингтон успешно продвигался и по карьерной (военной и политической) лестнице: в чине полковника активно участвовал в военных действиях против французов, англичан, а также индейцев, которые претендовали на свои земли.

Вашингтон вместе с единомышленниками Томасом Джефферсоном и Патриком Генри создавал и первые либеральные политтехнологии. Например, организовал в Виргинии объединение по бойкоту английских товаров. Похожие методы американские руководители активно используют до сих пор; в частности то, что сегодня называется санкциями.

В июне 1775 года Вашингтона единогласно избрали главнокомандующим Континентальной армией. Именно эта армия справилась с задачей тотального покорения индейцев, их насильственной ассимиляции либо насильственного переселения в резервации. Лишь между 1775 и 1890 годами, по подсчётам Бюро переписи населения США, произошло более 40 войн, причём это были войны преимущественно с мирным населением.

После Вашингтона осталось 58 томов писем, и это не считая публичных выступлений. На бумаге первый президент США выступал «за справедливое обращение с коренным населением», уповал на его «способность к ассимиляции» и даже лично беседовал с вождями индейских племён. Но стоило племени завести речь о «собственной идентичности или территориях», как миролюбивый Вашингтон отдавал приказы: «Уничтожить!», «Искоренить!»

Как умный политик Джордж понимал, что его солдаты, в числе которых были, как правило, переселенцы-колонисты, за идею воевать не станут. Им нужны новые земли и деньги – вот на чём изначально строился американский патриотизм. Поэтому Вашингтон и Конгресс в случае победы, например, над Британией, пообещали каждому солдату по 50 акров земли.

Война с Англией за независимость подчас имела странный характер. «Часто солдаты армии Вашингтона даже и не сражались за землю, их главнокомандующий просто посылал отряды, чтобы «застолбить» земли для своей частной компании. Например, пошли солдаты, построили домик на земле и «застолбили» землю», – так говорит бывший старший научный сотрудник Гудзоновского института стратегических исследований США Дмитрий Михеев. «Новые американцы – нувориши: жадные, беспринципные, бесчестные. Индейцев они не считали за людей. И Вашингтон командовал этим парадом нуворишей. Он сжёг десятки деревень. Расчищал территории. Истреблял индейцев, не заморачиваясь. Якобы действуя в интересах европейцев-переселенцев», – продолжает Михеев.

Далее учёный открывает ещё одну тайну Вашингтона, о которой не написано в американских учебниках истории: «Когда Вашингтон уже стал президентом, когда уже была принята Конституция (свобода, демократия, право человека на личное счастье), поселенцы, которые воевали в его армии (ирландцы, шотландцы), не получили никакой земли! Он не сдержал своего обещания!»

Несложно догадаться, кому после войны стали принадлежать захваченные территории – 500 тысяч акров земли перешли в личное владение самого Джорджа Вашингтона. Теоретически он должен был выполнить обещание и бесплатно расселить там 10 тысяч мигрантов, но предпочёл перепродавать им землю в 30 раз дороже рыночной стоимости.

К чести Вашингтона, всех своих рабов он освободил, поскольку презирал рабство. Но это вовсе не означает презрения к деньгам. Деньги и власть – совсем другое дело.

Современные историки всё чаще пишут о «неконтролируемой власти Вашингтона». И тут снова следует вспомнить о политике двойных стандартов. С одной стороны, Вашингтон и его соратники проповедовали равноправие, демократию, свободу, гарантированную Конституцией. С другой – на деле этот человек создал центральное правительство, которое подавляло бунты, уничтожало несогласных, завоёвывало континент.

Заслугой Вашингтона считается основание столицы США, города, названного в его честь. Стоит сказать, что, как и большинство лидеров Соединённых Штатов, Джордж был масоном, членом ложи «Александрия» №22. Поэтому и проектирование города осуществлялось по масонскому типу: так, чтобы улицы, широкие диагональные авеню, площади и проспекты оставались открытыми для просмотра монументальных структур масонской значимости, создание которых контролировал близкий друг и советник Вашингтона, член Ордена Рыцарей Храма, архитектор Пьер Чарльз Ленфанте. Благодаря особой архитектуре и символике сегодня Вашингтон называют самым масонским городом на земле.

Первый президент США был пропитан масонскими идеями. Его похороны в 1799 году проходили по строгому обряду: гроб был покрыт масонским фартуком, каждый из присутствовавших масонов бросал в могилу ветвь акации, символизирующую возрождение.

Кстати, всего в истории США было 13 масонов-президентов, начиная с Вашингтона и пока заканчивая Трумэном, чей огромный фотопортрет в масонском фартуке и с мастерком в руке сейчас висит на стене четвёртого этажа Белого дома. Гарри Трумэн запечатлён в тот самый момент, когда принял решение о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки в 1945-м.

Джефферсон

Ещё один отец-основатель США, Томас Джефферсон, третий американский президент, автор самого главного документа в истории США – Декларации независимости, изображён сразу на двух американских денежных знаках: двухдолларовой банкноте и пятицентовой монете.

Этот человек тоже интересен и чрезвычайно противоречив во всех отношениях. В нём как ни в ком другом чудесным образом уживались талантливый философ, либерал, гуманист и хладнокровный рабовладелец, расчётливый предприниматель, убеждённый масон.

Изучая его мысли и деятельность, можно прийти к выводу, что равноправие, свободу и братство он считал прерогативой людей лишь «первой категории». А все остальные – не более чем прямоходящие животные. Вот, например, цитата о чернокожих из его книги «Заметки о штате Виргиния»: «Их жизнь состоит больше из ощущений, чем из размышлений. Сюда же относится и их желание спать, когда они не работают или не развлекаются. Животное, чьё тело покоится и которое не думает, должно, конечно, клонить ко сну. Касательно памяти, ума и воображения, мне кажется, что в памяти они равны белым, в уме значительно уступают. Я думаю, едва ли можно найти чёрного, способного понять труды Евклида. Их воображение скучно, безвкусно и аномально… Они выделяют меньше через почки и больше через кожу, что придаёт им очень сильный и неприятный запах. Из-за этой повышенной потливости они лучше приспособлены к жаре и хуже к холоду, чем белые».

Но, несмотря на подобные воззрения, в начале своей политической карьеры Джефферсон любил рассуждать о ликвидации рабства и даже вставил в Декларацию пункт о его отмене. Но вскоре удалил. Как писал об отце американской независимости его современник, писатель и священник Монкур Конве, «никогда ещё человек не добивался такой славы за то, чего он не делал».

Потомственный рабовладелец, третий президент США, борец за демократию и равенство, Томас Джефферсон при жизни владел 600 рабами, не считая слуг, и плантациями, по размеру сравнимыми с городом. В американском школьном учебнике по истории в разделе «Томас Джефферсон: борец за свободу и права человека» сказано: «В его промышленном улье не было никаких разногласий и оскорблений: на чернокожих сияющих лицах рабов, которые работали под руководством своего хозяина, не было ни малейших следов недовольства… За работой женщины пели, а подросшие дети на досуге делали гвозди, не перерабатывая и ради удовольствия».

А теперь заглянем в «Фермерскую книгу», написанную самим Джефферсоном: «Дети-рабы в возрасте до 10 лет выполняют функции нянек, с 10 до 16 лет мальчики делают гвозди, девочки прядут, в возрасте 16 лет они отправляются на работу в поле или начинают учиться ремеслу».

А теперь цитаты из записей очевидцев: «Запертые в душной, задымлённой мастерской мальчики чеканили по 5–10 тысяч гвоздей в день, что в 1796 году принесло Джефферсону 2 тысячи долларов общего дохода. Тогда гвоздильная его фабрика конкурировала с исправительной тюрьмой штата».
Зять политика, Рэндольф, в одном из отчётов сообщал Джефферсону, что у негритянских мальчиков, делавших гвозди, «работа идёт очень хорошо, потому что детей секут».

Однажды за драку в мастерской американский гуманист продал мальчишку-раба на южные плантации для устрашения других детей, по словам самого Джефферсона, «как будто его забрала сама смерть».

После смерти Джефферсона по завещанию его любимый раб, кузнец Джозеф Фоссетт, получил свободу, но вся его семья – жена и семеро детей – осталась в рабстве. Вскоре они были перепроданы другим хозяевам, Фоссетту удалось выкупить лишь жену. Несчастный Джозеф десять лет трудился у наковальни, чтобы заработать на выкуп детей, но, даже накопив деньги, не смог этого сделать: новые хозяева его детей передумали их продавать. Семья больше не воссоединилась. В 1898 году, будучи уже свободным человеком, 83-летний сын кузнеца Питер Фоссетт вспоминал: «Я никогда не забуду, когда меня поставили на аукционный помост и продали как лошадь».

Забавно вспомнить ещё об одном философском труде этого президента, который он озаглавил скромно – «Библия Джефферсона». Её главный герой по имени Иисус – ловкий человек, управленец, с нуля создавший грандиозную корпорацию под названием «христианство». Ну и, помимо «Библии», ещё одна уникальная заповедь этого отца-основателя своим последователям: «Кнут и пряник – хорошо, но мало, нужны и другие способы контроля».

Именно Джефферсон в своих поместьях создал оригинальный институт осведомителей из числа свободных граждан. За небольшие деньги (20–50 центов в месяц) эти люди должны были наблюдать за перемещениями рабов, их разговорами, поступками и докладывать о своих наблюдениях надзирателям. Спасибо таким осведомителям, с их появлением от Джефферсона не убежал ни один раб, а если кому-то и удавалось что-либо стащить (гвоздь или одежду), пропажу сразу же находили, а вора наказывали. Таким образом, была создана первая в мире сеть секретных осведомителей, впоследствии прозванная в США «вторым уровнем спецслужб» и прекрасно себя зарекомендовавшая.

А вот что говорит о Джефферсоне уже упоминавшийся здесь бывший старший научный сотрудник Гудзоновского института стратегических исследований США Дмитрий Михеев: «Суть деятельности Джефферсона – лицемерие и ложь. Он сам писал законы, запрещавшие межрасовые смешения. Даже если есть одна капля африканской крови – ты уже негр! Даже если ты будешь блондин».

Уже будучи президентом США, имея добропорядочную жену (которая была его троюродной сестрой) и шестерых детей, между делом Джефферсон активно сожительствовал с рабыней-мулаткой, которая также подарила ему шестерых отпрысков.

Франклин и Гамильтон

В группу отцов-основателей входят также Джон Адамс, Джон Джей и Джеймс Мэдисон. Но мы остановимся на двух других фигурах.

Бенджамин Франклин – единственный из отцов-основателей, скрепивший своей подписью все три самых главных документа, которые и по сей день лежат в основе государственности Соединённых Штатов: Декларацию независимости, Конституцию и Версальский мирный договор 1783 года.

Писатель, дипломат, активный член масонского ордена и философ, Франклин стал духовным лидером новой американской нации во второй половине XVIII века и первой половине XIX. Но, исходя из его же воззрений, духовность всегда неразрывно связана с материальной выгодой. Неудивительно, что портрет Бенджамина Франклина изображён на стодолларовой купюре – так высоко оценили его потомки. И, кстати, именно Франклину принадлежит фраза «время – деньги».

Франклин разработал теоретическую базу американской государственности, а вот его молодой последователь Александр Гамильтон претворял материалистические идеи в жизнь. «Серый кардинал», министр финансов при двух американских президентах (Вашингтоне и Адамсе), Александр Гамильтон также вошёл в каноническую семёрку отцов-основателей США.

Гамильтон всю жизнь боролся за централизованное федеративное государство с сильной властью президента. Он в полный голос говорил о милитаристских планах, выступал за имперскую политику в Латинской Америке и участие в делах Европы. Можно сказать, что именно Гамильтон заложил все основы и современной американской государственности: армия США, Национальный банк, институт президентства, федеративный характер государства.

Кстати, не только за силу мысли, но и за силу духа этот человек заслуживает восхищения. В отличие от большинства политиков, пользовавшихся полной безнаказанностью, Гамильтон жизнью заплатил за свои идеи. В 1804 году во время избирательной кампании на пост губернатора Нью-Йорка Александр Гамильтон резко и жёстко критиковал своего политического противника и идейного врага Аарона Бёрра. Не выдержав нападок, Бёрр вызвал Гамильтона на дуэль. После того как прозвучала команда «К барьеру!», Бёрр выстрелил, а Гамильтон намеренно не стрелял. В своей предсмертной записке он написал: «Мои религиозные и моральные принципы решительно против практики дуэлей. Вынужденное пролитие крови человеческого существа в частном поединке, запрещённом законом, причинит мне боль». Выстрел Бёрра стал смертельным для Гамильтона, но и бесславно завершил политическую карьеру самого Бёрра.

Впрочем, жизнь многих американских лидеров заканчивалась трагически. И в связи с этим следует вспомнить о так называемом «президентском проклятии», или «проклятии Текумсе».

По легенде, в XVIII веке индейский вождь Текумсе, обманутый белыми колонистами, умирая, произнёс молитву. Он просил богов о том, чтобы каждый американский лидер (президент), избранный в год, нацело делящийся на 20, умирал или был убит до окончания срока своего лидерства (президентских полномочий).

Невероятно, но проклятие чётко работало вплоть до седьмого колена. Первым, спустя всего месяц после инаугурации, умер американский президент Уильям Генри Гаррисон (отобрал у индейцев около 12 тысяч квадратных километров земли). Следом за ним все президенты, избранные или переизбранные в год, нацело делящийся на 20, умирали в должности (своей смертью или от пули убийцы). А именно: Авраам Линкольн, Джеймс Гарфильд, Уильям Мак-Кинли, Уоррен Гардинг, Франклин Рузвельт и Джон Кеннеди. На Рейгане проклятие прервалось.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №40, октябрь 2015 года