СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Эдгард Запашный: Очень надеюсь, что лев меня не сожрёт
Эдгард Запашный: Очень надеюсь, что лев меня не сожрёт
29.02.2016 14:00
Эдгард ЗапашныйЭдгард Запашный – представитель знаменитой цирковой династии Запашных в третьем поколении. Он дрессировщик тигров и львов, артист кино, телеведущий, обладатель нескольких наград в области циркового искусства – в общем, человек целеустремлённый. Вместе с братом Аскольдом они объездили со своими питомцами весь мир. Кроме того, ежегодно проводят фестиваль «Идол». И ещё с 2012 года народный артист России Эдгард Запашный является генеральным директором Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

– Эдгард, можно ли было ещё совсем недавно представить, что вы станете генеральным директором цирка?
– Лет за пять до назначения – да! Потому что к этому надо прийти, этого надо хотеть. Министерство культуры устраивало конкурс на должность директора, и когда выбор пал на меня, это не стало неожиданностью. Большой цирк с самого детства для меня близкий и родной, я здесь работал с четырнадцати лет и знаю его очень хорошо. Поэтому, когда мы с братом проявили себя как артисты и успешные продюсеры, наши коллеги заговорили о том, что нужно двигаться дальше и брать дело в свои руки.

– А ваш брат не хотел занять ту же должность?
– Мы с Аскольдом – одно целое. Другое дело, что наши роли сейчас правильно распределены: он – художественный руководитель, я – директор, и такой тандем работает.

– И за что вы отвечаете как директор?
– В цирке работает около семисот человек, из них чуть больше трёхсот – артисты, остальные – технический и обслуживающий персонал. Так что в первую очередь это работа с людьми. На мне большая ответственность как на руководителе, ведь у нас одна из лучших в мире цирковых трупп, и мы это не раз доказали, выступая на международной арене. Кроме того, мы работаем с животными, и у нас их много. Моя задача – создать новые условия для их содержания, за это я тоже несу ответственность. К тому же наш цирк – крупнейший в Европе, а в мире он на третьем месте. И руководить такой знаковой площадкой почётно.

Но, к сожалению, здание в плохом состоянии, и главная моя задача – сделать капитальный ремонт. Второе – создание мощного бренда «Большой Московский цирк», чтобы он зазвучал наравне с канадским «Цирком дю Солей», чтобы о нас стали говорить не только с уважением, но и понимали: появился серьёзный конкурент. Впрочем, «Цирк дю Солей» для меня не является эталоном, потому что они сделали очень много ошибок. Единственное, на что надо равняться, – это их мировая известность. Они смогли добиться этого, как никто, их цирк не менее популярен, чем Голливуд.

Сегодня в нашей стране знают братьев Запашных, Куклачёва и, пожалуй, всё. Надо раскручивать имена, чтобы марка «Большой Московский цирк» внушала гордость. И я делаю для этого много, в том числе предпринимаю нестандартные ходы. Например, у нас есть команда КВН, которая будет играть в Высшей лиге. Вскоре их станут узнавать.

– В своё время должность директора Свердловского цирка занял замечательный клоун, обладатель циркового «Оскара» Анатолий Марчевский, который доказал, что он не только талантливый артист, но и прекрасный организатор. Вы тоже артист цирка, к тому же дрессировщик. Как совмещаете это с административной деятельностью?
– Надо понимать, что в дополнение к текущей работе мне приходится отчасти стать строителем, главным инженером, инженером по технике безопасности. А самое главное – иметь хорошую команду. Я пришёл сюда не один и даже не вдвоём с братом. Мы привели серьёзный коллектив профессионалов, которые знают своё дело и которым я могу доверять. Моя задача – их контролировать и расставлять приоритеты.

Эдгард ЗапашныйАнатолий Павлович Марчевский – один из лучших клоунов и директоров цирка. Я рад нашему с ним близкому знакомству, недавно был у него в гостях на Фестивале клоунов. Он – большой человек в мире цирка.

Вообще у нас в цирке нет проблем с артистами, зато есть проблема с режиссурой. Могу назвать очень хороших клоунов: это заслуженный артист России Сергей Просвирнин, из молодых – Борис Никишкин, Анвар Саттаров и Николай Коновалов. Они входят в нашу команду КВН. Когда ты известный клоун и знаешь, что на тебя пойдёт зритель, – начинаешь придумывать что-то новое, потому что боишься разочаровать публику. Ребята сейчас пашут днями и ночами, им надо показывать номера на Первом канале в КВН. А вот современных режиссёров клоунады практически нет.

– Может, у нас в стране проблема с юмором?
– Нет, просто юмор разный: хотите пошлый – вот вам «Комеди клаб», хотите культурный – пожалуйста, КВН, хотите домашний – «Кривое зеркало». Юмора достаточно, и каждый для себя выбирает, какой ему по душе.

– Вы много где бываете, что вас впечатляет в других цирках?
– Технические возможности. В качестве примера могу привести шоу «Дом танцующей воды» в китайском Макао. Я видел здания за двести миллионов долларов, которые в техническом плане переплюнут всё, что есть в нашей стране, – все технические эффекты, которые мы можем себе позволить, перевесит одна эта площадка. Там есть всё, и это мощно! И я не знаю, когда у нас такое сможет появиться.

Ещё меня впечатляет радушие европейских цирков. В Монте-Карло ежегодно проводится Международный цирковой фестиваль, и город – а Монако маленькое княжество – живёт этим цирком. Всюду плакаты, у всех клоунские носики, люди друг другу улыбаются, живут этим праздником, и видно, что всё пропитано энтузиазмом. Подходя к цирку, уже начинаешь улыбаться, ведь здесь всё по-детски искренне. Это радует и воспитывает молодёжь, прививает любовь к цирковому искусству. Вот что меня впечатляет.

– Вы с братом уже показали несколько разных шоу: «Камелот», «Садко», «Легенда», «Страшная сила» и другие. Какое представление сегодня может увидеть зритель, придя к вам в цирк?
– Мы только что закончили шоу в Лужниках «Хозяйка мёртвого озера». Параллельно брат сделал ещё один спектакль – «Вещий сон», который был показан здесь же, на арене цирка. Эти два представления как бы находились в диалоге друг с другом. И тот, кто смотрел один спектакль, ничего не подозревал. А вот тот, а кто видел оба, – понимал, что представления идут параллельно. Это любопытный ход.

– Расскажите, пожалуйста, историю о том, как вам подмигнул тигр.
– Есть вещи, которые могут обескуражить. Однажды я очень сильно разозлился – тигр по кличке Вулкан кинулся в драку. По-видимому, у него была на это причина, но я стал его ругать, а он ко мне так нагло повернулся – и подмигнул. Я прямо даже опешил, не знал, что делать.

– Может, это у него нервное?
– (Смеётся.) Вулкан в тот момент был совершенно спокоен! Никогда не очеловечиваю животных, однако вот это выглядело как-то очень по-человечески, я даже ругаться перестал. Этим тигр дал мне понять: мол, так надо.

– Чему вас учат животные, а чему можно поучиться у них?
– Прежде всего доброте. Когда общаешься с животными, появляются понятия «забота», «ответственность». Ты понимаешь, что надо рано встать, чтобы погулять с собакой или поменять воду в аквариуме. При этом ты не только учишься соблюдать правила безопасности, а вдобавок изучаешь животное. Ну и просто получаешь удовольствие от контакта с ним. И это, пожалуй, самое главное.

– Сколько вам требуется времени, чтобы поставить номер с тиграми?
– От одного дня до нескольких лет. Я не шучу. Некоторые номера репетируем очень быстро, когда животное – раз! – и сделало то, что от него требовалось. Но уже два года мы с Аскольдом воспитываем льва-дублёра: брат будет делать прыжок, сидя на нём верхом.

– Каких ошибок не должен допускать дрессировщик, особенно с хищниками?
– Нельзя недооценивать животное. Нам часто приходится им доверять, например, когда засовываешь голову в пасть льву. Но, идя на такой риск, надеешься, что он тебя не сожрёт.

– Ваш коллега, дрессировщик из Омского цирка, выкупил тигрёнка у фотографа. А как и где вы находите своих питомцев?
– Делаю то же самое – иногда приходится и выкупать. Однажды сенатору подарили тигрёнка на день рождения дочки, а он передарил его мне. Какие-то звери рождаются у нас в цирке, иногда покупаем за границей и привозим сюда. Или приобретаем у зоопарков.

– Была ли в вашей жизни история, которая вас потрясла, запала в душу?
– Да, и она связана с моим теперь уже другом, дрессировщиком Виталием Смолянцом. Ночью на ледяной трассе он после аварии помогал оттаскивать с проезжей части людей и в этот момент сам попал под фуру. В итоге потерял обе ноги, но через полгода на протезах вышел на арену – это двойной героический поступок! У Виталия сейчас совсем другая жизнь, и то, что он нашёл в себе силы вернуться на манеж и продолжает работать со львами, причём очень качественно, – вызывает невероятное уважение. Меня эта история потрясла.

– Сейчас идёт борьба за то, чтобы увеличить популяцию тигров, ведь эти животные занесены в Красную книгу. Почему тигры исчезают, и что, кроме браконьеров, на это влияет?
– Браконьеры – не самая большая проблема, природа сама по себе очень жестока. Когда зоозащитники говорят, что нужно всех животных отпустить на волю и природа сама разберётся, – это в некотором роде цинизм: если бы не вмешательство человека, очень многих видов бы уже не существовало. И, кстати, не существует. Помимо Красной книги есть так называемая Чёрная книга, куда записаны животные, которых уже никогда не будет. О её существовании не все знают, а между тем она регулярно пополняется. Это говорит о том, что без рационального вмешательства человека сама природа уничтожает какие-то виды животных, и здесь большую роль играют климат, болезни и естественный отбор, когда выживает сильнейший.

Например, человек не знает, что происходит в тайге, а через какое-то время вдруг выяснится, что там перевелись кабаны. То есть вмешательство человека в живую природу необходимо, но в какой форме – это надо решать. Животные склонны убивать друг друга, и один вид начинает доминировать над другим. Недавно в тайге нашли измождённого годовалого тигрёнка: каким-то образом он отбился от матери, или та сама отказалась от малыша. Глядя на него, может показаться, что год для него – большой возраст, потому что он весит сто килограммов. На самом же деле это глупый ребёнок, который ещё не умеет охотиться, и если бы человек не вмешался, он бы погиб.

– Эдгард, вы с братом, конечно, разные, но я была уверена, что вы – более покладистый, мягкий. Что вы романтик – и как артист, и как человек.
– (Улыбается.) Я точно не мягкий и точно не романтичный.

– И какой же на самом деле Эдгард Запашный?
– Жёсткий, честный, трудолюбивый и компанейский. Для меня важны человеческие отношения, я умею дружить, но при этом не даю сесть себе на шею.

– Как дрессировщик тигров вы, казалось бы, должны любить всё, что связано с кошками. Но я удивилась, когда узнала, что дома у вас всегда были собаки.
– (Смеётся.) Не уверен, что дрессировщик кошек Юрий Куклачёв любит тигров. Я – собачник, у нас был бордоский дог, но сейчас ни у меня, ни у брата собак нет. Собаке надо уделять много времени, а у нас вся жизнь в разъездах, дома почти не бываем – при таком режиме неудобно воспитывать собаку.

alt

– Наверное, и на отдых у вас мало времени. И всё-таки, куда хотели бы поехать?
– У меня отпуск обычно во второй половине января, но в этом году не получилось. Было много работы, в том числе из-за КВНа, дважды пришлось летать в Сочи. А вообще я хотел бы съездить в Малайзию, Сингапур, на Тайвань.

– У вас уже есть опыт работы в кино. Расскажите, пожалуйста, о своём участии в очередном проекте.
– Только что закончились съёмки фильма для Первого канала о жизни известной дрессировщицы тигров Маргариты Назаровой, которая сыграла главную роль в «Полосатом рейсе». Картина «Маргарита Назарова» – сложная, но интересная. У меня там небольшая роль, а снимался я вместе с Николаем Добрыниным, Ольгой Погодиной и Андреем Чернышовым. Я воплотил свою мечту: поработал в кадре с животными – в фильме очень много хищников. Это для всех была сложная и опасная работа, которая, однако, доставила колоссальное удовольствие. Надеюсь, фильм понравится зрителям.

– Вы ведёте на телевидении программу «Легенды цирка с Эдгардом Запашным». Как она появилась?
– У меня давно была идея: хотел, чтобы цирк присутствовал на российском телевидении. Так счастливо сложились обстоятельства, что режиссёр и продюсер Алексей Викторович Пиманов, мой давний близкий знакомый, согласился быть членом жюри на международном цирковом фестивале «Идол». Там он проникся цирком, и я рассказал ему об идее телепередачи. Пиманов придумал общую концепцию и предложил мне стать не только продюсером, но и ведущим программы. Я рад, что мы снимаем уже второй сезон. «Легенды цирка» – единственная полномасштабная передача о цирке на федеральном канале.

– У вас две дочки, Стефания и Глория. Хотели бы, чтобы они продолжили династию Запашных? Если да, то в каком качестве? Они же девочки, и с тиграми, наверное, им будет сложно справиться.
– Я вижу их артистками цирка. Но дрессура – это последнее, чему дочки научатся. Сейчас важно, чтобы они стали хорошими, красивыми «многостаночницами» – пластичными, артистичными, в меру сильными, женственными, и чтобы в дальнейшем можно было из них лепить всё, что захочешь. Главное, чтобы цирк не стал для них наказанием или принуждением. Сегодня они с удовольствием смотрят на всё, что здесь происходит. Они любят цирк, и я рад этому.

Расспрашивала
Элина БОГАЛЕЙША
Фото: из личного архива

Опубликовано в №08, февраль 2016 года