«Всехняя» бабушка
08.01.2012 00:00
То карамельку подарит, то машину

«Всехняя» бабушкаПосле детского дома я окончила училище, а мой будущий муж отслужил в армии. Поженились. Сын родился, пошёл в садик. Мы снимали десятиметровую комнату с отдельным входом в частном доме. Жили бедновато. В комнате плита, топили дровами, углём, стояла наша железная кровать, а сын спал на самодельном топчане. Ещё был стол, самодельный шкафчик на стене, две табуретки, ведро с водой и умывальник. Всё. Зимой холодно, а если утром не протопить, то вечером приходилось ходить в пальто, пока нагреется.


И вот муж принёс радостную весть: у него на работе распределяли жильё и нам выделили комнату в семейном общежитии в центре города. Пятый этаж, длинный коридор, пять комнат, кухня просторная, душ, туалет. Тепло, воды хоть залейся. Комната 15 метров!

Соседи – такие же молодые семьи, как и мы, только у одних детей побольше – уже двое. Перезнакомились все, подружились. Но те, у кого было двое детей, быстро съехали – им выделили отдельную квартиру. А в их комнату вселилась бабушка-пенсионерка. Не старая, ей ещё шестидесяти не было. Раньше жила на Севере, там сдала квартиру и приехала в наш город, где у неё жила дочь. У дочери трое детей, самим тесно.

И эта бабушка, Ольга Ивановна, оказалась для нас находкой, палочкой-выручалочкой. Она у нас была и нянькой, и матерью, и сиделкой. Печёт Ольга Ивановна на кухне оладьи – такие толстенькие, пышные, – детишки, все четверо, туда, хоть родители их и поругивали. Она им подкладывает, а они макают в варенье и уплетают.

Один раз мы с сыном читали книгу, а на кухне пеклись оладьи. Прибегает Алёшка.
– Серёга, ты чё тут сидишь? Там бабушка оладьи жарит, пойдём скорей!
Ну какая тут книжка!
Иногда мы просили: «Ольга Ивановна, отпустите нас в кино». Это значит, что она ребёнка накормит, почитает сказку и уложит спать.

А то было так: утром соседи проспали и не успевают Валюшку в садик увести, на работу опаздывают. Ольга Ивановна Валюшке косички заплетёт, оденет и уведёт в садик.
Однажды к нам пришла в гости моя подруга и спрашивает:
– Там на кухне чья бабушка? К кому-то из соседей приехала?
Мой сын, умник, изрёк:
– Это наша всехняя бабушка.
У соседки муж приехал из командировки, а она на работе, есть нечего. И тут Ольга Ивановна разрулила ситуацию. Говорит:
– Иди, Саша, в душ, а я тебе пока картошечки пожарю.

Носки и рукавички нашим детям вязать – это была просто её обязанность. В то время в магазинах почти ничего не было, а она купит пряжи, что-то распустит – и готовы носки и варежки. А то походит по магазинам и купит то детям по маечке, то каждой семье граммов по двести сливочного масла.
Если заболели, то она травки заварит, горчичники поставит, картошки напарит для ингаляции. А когда она заболевала, так ей даже дети спешили что-нибудь вкусненькое принести.

На праздники, на дни рождения на столе в кухне всегда ждал от Ольги Ивановны подарок, хоть и скромный, но приятно внимание, плюс вещь всегда была нужной: например, чайная пара, полотенце, клеёнка. Детям – то альбом, то книжка, то игрушка, то карамельки.
Когда наступала осень, она отправляла наших мужчин за капустой. Они приносили гору кочанов и солили потом на всех.

Купили в складчину стиральную машину, и Ольга Ивановна сказала:
– Кто первый уедет от нас – им на новоселье машина будет.
Но мы этой дружной коммуной жили ещё долго. Я сама уже 20 лет пенсионерка, но до сих пор и мы, и дети часто вспоминаем с теплотой нашу «всехнюю» бабушку.

Из письма Галины Середкиной,
г. Курган