На каком языке ты думаешь?
18.01.2012 00:00
Я поправил саму Аллу Пугачёву

На каком языке ты думаешьЯ армянин, но моё детство прошло в Грузии, в приграничном с Турцией горном селе. Однажды во время жатвы маме по лицу проехала арба, которая стояла на склоне горы. Дело было так. Быков распрягли, под оба колеса арбы положили по камню, чтобы не скатилась. В обед мама прилегла в тень под ней отдохнуть, вздремнула и, видимо, сдвинула камень.

В селе врачей не было, только ветеринар. Поначалу маму как могли лечили бабки. Затем в райцентре врачи сказали, что нужна сложная операция. Её могли сделать только в таком большом городе как Тбилиси.

Дядя Ованес, брат отца, жил в это время в Баку. Туда и увёз отец маму в 1949 году, а через год забрал и нас, троих сыновей. Я в это время перешёл в третий класс армянской школы, старший брат Сергей – в пятый, а младшему, Саяту, было три года. Отец с матерью устроились за мизерную плату разнорабочими в совхозе под Баку. Жили мы и ещё десять семей на свалке в бараке без прописки, как сейчас живут гастарбайтеры-нелегалы. Прописали нас уже после смерти Сталина.

Осенью 1950 года отец повёл нас с Сергеем в русскую школу. Директор что-то нам говорит, а мы не понимаем. Я знал только одно русское слово – «вода», пограничники в селе, проходя мимо, иногда просили пить. Директор удивился и посадил нас в первый класс. У нас был выбор: учиться по возрасту в азербайджанской школе или идти в русскую, как сейчас говорят, престижную. В последней учились в основном дети офицеров Каспийского высшего военно-морского училища имени С.М. Кирова. Но чтобы в первый класс? Деваться некуда – пошли.

Одноклассники нам проходу не давали. Обзывали меня дядей, а Сергея дедушкой. Подходят как-то ко мне девчонки, говорят:
– Дурак!
– Сам дурак! – отвечаю.
Они хохочут. Озадаченный, заявляю им:
– Дурак!
– Знаем, что дурак, – отвечают.
Хохочу с ними за компанию, а они крутят пальцами у висков и показывают языки. Я кидаюсь их лупить.

С Сергеем похуже. Мальчишки дразнят, щипаются и тычут пальцами в залатанные места его одежды. Однажды он разбил пацану нос, нас отчислили. Мать со слезами бегала за директором школы, клялась, что такое больше не повтороится, и умоляла принять нас обратно. Тот согласился взять только меня: уж слишком неуместно смотрелся великовозрастный Сергей среди первоклассников. Так он в 12 лет пошёл работать в совхоз землекопом, и сейчас его трудовой стаж 61 год.

Я не хотел возвращаться во враждебную школу, тоже просился в совхоз работать, но сказали: слишком мал. Однако я упирался. Но мама сумела меня не уговорить – убедить. Уговор можно нарушить, убеждённость – никогда.

Мама рассказала мне, как её отец спас свою жизнь благодаря знанию русского языка. Деда я обожал за ласку и заботу (он часто лечил мою куриную слепоту печёнкой), поэтому слушал мамин рассказ как заворожённый.

В молодости дедушка служил в царской армии кавалеристом (времена Николая II). Однажды он жестоко избил офицера, сына важного вельможи. Его приговорили к казни. В ответ на прошение о помиловании ему вручили конверт с решением царя, чтобы отнёс куда следует. По дороге он вскрыл конверт и прочитал: «Казнить, нельзя помиловать». Сначала заплакал, но, подумав, стёр запятую и переставил её. Получилось: «Казнить нельзя, помиловать». Так дедушка спас себе жизнь.

Может, я продолжал бы упираться, но мама закончила рассказ так:
– Если бы его казнили, то меня и вас не было бы сейчас на свете.
Я был поражён. Выходит, одна запятая подарила нам жизнь! Как мама, которая сама с трудом объяснялась на русском, додумалась до такого? Может, учителя подсказали ей эту историю, не знаю.

На другой день я рванул в школу. Перестал обращать внимание на выходки одноклассников. Не боялся выглядеть смешным, задавая «глупые» вопросы. Ведь страшно обидно, когда в слове делаешь столько же ошибок, сколько в нём букв, за что получаешь единицу с минусом. Когда меня вызывали к доске, весь класс улыбался в ожидании комедии. Дома я упражнялся до полуночи. Не хватало бумаги – брал исписанные тетради и писал между строк.

Наша учительница Клавдия Степановна перевела меня во второй класс с единицами и двойками по русскому языку – ни одной тройки. В моих письменных работах она только подчёркивала ошибки, а отметки перестала ставить, чтобы мне не было мучительно больно. Действительно, если нет плохой отметки, в душу закрадывается надежда.

В третий класс я перешёл без единиц по русскому. Добрая Клавдия Степановна поставила итоговую тройку с минусом. Зато в пятом классе у меня были лучшие сочинения! Я полюбил русских поэтов и писателей от Пушкина до Шолохова, много читал.
С гордостью сообщаю, что спустя годы я поправил саму Аллу Пугачёву. Песню «Старинные часы» она пела так: «Жизнь невозможно повернуть назад, и время не на миг не остановишь». У кого есть старая запись этой песни, могут проверить. А надо – «ни на миг». Теперь она поёт правильно.

…В девятом в меня влюбилась самая красивая девушка класса – Света Капинус, которая в начальных классах больше всех меня донимала. Как сейчас помню её насмешки и довольный хохот. Теперь же она всё время оглядывалась на меня. Уставится и смотрит с полуоткрытым ртом. Учителя делали ей замечания, удаляли из класса – бесполезно. Я видел и ценил её красоту. Но её язвительность и цинизм по отношению ко мне в начале учёбы так подействовали, что время не притупило остроту ответной реакции. Не хватило сил забыть её злость, и на вспыхнувшее чувство я ответил холодным молчанием.

Сейчас бы крикнул: «Светик, я люблю тебя!» – но боюсь получить от жены скалкой за «измену».

За всю жизнь мне раз пятьдесят говорили в спорных ситуациях (например, в очереди за дефицитом): «Езжай в свою Армению!»
– Ты русский? – спрашивал я.
– Русский.
– Тогда давай писать диктант. Кто меньше ошибок сделает, тот и русский.

Ни один не согласился, значит, у посылающих меня был низкий уровень и грамотности, и культуры. А в Армении я, к сожалению, никогда не был. В самом деле, я чужой среди своих и чужой среди чужих. Среди своих – потому что почти не знаю армянского языка, культуры, обычаев. Среди чужих – потому что «кожа и рожа» армянские.

Да простят меня братья армяне. Не я выбирал судьбу – она выбрала меня. Если бы мама не задремала тогда под арбой, жизнь моя сложилась бы иначе. Может, лучше, может, хуже.

Так кто я теперь? Есть такое утверждение: ты принадлежишь к той национальности, на языке которой думаешь. Я думаю на русском. А как иначе, если мой русский словарный запас в тысячи раз больше армянского?

Единственно, угнетает то, что не стало нашей некогда огромной страны и я не могу попасть ни в места своего детства и моих предков, ни в места отрочества и юности. Посидеть бы у могилы дедушки, босиком побродить по гальке горной речушки. Кого теперь в этом винить?

Из письма З. Тороян,
с. Курьи, Свердловская область