Поработайте во славу Божию |
20.12.2016 13:58 |
Во время литургии раздался грохот, как будто взорвалась бомба ![]() Для начала представлюсь. Меня тоже зовут Александр, православный, воцерковленный, электрик с большим стажем. Работаю, как сейчас говорят, на себя. Ссразу хочу замечу: я не против церкви и священства, люблю работать и бесплатно в своих приходах, у своих настоятелей. Но речь не об этом. Вы, батюшка, удивляетесь, почему так – и работа есть, и вроде деньги платите неплохие, но не устраиваются к вам православные. Может, в вашем случае всё было так, как вы написали, не знаю. Но хочу сказать, что испытываем я и многие мои знакомые, когда настоятели просят что-нибудь сделать в храме. Приходишь, смотришь объём работы, считаешь. Сходу слышишь вопрос: – А вы православный? – Да, а что? – Ой, как хорошо! Может, во славу Божию поработаете, а? Для тех, кто не знает: это бесплатно. Отказываюсь. Объясню вам почему. Не подумайте плохо, я констатирую факт. Мы – многодетная семья, долгов – выше крыши. Старшая дочь учится в университете в другом городе, снимает квартиру. Но кому это интересно, никого не волнует моё «горе». Меня позвали решить их проблемы с электричеством, ну и, по ходу, с финансами. Называю стоимость работ и сразу слышу: «Ой, а у нас денег мало» или «Денег нет». И вот тут, в храме, я не знаю, что на это ответить. В голове одна мысль: зачем я снова припёрся в церковь, ведь это не в первый раз. И неважно, кто с тобой говорит – настоятель, другой священник или кто-нибудь из паствы. Стою и чувствую себя грабителем с большой дороги. Хотя цены божеские, работаю по средней стоимости в городе и даже скидки делаю. Но нет – это очень дорого, давайте ещё дешевле. Да ещё к стенке припрут: – А вот приходил такой-то, мы договорились на такую-то цену. Но он потерялся, на звонки не отвечает. Вы не могли бы… – Нет, не могу, детей кормить надо. – И что нам делать? – Что-что… Ждите. Ищите другого электрика или откладывайте деньги. Ну и высшая степень манипуляции: «Вы же верующий, православный!» Но это тут при чём? То, о чём рассказал, касается монтажа. Здесь ещё как-то можно договориться об оплате, потому что ждут отделочники и срочно нужна моя работа. А вот если предстоит ремонт проводки или, не дай бог, переделка того, что раньше сделали «подешевле», но очень плохо, – всё, туши свет! А ведь на проводку и подключение электричества не стоит жалеть денег, а то боком выйдет. Заниматься этим должен профессионал. Нет, у нас девиз: экономика должна быть экономной! А потом опять всю проводку меняют либо сломавшееся оборудование. И такое не только в храмах – везде. Хочется завопить на всю страну: люди, опомнитесь! Нельзя экономить на газе и электричестве: это очень опасно. Но, увы, это глас вопиющего в пустыне. Вот сейчас меня позвал новый настоятель большого храма, чтобы провести ревизию всей электрики, установленной в 1991 году. Начал я с силового щита: паутину и «сопли» убрал – оп-па! Готовьтесь, говорю, тратиться: цена вопроса – примерно миллион. Потому что одной фазы нет, нулевой провод у вводного кабеля отгорает, а им нужно установить ещё много чего из электрооборудования. При этом трансформаторная подстанция очень и очень слаба – значит, нужна новая и желательно отдельная. Ну и для храма кабель с вводным оборудованием нужно заменить, однако этот вопрос придётся решать с электросетями. Об остальных «мелочах» мы даже не говорили. Мне сказали, что позвонят, в чём очень сомневаюсь. Что хочется сказать. Дешевле получается дешёвка, а скупой платит дважды. Настоятелю одного из храмов пришлось поменять всю (!) проводку, потому что пожарники настаивали. А ведь предыдущую он установил относительно недавно. В другом храме не захотели дополнительно делать проводку для розеток, понадеявшись, что проводка освещения бывшего подвала всё же выдержит. Я сказал, что она уже подгорает, показал наглядно. Не позвали: дорого, авось сделаем подешевле. А потом удивляются, почему во время литургии с грохотом авиабомбы взорвался вводной силовой щит. И это было ещё до меня. Надеюсь, всё же сделали как надо. Это не обида, нет, – это боль за пренебрежительное отношение к проблемам и к нам, мастерам. Ведь рано или поздно всё равно придётся заплатить. Но почему не нам, православным мастерам? Ведь мы не роскошествуем, а живём от долга к долгу. Что это за панибратство? Денег мало? Так у Бога просите всем миром и желательно на коленях. Мой духовник это делает, а мы, его паства, стараемся во всём ему помочь. Порой даже допрос с пристрастием учиняем, чтобы выявить проблему. Почему настоятели, священники и попечительские советы нам жалуются – «денег нет, денег мало», – а не Его просят? Ответ очевиден. Мой батюшка научил молиться за таких жалобщиков, что мы и делаем. Всё это происходит в одной из южных епархий. Уточнять, в какой именно, по понятным причинам не буду. Простите, ради бога, если кого обидел или задел. Прошу редакцию не указывать мой город и мою фамилию, если захотите напечатать. Хотя не думаю, что этот «опус» того достоин. Просто, если можно, передайте его батюшке Александру, но только с моим именем, без адреса. Думаю, вы меня поймёте. Из письма Александра Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru Опубликовано в №50, декабрь 2016 года |