Поработайте во славу Божию
20.12.2016 13:58
Во время литургии раздался грохот, как будто взорвалась бомба

Поработайте во славу БожиюУважаемая редакция любимой газеты, я давний ваш почитатель. В одном из своих рассказов отец Александр Дьяченко поднял тему взаимоотношений руководителя храма и наёмных рабочих. Недоумевал, почему православные мастера не спешат работать в храмах даже за нормальную оплату, а работают там приезжие, в том числе мусульмане. Правда, вы давно опубликовали этот рассказ, но вот наболело. Хочу представить вам своё мнение, поскольку не раз работал на многих приходах и у разных настоятелей за оплату или во славу Божию. Попытаюсь ответить на недоумение батюшки как можно проще, хотя очень уж сложный это вопрос.

Для начала представлюсь. Меня тоже зовут Александр, православный, воцерковленный, электрик с большим стажем. Работаю, как сейчас говорят, на себя. Ссразу хочу замечу: я не против церкви и священства, люблю работать и бесплатно в своих приходах, у своих настоятелей. Но речь не об этом. Вы, батюшка, удивляетесь, почему так – и работа есть, и вроде деньги платите неплохие, но не устраиваются к вам православные. Может, в вашем случае всё было так, как вы написали, не знаю. Но хочу сказать, что испытываем я и многие мои знакомые, когда настоятели просят что-нибудь сделать в храме.

Приходишь, смотришь объём работы, считаешь. Сходу слышишь вопрос:
– А вы православный?
– Да, а что?
– Ой, как хорошо! Может, во славу Божию поработаете, а?

Для тех, кто не знает: это бесплатно.

Отказываюсь. Объясню вам почему. Не подумайте плохо, я констатирую факт. Мы – многодетная семья, долгов – выше крыши. Старшая дочь учится в университете в другом городе, снимает квартиру. Но кому это интересно, никого не волнует моё «горе». Меня позвали решить их проблемы с электричеством, ну и, по ходу, с финансами.

Называю стоимость работ и сразу слышу: «Ой, а у нас денег мало» или «Денег нет». И вот тут, в храме, я не знаю, что на это ответить. В голове одна мысль: зачем я снова припёрся в церковь, ведь это не в первый раз. И неважно, кто с тобой говорит – настоятель, другой священник или кто-нибудь из паствы. Стою и чувствую себя грабителем с большой дороги. Хотя цены божеские, работаю по средней стоимости в городе и даже скидки делаю. Но нет – это очень дорого, давайте ещё дешевле.

Да ещё к стенке припрут:
– А вот приходил такой-то, мы договорились на такую-то цену. Но он потерялся, на звонки не отвечает. Вы не могли бы…
– Нет, не могу, детей кормить надо.
– И что нам делать?
– Что-что… Ждите. Ищите другого электрика или откладывайте деньги.

Ну и высшая степень манипуляции: «Вы же верующий, православный!» Но это тут при чём?

То, о чём рассказал, касается монтажа. Здесь ещё как-то можно договориться об оплате, потому что ждут отделочники и срочно нужна моя работа. А вот если предстоит ремонт проводки или, не дай бог, переделка того, что раньше сделали «подешевле», но очень плохо, – всё, туши свет! А ведь на проводку и подключение электричества не стоит жалеть денег, а то боком выйдет. Заниматься этим должен профессионал. Нет, у нас девиз: экономика должна быть экономной! А потом опять всю проводку меняют либо сломавшееся оборудование.

И такое не только в храмах – везде. Хочется завопить на всю страну: люди, опомнитесь! Нельзя экономить на газе и электричестве: это очень опасно. Но, увы, это глас вопиющего в пустыне.

Вот сейчас меня позвал новый настоятель большого храма, чтобы провести ревизию всей электрики, установленной в 1991 году. Начал я с силового щита: паутину и «сопли» убрал – оп-па! Готовьтесь, говорю, тратиться: цена вопроса – примерно миллион. Потому что одной фазы нет, нулевой провод у вводного кабеля отгорает, а им нужно установить ещё много чего из электрооборудования. При этом трансформаторная подстанция очень и очень слаба – значит, нужна новая и желательно отдельная. Ну и для храма кабель с вводным оборудованием нужно заменить, однако этот вопрос придётся решать с электросетями. Об остальных «мелочах» мы даже не говорили. Мне сказали, что позвонят, в чём очень сомневаюсь.

Что хочется сказать. Дешевле получается дешёвка, а скупой платит дважды. Настоятелю одного из храмов пришлось поменять всю (!) проводку, потому что пожарники настаивали. А ведь предыдущую он установил относительно недавно.

В другом храме не захотели дополнительно делать проводку для розеток, понадеявшись, что проводка освещения бывшего подвала всё же выдержит. Я сказал, что она уже подгорает, показал наглядно. Не позвали: дорого, авось сделаем подешевле. А потом удивляются, почему во время литургии с грохотом авиабомбы взорвался вводной силовой щит. И это было ещё до меня. Надеюсь, всё же сделали как надо.

Это не обида, нет, – это боль за пренебрежительное отношение к проблемам и к нам, мастерам. Ведь рано или поздно всё равно придётся заплатить. Но почему не нам, православным мастерам? Ведь мы не роскошествуем, а живём от долга к долгу. Что это за панибратство? Денег мало? Так у Бога просите всем миром и желательно на коленях. Мой духовник это делает, а мы, его паства, стараемся во всём ему помочь. Порой даже допрос с пристрастием учиняем, чтобы выявить проблему.

Почему настоятели, священники и попечительские советы нам жалуются – «денег нет, денег мало», – а не Его просят? Ответ очевиден. Мой батюшка научил молиться за таких жалобщиков, что мы и делаем.

Всё это происходит в одной из южных епархий. Уточнять, в какой именно, по понятным причинам не буду. Простите, ради бога, если кого обидел или задел. Прошу редакцию не указывать мой город и мою фамилию, если захотите напечатать. Хотя не думаю, что этот «опус» того достоин. Просто, если можно, передайте его батюшке Александру, но только с моим именем, без адреса. Думаю, вы меня поймёте.

Из письма Александра
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №50, декабрь 2016 года