СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Олег Меньшиков. Все умрут, а он останется
Олег Меньшиков. Все умрут, а он останется
01.02.2012 00:00
Олег МеньшиковЖёлтая пресса сделала своё чёрное дело. В нашей стране почти не осталось знаменитых людей, которых не высмеяли, не оскорбили, не опозорили. Даже когда речь идёт о гении экрана и сцены, толпа, услышав знакомую фамилию, лишь хихикает и вспоминает не его роли, а сплетни о нём, почерпнутые из сомнительных источников. И все как будто забывают, какого масштаба этот человек. Олег Меньшиков – человек экстраординарного таланта. Даже в России, где всегда много прекрасных актёров, он – личность совершенно особенная.

Меловая черта

Мальчик вошёл в класс, огляделся вокруг и сел за парту рядом с симпатичной Лидой. Девочка улыбнулась ему, она никак не ожидала, что в ответ новенький вынет из кармана кусок мела и прочертит жирную линию, разделяющую парту на две части. Эта меловая черта отделит Олега Меньшикова от остального мира навсегда. Почему шестилетний малыш решил таким образом защитить свой суверенитет, Олег сейчас, наверное, не сможет ответить. Это была внутренняя потребность. А потом появилось ещё много «суверенного» – такого, во что никто не смел вторгаться.

Мама Олега Меньшикова, Елена Иннокентьевна, часто просила соседку забирать мальчика из детского сада вместе с её дочкой. Девочка после садика училась играть на пианино в музыкальной школе, которая находилась буквально во дворе дома Меньшиковых. Иногда она освобождалась позже Олега, и мальчик ждал её в длинном коридоре, где из-за каждой двери доносилась музыка.

В один из таких дней он услышал, как репетирует детский оркестр. Повинуясь необъяснимому порыву, Олег стал дирижировать, как бы играя с музыкой. Он был настолько поглощён этим занятием, что не заметил, как за ним уже давно наблюдает пожилая женщина, поражаясь почти профессиональным, удивительно точным движениям малыша. Эта женщина была одним из старейших педагогов музыкальной школы, она сразу же захотела встретиться с родителями Олега.

Олег МеньшиковДля Меньшиковых-старших это стало неожиданностью. Нет, они, конечно, и сами собирались отдать Олега в музшколу, как было принято во всех советских интеллигентных семьях, но попозже, в класс фортепьяно. Педагог же объяснила, что у мальчика абсолютный слух и его надо немедленно отдавать на скрипку.
С того времени Олег не выпускал скрипку из рук. Даже возвращаясь с занятий и с удовольствием присоединяясь к дворовым играм, он не расставался с футляром, в котором лежал хрупкий инструмент. Так и скакал, и отбивал мячи, прижав его к груди. И в этом Олег тоже был защитником своей суверенной территории.

Вот такой необычный мальчик родился 8 ноября 1960 года в подмосковном Серпухове в семье военного инженера и врача-невропатолога.
Через несколько лет Меньшиковы переехали в Москву и с восторгом обживали новую квартиру на окраине: две комнаты в хрущёвке с малюсенькой кухней тогда было пределом мечтаний. Здесь же Олег пошёл в школы – музыкальную и общеобразовательную.

Вероятно, подробности о юных годах будущего Костика Ромина из «Покровских ворот» можно и подсократить, но никак не получается, потому что оттуда, из детства, идут те черты, которые в будущем сложились в характер.

Сегодня Меньшиков говорит, что на актёрскую стезю его занесло совершенно случайно, и он по сей день не исключает, что ещё может кардинально поменять профессию. Но, думается, это лёгкое лукавство, потому что актёрская игра, постоянное лицедейство были присущи Олегу практически с рождения.

Другие Костики

Михаил Козаков пребывал в дурном настроении уже не первую неделю. Вот-вот должен был начаться съёмочный период, а главного героя так и не нашлось. На роль Костика Ромина пробовались без малого два десятка актёров. И вроде бы все талантливы, интересны, энергичны, но все – что-то не то. А тут ещё и Леонид Зорин, который написал почти автобиографический сценарий, подливал масла в огонь: ну не нравился ему никто из претендентов!

Конечно, Зорин вёл себя крайне придирчиво, ведь Костик должен был стать его зеркальным отражением в молодости, а как тут выбрать самого себя? Козаков, который прикипел душой к сценарию, уже готов был отказаться от затеи снимать «Покровские ворота», когда его супруга, увидев по телевизору фильм киностудии имени Довженко «Жду и надеюсь», поделилась с ним впечатлением от артиста, сыгравшего в этой малоизвестной картине роль. И даже на всякий случай записала его фамилию.

Как это часто бывает, случайное стечение обстоятельств привело к удаче: Олег Меньшиков оказался на пробах у самого Козакова. И стало ясно – вот он, главный герой «Покровских ворот».

Меньшиков и есть тот самый Костик Ромин. Это сразу понял даже Леонид Зорин. Козаков же беспрестанно благодарил супругу и фортуну.



«Незамороженный»


Олег с самого детства был Костиком Роминым. В школу он ходил как на праздник. Во-первых, учёба давалась ему легко, а во-вторых, за ним по школьным коридорам уже тогда следовала толпа поклонниц. Он был душой компании с явными лидерскими способностями. Однако симпатичный и стильный мальчик в вельветовом пиджаке никого не подпускал к себе слишком близко.

Влюбившись в музыку, будучи талантливым скрипачом и пианистом, Олег два-три раза в неделю ездил в центр столицы, чтобы попасть в Театр оперетты. Именно этот жанр больше всего привлекал внимание юноши. Странно, но факт: арии из «Марицы» и «Летучей мыши» ласкали слух молодого человека куда больше, чем хиты отечественной «Машины времени» и монстров западного рока. Олег всеми правдами и неправдами доставал контрамарки в любимый театр, таскал за собой одноклассников и одноклассниц, чтобы и они разделили его радость от прекрасной музыки.

Когда в школе заговорили, что неплохо было бы к празднику организовать что-нибудь своими силами, Меньшиков тут же отозвался и поставил оперетту, собрав коллектив единомышленников, которые неожиданно для себя запели и заплясали под руководством начинающего режиссёра.

Пионервожатая назвала Меньшикова «незамороженным ребёнком». Всего в 11 лет мальчик был назначен председателем совета дружины. А учителя давали своему любимчику такую характеристику: хваткий, умный, с независимым мышлением, лидер, упрямый, способный.

С ним было интересно и трудно одновременно. Олег внимательно выслушивал чужое мнение и всегда поступал по-своему, причём часто получалось, что оказывался в итоге прав. С возрастом ничего не изменилось. Только ту самую «меловую черту» Меньшиков чертил всё дальше и дальше от себя, полностью отдаваясь профессии и всё строже следя за тем, чтобы никто не переступал границу, за которой частная жизнь.

Не стал гардемарином

Только широкому зрителю могло показаться, что Меньшиков в «Покровских воротах» взялся словно бы ниоткуда. Режиссёры же давно приглядывались к неординарному студенту выпускного курса Театрального училища имени Щепкина.

Меньшиков и в училище успел всех перебаламутить: ставил с однокурсниками мини-спектакли, вступал в конфликты с педагогами, которые, по его мнению, вели себя по-хамски. Даже успел прилюдно высмеять со сцены нового ректора училища, ничего не понимавшего ни в театре, ни в процессе образования, но пользовавшегося протекцией большого чиновника. И во многом прав режиссёр Роман Балаян, снявший Меньшикова в «Полётах во сне и наяву» и «Поцелуе», когда говорил, что роли Олега – это роли Жерара Филиппа. Действительно, он мог бы стать блистательным Фанфаном-Тюльпаном.

Олег МеньшиковМеньшикову вообще идут костюмы давних эпох и шпага в руке. А мятежная натура дополняет образ мушкетёра. Но он может быть только героем-одиночкой. Всегда один, вне толпы. Мы упустили шанс увидеть этого актёра в фильме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперёд!». Меньшиков уже был утверждён на роль одного из гардемаринов, но появился Дмитрий Харатьян и режиссёр поняла, что в такой компании Олег смотреться не будет. Тем не менее в качестве дружеской услуги Меньшиков полностью озвучил персонаж Сергея Жигунова. Когда же снималось продолжение «Гардемаринов» и Дружинина вновь попросила Олега поработать на озвучке, артист мягко отклонил это предложение, заметив с улыбкой, что и так уже много сделал для популярности Жигунова.

До «Покровских ворот» в начале 1980-х Меньшиков уже успел сняться в «Жду и надеюсь» и «Родне» Михалкова, где сыграл совсем небольшую роль, практически эпизод, правда, очень яркий. Одного участия в фильме Никиты Михалкова было достаточно, чтобы на молодое дарование обратили ещё более пристальное внимание.

Первый актёр-миллионер

А Козаков и Зорин ликовали по поводу найденного Костика, не подозревая о серьёзной проблеме. Оказывается, Олег Меньшиков в это же время уже был утверждён на одну из значимых ролей в фильме замечательного режиссёра Юлия Райзмана «Частная жизнь», где партнёрами студента стали бы Михаил Ульянов и Ия Савина.

Пришлось Леониду Зорину написать длинное письмо Райзману, в котором он объяснял, что без Меньшикова не будет «Покровских ворот». Юлий Яковлевич проникся зоринским слогом и отпустил Олега на съёмки к Козакову. Так в 1982 году на телеэкранах появилась картина, ставшая культовой. «Покровские ворота» – это путешествие в то время, когда, невзирая и вопреки, на душе было тепло…

Говорят, что Меньшиков рано познал вкус славы, превратившись в человека, которого надо бесконечно уговаривать. Театроведы, кинокритики и журналисты в один момент просто ополчились на него: зазнался Меньшиков, ведёт себя как царь на именинах, небось, у своего покровителя Никиты Михалкова поднабрался аристократизма. Руки не подаст, не кивнёт приветственно, а чтобы дал интервью, надо буквально на колени становиться.

Да, Меньшиков заставляет себя ждать, да, он редко даёт интервью и не любит «светиться», особенно теперь, когда перейдён полувековой рубеж. Наверное, это связано с тем, что Олег, теперь уже Олег Евгеньевич, народный артист России, – явление, без сомнения, выдающееся в отечественной культуре; имя-бренд; первый российский актёр-миллионер, элегантно рекламировавший дорогущие швейцарские часы. Он не любит размениваться на пустяки. Но когда он что-то делает, то делает это с неизменным аристократическим, в хорошем смысле этого слова, шиком.

Если производить впечатление на красивую девушку, то ночной экскурсией по знаменитому музею, где только двое в тишине залов, наполненных шедеврами. Если выходить в свет, то в роскошной шубе и с дорогими перстнями на тонких пальцах. Он такой: противоречивый и немногословный.

Нежный эгоист

Но самое главное, Олег Меньшиков неординарен и неприлично талантлив. Те счастливчики, которым он давал интервью, кардинально меняли своё мнение о нём. Их собеседником оказывалась не заносчивая «звезда», а умный и обаятельный человек, который всерьёз задумывался над каждым вопросом, давал глубокие, откровенные ответы. И это его собственные слова: я – эгоист, и мне достаточно того, что любят меня; я нежный, но не трепетный; я могу раз и навсегда вычеркнуть человека из своей жизни. И основное кредо Меньшикова: главное правило – никаких правил.

Олег МеньшиковК нему никто не относится равнодушно. Его либо боготворят, либо ненавидят. Коллеги называют его «нормальным гением», а также актёром-нарциссом и королём штампа. Но ему всё равно. Он – артист. И если надо сниматься в тяжелейших условиях в горном ауле, то он пойдёт и снимется. И никто не узнает, что у него в этот момент обострилась язва желудка. И когда на сцене актёру в кровь рассёк лицо оторвавшийся трос, он не остановил спектакль, а доиграл до конца.

Иногда его поступки вызывают недоумение. Например, отказ сниматься в фильме Михалкова «12». Или решение в период экономического кризиса ставить не дешёвую комедию, а монументальное «Горе от ума», в условиях антрепризы, с массивными декорациями и изысканными костюмами, не опуская цену на билеты ниже 100 долларов.

Но потом понимаешь, что Меньшиков всегда остаётся в выигрыше. От интересных и на первый взгляд нужных ролей он, артист интуитивный и тонкий, отказывается тогда, когда чётко осознаёт, что персонаж «не его». И это честно. Потому что, играя роль не по душе, подводишь и себя, и режиссёра, и зрителя. Высокомерием и заносчивостью тут и не пахнет. А на «Горе от ума» народ шёл дружной толпой несколько лет подряд, покупая дорогие билеты и не обращая внимания на разгромную критику этого спектакля.

Потом меньшиковское театральное «Товарищество 814» поставит ещё несколько спектаклей. Будут и неоднозначная «Кухня», и гоголевские «Игроки» с фееричным Виктором Сухоруковым. А кроме театра, конечно, будет большое кино: «По главной улице с оркестром», «Моонзунд», «Дюба-дюба», «Кавказский пленник», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник». Будут яркие роли в театре и на телевидении: Чацкий, Калигула, Нижинский, Есенин, Робеспьер, Остап Бендер, доктор Живаго, Эраст Фандорин.

За меловой чертой

Сегодня Меньшиков может позволить себе делать только то, чего действительно хочет. К 50-летию и по просьбе Виктора Сухорукова возобновлён спектакль «Игроки». Сам Меньшиков с упоением играет моноспектакль «1900», где рассказывается об удивительном пианисте, который всю жизнь провёл на борту огромного лайнера, – так артист вернулся к своей давней страсти, к музыке. А новый проект «Оркестр мечты Олега Меньшикова» – вообще сплошная симфония.

Да и очередной режиссёрский замысел – поставить «Сильву» – как бы уносит Меньшикова в юность, когда он мальчишкой мотался в Театр оперетты. Что ж, наверное, у него получится и это, и это будет опять интересно. Главное, чтобы случился «дзинь». Любимое слово артиста: это когда должен звякнуть некий божественный колокольчик, возвещая о том самом единственном моменте, когда всё совпало.

Что же касается личной жизни, которая, как мы помним, находится за «меловой чертой», то сам Меньшиков незадолго до своего тайного бракосочетания со студенткой театрального института Анастасией Черновой признавался, что ничего не понимает в той части жизни, которая лежит вне профессии. Похоже, что за это и расплачивается сполна.

Мы не во Франции живём, где принят жёсткий закон для работников СМИ. Там любая фотография, которая попадает на страницы журналов и газет без разрешения тех, кто на ней изображён, влечёт за собой не просто огромные штрафы, которыми уже никого не удивишь, но и реальный тюремный срок. Поэтому французские журналисты и фотокорреспонденты ведут себя крайне осторожно. Чего не скажешь о наших. На Меньшикова из года в год выливаются ушаты грязи, мусолятся темы, связанные с его «любовниками» и «любовницами», выискиваются «новые факты» амурных похождений и прочее.

И в возне вокруг частной жизни Меньшикова забывается главное: он – великий художник, который находится очень далеко от всей этой суеты. Этому человеку Бог отмерил таланта не ложками, не половниками, а цистернами. И пусть звёзды сложатся так, чтобы артист сумел свой талант реализовать. В какой угодно сфере. Ему виднее.

Настоящий талант бессмертен, и мне кажется, что наше время будет увековечено именно Олегом Меньшиковым. У нас очень много талантливых артистов, но большинство из них со временем забудутся. А Меньшиков не забудется никогда. Достаточно одного грустного взгляда его героя из фильма «Мой любимый клоун». Этот взгляд способен рассказать о нашем времени и о нашей жизни всё.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА