Бармалеи
30.03.2017 18:02
Какие диктаторы бывают в Африке

БармалеиПредисловие

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
…В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!

Это стихотворение Корней Чуковский написал в 1925 году. Большинство африканских бармалеев тогда ещё на свет не родилось. Они появились на мировой арене уже после войны. Содержать колонии европейским империям стало накладно, и угнетённые народы Африки взялись бороться за независимость. Часто их кровопролитная борьба была абсолютно бессмысленна, но на этом фоне как раз и появились в некоторых африканских странах разбойники-злодеи, ужасные и беспощадные бармалеи. Людоеды не только в переносном смысле слова, но и в самом прямом. Они официально считались руководителями стран. А в перерывах между правительственными совещаниями и переговорами на международном уровне ели печень врагов, лакомились сердцами друзей или местных грациозных красавиц.

Бокасса

Имя президента Центральноафриканской Республики, императора Центральноафриканской империи Жан-Беделя Бокассы знал каждый советский школьник. С 1966 по 1979 годы этот человек стоял у руля ЦАР и не раз с дружественными визитами посещал СССР.

Тогда лишь немногие приближённые догадывались о вкусовых предпочтениях африканского лидера. И только после его свержения в 1979 году тайное стало явным: журналисты нашли в многочисленных холодильниках части человеческих тел, а личный повар императора Филипп Ленгис признался, что много лет готовил самые разные блюда из человеческого мяса.

В начале своего правления, как рассказали приближённые, Бокасса любил кушанья из врагов, которых часто подавали к ужину, фаршированными рисом и овощами. На трапезы порой приглашали членов семьи убитых, которые под страхом смертной казни должны были вместе с императором съесть кусочек родственника. Жареные лидеры оппозиции также регулярно появлялись на столе императора. Впрочем, он не брезговал и друзьями. Однажды приказал приготовить на обед своего любимого министра. Эту трапезу он щедро разделил с остальными членами правительства.

Бокасса родился в феврале 1921 года в бедной многодетной семье. Когда мальчику исполнилось 6 лет, колонисты на глазах у сына расстреляли его отца, а мать, не выдержав потери мужа, покончила жизнь самоубийством. Возможно, тогда маленький Бокасса решил стать воином: поступил на службу в колониальные войска французской армии, воевал на фронтах Второй мировой, позже – в Индокитае. В 1959 году вернулся на родину, где дослужился до начальника генштаба. А 1 января 1966 года в результате государственного переворота пришёл к власти.

Для многих стран Африки путч (военный переворот) – самый популярный и, можно сказать, традиционный путь смены руководства. Гораздо более привычный, чем выборы. Что касается политической деятельности, то тут Бокасса не отличался от других диктаторов: коррупция, обнищание населения, аресты инакомыслящих, пытки, в которых император принимал участие лично, – были обычным делом.

Экономика страны в те времена имела единственную статью доходов: по дешёвке распродавалось госимущество, которое скупала Франция, ранее колонизировавшая Центральную Африку. Также диктатор предоставлял самые выгодные условия разработки урана для французской программы ядерного оружия. В благодарность за сотрудничество в 1975 году французский президент Валери Жискар д’Эстен даже назвал Бокассу своим «другом» и «членом семьи», а также несколько раз ездил в ЦАР охотиться.

Европейские банки охотно давали тирану многомиллионные займы на его безумства. Пока народ пух с голоду, лидер закатывал пиры для иностранных гостей, заказывая изысканные европейские блюда прямиком из Франции.

До сих пор народ с содроганием вспоминает 4 декабря 1977 года – день коронации императора Бокассы. Одна корона, украшенная двумя тысячами бриллиантов, стоила 5 миллионов долларов, а на церемонию ушла четверть годового экспортного дохода страны. Новоявленный император пригласил на свою коронацию руководителей всех мировых держав и даже Папу Римского. Но приехали в основном западные журналисты. Они даже не подозревали, что на столах помимо обычных кушаний была и «сахарная свинина» – так Бокасса называл человеческое мясо.

Аппетит приходит во время еды. Со временем для Бокассы важнее, чем само человеческое мясо, стала личность съеденного. Поэтому с годами он перешёл на уникальных представителей центральноафриканской науки. Съел сначала единственного в стране математика, а потом – единственного зубного врача. Затем ему пришлись по вкусу самые красивые женщины: первой съеденной стала победительница конкурса красоты (одержав победу, девушка не прожила и 24 часов), второй – жена правителя.

Впрочем, жён у Бокассы было много. Лишь официальных – 19. Они произвели на свет 77 детей, которым лидер под страхом смерти запрещал есть человеческое мясо, поскольку боялся, что, отведав человечины, сыновья захотят съесть собственного папу.

В многочисленные заграничные поездки император обязательно брал ящики с консервами, которые он называл «сардинами», а также колбасы и ветчину из «сахарной свинины». Этим «сухим пайком» Бокасса питался и во время своих поездок в СССР. Например, в 1970 году в пионерском лагере «Артек», где он был принят в почётные пионеры. И в 1973 году в Москве, где проходил лечение.

В своих мемуарах бывший министр здравоохранения СССР Евгений Чазов рассказывал, что Бокасса обследовался в «инфекционке» Кремлёвской больницы. Советские врачи диагностировали у пациента банальный холецистит и колит в лёгкой форме, но, исследовав диету императора, пришли в ужас. «Его слуга и повар привезли обычные для него продукты питания. К моему удивлению, это были какие-то мелкие змейки, животные типа ящериц, а также грязное мясо непонятного происхождения», – вспоминал Евгений Иванович.

Людоед пришёл к власти в результате путча, с помощью путча же и был свергнут. Военный переворот был организован Францией в ночь на 21 сентября 1979 года, когда Бокасса находился с официальным визитом в Ливии. В числе обвинений, выдвинутых ему судом, были массовые убийства, растрата государственных средств и, разумеется, каннибализм. Опальный политик получил 20 лет тюрьмы, но спустя всего 6 лет был амнистирован. Умер кровожадный Бокасса через несколько лет от сердечного приступа в столице своей родной страны.

Мобуту

В Конго в 1965 году пришёл к власти безумец в разноцветной пижаме, с неизменной леопардовой пилоткой на голове, – Мобуту. В мировую историю этот чудак вошёл как обладатель необычного головного убора и счёта в банке, который равнялся внешнему долгу страны.

Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга родился в 1930-м в семье повара, работавшего у капуцинских миссионеров из Бельгии. Из-за конфликтов с хозяевами своего отца был исключён из школы и даже приговорён к шести месяцам тюрьмы, которую вскоре заменили на семь лет службы в колониальной армии.

Юный Мобуту был чертовски любознательным, прекрасно владел французским, и из рядов вооружённых сил его быстро забрали – назначили переводчиком. В это же время он начал оттачивать журналистское перо. Бельгийские экс-колонизаторы быстро подметили продажность неординарного молодого человека и взялись продвигать его в правительство Конго. Но для начала отправили на стажировку в Брюссель, где ЦРУ и бельгийские спецслужбы несколько лет обучали будущего лидера, а уже затем вернули на родину.

В 1960-м Национальное движение Конго во главе с Патрисом Лумумбой выиграло выборы в местный парламент, страна обрела номинальную независимость, которая, как мы знаем, часто приводит к кровопролитной гражданской войне. Мобуту выбился в начальники генштаба армии, при активной поддержке США совершил военный переворот и стал президентом «демократического» Конго.

Его бывший шеф и соратник Лумумба стал лишь одной из первых жертв Мобуту. Став правителем, тот ликвидировал оппонентов не хуже Бокассы. Многих казнил публично – как, например, известного соратника Лумумбы Пьера Мулеле, которому на многолюдной площади выкололи глаза, отрезали гениталии, а затем ноги. Это политическое убийство считается самым жестоким в ХХ веке.
Расправившись с оппонентами, Мобуту переименовал Конго в Заир и стал проповедовать африканизацию (заиризацию) народа. Были запрещены христианские имена и фамилии, запрещалось носить пиджаки и брюки. В 1974 году официальной идеологией Заира был объявлен «мобутизм» – смесь национализма и обожествления Мобуту.

О Мобуту слагались песни, его портреты висели в каждом доме, а озеро Альберт на границе Заира и Уганды было переименовано в Мобуту Сесе Секо. За 32 года своего правления мужчина в леопардовой шапочке воздвиг для себя несколько дворцов по всему Заиру. На своей малой родине – в городке Гбадолите – построил копию Версаля и шикарный «домашний» аэропорт, чтобы прямо из дома летать в Париж за нарядами и драгоценностями. А закончив шопинг во французской столице, ехал в Диснейленд – покататься на каруселях.

Пока народ голодал, президент возил на государственных транспортных самолётах личное стадо породистых коров на выпас в Южную Америку. Сколько у Мобуту было яхт и иностранных поместий, сосчитать невозможно, как невозможно сосчитать, сколько средств из государственной казны он присвоил, сколько полезных ископаемых продал в Европу по сходной цене. Заир – огромная экваториальная страна, богатая золотом, кобальтом, алмазами и медью, все эти сокровища Мобуту сплавлял за рубеж, в результате чего его счёт только в швейцарских банках к 1980 году составлял 5 миллиардов долларов.

Стоит сказать, что в этот период зарплата как таковая в Заире отсутствовала, её получали лишь военные. А миллионы обычных африканцев денег в глаза не видели – жили на подножном корме. Самые смелые ходили в джунгли охотиться на пигмеев, чтобы прокормиться.

В 1996-м, пока Мобуту находился в Париже, в Заире произошёл военный переворот, вспыхнула гражданская война, к которой подключились соседние страны. Остаётся только удивляться, откуда у обнищавшего населения, вынужденного порой из-за голода охотиться друг на друга, хватило сил на масштабную кровопролитную битву.

Как бы то ни было, но Мобуту свергли, он бежал в Марокко, где спустя всего три месяца умер от рака.

Иди Амин

Президент Уганды в 1971–79 годах, создатель одного из самых жестоких тоталитарных режимов Дада Уме Иди Амин сегодня известен благодаря Голливуду, где о нём снято много фильмов. Самый популярный – «Последний король Шотландии».

«Его Превосходительство Пожизненный Президент, Фельдмаршал Аль-Хаджи Доктор Иди Амин, Повелитель всех зверей на земле и рыб в море, Завоеватель Британской Империи, король Шотландии» – так, скромно, именовал себя Дада во время своего недолгого, но впечатляющего правления. Жертвами репрессий стали от 300 до 500 тысяч граждан Уганды, причём не менее двух тысяч он убил лично.

Как и многие другие бармалеи, Дада с юности служил в колониальных войсках, а к власти пришёл в результате государственного переворота. Запад поначалу помогал Иди Амину. Но вскоре поддержка со стороны Великобритании прекратилась, и бармалей потребовал поставки вооружений от СССР.

Дада удерживал власть с помощью террора. Диктатор бомбил и без того нищие хижины угандийцев, стирая целые деревни с лица земли. Люди не успевали рыть могилы для родственников. Убитых скармливали крокодилам, которые дохли от переедания: водозаборы и плотины на Ниле были забиты мёртвыми телами.

Страна нищала, и, чтобы восполнить бюджет, Амин ввёл такой закон: солдаты получили право убивать случайных людей и продавать их трупы родственникам по высокой цене. В Уганде распространён культ предков, и несчастные африканцы отдавали последние крохи, чтобы похоронить покойного по-человечески.

Убийство стало для Иди Амина чем-то вроде мании. Жертвами были не только простые безвинные люди, но и его жёны. Трёх он зверски убил в 1972 году, причём тело одной было обнаружено в багажнике автомобиля расчленённым. В августе 1975 года Амин взял себе пятую жену – Сару, которая однажды в холодильнике на вилле президента обнаружила замороженные женские тела. А вскоре и сама оказалась всё в том же холодильнике.

Как и Бокасса, Иди Амин был не только тираном, деспотом, убийцей, но и людоедом. Правда, в отличие от Бокассы, не скрывал и даже пропагандировал каннибализм. Например, учил своих солдат: если кончится еда, можно подкрепиться мясом товарища по оружию. Как пишет один западный журналист, «Иди Амин употреблял в пищу убитых противников и прочих подданных, храня части их тел в большом холодильнике резиденции рядом с ничего не подозревавшими иностранными делегациями». Сам президент признавался, что «съедал врагов, чтобы украсть их силу».

Финалом президентской карьеры людоеда стала война с соседней Танзанией в 1979 году. В ней войска Уганды потерпели сокрушительное поражение. Но Иди Амину удалось бежать в Саудовскую Аравию, где он припеваючи жил в окружении новых жён вплоть до 2003 года. Тиран умер своей смертью в элитном госпитале в Джидде в возрасте 75 лет.

Менгисту Хайле Мариам

«Тысячи детей были убиты в Аддис-Абебе, их тела валялись на улице и становились добычей бродячих гиен. Когда выезжаешь из Аддис-Абебы, на обочине дороги можно видеть груду тел убитых детей в возрасте от 11 до 13 лет» – так в 1977 году писал о деятельности ещё одного африканского бармалея генеральный секретарь шведского Фонда спасения детей. Всего за 17 лет правления жертвами режима Менгисту стали три миллиона человек: около ста тысяч были расстреляны, остальные погибли в тюрьмах или от голода.

Родившегося в 1937 году Менгисту Хайле Мариама называли он (то есть «красный царь»), «Мясник из Эфиопии» и «Чёрный Сталин». Но вообще-то Менгисту нисколько не соответствовал образу советского вождя. Начать хотя бы с того, что родился и воспитывался в аристократической семье, при помощи дяди-министра без аттестата поступил в военную академию, затем служил в императорском дворце начальником материальной части. А в 1967 году отправился в США на курсы переподготовки офицеров. Изучал экономику в Мэрилендском университете. В 1972-м вернулся на родину и уже спустя два года стал одним из заговорщиков, свергнувших императора. А через месяц захватил всю власть под лозунгами демократии и свободы.

Направляемый и финансируемый Вашингтоном, Менгисту огнём и мечом насаждал демократию. Но вскоре США свернули военные поставки, и тогда «Красный негус» обратил взор на Советский Союз, который ответил ему взаимностью.

Борясь с оппозицией, Менгисту развернул «красный террор». «Смерть контрреволюционерам! Так прольётся же кровь врагов революции! Ответим на белый террор красным террором!» – под такими лозунгами по столице носились толпы обезумевших революционеров, уничтожая без суда и следствия всех, попавшихся под горячую руку. Так правил Менгисту «до тех пор, пока СССР помогал его режиму» – говорят сегодня некоторые историки. Но с распадом Советского Союза помощь прекратилась.

«Что происходит в СССР? Есть ли будущее у советско-эфиопских отношений? На вашу экономическую помощь мы уже не рассчитываем, но просим сохранить хотя бы военную. Без вашей военной помощи мы не сможем успешно вести переговорный процесс с вооружённой оппозицией, и наше положение в ближайшие месяцы станет катастрофическим. Вы сами ориентировали нас на социалистический путь развития, и вы же сами от нас сейчас отворачиваетесь!» – так говорил запаниковавший Менгисту в ноябре 1990 года генерал-лейтенанту КГБ Кирпиченко, который посетил Эфиопию в качестве главы советской делегации.

В 1991 году власть в Эфиопии захватили повстанцы. «Чёрный Сталин» бежал в Зимбабве, где его тепло принял президент Роберт Мугабе. Там, на правительственной вилле, в окружении своей семьи Менгисту живёт до сих пор.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №12, март 2017 года