СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Алиса Гребенщикова: Я просто тихий весёлый фантик
Алиса Гребенщикова: Я просто тихий весёлый фантик
10.04.2017 16:48
Алиса ГребенщиковаОна родилась и выросла в Ленинграде, там же окончила театральный вуз, а карьеру сделала в Москве, сыграв более 50 ролей в кино и театре. Среди фильмов, в которых снялась актриса, – «Водитель для Веры», «Любовь-Морковь», «Ундина». Также она участвовала в телешоу «Танцы со звёздами» и «Ледниковый период». Алиса много и с увлечением рассказывает о своём подрастающем сыне, о любимом балете и о праздниках, которые Гребенщиковы отмечают всей семьёй.

– Алиса, можете рассказать о самом ярком впечатлении детства?
– Я выросла в невыразимо красивом городе, вокруг всегда чувствовался имперский лоск. Думаю, сам Петербург сыграл огромную роль в моём воспитании. Всё моё детство – калейдоскоп ярких впечатлений, но чего-то конкретного, вроде походов в цирк или поездок к морю, у меня нет.

– К слову, о море. Знаю, что вы недавно отдыхали на Мёртвом море. Как впечатления?
– Наикрутейшие были каникулы! Немного не в нашем стиле, но это даже и лучше – пять с половиной дней в тепле, в Израиле… Я прктически не отвечала на письма и звонки, только на срочные. Не разговаривала с людьми. Почти всё время ходила в купальниках и халате, не надевая платья. Конечно же, ни разу даже близко не поднесла к лицу декоративную косметику. Заплетала волосы в косичку. Ела всё, что хотелось! Упражнялась в аквааэробике. И каждый день благодарила своего мудрого папу, который года два слушал моё нытьё: «Ах, я устала, ах сил нет», – а потом взял и отправил нас с Алёхой отдыхать. Нет, раньше он вежливо предлагал мне: «Съезди на море, за три дня всё пройдёт», – но этих трёх дней я никак не могла или не хотела выкроить. Поэтому однажды папа просто купил нам билеты, узнав заранее, когда у нас выходные. И я наконец начинаю просыпаться и выздоравливать. Два месяца не вылезала из простуд, а сейчас уже и посмеяться хочется.

– Сын Алёша был с вами?
– Мы вместе грелись на солнышке и в спокойном режиме повторяли пройденный материал по некоторым предметам. Готовились к контрольному списыванию, читали по-русски и по-английски, а в перерывах плескались в бассейне. Алёха бесконечно играл в лего-человечков. Ожидаемо не понял прелести Мёртвого моря, ведь ему хочется брызгаться, что недопустимо в солёной воде. Но хохотал, когда вода переворачивала его. А вечером мы смотрели мультфильмы. И опять были вдвоём и почти ни с кем не общались, только друг с другом. Это очень интересно – наблюдать, как взрослеет мой мальчик. Очень!

– А где ещё вы восстанавливаете силы?
– На природе. Мне важны тишина и уединение, люблю ветер, воду, гулять в лесу, в полях. Мне и море нравится, но не переполненные пляжи. Когда рядом люди, я не отдыхаю, не восстанавливаюсь.

– Как снимаете стресс?
– Сплю дома. Мне необходимо высыпаться и просто находиться дома, он меня успокаивает.

– Вы получили образование в Северной столице, а карьеру сделали в Первопрестольной. Какой город вам роднее – Санкт-Петербург или Москва?
– Родной город – тот, где ты родился. Мне близки обе столицы. Я люблю Москву, скучаю по ней, когда уезжаю, но моей родиной всегда будет Санкт-Петербург, мрачный город, воспитавший меня и навсегда поселивший в душе тоску. Он – часть меня. Говорят, можно вывезти девушку из деревни, но деревню из девушки – нет. В моём случае то же можно сказать о Петербурге. Его никогда не вывести из моей крови.

alt

– Хорошо, а где вы любите гулять в Москве и Питере?
– Я никогда не говорю «Питер». В Петербурге мне всегда хочется гулять по набережной Фонтанки, от Невы и до Гороховой улицы, иногда и дальше. Люблю набережные, воду. В Москве мне первые годы очень не хватало прогулок вдоль рек, и я стала гулять по бульварам, по саду имени Баумана, тихому, уютному и очень ухоженному. А для прогулок с детьми предпочитаю парк «Сокольники», здесь всегда можно найти что-нибудь интересное, покататься на самокатах и велосипедах в тёплое время года. Там осенью пахнет листвой, весной – цветами и всегда – свежестью.

– Вы много ездите по стране. Какие города произвели особенное впечатление?
– Не было ни одного города, который не произвёл впечатления. У каждой местности своё лицо. Что-то тебе нравится, что-то нет, куда-то хочется вернуться ещё раз. Это зависит не только от архитектуры, инфраструктуры, но и от людей, которых встречаешь. Я обожаю приезжать на гастроли в Нижний Новгород, играю в нём чуть ли не чаще, чем в Петербурге. Люблю Воронеж, Пермь. В Перми нам сделали прекраснейший подарок – экскурсию по художественной галерее. Самое сильное впечатление на меня произвели пермские деревянные скульптуры… Почти два года в Ханты-Мансийске снимался сериал «FM и ребята», и всё это время я жила на два города – Москву и Ханты-Мансийск. Конечно, теперь у меня с ним всю жизнь будут особые отношения.

– У вас хорошая растяжка. Занимаетесь йогой?
– Всерьёз йогой я не занималась никогда, моя растяжка – от балетного станка, он у меня и дома есть.

– В каком возрасте вы заразились балетом?
– В детстве мы с бабушкой часто бывали на балетных спектаклях. Да и сейчас, будучи актрисой, я очень люблю танец как выразительное средство. Лет пятнадцать назад проводила много времени с труппой Имперского русского балета Гедиминаса Таранды, по утрам занималась у них балетной разминкой, если не была занята в театре. И вот лет шесть назад поняла, что мой гарантированный восторг и трепет вызывают именно балетные спектакли. Я почти перестала бывать как зритель на спектаклях драматических.

– Знаю, что ваш любимый театр – Большой.
– Да, балетная труппа Большого театра – источник моего вдохновения, моя любовь и самое надёжное лекарство. Я провела рядом с ними несколько лет и была абсолютно счастлива видеть их в работе. Мои близкие люди танцуют в Большом, и я рада, что сын Алёша тоже впитал эту особую атмосферу, посмотрел много балетных спектаклей.

– Какие у вас впечатления от шоу «Танцы со звёздами»?
– Моё участие в этом проекте было совсем непродолжительным и совпало с большой занятостью в театре. Поэтому при всей моей любви к танцам ярких воспоминаний об этом шоу нет.

– Не огорчают проигрыши?
– Я не играю в азартные игры, я не спортсмен, в чём и кому я могу проигрывать?

Алиса Гребенщикова– Не боялись соглашаться на травматичное и опасное ледовое шоу?
– Нет, конечно. «Ледниковый период» – самый интересный проект на нашем телевидении, глупо воспринимать его как травмоопасный. В этом смысле опасны спортивные телеигры, а «Ледниковый период» – это в первую очередь искусство, творчество. Когда в первый раз вышла на лёд, я еле-еле передвигалась, судорожно вцепившись в бортик. «Ледниковый» стал для меня самым важным творческим проектом. Особенно радуюсь, когда прихожу на новые шоу, поставленные Ильёй Авербухом. Мне очень любопытно увидеть в большой роли Аделину Сотникову. На Таню Тотьмянину с Максимом Марининым всегда рада смотреть. Ну и Ягудин… Это человек, из-за которого я полюбила мужское одиночное катание; кажется, готова бесконечно любоваться им на льду. Когда у нас с фигуристами был тур, я ни разу не пропустила ягудинские номера, стояла у бортика и не дышала. Кстати, моему сыну Алёше Ягудин тоже очень нравится.

– Как вы воспитываете сына?
– Ох, какое же это ответственное дело – воспитание детей! На днях прочла статью «Почему наши дети не читают», где в числе прочего говорится и о том, что цифровые технологии сильно влияют на мир. Якобы мы не должны давить на детей, пытаясь воспитывать их по старым шаблонам. Думаю, наша родительская задача – расширять кругозор и давать детям возможность выбора. Меня заинтересовал проект друзей из Петербурга о профориентации подростков «Арт-личность». Они делают целые тематические смены, посвящённые профессиям, работают со специалистами в разных областях. Алёша интересуется банковской сферой, очень круто выигрывает у взрослых в «Монополию», хотя ему ещё и девяти лет нет.

– Слышала, Алёша любит математику.
– Да, но это обычная детская история, ведь математика – самая понятная и логическая наука. У неё есть законы, и она легко даётся большинству детей, мой сын не исключение. Он хорошо считает в уме и получает от этого удовольствие.

– А ещё он занимается каратэ…
– У Алексея теперь оранжевый пояс! А недавно мы ходили в кино, и сын перед сеансом познакомился с ребятами, сидевшими рядом. Первый их вопрос был: а ты каким спортом занимаешься? Почти все наши знакомые дети ходят в спортивные секции. Мне кажется, это очень здорово.

– Вы сейчас не напоминаете себе свою маму, когда она занималась вашим воспитанием?
– У нас с моей мамой абсолютно разный темперамент. Мы не похожи.

– Какие черты характера свойственны членам вашей семьи?
– У всех нас есть ценное качество – коммуникабельность. Все доброжелательны и любознательны, любим новые знакомства, ни у кого нет проблем в общении даже с незнакомыми людьми. Всё, что у меня есть, досталось от родных. Наверное, только болезненную любовь к русской литературе привила школа, а всё остальное – гены и воспитание.

– Вы ведёте авторскую программу. Пожалуйста, расскажите о ней.
– Три сезона на телеканале «Мать и дитя» выходила передача «Город для детей» о семейном досуге. Я рассказывала, куда можно пойти с детьми, какие есть интересные места, мастер-классы, музеи, театры. И подавала личный пример – часто со мной снимался мой сын Алёша.

Сейчас у меня другой прекрасный проект. На «Радио 1» я веду музыкальную программу «Своя студия», она записывается в формате живого концерта, где в перерывах между песнями мы с музыкантами разговариваем о самых разных вещах. О любви к осени – с Дмитрием Ревякиным, лидером группы «Калинов мост». Об астрологии – с Павлом Кашиным. Снятся ли музыкантам песни и что служит им вдохновением? Мне это всё очень интересно, и беседы у нас получаются живые, так что час пролетает стремительно. Алёха очень радуется, когда есть возможность сходить со мной на радио. Как он говорит бабушке: «Там я хотя бы могу спокойно уроки сделать!» То есть вот так вот – разложив учебники и тетради на динамике и при первой возможности хватая рок-гитару. На самом деле, это теперь случается совсем не часто и оттого ценится.

– Как вы пришли в благотворительный фонд «Галчонок»?
– С фондом меня познакомила его попечитель Юля Пересильд. Она – мой абсолютный герой! Фантастически одарённая актриса, подлинная, глубокая, ещё и человек огромного сердца. Юля не щадит себя, горит, заботясь о других, о тех, кому очень нужна помощь. Оказавшись на Юлиной орбите, невозможно оставаться в стороне от проблем фонда. Даже мой Алёша знает, чем занимается «Галчонок», и всегда делает пожертвования, когда приходит на наш спектакль «Стиховаренье». Это детское представление, режиссёром которого тоже стала Юля. Спектакль чудеснейший, дети его обожают и готовы смотреть по нескольку раз. А все деньги от продажи билетов поступают в фонд. Мы, актёры, играем совершенно бесплатно. И что любопытно, у нас несколько составов, и мы буквально соревнуемся за возможность выйти на сцену!



– Фонд проводит довольно много мероприятий, какое для вас стало самым запоминающимся?
– Конечно, самое масштабное мероприятие фонда «Галчонок» – это «Галафест», он проходит в конце лета в саду «Эрмитаж», и это счастливый инклюзивный праздник: дети с ДЦП играют вместе со всеми, так же смеются, и даже их родители улыбаются, видя, как хорошо ребятам. Для всех нас это очень важный день – день единства, поддержки, радости.

– Вы переиграли в театре множество ролей. А какой самый необычный образ на себя примеряли?
– Есть театр представления, а есть театр переживания, и образы – это терминология первой школы, а я – классический представитель второй. Образ для меня не так важен, как характер персонажа, его история. Даже играя собаку, как в спектакле «Сильвия», я пыталась рассказать зрителям о том, что гложет моего героя, старалась вызвать сочувствие. А больше всего я была не похожа на себя, играя мальчика, сложного подростка, в спектакле французского режиссёра Жоэля Помра2 «Пиноккио». Там были важны пластический рисунок роли и голосовое ведение персонажа, и мой Пиноккио был очень-очень далёк от меня.

– Зрители знают ваш образ девушки с рыжей копной волос. Не возникало желания сменить имидж и стать шатенкой, блондинкой?
– В «Ералаше», благодаря которому меня вот уже пятнадцать лет узнают даже уже совсем выросшие дети, я как раз блондинка, молодая учительница биологии. В том же «Ледниковом периоде», который мне до сих пор припоминают простые зрительницы во всех городах нашей страны, я каталась с тёмными волосами. Ярко-рыжей и кудрявой я лишь начинала в сериале «Ундина» в двухтысячные годы. На самом деле у меня не так уж много ролей с огненной гривой. Но я действительно часто улыбаюсь и, даже став тёмненькой, продолжаю казаться зрителям рыжей лисичкой. От характера не уйдёшь.

– В каких проектах мы вас увидим в ближайшее время?
– Не первый год я занимаюсь литературными проектами, делаю просветительские программы, ставлю камерные спектакли, и это занимает львиную долю моего времени. Увы, невозможно совмещать и семью, и кино, и ту режиссёрско-исследовательскую работу, которой я сейчас занята, поэтому пока меня можно увидеть только на сцене.



– На вашем сайте прочла, что вы любите смеяться. А что вас может рассмешить?
– Сын говорит, что я смешная мама. В мире очень много всего, что может развеселить, всё зависит только от нас, от нашего угла зрения. Если говорить о юмористических шоу, то для меня самые безумные – это «Монти Пайтон», английские ребята, короли абсурдного юмора.

– Как бы вы описали себя?
– Среди моих знакомых много настоящих сильных женщин. Красавицы и умницы, они руководят крупными организациями, справляются с коллективами, где работают сотрудницы вдвое старше их. Есть актрисы, которые очень много и успешно снимаются, при этом отдают массу сил и времени благотворительности. Есть супермамы, совмещающие воспитание трёх детей и хорошую карьеру. А я… Я просто фантик, тихий весёлый фантик. У меня нет карьерных стремлений и конкретных целей. Я фантик, ждущий своего порыва ветра.

– Ваш секрет позитивного отношения к миру и людям?
– Видеть в людях хорошее. Во всех видеть детей и не бояться быть мамой даже для взрослых людей.

Расспрашивала
Дарья ПАРЧИНСКАЯ
Фото из личного архива

Опубликовано в №14, апрель 2017 года