Худшие моменты в истории «Оскара»
20.04.2017 20:56
Худшие моментыТехнология изготовления самой знаменитой статуэтки в мире хранится в строжайшей тайне. Основные компоненты отливки известны, но о составе трёх последовательных металлических покрытий и количестве золота, содержащегося в последнем слое, осведомлено всего несколько посвящённых… В этом году юбилейная, восьмидесятая церемония «Оскара» состоится 24 февраля.

Большая отливка

Золотые статуэтки, которые вручит Американская киноакадемия лучшим деятелям кино и фильмам прошедшего года, изготавливаются за многие тысячи километров от Голливуда. Их отливают и обрабатывают на заводе фирмы «Р.С. Овенс энд Комп.», который находится в западной части Чикаго.

Рисунок будущего киноприза сделал в 1927 году Седрик Гиббонс, художественный руководитель киноконцерна «Метро Голдвин Майер», а изваял по этому эскизу скульптор из Лос-Анджелеса Джон Стенли. За истекшие годы «Оскара» делали разные литейные предприятия – пока организаторы не остановились на заводе «Р.С. Овенс энд Комп.».

Процесс изготовления «Оскаров» длится примерно два с половиной месяца. За это время из одной большой отливки делается (в зависимости от заказа Киноакадемии) до ста одинаковых статуэток.

Талантливые актёры и другие работники кино порой всю жизнь мечтают об «Оскаре», тогда как двенадцати рабочим требуется всего пять часов, чтобы сделать одну статуэтку. Но если для первых «Оскар» – это пропуск в вечность, то для вторых – обычная работа.

Статуэтку отливают из так называемого «британниума», сплава олова и меди, в стальной форме, которая в «будние» дни хранится под семью замками. На окончательной стадии обработки «Оскары» полируются до зеркального блеска.

«Фигурки покрываются тремя разными металлическими слоями, о составе которых я говорить не имею права, – поведал журналистам президент компании «Р.С. Овенс энд Комп.». – В конце процесса обработки статуэтку покрывают тонким слоем специального лака, который надёжно защищает её от коррозии. Через много лет «Оскара» нет необходимости реставрировать, достаточно почистить мягкой тряпочкой от пыли».

Если, не дай бог, статуэтка будет повреждена, фирма гарантирует владельцу ремонт.

На подставке «Оскара» выбит серийный номер. После контрольного осмотра статуэтки пакуют в специальные пластиковые коробки, внутри которых выдавлена камера по форме «Оскара», и на бронированном автомобиле под надёжной охраной перевозят в Беверли-Хиллз, в Киноакадемию. Каждую статуэтку в обязательном порядке страхуют, но сумма страховки держится в секрете.

Имена счастливцев, обладателей призов, объявляются на торжественной церемонии в Голливуде. Затем эти имена по телексу сообщают в Чикаго на завод фирмы, где фамилии лауреатов гравируют на металлических пластинах. Пластины высылают в Калифорнию и крепят на статуэтки. Вся эта процедура в целом занимает ещё около недели, и лишь затем счастливцы могут со своими драгоценными трофеями отправиться домой.

В мусорном бачке

Несмотря на все предосторожности «Оскаров» всё же воруют. Так, например, произошло со статуэткой, которую Вупи Голдберг заработала за фильм «Привидение».

Актриса передала «Оскара» на время в Киноакадемию, а уже оттуда её отправили к изготовителям на чистку и полировку. Но по пути статуэтка исчезла: её украли прямо из контейнера почтовой компании. Актриса, которая, кстати, в 2002 году вела церемонию награждения, была очень огорчена. Но столь же велика была её радость, когда награда отыскалась.

«Оскара» нашли в мусорном бачке аэропорта Онтарио. Вероятно, воры поняли, что не смогут его продать. Ведь на нём есть номер и выбито имя награждённого. Сама Вупи заявила: «Оскар» никогда больше не покинет мой дом, пусть лучше останется грязным».

В 1937 году актрисе Эллис Брейди должны были вручить «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана. Но, к несчастью, Брейди сломала ногу и вынуждена была остаться дома. От её имени статуэтку получал какой-то мужчина. С тех пор ни «Оскара», ни его нового владельца никто никогда не видел.

Ходить голым немодно

Оказывается, бывают люди, которые отказываются получать награду. Так, Джордж Скотт, не одобрявший существования номинации за актёрское мастерство, не принял статуэтку, присуждённую ему за роль в фильме «Пэттон».

А актёр и режиссёр Вуди Аллен вообще принципиально не ходит на церемонию «Оскара». Даже в 1978 году, когда его фильму была присуждена высокая награда, Вуди сидел дома. Он даже не включал телевизор, предаваясь своему любимому занятию – игре на фаготе.

В 1973 году Марлону Брандо присудили «Оскара» за фильм «Крёстный отец». Брандо, борец за права индейцев, в знак протеста на церемонию не пошёл, а решил послать вместо себя настоящего краснокожего. Но подлинного индейца актёру найти не удалось. Тогда Марлон нанял малоизвестную 26-летнюю актрису Марию Круз. Она переоделась в индианку и представилась жюри как Сачин Маленькое Перо. Истина открылась лишь много позднее.

Самый большой скандал за всю историю «Оскаров» разразился в 1974 году. Когда на подиум поднимался актёр Давид Нивен, его обогнал абсолютно голый человек. Это был малоизвестный актёр Роберт Опель. Все присутствующие были шокированы. Один Нивен не растерялся и спокойно сказал аудитории: «Нет для мужчины лучшего способа вызвать смех, чем раздеться и продемонстрировать все свои изъяны».

Попытка Опеля обратить на себя внимание вызвала обратную реакцию. Общественность была возмущена, актёра перестали снимать. А спустя пять лет он был найден мёртвым в салоне собственного секс-шопа.

По мнению специалистов, в настоящее время щеголять голым на публике уже немодно. Поэтому ажиотаж, вызванный несколько лет назад голой грудью Джанет Джексон на Суперкубке, показал, что не у всех это может вызвать смех. А усиленные меры безопасности на церемонии «Оскара» означают, что никакой маньяк не сможет даже приблизиться к сцене.

Между тем сюрпризы вовсе не исключены. Продюсер «Оскара» Джим Гейтс, который был ответственным за трансляцию уже 13 церемоний вручения премии, говорит, что всё зависит от случая. «Шоу транслируется в прямом эфире, – отмечает он. – Так что это должен быть горячий продукт, люди должны откликаться на энергетику».

В 1939 году Американская киноакадемия наградила «Оскаром» Бернарда Шоу как «больше всех экранизируемого автора». Великий драматург был оскорблён. «Это словно пощёчина, – заявил классик. – Как будто я начинающий литератор, делающий первые шаги».

Шоу был недалёк от истины в оценке мнения о нём Голливуда. Влиятельная киногазета написала, что «Пигмалион» – всего лишь не самая удачная интерпретация шекспировского текста.

Скандалы и провалы

На церемонии 1934 года ведущий Уил Роджерс зачитал, что призом за лучшую режиссуру награждается Фрэнк Капра. Капра встал и пошёл на сцену. Но тут Роджерс поправился: «Извините, не Капра, а Фрэнк Ллойд». Позже Капра писал в своих мемуарах, что это было для него самым большим унижением за годы голливудской карьеры.

Хуже всего церемония награждения была организована в 1959 году. Устроители раздали призы, но не уложились в регламент. «В запасе» оставалось ещё минут двадцать, нужно было тянуть время. Положение попытался спасти комик Джерри Льюис, но его шутки оказались натужными и глупыми.

Самым никудышным ведущим оказался легендарный ковбой Джон Уэйн. Когда в 1979 году он зачитывал список номинантов на приз за лучшую режиссуру, то переврал все имена. Пол Мазурски превратился в Мазурку, Уоррен Битти в Ворнера, а Майкл Чимино в Майка Чипино.

Очень смешной эпизод произошёл в 1946 году. Будущий президент США, а тогда президент актёрской гильдии Рональд Рейган представлял отрывки из старых классических лент. Стоя спиной к экрану (а показ уже начался), он сказал: «Эти эпизоды лучше всего напомнят вам о нашем славном прошлом, представят день настоящий и предскажут будущее». Зал ответил ему не аплодисментами, а смехом. В это время за спиной актёра проекция шла не на экран, а на потолок, да и то вверх ногами.

Когда в 1952 году в Голливуде наградили «Расёмон» как лучший зарубежный фильм, от японской стороны присутствовал только посол. В ответном слове он умудрился ни разу не упомянуть имени режиссёра ленты Акиры Куросавы. Подобной же участи ранее, в 1940 году, удостоилась Маргарет Митчелл, о которой забыли выступавшие на награждении «Унесённых ветром».

Самое большое унижение при вручении выпало на долю польского режиссёра Збигнева Рыбчиньского, получавшего «Оскара» в 1982 году за «Танго», лучший анимационный фильм года. Дама, которая вела церемонию, с нескольких попыток не смогла выговорить его трудную польскую фамилию. Когда Збигнев вышел на сцену и начал говорить, второй ведущий прервал его и фактически прогнал.

Расстроенный Рыбчиньский вышел из зала, чтобы покурить. Обратно его не пустил дежурный полицейский, поскольку на режиссёре был не обязательный для торжественного случая фрак, а демократичные джинсы и кроссовки. Выведенный из себя Збигнев ударил стража порядка и был отправлен в полицейский участок, где провёл всю праздничную ночь.

В 2004 году режиссёр-документалист Майкл Мур, сжимая в руках статуэтку за фильм «Боулинг для Колумбины», выкрикнул с трибуны: «Стыдитесь, господин Буш!» Обвиняя президента за ведение войны в Ираке, он вызвал бурю в зрительном зале. Одни шикали, другие пытались аплодисментами противостоять им. Впрочем, речь Мура вовсе не была импровизацией. Её отдельные фрагменты уже звучали на других мероприятиях. Однако реакция зала на выступление была спонтанной.

Актриса Грир Гарсон («Оскар»-1943 за лучшую женскую роль) выступила на вручении со скучнейшей почти десятиминутной речью, утомившей аудиторию. С той поры жюри регламентировало ответное слово тремя минутами. Любопытно, что впоследствии Гарсон ещё пять раз номинировалась на «Оскара», но награду больше не получила.

Салли Филд («Оскар»-1985 за лучшую женскую роль) очень волновалась на вручении, поэтому смогла сказать только следующее: «Вы меня любите. Да, да, я убеждена, что вы меня в самом деле любите…»

Выходы на сцену тоже бывают запоминающимися. Так, итальянец Роберто Бениньи перелезал через стулья. Эдриен Броуди воспользовался получением «Оскара» за лучшую мужскую роль, чтобы крепко расцеловать вручавшую премию красотку Халли Берри. В свою очередь Гвинет Пелтроу, сама Берри и Шарлиз Терон, получая «Оскара» за лучшее исполнение женской роли, год от года повышали эмоциональный накал слёз победы.

Далеко не у всех «оскароносцев» и номинантов дальнейшая жизнь складывается счастливо. Линн Фонтен, номинировавшаяся в 1932 году на приз за лучшую женскую роль, в кино больше не снималась. Работавший в Голливуде немец Эмиль Яннингс (два «Оскара» в 1929 году) с приходом в кино звука сниматься больше не смог. Он уехал в Германию и снимался там в пропагандистских нацистских лентах. Продюсер Майкл Тодд, получивший в 1957 году «Оскара» за фильм «Вокруг света в 80 дней», всего через несколько месяцев погиб в авиационной катастрофе.

Лучшие наряды

Церемония вручения премии «Оскар» – не только главное кинематографическое событие, но и светский раут, самая закрытая и шикарная тусовка. Политики, звёзды шоу-бизнеса и, конечно, представители важнейшего из искусств каждую зиму задают тон всем мероприятиям наступившего года. И соревнуются друг с другом в красоте и необычности нарядов от самых дорогих кутюрье планеты.

Не обходится, конечно, и без скандалов. Что ни год – обязательно какая-нибудь звезда решает эпатировать коллег и репортеров своим необычным внешним видом.

Самым скандальным считается платье актрисы и певицы Шер, в котором она появилась на церемонии в 1987 году. Трудно было понять, одета актриса или, наоборот, обнажена – так мало пошло материала на её наряд. Тогда журналисты решили, что Шер сошла с ума и изображает инопланетную гостью. Другие же предположили, что экстравагантная женщина облачилась в наряд одалиски и вот-вот станцует гостям танец живота.

Жуткий переполох на ковровой дорожке вызвала Деми Мур, появившаяся на церемонии 1989 года в костюме собственного дизайна и изготовления. Тот наряд до сих пор считается одним из самых нелепых за всю историю «Оскара». По словам самой Мур, одной из самых сексуальных актрис Голливуда, её костюм «символизировал вечное движение». Но журналисты и критики сошлись во мнении, что если он и символизирует какое-то движение, то разве что в тренажёрный зал. Наряд Деми Мур представлял собой смесь костюма для езды на велосипеде и бального платья – к треникам и маечке актриса пришила шлейф и рюши.

Селин Дион появилась в зале в брючном костюме от Кристиана Диора, изюминкой которого был пиджак свободного покроя, надетый «задом наперёд».

Другим необычным нарядом стало платье Лизи Гарднер, не особенно у нас известного американского дизайнера по костюмам. Видимо, модельер решила представить себя сверхматериальной женщиной и облачилась в платье, изготовленное из пластиковых карточек компании «Американ Экспресс».

Ирландская певица и актриса Бьорк тоже однажды очень потешила оскаровскую публику. В 2001 году она номинировалась за роль в фильме «Танцующая в темноте» и явилась на церемонию в белом платьице по колено, напоминающем тушку лебедя, перекинутого через шею певицы.

Чтобы ещё больше эпатировать почтенную публику, Бьорк носила с собой сумку в форме яйца, которую периодически прятала под юбку, делая вид, что «лебедь» только что снёс яйцо. Даже на самой церемонии она пару раз проделала этот трюк – громкий хохот половины зала чуть не сорвал вручение премий.

Но случалось и обратное. Наряды некоторых участников церемонии признавались лучшими и делались образцами для подражания. Актриса Хилари Суонк, дважды лауреат премии, задала тон «Оскара» 2005 года своим насыщенно-синим платьем от Ги Лароша. Великолепное обтягивающее платье до пола с небольшим шлейфом стало поистине верхом сексуальности, несмотря на длинные рукава и полностью закрытый бюст. Зато на своей очаровательной спине Хилари обзавелась вырезом невиданных размеров, привлекавшим повышенное внимание всей мужской части гостей.

А в общем, каждый изощряется, как может, чтобы на таком престижном мероприятии привлечь внимание работодателей к собственной персоне. Дастин Хоффман назвал вручение «Оскаров» «глупейшим представлением, которое не отличается от самого дешёвого конкурса красоты». Тем не менее, сам актёр, который пять раз номинировался на высокую награду и дважды её удостоен («Крамер против Крамера» и «Человек дождя») никогда не отказывался лично получать легендарную золотую статуэтку и вообще присутствовал чуть ли не на всех церемониях «Оскара».

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №07, февраль 2008 года