Не дали ребёнку раскрыться
24.04.2017 18:00
После этого о Кате помнили всегда

Не далиУважаемая редакция газеты «Моя Семья», здравствуйте! Это письмо – отклик на публикацию «Ребёнок – как старушка» (№3). Тема, затронутая Людмилой, молодой мамой, мне очень близка: моей дочери девять лет, и в раннем детстве она тоже была «неконтактным» ребёнком. Но мы эту проблему преодолели, насколько возможно.

Нет, моя дочка не стала лидером. Ведь для этого нужны определённые качества, заложенные природой: темперамент, склад характера, в основе которого настойчивость, упорство в достижении цели. У моей Кати этого никогда не было. С её самого раннего возраста я наблюдала одну и ту же картину: если у дочки что-нибудь не получалось, она сразу теряла к этому интерес и переключалась на другое. Вернуть её к незаконченному делу, убедить попробовать ещё раз было в принципе невозможно. Кстати, это аукнулось в школе: скажем так, она лишний раз не перетрудится, её непросто заставить позаниматься дополнительно. Но это уже отдельная тема.

Вернёмся к Катиному раннему детству. Да, девочка росла неконтактной, к чужим людям относилась очень насторожённо (в возрасте около года и позднее), на руки ни к кому не шла, кроме тех, кого прекрасно знала, а это только мы с моей мамой. Именно на это обстоятельство – маленькую семью – я и списывала неконтактность Кати. Эх, было бы больше родственников!.. Но чего нет, того нет. Хотя со стороны бывшего мужа у дочки очень большая родня, но после нашего развода почти никто из них с Катей не общался. Я приняла это как данность, хотя, не скрою, было обидно. Я вообще  привыкла принимать как данность многие вещи, чего советую и Людмиле.

Дорогая Людмила, мир не изменишь, и от нашего возмущения воспитатели в детском саду, куда ходит ваша дочь, не станут менее равнодушными. Вы и сами это понимаете, потому что пишете: «У меня стойкое впечатление, что разговаривать с воспитателями бесполезно». Оно сложилось не на пустом месте, это результат вашего общения с педагогами детского сада.

Да, педагоги могли быть внимательнее к стеснительному новичку хотя бы во время танца на новогоднем утреннике. Стать парой ребёнку, оставшемуся без партнёра, – это элементарно, многие воспитатели так и поступают. А ваши этого не сделали, бог им судья.

Вы наверняка знакомы с правилом: не можешь изменить ситуацию – измени своё отношение к ней. Да, вы не в силах заставить воспитателей внимательнее относиться к дочери, тем более что, как сами же признаёте, требуете «пресловутого индивидуального подхода». Да, безусловно, ваша девочка для вас самая-самая, и вы принимаете её такой, какая она есть. Для вас естественно, что дочку нужно «где-то чуть-чуть поддержать, где-то подтолкнуть». Вы так и поступаете все четыре года её жизни, ведь вы же мама.

Но, пожалуйста, не ждите такой же поддержки от людей чужих, от тех же воспитателей детского сада. Просто помните, что в группе около двадцати человек (а иногда и больше), и будь на месте ваших не слишком расторопных воспитателей даже самый неравнодушный человек, он всё равно бы оказался не в состоянии всегда поддерживать и одобрять именно вашу дочь. Ведь остальные дети тоже ждут внимания и поддержки.

И наверняка не только ваша дочь, Людмила, не успела прочесть на утреннике стихи Деду Морозу. В рамках праздника в детском саду невозможно устроить так, чтобы двадцать человек читали стихи. Есть временные рамки, и устанавливаются они отнюдь не вредными воспитателями. Просто детки такого возраста не могут слишком долго удерживать внимание: они быстро утомляются, и никакой утренник им не в радость. Вы как воспитатель, пусть и бывший, должны это знать.

Скажите, а что делали после утренника родители детей, которым стихи тоже не достались? Так же бежали за Дедом Морозом с криком: «Ну спросите моего ребёнка!»? Могу точно сказать, Людмила: воспитатели не любят, когда такие активные мамочки, как вы, после родительского собрания начинают донимать педагогов вопросами вроде «А можно мой Вася сам выучит стишок и расскажет Деду Морозу?». Тех, кому не достаются стихи, довольно много, ведь сценарий утренника уже написан! И если пойти навстречу какому-то одному ребёнку, это нечестно по отношению к другим, чьи родители не столь активно продвигают своих чад. А ведь для каждого человека, как и для вас, Людмила, его ребёнок – самый-самый.

Действительно, наши детские сады, как и школы, – это часто уравниловка, и ни о каком индивидуальном подходе речи нет. Даже у самого неравнодушного воспитателя на это просто не хватит сил и времени, так уж устроена наша система образования.

Но разве вы этого не знали, отправляя ребёнка в садик? Сами же работали воспитателем. Каким бы золотым ни был ваш ведомственный детский сад, но если в нём набирали стандартные группы по количеству детей, то подойти к каждому индивидуально в принципе невозможно. Также вы наверняка знали, что у вашего «особенного» ребёнка возникнут проблемы в общении. Хотя бы потому, что все детки знакомы с двух-трёх лет, а ваша дочка пришла в группу только в четыре года. Так на что же рассчитывали? Что эту проблему решат воспитатели?

По-моему, это неконструктивно, Людмила. Вам нужно изменить своё отношение к детскому саду. Я, например, живу по принципу: мне и моему ребёнку никто ничего не должен, никто не обязан подталкивать мою дочь, навязывать другим детям общение с ней. В группе сверстников ребёнку необходимо уметь всего добиваться самостоятельно, и вы напрасно думаете, что у вашей дочки это не получится. Даже то, как она стремится читать стихи, подсказывает, что девочка не просидит оставшиеся до школы два года на стульчике рядом с воспитателем, она обязательно освоится и будет вместе с детьми. Просто ей требуется больше времени. И, конечно, нужен человек, который её поддержит. Таким человеком для дочки должны стать вы. Не перекладывайте эту функцию на воспитателей.

Кстати, не факт, что они вас не поддержат со временем. Не дали прочесть стихи на новогоднем утреннике? Обязательно дадут в следующий раз!

Да, видимо, вашего тихого ребёнка предпочли не заметить. Сделайте всё, чтобы заметили в следующий раз. Хочу дать совет: если позволяет время, постарайтесь узнать побольше о жизни вашего детского сада, по возможности не пропускайте ни одного мероприятия, в котором ваша дочка могла бы поучаствовать и проявить себя. Это прежде всего тематические выставки поделок и так далее. Мне кажется, они должны заинтересовать вашу дочку. А как ей будет приятно увидеть свою поделку на стенде! Только если это будет конкурс, не настраивайте ребёнка на непременную победу, не спешите обижаться, если вдруг не увидите своей работы на выставке. Не стоит видеть во всём происки злых воспитателей.

Постарайтесь замечать всё доброе в детском саду, куда ходит ваша дочь. Ведь вы же сами написали о воспитателях: «Они относятся к детям хорошо, не злые». Это уже плюс. К сожалению, бывает и по-другому.

В группе, куда ходила моя дочь, одно время работала воспитательница, на которую жаловались многие родители. Она кричала на детей так, что на первом этаже было слышно, представляете? Да и мне эта воспитательница не понравилась: резко разговаривала с детьми, одёргивала их даже при родителях на собрании. Детям три года, младшая группа, а тут такое!

Моей дочке повезло: эта воспитательница собиралась в декретный отпуск. Это была наша вторая попытка подружиться с детским садом. Первый раз пробовали в два года и, увы, безуспешно: дочь постоянно рыдала не только при расставании, но даже по дороге в сад, даже по пути на новогодний утренник. Спрашивала со страхом:
– Мама, я там останусь без тебя? Ты опять уйдёшь?

Мы не могли допустить, чтобы наша вторая попытка тоже оказалась неудачной. Просто переждали дома, пока сердитая воспитательница уйдёт, и пришли в садик, когда Кате, как и вашей дочке, Людмила, было почти четыре года.
Я не собиралась как-то по-особенному вводить её в коллектив детей. Нам был важен опыт адаптации в детском саду. И Катя этот опыт получила, пусть небольшой, всего пять месяцев, из которых мы половину проболели. Я знала, что к детям она привыкнет. Так и произошло.

За те три года, что Катя ходила в садик, случалось всякое. Дочь очень часто болела, так что до шести лет мы посещали сад эпизодически. Если говорить о новогодних утренниках, то первый вообще прошёл мимо нас из-за частых болезней Кати. Со вторым утренником вышло и вовсе обидно. Мы усиленно к нему готовились, дочь полубольной ходила на все репетиции, лишь бы о ней не забыли и дали роль.

Роль дали – той самой Снежинки. Напрасно вы, Людмила, думаете, что это пережиток, в детских садах по-прежнему разучивают с детьми их танец, хотя в фаворе, конечно, совсем другие персонажи. На том же новогоднем утреннике большинство девочек были одеты в яркие костюмы, танцевали восточный танец. Но для пятилетних балерин он оказался слишком сложным. Впрочем, как и сам сценарий праздника: устроителям почему-то пришло в голову разучивать с детьми сказку о Федоте-стрельце, переделанную на новогодний лад. Для пятилетних это труд неподъёмный, юные актёры не всегда понимали смысл произносимых фраз. А восточный танец получился сыроватым, неотрепетированным.

Но боже мой, как же мне тогда хотелось видеть свою дочку, которая хорошо танцевала и уже делала первые шаги в профессиональной студии танцев, среди этих восточных красавиц! Когда я уходила с утренника, было очень обидно за собственного ребёнка. «Не дали раскрыться», – думала я тогда. Кстати, о танце Снежинок в суматохе праздника вообще чуть не забыли.

Раскрылась Катя буквально через пару месяцев, на утреннике, посвящённом 8 Марта. Довольно большая роль в сюжетном танце досталась ей случайно – подменяла заболевшую девочку. Но как выступил мой ребёнок! Ярко, эмоционально. И после этого при подготовке утренников о Кате всегда помнили.

Зачем я так подробно написала? Чтобы вы, Людмила, не забывали: жизнь состоит не только из неудач. Вашего ребёнка не оценили сейчас? Обязательно оценят позже и ещё дадут заветную роль. С её задатками, мне кажется, это обязательно произойдёт. Всё ещё впереди, просто нужно в это верить.

Из письма Марины Дерябиной,
г. Тамбов
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №16, апрель 2017 года