Кто живёт в «деревне дураков»
03.05.2017 21:29
Кто живетВ девяностые годы большим успехом у телезрителей пользовался журнал видеокомиксов «Каламбур». Актёры так говорят о причине популярности: «Мы начинали во времена формирования нового направления на телевидении. «Утренняя почта» отошла на второй план, «Вокруг смеха» и новогодние «Огоньки» уже надоели. «Каламбур» стал свежей струёй воздуха, которой не хватало новой России. Нам удалось сделать юмористический проект, свободный от политики и болтовни. Поэтому журнал полюбили и запомнили на долгие годы».

Человек-оркестр

Режиссёр и сценарист программы Юрий Стыцковский делал её, опираясь на традиции «весёлого жанра» – от комедии дель-арте до цирковой клоунады. Использовал проверенные маски, лаконичность форм, собрал дружный актёрский ансамбль.

Передача очень точно соответствовала настроениям, царившим тогда в обществе. Людям надоели сатирические обличения, сарказм и ирония, они хотели отвлечься от жизненных трудностей и просто посмеяться.

Юрий Стыцковский стал главной фигурой тележурнала. Он взял на себя практически все обязанности, разве что оператором не был. Автор идеи, сценарист, режиссёр, ведущий актёр – настоящий человек-оркестр. Он придумал, разработал и отснял более ста оригинальных выпусков. Ни одна шутка за это время не повторилась.

В своё время Юрий с красным дипломом окончил технический институт в Одессе по специальности «Автоматика», нашёл себе прекрасную высокооплачиваемую работу по профессии. Руководил разработкой компьютерных программ для психологической поддержки. Дальнейшая история звучит как анекдот: когда работа подошла к заключительной стадии, один из сотрудников выкрал все разработки и эмигрировал в Израиль.

Разочаровавшись в электронике, Стыцковский работал в морском порту, мечтая о дальних плаваниях. Но затем отправился со своими друзьями в Ленинград и случайно поступил в знаменитый ЛГИТМиК (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии). Один из студенческих друзей, Алексей Агопьян, в будущем стал его коллегой.

Юрий окончил институт с дипломом режиссёра эстрады. Открыл на Украине свой драматический театр, который со временем разорился. И только потом попал на телевидение, в программу «Маски-шоу», где и нашёл единомышленников по будущему «Каламбуру».

Собственно, можно считать, что журнал видеокомиксов «Каламбур» родился года за четыре до его официального создания – ещё в 1992 году. Тогда снимали «Маски-шоу» – одни из самых первых юмористических телесериалов. На съёмках программы и познакомились две команды: комик-трио «Магазин Фу», в которое входили Сергей Гладков, Татьяна Иванова и Вадим Набоков, и дуэт «Сладкая жизнь», в составе которого работали Юрий Стыцковский и Алексей Агопьян. Кстати, комик-трио в полном составе потом участвовало в рубрике «Деревня дураков» – помните, усатый мужик, баба в сарафане и матрос-алкоголик? Таким образом пятёрка единомышленников образовала комический ансамбль.

Они начали гастролировать. В 1996 году группой наконец заинтересовалось российское телевидение. Первый канал согласился транслировать шоу Юрия Стыцковского, но с одним условием: нужно придумать броское название. Вот так и появился журнал «Каламбур».

Пятьдесят граммчиков

Развлекательная телевизионная передача впервые вышла на телеэкраны 12 октября 1996 года. За четыре года было показано девяносто выпусков. В 2000 году «Каламбур» переехал на второй канал по финансовым причинам. А закрыли журнал в июне 2001-го. Всего за четыре с половиной года было отснято 136 оригинальных выпусков.

«Каламбур» смотрели не только в России. Знают его и телезрители Соединённых Штатов, Великобритании, Словакии, Израиля. Сегодня артисты не без гордости рассказывают, что концепцию журнала видеокомиксов они придумали сами, а сегодня она разлетелась по всему свету. Вполне могли бы обогатиться, продав права за границу. Но не захотели торговать собственной маркой.

«Правда, для иностранцев некоторые моменты пришлось переписать, так как на Западе не понимали наших специфических «языковых» шуток, – смеётся артист Вадим Набоков. – Например, им было невдомёк, почему персонаж рубрики «Деревня дураков» просыпается утром с больной головой, – они даже догадаться не могли, что накануне он перебрал самогонки, а теперь мучается похмельем».

В числе прочих в журнале была рубрика «Под звуком «Пи» – пародия на модные тогда ток-шоу. В каждом выпуске одно ключевое слово маскировалось звуком «пи», отчего реплики ведущего и приглашённого гостя становились весьма двусмысленными, особенно, когда два «пи» шли подряд. В конце ведущий сообщал, о чём же на самом деле шла речь.

В рубрике «Бар «Каламбур» действие происходило в баре с одноимённым названием. Сюжеты были оформлены как комиксы – все реплики актёров всплывали на экране в пузырьках. Стоит отметить, что голоса доходили до зрителей в обработанном виде, в результате они становились похожи на визгливое бормотание.

На съёмках одного из сюжетов для рубрики произошёл курьёз. Рассказывает Алексей Агопьян: «Первые «Бары» мы снимали в настоящем баре в Харькове. Интерьер нам понравился. Хозяйкой была этакая колоритная одесская мамочка. Готовимся полным ходом к съёмке. Я уже в гриме бармена орудую за стойкой. Вдруг входная дверь открывается, заглядывает мужичонка средних лет. Оглянулся и так бочком-бочком начал пробираться к стойке. «Хозяин, пятьдесят граммчиков можно?» Я взглянул на хозяйку, она кивнула. Говорю: «Конечно, что будете? У нас есть такая, такая и такая водка». Он облизнул губы: «Мне всё равно, хозяин. Пятьдесят грамм. Быстрее!» Я налил, мужичонка выпил, расплатился и пошёл, довольный. Он даже не понял, что попал на киносъёмку».

Хорошо принимали зрители рубрику «Крутое пике». Это остроумная пародия на американские фильмы-катастрофы. Пассажирский самолёт «Бройлер-747» терпит крушение над водами Атлантического океана. Крушение якобы продолжается в течение 325 серий. Экипаж лайнера отважно борется за спасение жизни пассажиров. Запомнились персонажи рубрики: неунывающий и мужественный Командор, находчивый второй пилот Дринкинс, симпатичная и невозмутимая Стюардесса, хладнокровный и обаятельный радист Морзе, несравненная «мисс Мурпл в роли мисс Бурпл». Персонажи произносили свои реплики на английском языке с закадровым переводом.
Рассказывает Алексей Агопьян: «Когда мы начали снимать «Крутое пике», пришлось придумывать лётную форму. Экипаж «Бройлера-747» не наш, естественно, поэтому советскую или российскую форму брать было нельзя. Выбрали мы зелёные пиджаки и на них налепили какие-то побрякушки. В общем, получилось симпатично. Снимали в Харькове – на специальном лётном тренажёре, реально действующем. Не знаю, кто это здание строил, но туалета в нём почему-то не было. Приходилось бегать в аэропорт. Местные работники стали к нам присматриваться. Спрашивают: что это за бригада такая, откуда? Форма-то доселе никому не известная. Пришлось сказать, что это «Молдавские авиалинии». Нам поверили, за своих приняли. Лётчики приходили знакомиться. Как положено, с бутылкой и профессиональными вопросами: какие самолёты, как летаете, как живёте? Ну, мы сначала в игру включились, но потом признались, что актёры, а не лётчики».

Сковородкой по голове

Но ключевым эпизодом журнала «Каламбур», безусловно, являлась рубрика «Деревня дураков». Эти сюжеты и сегодня, спустя много лет, кажутся очень остроумными.

Действие происходило в сельской избе. Дом в «Деревне дураков» изначально сделали из раскрашенной ткани, но позднее заменили её на древесно-волокнистую плиту.

Главными героями были Мужик и Баба – супружеская пара. Мужик постоянно пытался выкрасть самогон из-под носа у жены, но та всё замечала и в наказание била мужа по голове сковородой.

Любимые занятия Мужика – охота и рыбалка. У супругов имелся улей с одной-единственной пчелой огромного размера, которая тоже участвовала в нескольких эпизодах. Колодец рядом с домом одновременно служил героям водоёмом для рыбалки и тайником-заначкой для запасов самогона. К семейству часто заходил в гости друг Мужика – бывший моряк, тоже пьяница, который часто распивал с ним самогон. Поэтому тоже получал сковородкой по голове.

«Это была самая дешёвая тефлоновая сковородка, – вспоминает исполнительница роли Бабы Татьяна Иванова. – Главное её преимущество – в лёгкости. А на дно вдобавок приклеили кусочек поролона, чтобы не так ощущался удар. Иногда, признаюсь, я забывалась, особенно после тысячного дубля, и так входила в раж, что действительно набивала ребятам шишки. Вадиму в этом плане меньше доставалось: он хитрый, специально подставлял под сковородку мягкий помпон на своей бескозырке».

«У меня на голове была шапка с помпоном, и если удар приходился плоским дном сковородки, то почти и не больно, – рассказывал, поглаживая многострадальную макушку, исполнитель роли Матроса-алкоголика Вадим Набоков. – Но если схлопотать краем посудины, то получается весьма ощутимо, особенно на тысячном дубле».

Между прочим, на съёмках в огромной бутыли вместо самогона плескалось обычное молоко, разбавленное водой. А в сценах, когда героям приходилось отхлёбывать из горла, использовался ананасовый напиток. Вино киношники подменяли вишнёвым соком с газировкой.

К слову, «поллитры» были не стеклянные, а пластиковые. По сюжету они очень часто летали и падали, а это могло привести к серьёзным колото-резаным травмам. Именно поэтому стекло было заменено на безобидный пластик.

Интересно, что в любовный треугольник, сложившийся между героями «Деревни дураков», зрители и вправду верили. Считали, что в реальной жизни Татьяна Иванова – супруга актёра Сергея Гладкова (исполнителя роли Мужика), а Вадим Набоков (Морячок) – её любовник. На самом деле Татьяна как раз замужем за Вадимом, и никакими «треугольниками» в их крепкой актёрской семье даже не пахнет.  У них уже двое детей, один из которых появился ещё во время съёмок «Каламбура». Сына зовут Илья, а дочку – Мария. Эта клоунская парочка верна своему актёрскому делу и по сей день, супруги вместе участвуют в различных юмористических фестивалях. А Вадим ещё и профессионально увлёкся бильярдом.

Снег на тёрке

Популярность «Деревни дураков» привела к тому, что в «Каламбуре» появились выпуски, целиком состоявшие из одной этой рубрики.

Рассказывает Алексей Акопьян: «На съёмках «Деревни дураков» часто бывало много детей. Я играл там Медведя. Костюм – большая ростовая кукла. И вот пришёл как-то мальчик, который полюбил этого Медведя с первого взгляда. Весь день не отходил от мишки ни на шаг, водил его за лапу, обнимал, целовал, пытался кормить. А мне-то каково! Я же внутри куклы нахожусь. Жарко, дышать трудно, а голову снять, как я обычно делал, нельзя – боюсь ребёнка разочаровать. Так и мучился. Одно утешает – не напрасно».

Когда снимались новогодние выпуски «Деревни», художник сделал замечательные декорации. Очень красивые, с падающим снегом. Эти выпуски показывали испанцам. Они остались довольны программой, но сказали, что уж очень она дорогая. Каламбуровцы удивились: «С чего вы это взяли?» – «У вас снег падает, а его очень дорогие французские машины делают. Мы хотели такие купить, но не потянули».

Актёры скромно промолчали, потому что у них всё было намного проще. Сначала уборщица баба Маня на специальной тёрке, сделанной из гвоздей, настрогала много-много пенопласта. А потом рабочие, забравшись на колосники, посыпали актёров этим «снегом».

Сегодня Вадим Набоков и Татьяна Иванова с грустью признаются: «Это были времена формирования нового телевидения, скетч-шоу было форматом-сюрпризом для зрителя. То, что сделали в «Каламбуре», запомнилось на долгие годы, потому что это было нечто свежее, свободное от серьёзных проблем и пустой болтовни. Впрочем, мы сами удивляемся, что спустя столько лет шоу по-прежнему популярно и узнаваемо. Нас редко узнают на улице, ведь мы же без грима. Но когда взрослые люди заявляют: «Это же вы! Вы – из моего детства», – делается очень приятно. С «Каламбуром», который мы сами придумали, знакомы уже несколько поколений, и мы этим, конечно, гордимся».

Хотя съёмки тележурнала закончились в 2001 году, «Каламбур» периодически показывают на российских телеканалах. Были эфиры и в Америке, и в Европе.

Правда, за границей многие скетчи считаются воплощением «загадочной русской души». Иностранцы улыбаются, но не всегда понимают суть юмора. Зато россияне с теплотой вспоминают героев «Каламбура». А весёлую мелодию из «Деревни дураков» многие и сегодня используют в качестве рингтона на телефоне.

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №17, май 2017 года