«Неуловимые мстители» - как снимали фильм-легенду
11.05.2017 00:00
«Неуловимые мстители» - как снимали фильм-легендуОднажды летним днём молодой режиссёр «Мосфильма» Эдмонд Кеосаян шёл по улице и был поражён огромной толпой людей, которые, невзирая на жару, стояли в кассу за билетами на американский вестерн «Великолепная семёрка». Ему стало обидно за отечественный кинематограф: что же, мы даже хороший вестерн сделать не можем? Так родилась идея «Неуловимых мстителей».

Красные дьяволята среди нас

Основой для этого фильма послужила повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», изданная ещё в начале 20-х годов. В 1923 году на киностудии «Грузия-фильм» режиссёр Иван Перестиани снял по повести одноимённый фильм. Эта немая лента пользовалась большим успехом в Советском Союзе в течение многих лет.

Кеосаян задумал снимать «дьяволят» как сказку для своего 6-летнего сына Давида. Своими помощниками он выбрал тех, кто с ним работал на предыдущих картинах: сценариста Сергея Ермолинского, оператора Федора Добронравова, композитора Бориса Мокроусова.

В повести Бляхина главных героев было трое: Данька, его сестра и китаец. У Перестиани вместо китайца действовал негр. У Кеосаяна первоначально тоже было трое героев, правда, с третьим вышла накладка. С Китаем у нас в те годы случился полный разрыв, поэтому от героя-китайца пришлось отказаться. Стали искать негра, но вскоре убедились, что это бесполезно: найти в Советском Союзе юного негра-актёра тогда было невозможно. И тогда Кеосаяну пришла в голову идея заменить его цыганёнком. А вскоре кто-то из группы предложил число героев увеличить до четырёх: так появился Валерка-гимназист…

Вначале режиссёр хотел снимать в ролях «дьяволят» профессиональных актёров – студентов ВГИКа. Но даже самые юные вгиковцы никак «не тянули» на подростков 14–15 лет. Тогда ассистенты режиссёра отправились искать ребят по школам, цирковым училищам и просто по дворам.

Даньку Щусь – Витю Косых – нашли на «Мосфильме», где работал его отчим, актёр Иван Косых, и где снимался он сам. К своим 15 годам Виктор был очень популярен, сыграл главные роли в фильмах «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Звонят, откройте дверь» и «Мимо окон идут поезда». Именно благодаря ему удалось найти исполнителя на роль гимназиста Валерки – Мишу Метёлкина, который вместе с Виктором снимался в фильме «Мимо окон идут поезда».

Правда, когда Метёлкин пришёл на студию, Кеосаян в нём усомнился: «Ростом маловат. Приходи, когда подрастёшь». Метёлкину же очень хотелось сниматься. Поэтому, чтобы подрасти, он начал есть в больших количествах морковку со сметаной. И действительно, вскоре подрос на семь сантиметров. Когда Кеосаян вновь увидел парня, сомнений на его счёт у него уже не было. Режиссёр надел на Метёлкина очки, в которых тот стал выглядеть как настоящий гимназист.

На роль Яшки-цыгана выбрали Васю Васильева, который в то время вместе с тринадцатью братьями и сёстрами жил в городе Вязники Владимирской области. Юный цыган учился в девятом классе, совмещая учёбу с работой на ткацкой фабрике. А ещё он вёл в школе танцевальный и хоровой кружки.

Исполнительницу роли Ксанки, сестры Даньки, нашли в спортзале «Крылья Советов». 14-летняя Валя Курдюкова была кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике. Как и у остальных «мстителей», родители её были простыми людьми: папа – строитель, мама работала билетёром в кинотеатре «Слава». Утверждение Вали на роль зависело от её похожести на «брата» – Витю Косых. Видимо, сходство оказалось большим, поэтому её утвердили практически сразу. Кроме того, Валя в избытке обладала всеми необходимыми для роли качествами: была очень спортивна, контактна и, главное, похожа на мальчишку. Ведь первоначально Кеосаян задумывал сделать так, чтобы никто (кроме брата Даньки) не знал, что Ксанка – девчонка.

Большие трудности были с утверждением Владимира Трещалова на роль атамана Лютого. В начале 60-х он был настоящим героем-любовником советского кино. Правда, ко времени съёмок «Неуловимых» Трещалов начал крепко выпивать, даже лежал в наркологическом диспансере, и режиссёры перестали приглашать его на главные роли. Но всё равно – 28-летний красавец, очень обаятельный, обладающий, к тому же «обволакивающим» приятным баритоном – ну какой из него злобный атаман? Но кому-то пришла идея озвучить Трещалова скрипучим старческим голосом Евгения Весника, и атаман обрёл нужный имидж.

Съёмки с риском для жизни

Как только главные исполнители были утверждены на роли, ими тут же занялись тренеры: их натаскивали в самбо, верховой езде, плавании, прыжках в воду и даже учили ходить по канату. В фильме все трюки делали исключительно сами актёры. В дальнейшем Виктор Косых даже стал мастером спорта по конному спорту и борьбе самбо.

Конечно, в трюковом фильме без травм не обошлось. Однажды чуть не погиб Виктор Косых. Снимали сцену, когда пьяный возница несётся на тачанке по улицам села и Данька выбегает наперехват, чтобы спасти сидящих на дороге детишек. Так получилось, что в одном из дублей Витя выскочил чуть раньше, чем следовало. Он вспоминает: «Дышло ударило по лицу. Упал, по мне тачанка проехала. До сих пор помню, какая мёртвая тишина повисла на площадке, а потом – голос Кеосаяна: «Проверьте, он там живой?» Рану на скуле зашили. Но шрам остался».

Одну сцену, когда Яшка должен был прыгать в море со скалы высотой 40 метров, режиссёр решил снять с дублёром. По трагическому стечению обстоятельств, именно в этом месте на воде оказался невесть откуда приплывший газетный лист. Удар головой о бумагу на воде равносилен столкновению с асфальтом – каскадёр погиб. Тогда Васильев заявил, что никто не должен рисковать своей жизнью за него. Выполнив этот трюк, 16-летний цыганёнок не только уцелел, но и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса. Оказывается, никто из профессиональных артистов не делал ничего подобного.

В сцене, когда Яшка-цыган и Валерка во второй серии проезжают на машине сквозь аптеку, оба юных актёра получили многочисленные порезы. Когда первый раз проехали, у ребят все лица были в крови, стеклянные витрины-то настоящие. А надо было сделать четыре дубля. Порезы заклеили специальным лаком – и по новой…

Вот что вспоминает о съёмках Михаил Метёлкин: «Дублёры у нас, в принципе, были, хотя они в основном играли «бурнашей». Но и их не хватало. Поэтому мы тоже часто переодевались в одежду бандитов и скакали. Потом занятно было видеть на экране, как мы воевали «сами с собой».

Не менее сложными оказались съёмки эпизода с горящим мостом. Чтобы не попасть впросак, решено было построить рядом второй мост, поджечь его и засечь время горения. Мост горел 34 минуты. Кинематографисты решили: успеем! Но, чтобы не подвергать риску пожилого артиста, который играл машиниста, на его место встал сам режиссёр-постановщик Эдмонд Кеосаян. Хотя под одеждой «мстителей» и самого режиссёра были надеты огнезащитные костюмы, страху пришлось натерпеться всем. Вдруг этот мост рухнет раньше, чем сгоревший макет? Но обошлось: мост обвалился именно в тот момент, как его миновал паровоз с четырьмя вагонами.

Опасным был эпизод, когда Валерка перелетает вместе с лестницей от одного дома к другому. Лестницу перетаскивали с помощью блоков, вбитых в нижнюю часть стены. Но неожиданно она остановилась посреди улицы и стала раскачиваться (эти кадры так и вошли в фильм). А там провода троллейбусные. Лестница алюминиевая, замкнёт – и пиши пропало. Но внизу натянули сетку, и Миша Метёлкин успел спрыгнуть.

Валентина Курдюкова вспоминает: «В одном из эпизодов мне надо было болтаться на якоре под кораблем. Теплоход «Грузия» совершал круиз, но мы снимали во время стоянки. Представляете водичку в порту? Жутко, когда тебя опускают под корабль, да ещё в этой грязной отвратительной воде! Но обиднее, что после десятка дублей всё-таки решили снимать в открытом море. Вода была чистой. Но играть стало ещё страшнее…»

Эйфелеву башню для третьей серии снимали, конечно, не в Париже, а в деревне Гладышево. Построили деревянный макет, и, если внимательно приглядеться, то видно, что во время драки вся конструкция просто ходит ходуном. А все девочки писали: «Как мы вам завидуем, вы в Париже были»…

Буба Касторский, убитый во второй серии, должен был по замыслу режиссёра «ожить» в третьей. Но, к сожалению, Борис Сичкин поругался со сценаристами, и в данном фильме решили обойтись без него. И вообще, трудно представить, куда можно было бы его впихнуть в «Короне Российской империи».

Утомлённые славой

Премьера первого фильма состоялась 29 апреля 1967 года в Москве, в кинотеатре «Октябрь». Триумф был полный. Когда «неуловимые» после окончания сеанса вышли на сцену, толпа восторженных зрителей бросилась к ним и подняла на руки.

Началось победоносное шествие картины по Советскому Союзу. За первые два месяца фильм посмотрело около 30 миллионов зрителей, а всего за год их число достигло 54,5 миллиона. В огромной стране не было подростка, который не посмотрел «Неуловимых» хотя бы пять раз. Но были и такие, кто смотрел фильм по нескольку десятков раз. Например, Вите Косых тогда пришло письмо от девочки, которая писала, что к 50-летию Октябрьской революции посмотрела картину ровно 50 раз, то есть в среднем по 10 раз в месяц…

В Голливуде все участники подобного проекта мгновенно стали бы миллионерами. Но у нас не Америка. Четвёрка «мстителей», конечно, заработала фантастическую популярность, однако не разбогатела. Ребятам подарили по девять томов собрания сочинений Конан Дойла (по тем временам – огромный дефицит). Правда, Васильев попросил выдать ему премию деньгами, поскольку хотел купить новую гитару. Что касается зарплаты, то за почти девять месяцев работы им начислили следующие суммы: В. Косых – 687 руб. 96 коп., М. Метёлкину – 657 руб. 36 коп., В. Курдюковой – 687 руб. 36 коп., В. Васильеву – 718 руб. Неизвестно, как распорядились деньгами все «мстители», но Валя Курдюкова купила на них маме стиральную машину «Рига», а себе – магнитофон «Яуза».

Мало кто знает, что после завершения работы над первой серией Эдмонд Кеосаян собирался «завязать» с «Неуловимыми» и снимать серьёзное кино… Но всё вышло вопреки желаниям режиссёра. Когда фильм полностью окупил все затраты в течение первых нескольких недель демонстрации, киношное начальство уговорило Кеосаяна взяться за продолжение.

«Новые приключения неуловимых» получились ещё удачнее, чем первая серия, – больше динамики, больше трюков… За 1969 год на сеансах этого фильма побывало 66,2 миллиона зрителей. Но юные актёры ничего с прокатных денег не имели. Они получили только фиксированную зарплату и постановочные».

Во время съёмок второй части Михаилу Метёлкину исполнилось 18 лет и над ним нависла угроза быть призванным в армию. Понятно, при таком исходе съёмки фильма пришлось бы остановить. Чтобы этого избежать, Кеосаян решил немедленно пристроить парня во ВГИК.

Набор на актёрский факультет уже закончился, поэтому поступать пришлось на экономический, где готовят организаторов производства, иначе говоря, директоров картин. Математики Миша практически не знал, но режиссёр сказал ему: «Ты, главное, побольше цифр пиши». Когда Метёлкин взял билет, то ничего не понял в задании. Но, тем не менее, начал заполнять листок колонками цифр.

Неожиданно экзаменатор вышел в туалет. Кеосаян побежал за ним. И, когда тот зашёл в кабинку, режиссёр занял соседнюю и громко зашептал: «Товарищ, у меня там поступает один из героев фильма «Неуловимые мстители», он ни хрена не знает, поставьте ему пятёрку». А человеку как раз приспичило, и он быстренько ответил: «Я всё что угодно сделаю, только уйдите отсюда». Потом экзаменатор вернулся в аудиторию, взял Мишин листок с цифрами, долго в него смотрел и сказал: «Какое оригинальное решение. Ставлю вам «отлично». После этого Кеосаян отвёз Мишу Метёлкина в «Арагви», и они вместе отметили поступление…

К сожалению, третий фильм «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», рассказывавший о спасении четвёркой музейных ценностей, большого успеха в прокате не имел. Он оказался откровенно слабым. Возможно, причина в том, что главные герои подросли, утратили детскую непосредственность. То, что хорошо смотрелось в детском варианте, оказалось малоинтересным, негодным во взрослом исполнении.

Судьбы «неуловимых»

Дальнейшая жизнь «неуловимых» сложилась по-разному, но ни один из не добился успехов, которые можно было бы сравнить с огромной славой, выпавшей им в детские годы.

Михаил Метёлкин, окончив экономический факультет ВГИКа, в кино не остался, предпочтя работу на телевидении: в Главной редакции отдела информации АПН он работал директором документальных картин. Однако вскоре этот отдел разогнали и всех его сотрудников приписали к Гостелерадио. Работа на новом месте показалась Метёлкину малоинтересной, и он решил вновь вернуться в кино. Сдав за 20 дней экстерном разницу в 30 экзаменов, Михаил был зачислен на второй курс режиссёрского факультета ВГИКа. После окончания института снял только одну короткометражку и перешёл на работу режиссёром монтажа.

Василий Васильев уже после съёмок первой картины получил предложение играть в цыганском театре «Ромэн». Там он окончил и студию драматического актёра. Однако в труппе театра продержался недолго: всего два года. Затем ушёл в вольное плавание: стал разъезжать с гастролями по стране и зарабатывать деньги, которые театр ему никогда бы не принёс (в «Ромэне» у него была зарплата в 90 рублей). В 90-е годы Васильев обосновался в Твери, где стал заведовать культурным центром.

Валя Курдюкова оказалась единственной из всей четвёрки, кто не связал свою жизнь с искусством. В детстве она мечтала стать врачом, но кино перечеркнуло эти планы. В 1970 году Валентина поступила в цирковое училище, где, впрочем, проучилась недолго. Во время гастролей познакомилась с молодым певцом Борисом Сандуленко, которого называли «советским Робертино Лоретти». Молодые люди вскоре поженились. В 1973 году у них родился сын, чуть позже и дочь. В кино Курдюкову не звали, да и профессиональный спорт тоже пришлось бросить. Одно время Валентина работала буфетчицей в издательстве «Правда», затем устроилась на продуктовый склад в Московском горкоме партии, чтобы получить квартиру.

В конце 80-х муж Курдюковой подписал контракт с самим Робертино Лоретти и собирался участвовать в совместных гастролях с великим певцом. Но этому помешало несчастье: в самом начале 90-х после тяжёлой болезни у Валентины и Бориса умер сын. Теперь все надежды семьи Курдюковых связаны с дочерью Татьяной.

Профессиональным киноактером стал только Виктор Косых, но приглашали его только на эпизодические роли. На счету Косых свыше 50 картин.

Судя по рассказам «неуловимых», все они довольны, тем, как сложилась их жизнь. Но тем не менее, в редкие моменты, когда «красные дьяволята» собираются вместе для съёмок в какой-нибудь телепередаче, на глаза у них сами собой наворачиваются слёзы тоски по временам былой славы.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №17, апрель 2008 года