Что, на чудо надеетесь?
22.05.2017 00:00
Девочки, никогда не пользуйтесь дешёвыми духами

Что, на чудоУважаемая редакция, здравствуйте! Я постоянный читатель «Моей Семьи», отправляю на ваш суд письмо и надеюсь, что оно будет опубликовано. В газете немало рассказов о школе, об учителях, и это понятно: воспоминания детства – всегда очень яркие, они неизбежно связаны с учёбой. У меня были замечательные педагоги, которых всегда вспоминаю с большой теплотой. Но особенно запомнилась одна учительница.


1973 год, тихий провинциальный городок во Владимирской области, по весне утопающий в вишнёвых садах, воспетый нашим земляком, поэтом-песенником Алексеем Фатьяновым. Наша школа была восьмилетней, поэтому ученики, решившие окончить десять классов, перешли в другую.

Старая школа находилась в центре города. На третьем этаже располагался кабинет химии. Всё здесь было необычным: парты в четыре ряда, на возвышенности – длинный стол педагога, напоминающий кафедру.

Учительницу химии звали Надежда Александровна. Невысокого роста, полноватая, с неизменным пучком седеющих волос на затылке, с пронзительным строгим взглядом. Даже самые хулиганистые ребята не смели нарушать дисциплину на её уроках. Надежда Александровна относилась ко всем одинаково, никого не выделяла, хотя, возможно, у неё и были какие-то личные симпатии.

Она преподавала нам химию только в десятом классе. В девятом нас учила другая учительница, у которой на уроках никакой дисциплины не было; соответственно, и знаний мы толком не получали. Как опытный педагог, Надежда Александровна сразу это поняла, поэтому мы не только проходили материал десятого класса, но и очень подробно повторяли программу девятого.

Методика Надежды Александровны безупречна: тема – контрольная, тема – контрольная. Объясняла она замечательно, чётко и доходчиво. Теперь я понимаю: как настоящий профессионал, она старалась для тех, кто хотел учиться дальше. Конечно, в нашем классе в основном учились сильные ребята, но были и те, кто решил окончить десятилетку, только чтобы получить аттестат о среднем общем образовании.

Расплатой для ленившихся была контрольная после каждой пройденной темы, и списать не представлялось возможным! Надежда Александровна садилась за свой высокий стол и в течение всей контрольной пристально следила за учениками, ни на что не отвлекаясь.

Но однажды однокласснице Люсе Липатовой каким-то чудом удалось списать за моей широкой спиной. Однако пятёрка, полученная ею, быстро превратилась в двойку, когда Надежда Александровна вызвала Люсю к доске и попросила выполнить задание из этой контрольной.

К нерадивым ученикам учительница обращалась так:
– Что, Герасимов? Что, Тимофеев? На чудо надеетесь? Чуда не будет!

И все твёрдо знали: не будет. Распространённое мнение, будто «за год всё равно двойку не поставят», – в случае с Надеждой Александровной не подтверждалось. Она и за год могла двойку влепить даже в выпускном классе. Перед теми, кто был не готов к контрольной, стояла вечная дилемма: списать нельзя выучить. Где поставить запятую? Ведь все знали, что списать у Надежды Александровны практически невозможно.

И всё же был один ученик, которому это удалось! Прошло много лет, а я до сих пор с улыбкой вспоминаю ту контрольную.

Как я уже упомянула, у нас были ученики, которые пришли в десятый класс только для того, чтобы получить аттестат, среди них и Васька Иванов. Говорили, что он жил с бабушкой. Она с ним, подросшим, наверное, не справлялась. Парень очень даже неглупый, но должного контроля за ним не было, и он мог позволить себе учиться на тройки. В глубине души я даже немного завидовала Иванову: в отличие от нас, отличников и хорошистов, мечтавших поступить в институт, он мог вести себя свободно, без оглядки на то, какую характеристику напишут после окончания школы. Например, на уроке математики, оскорблённый учительницей, выдал ей в лицо:
– Порода петушиная! – и сдвинул парты таким образом, что та не смогла его схватить.

Это было дерзко, ведь тогда, в 1975-м, учителя имели непререкаемый авторитет. Но до чего же мы были солидарны с Васькой! Эту учительницу за её злость не любил весь класс; дети очень хорошо чувствуют, когда педагог злой, а когда – строгий.

Надежда Александровна была строгой, мы это понимали и принимали как должное.

К контрольной по химии Васька, конечно же, оказался не готов. Но тему сдавать нужно, хоть тресни, иначе можно остаться с «парой» в аттестате. И он придумал, как списать.

Надежда Александровна не имела привычки ходить по классу между рядами, да и необходимости в этом не было. Войдя в класс, садилась за свой стол-кафедру и вела урок. Сразу за её спиной – школьная доска, класс виден как на ладони, так что всё очень удобно. Сам стол от столешницы до пола был наглухо закрыт с трёх сторон, так что одна из его частей, самая длинная, обращённая к классу, вполне могла сыграть роль школьной доски. Всё гениальное просто! На перемене перед контрольной Васька сделал на этой самой доске необходимые записи, они были видны всем, кроме Надежды Александровны.

Мы обалдели от такой дерзости. Во время контрольной всем было не до заданий. Класс не дышал: вдруг учительница выйдет из-за стола? Стоило Надежде Александровне пошевелиться на стуле, как все тут же замирали. Но она не встала, и Ваське удалось списать – не как Люсе Липатовой, «под ключ», а по-умному, на тройку.

Восхищаюсь сообразительностью и дерзостью этого кудрявого мальчишки, моего одноклассника – именно о таких ребятах потом и вспоминаешь. Спустя двадцать лет, в один из приездов на родину, я случайно встретила Васю, немного поговорили. Больше мы не виделись. Надеюсь, что находчивость и сообразительность помогли ему в жизни.

А Надежда Александровна при всей своей сдержанности и закрытости преподала нам, 16-летним девочкам, ещё один урок.

Десятый класс. Рядом со столом учительницы стояла первая парта во втором ряду, за ней сидела самая некрасивая девочка в классе. Однако и ей хотелось нравиться мальчикам, поэтому в ход шли всевозможные бантики, косметика, какие-то ароматы.

Однажды Надежда Александровна, обращаясь ко всем ученицам, но глядя именно на эту, сказала:
– Девочки! Никогда, никогда не пользуйтесь дешёвыми духами!

Вот такой она осталась в моей памяти, учительница, преподававшая у нас всего лишь год. При поступлении в институт я сдала химию на пять баллов – единственный из четырёх предметов, по остальным получила четвёрки. И это при том, что в школьном аттестате у меня по химии четвёрка, а в классе я никогда не была лидером по этому предмету.

Пусть мои воспоминания будут данью благодарности и другим учителям: Лидии Васильевне и Галине Ивановне, преподававшим русский язык и литературу; учительнице математики Валентине Дмитриевне; учителю истории Григорию Сергеевичу, который очень интересно вёл уроки. Я благодарна всем, кто учил, воспитывал и любил нас.

Из письма М.В. Переведенцевой,
г. Нижний Новгород
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №20, май 2017 года