Откуда взялись армяне
17.02.2012 00:00
Краткая история народа

Откуда взялись армянеАрмян в России много. Их роль в нашей истории и культуре тоже немаленькая. Даже не напрягая память, любой назовёт десяток громких имён. От сталинского наркома Микояна и маршала Баграмяна до астронома Амбарцумяна. От композиторов Хачатуряна и Таривердиева до актёров Джигарханяна и Харатьяна. Ну и комики, конечно. Петросян, Мартиросян, Галустян… Но, помня знаменитые армянские фамилии, мы мало что знаем об истории народа, из которого они вышли. Между тем эта история интересна и своеобразна. Мы имеем дело с одним из древнейших народов на земле. Может, армяне и «помоложе» евреев и китайцев, но всё-таки их биография длиннее, чем у любого европейского этноса. Некоторые армяне, впрочем, норовят свою историю удлинить ещё больше и протянуть её чуть ли не от Всемирного потопа.


Армения изначальная

История армян в общих чертах схожа с еврейской. И те, и другие в древности имели собственные государства, а потом надолго их потеряли и рассеялись по миру. И те и другие ведут подробную родословную от сыновей Ноя. Правда, от разных. Евреи считают себя потомками Сима – семитами. А армяне убеждены в том, что их пращуром является Иафет, родоначальник Ариев.

Это сыграло свою роль в годы Второй мировой войны. Во время фашистской оккупации Европы армяне сумели доказать своё «арийство» и даже получили паспорта с отметками о расовой благонадёжности.

Впрочем, евреи, основываясь на Библии, считают армян родственниками. А современные учёные полагают, что армянский этнос формировался на территории нынешних Турции, Ирана и Закавказья из разных составляющих. Частично из племён мушков, пришедших на Ближний Восток с Балкан. Частично из местных народов, в том числе семитских. В любом случае сходство между иудеями и армянами лишь внешнее. Евреи, чтобы себя не потерять, наглухо замкнулись от чужого влияния и, где бы ни жили, оставались для соседей чужаками с особой религией и непонятными обычаями. Армяне же приспосабливались к окружающим, легко перенимали чужую культуру, но при этом не теряли своеобразия. Что заметно даже по первым, детским шагам этого народа. Взять хотя бы их древний календарь или дохристианскую мифологию.

13 месяцев

Евреи ведут своё летоисчисление от Сотворения мира, древние римляне отсчитывали годы от основания Рима, для армян же началом истории стала победа их вождя Хайка над вавилонским царём Бэлом 4500 лет назад. Событие, правда, сохранилось исключительно в армянских легендах. Ни одна летопись того времени, в том числе и вавилонская, не упоминает не только об этой победе, но и вообще о существовании армян.

Первые сведения об армянах встречаются лишь в VI веке до нашей эры, да и то не как о самостоятельном народе, а как о подданных Персидской империи. Но какая разница?  Любому народу нужен день рождения, пусть и вымышленный. Для армян таким днём стал день победы над Вавилоном, 11 августа.

В этот день они праздновали Новый год. В самом же году было 365 дней, как у всех народов, живущих по солнечному календарю. Зато месяцев, на зависть другим народам, у армян было тринадцать. Двенадцать одинаковых, из тридцати дней, и один коротенький – пяти- или шестидневный.

Были и другие календарные отличия. Армяне дали имена не только месяцам и дням недели, но и каждому дню месяца. Более того, каждому часу в сутках. Дни армяне называли по именам своих богов, которых, как можно догадаться, было немало. Существовали в армянском пантеоне аналоги Олимпийских богов, но были и собственные оригинальные божества. Например, Арлезы – боги, выглядящие, как собаки. После сражений они спускались с неба, чтобы зализать раны убитых и воскресить их.

Или взять астрологию. Созвездия у армян были те же что у греков, но легенды о каждом несколько различались. Так, небесного лучника они называли не Орионом, а Хайком. Разными были и мифы о Млечном пути. Греки считали, что молочная струя брызнула в небо из соска богини Геры, когда она кормила Геракла. Армяне в ответ на это скептически цокали языками. Они-то знали, что молоко пролилось из груди женщины-оборотня после того, как в неё попала стрела Хайка.

Насчёт землетрясений армяне во мнениях расходились. То ли Земля расположена на рогах огромного быка, который иногда трясёт головой, то ли вокруг суши плавает гигантская рыба и пытается поймать себя за хвост. От её движений земля и дрожит. А когда рыба хвост поймает, миру придёт конец.

Строитель империи

Армянская государственность вызрела в недрах Персидской державы. Сначала Армения была её сатрапией – губернией, а после разгрома Персии Александром Македонским армяне получили свободу и начали постепенно набирать силу.

Наибольшего успеха Армения достигла при Тигране Великом в I веке до нашей эры. Пользуясь временным ослаблением Рима, Тигран присоединил к своему государству множество территорий. В его империю входили земли нынешних Армении, Грузии, Азербайджана и Дагестана, а также Турции, Ирана, Ирака, Сирии и Палестины. Столицей своей империи армянский владыка сделал вновь построенный город Тигранакерт. А чтобы вдохнуть жизнь в новостройку, насильственно переселил туда сотни тысяч торговцев и ремесленников с Ближнего Востока.

Эта операция оставила глубокий след в армянском языке. Сейчас почти вся торговая и ремесленная терминология в армянской речи уходит корнями в арамейский язык. Ну, не считая совсем уж современных терминов. Арамейский, если кто не помнит, это язык, на котором разговаривал Иисус Христос.

Впрочем, имперский сон развеялся довольно быстро. В течение нескольких лет Рим восстановил своё влияние на Востоке. У Тиграна отобрали завоёванное, наложили на него крупную контрибуцию и объявили его «другом и союзником римского народа». То есть марионеточным правителем.

С этого момента Армения начинает лавировать между крупными хищниками – римлянами, византийцами, персами, арабами, иногда попадая в зависимость от них, иногда распадаясь на несколько частей, и так до полной утраты государственности. Впрочем, до этого оставалось ещё много веков.

Прогрессивная страна


Первые три-четыре столетия нашей эры прошли для Армении относительно благополучно. Небольшая страна даже временами обгоняла сверхдержавы в социальном развитии. Например, армянское государство первым в мире легализовало христианство. Римская империя пошла на этот шаг лишь в 312 году, на 10 лет позже Армении.

Намного раньше других Армения шагнула из рабовладельческого строя в феодализм. Этому имелись экономические причины. Плодородных земель на гористой армянской территории было мало, а рабский труд эффективен только в мощных хозяйствах, когда на огромных участках земли пашут тысячи невольников. При таких объёмах и кормёжка для рабов дешевле, и надсмотрщики обходятся недорого. А на маленьком участке труд раба становится «золотым». Больше на охрану потратишь, чем получишь выгоды. Так что в армянских условиях труд свободных крестьян был эффективнее. А чтобы землепашец лучше работал и вовремя платил подати, надо было на него влиять идеологически. Тут и христианство подоспело. А ещё через некоторое время новая религия родила армянскую письменность.

АБэВэГэДэйка

К тому моменту у армян были язык, религия, государство, армия. А письменности не было. Духовенство забеспокоилось. Местный просветитель Месроп Маштоц давно задумывался, что неудобно каждый раз во время проповеди переводить Библию с чужого языка. Он был одновременно и чтецом, и переводчиком. А если в его отсутствие Библию читал кто-то другой, то народ вообще ничего не понимал.

Такое положение не устраивало и светскую власть. В результате царь Врамшапух поручил Месропу изобретение армянского алфавита и грамматики. Что тот и сделал после долгих научных изысканий. Это изобретение стало последним кирпичиком в становлении армянского народа. Более того, после распада Армении на несколько государств, а потом их поглощения агрессивными соседями разорванный на части народ сохранил единство благодаря религии и алфавиту.

Так что изобретение Маштоца для армян больше, чем просто азбука. Например, современные армянки очень любят украшения в виде золотых буковок, желательно с камушками. А в 1989 году, когда в Советской Армении рос национализм, ереванские школьники распевали на улицах алфавит на мотив революционных песен.


Не маленький, а нанотехнологичный

Но вернёмся к армянским деятелям. Они оказали большое влияние и на Русь, и на Византию. Некоторые армяне были даже византийскими императорами.

Одним из самых ярких армян на византийском престоле был Иоанн Цимисхий. Он отличался очень маленьким ростом, но в то же время крайней вспыльчивостью и авантюризмом. Метко стрелял и метал дротики, мастерски владел копьём. Ещё «был жаден до телесных наслаждений». В общем, связываться с этим малюткой не стоило.

Он дослужился до военачальника при императоре Никифоре и заодно соблазнил его жену Феофанию. Сговорившись с изменницей, Иоанн проник в покои императора и отрубил ему голову. Потом обулся в красные императорские туфли и сел на трон. Когда в зал ворвались телохранители убитого, Цимисхий бросил им под ноги отрубленную голову.

Его признали императором. Кстати, жениться на вдове Никифора вопреки её расчетам Иоанн не стал. Феофания отправилась в ссылку.

За несколько лет своего правления Иоанн выиграл много сражений, в том числе победил киевского князя Святослава, пытавшегося прибить к вратам Царьграда свой щит. А погиб император от яда. Уличил одного из подчинённых в коррупции, собрался наказать. Но тот его опередил.

Шурин Красного Солнышка

Другого армянина на византийском престоле звали Василий Болгаробойца. Прозвище своё он получил за то, что жестоко разобрался с восставшими против империи болгарами. Взяв в плен 15 тысяч бунтовщиков, Василий приказал их ослепить. По одному глазу было оставлено только каждому сотому болгарину, чтобы эти одноглазые могли вести соратников на родину. Жуть, конечно. Но по меркам того времени – своеобразный гуманизм. Ведь император являлся главой церкви и по возможности старался не проливать кровь.

В результате в каждом болгарском селе были свои слепцы – как страшное напоминание о гневе императора. Болгары после этого долго не бунтовали.

Для нас же армянин Василий важен тем, что был союзником Святого Равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Тот оказывал императору военную помощь, а за это Василий пообещал отдать за Владимира свою сестру. Потом, правда, передумал. Но русский князь направил свои войска в принадлежавший Византии Крым, и вопрос уладился. Ради женитьбы Владимиру пришлось креститься самому и окрестить Русь.

Из империи в империю

Из-за своего геостратегического положения Армения постоянно оказывалась на линии обстрела между враждующими сторонами. Только в ходе ирано-турецких войн, происходивших между 1513 и 1737 годами, контроль над Ереваном сменялся четырнадцать раз. В начале XVII века шах Аббас Великий совершил против турок «поход выжженной земли». На беду армян Закавказья, маршрут пролегал через их территории.

Отступая, шах приказал разрушить все города и селения, лежавшие на пути, а их населению велел следовать за своей армией в Иран. Мера была направлена исключительно против турок, цель – разорить одну из османских провинций. Армянам никто специально зла не желал. Но из трёхсот тысяч переселенцев от голода и болезней по дороге погибло не меньше ста.

Обычное, впрочем, дело для Востока. Как мы помним, другой правитель с титулом Великий, Тигран, в своё время занимался такой же рокировкой населения.

После российских побед над Турцией и Персией русское правительство тоже занялось переселениями. На этот раз процесс пошёл в обратную сторону. Так, в предпоследнюю Крымскую кампанию XVIII века Екатерина II по русско-турецкому договору вывела с полуострова армян. А поскольку они были самой активной и богатой прослойкой тамошнего населения, экономика Крыма быстро захирела, ослабла его военная мощь. А там и до полного присоединения к России оказалось недалеко. Крымские же армяне до сих пор живут в Ростове-на-Дону и вполне счастливы.

Что касается угнанного в Иран населения, то его возвращением в Закавказье занимался Александр Грибоедов, автор «Горя от ума». Своим контингентом литератор был весьма доволен, о чём и доложил царю: «Обращаясь опять к переселенцам, я нахожу, что они гораздо полезнее наших торгашей, не приносящих никакой пользы казне, а перешедшие из Персии большею частью ремесленники и хлебопашцы».

Правда, мусульмане Кавказа были очень раздражены подселением незваных соседей. Но что тут было возражать. Россия просто восстановила этнический баланс, нарушенный персами.

Дружба народов

Дальнейшее известно. Напряжённость между христианским и мусульманским населением на Кавказе сохранялась всегда и время от времени приводила к кровопролитию. Несколько раз это случалось в XIX веке, потом в начале XX-го, во время гражданской войны.

Все годы советской власти между армянами и азербайджанцами шла тихая борьба. Те и другие проталкивали через союзное правительство нужные им решения, пытались повлиять на демографию спорных территорий. Те и другие заказывали историкам книги о древности своих народов и о том, кто первым пришёл на Кавказ. А потом случились погромы в Сумгаите и Баку, Карабахская война. Характерно, что во время этой войны, особо зверской, как любая гражданская, случались просто вопиющие проявления советского интернационализма. Так, в январе 1993 года, когда в московской тюрьме убили армянского вора Рафика Багдасаряна, его тело было отправлено на родину, в Ереван. А попрощаться с покойным прилетел весь криминальный мир Азербайджана. И это был единственный случай в девяностых годах, когда между Ереваном и Баку возобновилось воздушное сообщение. Кроме того, гангстерам удалось добиться возобновления поставок газа и электроэнергии из Азербайджана в Армению на те три дня, когда проходили похороны и поминки. После того как мафиозные гости разъехались, блокада была возобновлена и город снова погрузился во тьму.

Павел БУРИН