Вагончик тронется
26.07.2017 00:00
И тут самца как подменили

ВагончикМой одноклассник Миша после школы стал физиком и серьёзно увлёкся горным туризмом. Если цель альпинистов – вершина, то у горных туристов, «горников», конечной целью является освоение маршрута: взятие крутых перевалов, прохождение по траверсу склонов гор. А по техническому оснащению их не отличишь – те же верёвки, крючья, альпенштоки, кошки для хождения по льду.

В тот раз их маршрут начинался почти с самой вершины Эльбруса, и стартовой точкой оказался так называемый «Приют одиннадцати». Это довольно обширный лагерь, где многочисленные любители гор проходят высотную адаптацию и готовятся к восхождению на Эльбрус. К «Приюту одиннадцати» поднимается канатная дорога, очень сильно экономящая время и силы.

Кавказ, самое начало 90-х. Прибывает Мишина группа горников к началу подъёма, покупает билеты, грузится в вагончик фуникулёра вместе с разнородной группой праздношатающихся людей, которые просто решили прошвырнуться до верхней станции. Это три тысячи метров. Их цель – побродить по горам, осмотреть сверху горные виды, пофотографировать. Нормальное человеческое желание – прикоснуться к красоте первозданной природы.

А погода резко начала портиться, небо быстро заволокло чёрными тучами, пошёл мелкий дождь. Внизу, в долине, стало грохотать, сверкнули первые молнии. Но у вагончика канатки было ещё терпимо, а наверху, на Эльбрусе, вообще сияло солнце. Короче, сели – поехали.

Отъехали не так далеко – метров шестьсот, как вдруг вагончик дёрнулся и встал. Под ним сто метров пустоты и травянистая поляна. Спустя сорок минут появились два человека с мегафоном и прокричали снизу, что в долине молния ударила в подстанцию и вывела из строя трансформатор. Канатка обесточена. «Держитесь! – кричали они. – Все службы в работе, устраняют аварию».

Прошёл час, второй. Все наши бедолаги в вагончике потихоньку перезнакомились, беда-то сплачивает. К тому же оказалось, что при наличии электричества вагончик отапливается, а без него – нет, поэтому стало ощутимо холодно. Горникам без разницы, у них всё в рюкзаках, они привыкли спать на снегу, потому с лёгкостью поделились с попутчиками свитерами и пуховиками – среди попавших в «плен» были женщины и дети. На вопрос, скоро ли починят канатку, диспетчеры ответили, что часа через два-три. Все поняли, что на самом деле ждать придётся дольше, и зашумели.

В этом Ноевом ковчеге оказались две подруги-учительницы – одна средних лет, другая моложавая, а также семейная пара с детьми семи и двенадцати лет и ещё школьники выпускного класса. Вдобавок два очень брутальных шахтёра и один хохмач-дальнобойщик лет пятидесяти. Но это он улыбался, пока ехали. Отпускал шуточки, всех подкалывал, рассказывал удивительные истории и анекдоты с бородой. Рассылал улыбочки всем представительницам прекрасного пола независимо от их возраста и присутствия мужей. А тут этого альфа-самца как подменили. Услышав, что предстоит провести в вагончике ещё три часа, а может, и больше, он превратился в раненого кабана. Глаза налились кровью, стал метаться по вагончику, раскачивая его, кричал: «Выпустите меня!» Настоящий буйный. Вскакивал на сиденья, пытался открыть двери. Его еле поймали, скрутили и успокоили.

Горники приняли единственно правильное решение и крикнули вниз, диспетчерам, что будут спускаться, благо верёвки с собой. Неожиданно те сообщили, что вагончик оборудован для подобных аварийных случаев спасательной системой, которая находится под крышкой одного из сидений. И точно, ребята нашли её. Это оказался огромный прочный мешок, который надёжно закрывался, имел надёжный карабин и был привязан к тросу, намотанному на катушку. Тут вся мужская, якобы технически подкованная, половина попыталась понять, как это всё работает. Получалось, что катушка разматывается под тяжестью мешка и не имеет никаких тормозов, ручек – вообще ничего.

Руководитель горников, Иван, решил: мешок будем использовать, а верёвки – наши. И спускать будем по системе полиспаст, то есть по два-три человека в мешке за раз.

И работа закипела. Надёжно привязали один конец фала, бросили на землю другой. А высота оказалась огромной. В бухте обычно сто метров фала, так вот на земле лежал конец не длиннее 12–14 метров.

Первым вызвался спускаться Миша – для организации страховки на земле. Надел обвязку, подошёл к люку и… ему стало не по себе. Горники тоже люди. Одно дело, когда рядом пропасть, но ты на горной стене – хоть какая-то опора. А тут пустота. Но ничего, переборол себя, спустился. Ну и началась эвакуация – сначала спустили часть горников, потом молодёжь, учительниц, шахтёров. Последние даже спасибо не сказали, сразу пошли в ближайший бар – наверное, переволновались. Шутка ли – это же высота примерно 28-этажного дома!

Последним оказался весёлый дальнобойщик. Иван уже готовился колоть его успокоительным – у горников всегда с собой аптечка, но тот с каменным лицом сам шагнул к мешку.

Мише, как первопроходцу, достались самые приятные минуты: когда из мешка вылезали девушки и женщины, они кидались к нему с поцелуями и слезами радости. Миша был зацелован вусмерть и имел слегка ошалелый вид. Мужчины обнимали его и крепко жали руку. Все уже знали друг друга по именам и веселились от души. Благодарная администрация канатки пустила горников под крышу в зал ожидания, где те с комфортом разместились на ночлег.

Только на исходе ночи починили трансформаторную подстанцию и вернули вагончики на исходное место. Ну а утром с первым рейсом пустили вагон только с горниками, как с бывалыми людьми. Именно они первыми после ЧП совершили испытательный рейс.

На канатной дороге два вагончика – один поднимается, другой спускается, а по пути они встречаются. И что любопытно: одновременно с нами в аварию попал вагон, спускавшийся сверху с большой группой австрийских альпинистов. Но те просидели до утра, не предпринимая никаких действий для своего освобождения. Гвозди бы делать из наших людей.

Борис ДЕБОЛЬСКИЙ,
г. Королёв, Московская область

Опубликовано в №29, июль 2017 года