Вячеслав Моше Кантор: почему Европа нуждается в новом понимании толерантности

Тема толерантности для международного общественника Вячеслава Моше Кантора уже давно стала одной из определяющих в его работе и исследованиях. Повышенное внимание к теме и неудивительно, ведь толерантность – та ценность, на которой сформировалась значительная часть всей культуры современной Европы, нормы и правила её общества, особенно в том многонациональном формате, что объединённая Европа представляет собой сегодня. Вот только испытания, выпавшие на долю континента, эти прописные истины зачастую ставят под вопрос. Миграционный кризис, рост нетерпимости и ксенофобии, постоянно возникающие конфликты между разными группами людей заставляют и европейцев, и остальной мир задаваться вопросом, осталось ли место для толерантности в современном обществе, и если да, то в каком виде она имеет шансы на сохранение и преуспевание.

Для Вячеслава Кантора, который изучению толерантности посвятил не один и даже не десяток лет, ответом стала концепция «безопасной толерантности», которую он предложил широкой общественности и экспертному сообществу в рамках собственной книги «Манифест о безопасной толерантности» от 2011 года. Казалось бы, где толерантность, а где безопасность, два такие разные понятия? Но Вячеслав Моше Кантор убеждён: именно в их объединении и совместной работе и кроется ответ на то противоречие, с которым Европа – да и весь мир – столкнулись сегодня.

Буква закона

Толерантность, казалось бы, была и остаётся базовой ценность для Европы, однако в современных условиях она не может существовать сама по себе, без всякого нормативного подкрепления, считает Вячеслав Моше Кантор. Без этого неизбежны манипуляции самим понятием, постоянные трансформации смысла этой ценности, не говоря уж о том, что сама ценность постепенно превращается в некую абстракцию, которая используется разными силами в угоду своим интересам, но не несёт уже никакого полноценного смысла.

Законодательство о толерантности должно существовать, и Вячеслав Кантор приложил немало и собственных усилий к тому, чтобы претворить это в реальность. Ещё полтора десятилетия назад он инициировал разработку соответствующего закона с привлечением экспертов из разных сфер науки и культуры, а в 2010-м году и вовсе призывал создать в Европе отдельный университет или исследовательский центр, который как раз занимался бы глубоким исследованием темы толерантности и сочетании её с безопасностью – с таким предложением, в частности, Кантор выступил во время встречи с возглавлявшим в то время Совет Европы Херманом ван Ромпеем

В чём необходимость такого огромного количества работы? По мнению Вячеслава Моше Кантора, это нужно сделать для защиты самой толерантности. Как пояснял эксперт, уже сегодня многие не могут конкретно объяснить, что именно они понимают под толерантностью, что эта ценность собой представляет и какие нормы отстаивает, и это размывание границ ценностей и норм Кантор во многом и винит в сложившейся в Европе ситуации, когда нетерпимость и ксенофобия всё больше набирают обороты. Чтобы решить возникшее непонимание, Моше Кантор призывал к всестороннему и максимально глубокому изучению и анализу этой ключевой для Европы ценности, выработке её прагматического понимания и, что особенно важно, определения тех границ, в которых она может распространяться, а за пределами которых – уже нет. Без границ толерантность может превращаться из ценности в реальную угрозу, заявлял Вячеслав Кантор, приводя в пример параллель со змеиным ядом. В небольших, верно рассчитанных дозировках это вещество имеет лекарственный эффект, но в других случаях становится смертельно опасным ядом.

Современное общество не может без толерантности, на которой оно было взращено, но при этом и запрос на безопасность у простых граждан растёт из года в год, подчёркивает Кантор. Именно поэтому понятия эти не просто нельзя разделять, они нуждаются в объединении, в том числе и в рамках нормативных актов и законов, которые раз и навсегда закрепили бы отношения между этими ценностями и столь необходимый баланс между ними.

В целом тема того, как взаимосвязаны – или должны быть взаимосвязаны – понятия толерантности и безопасности сегодня актуальна не для одной лишь Европы, уверен Вячеслав Моше Кантор. Весь мир становится всё более открытым и проницаемым, люди из разных культур и наций постоянно мигрируют, живут бок о бок с другими новыми людьми, взаимодействия между странами меняются, создаются новые объединения и сотрудничества, и в таких условиях именно толерантность, то есть умение принимать новое, является залогом продуктивного сосуществования. Безопасная же составляющая толерантности, считает Кантор, может определить необходимые границы, при пересечении которых существует уже вполне реальная угроза как безопасности людей, так и их образу жизни, их нравственным и ценностным ориентирам.

Сама безопасность, впрочем, тоже стала понятием вполне глобальным, отмечает Моше Кантор. Тот уровень технологического развития, которого достигло человечество, делает попросту невозможным полную изоляцию какой-либо страны – и, соответственно, невозможным обеспечение безопасности отдельного государства без взаимосвязи с процессами, происходящими в мире. Учитывая то, что глобальная безопасность вменила национальную, понятие толерантности и умения людей жить во взаимном уважении друг к другу и вовсе приобретает экзистенциальную значимость.

Именно из-за значимости принципов толерантности Вячеслав Кантор и настаивает на необходимости их определения и закрепления. Как раз в этом направлении необходимо работать над созданием соответствующих законов. Нормативные акты в этой сфере создадут необходимую базу для дальнейшего развития и применения норм толерантности, в том числе в разрешении международных конфликтов и спорных вопросов – когда идеологически конфликт заходит в тупик, на помощь придут закреплённые универсальные нормы, стоящие выше сиюминутной политики, уверен Моше Кантор.

На смену мультикультурализму

Принцип толерантности, долгое время господствовавший в Европе, оказался приравнен к политике мультикультурализма, главенство которой в европейской политике также не оспаривалось долгое время. Ситуация изменилась с 2010-х годов, когда развернувшийся на континенте миграционный кризис и его последствия подтолкнули местных политиков к весьма громким заявлениям. В 2011 году по итогам Мюнхенской конференции по безопасности возглавлявший в то время британское правительство Дэвид Кэмерон одним из первых заявил о том, что мультикультурализм провалился. Иллюстрацией этого он назвал положение в Европе, где нежелание властей вмешиваться в происходящее в закрытых этнических группах прибывших мигрантов привело к тому, что группы эти превратились в анклавы, придерживающиеся норм, правил и даже законов, которые идут вразрез с нормами Европы. Без контроля, который власти попросту не желали применять, сама стабильность общества оказалась под угрозой, заявлял тогдашний премьер Британии; а европейцы, по его словам, перестали чувствовать себя в безопасности в собственных странах. Либерализм необходим, признал Кэмерон, но он должен обзавестись собственной жёсткостью и «мускулами» для защиты прежде всего европейских норм и тех граждан, что живут по этим нормам.

Заявление Кэмерона вызвало бурные обсуждения, и позиция его нашла немало поддержки от представителей политических элит по всей Европе и даже в мире. Вячеслав Моше Кантор также выразил своё согласие с общей позицией Кэмерона, но при этом подчеркнул, что выводы эти не должны подталкивать к мысли о полном отказе от политики толерантности. Во-первых, Европа просто не сможет этого сделать, не утратив своей идентичности и того базиса, на котором она была построена в послевоенные годы, отметил Кантор. Во-вторых, ценность толерантности в современном открытом обществе необходима как залог дальнейшего развития. Другое дело, подчеркнул Моше Кантор, что толерантность должна брать во внимание соображения безопасности. Именно в этих обсуждениях Вячеслав Моше Кантор и поднял вопрос о смене пассивной толерантности на толерантность безопасную в качестве основной идеологии европейского общества.

Как не раз заявлял Кантор, основной для безопасной толерантности и её закрепления в обществе должен стать закон, которым эта концепция бы оперировала. Но отдельного упоминания заслуживает, по мнению эксперта, и необходимость просвещения в сфере толерантности. Образовательные структуры нуждаются в программах, которые бы объясняли людям принципы взаимоуважения, гуманизма, различия между культурами и ценностями, умения взаимодействовать с ними и жить в мире. Учитывая же то, что свобода и безопасность остаются основами демократического общества как такового, Вячеслав Кантор видит в концепции безопасной толерантности возможность закрепления как раз этих основ, уже лежащих в самом фундаменте общества. Справедливый закон, закрепляющий ценность безопасной толерантности, послужит ещё и защитой от нетерпимости самого разного толка, уверен Вячеслав Кантор.

Судьба толерантного закона

Инициативы Кантора по разработке совместно с экспертами некоего типового рамочного законодательства в сфере толерантности принесли свои плоды – проект такого закона действительно был разработан и даже попал на рассмотрение как к европейским властям, так и к специалистам соответствующих международных организаций. Как пояснял сам Вячеслав Моше Кантор, задача закона прежде всего в том, чтобы полноценно закрепить – а значит, позволить сохраниться и развиваться в дальнейшем самой базовой ценности толерантности. При этом ориентация на соображения безопасности сделает эту ценность более отвечающей запросам общества и одновременно с этим – эффективным инструментом в процессе противостояния различным формам ксенофобии, нетерпимости и даже угрозе терроризма.

Говоря об «ограничениях», которые безопасность накладывает на толерантность, Вячеслав Кантор привёл простой пример: толерантность нельзя проявлять к тем, кто пропагандирует и продвигает противоположные идеи – а именно, ненависть и нетерпимость. Попустительство в отношении ненавистнических взглядов и идеологий Кантор не склонен рассматривать как проявления «свободы слова», которым это нередко любят прикрывать, но как невмешательство в процессы, которые совершенно реально угрожают обществу, его стабильности и сплоченности.

Что ещё нашло отражение в законе, так это стремление Вячеслава Кантора упорядочить и организовать просветительское программы по теме безопасной толерантности. Это важно взращивать в подрастающем поколении ещё на уровне школ и других образовательных заведений, уверен Кантор, ведь именно им в будущем предстоит жить в обществе многонациональном, разнообразном с точки зрения культуры и так далее – и сделать это без привития уважения к чужим свободам, правам и отличиям невозможно. Помимо этого, отмечал Моше Кантор, вернуться нужно и в целом к нравственному и моральному воспитанию молодёжи, особенно в тех случаях, когда в семье подобного «образования» не происходит. Нравственные ориентиры – не научные знания, их нельзя усвоить просто из энциклопедий, отмечает эксперт, и именно поэтому её необходимо прививать, взращивать эту защиту от нетерпимости и ненавистнических идей.

Учиться на уроках истории

Тема морали, по мнению Моше Кантора, тесно переплетена ещё и с темой истории – а точнее, тех уроках, что история человечеству уже преподала относительно той же ненависти и её разрушительных последствия. В Европе, например, Вячеслав Кантор не видит возможности для развития общества без учёта истории Холокоста – страшнейшего преступления XX века, которое было продиктовано ненавистью, а дозволено – как раз невмешательством и бездействием остальных европейских стран перед лицом нацистских преступлений. Отмечает Кантор и то, что сама ненависть, приведшая к Холокосту, не взялась в одночасье из ниоткуда – ксенофобия, антисемитизм и нетерпимость взращивались в обществе постепенно, в том числе и через насаждение этих взглядов и этой атмосферы в социуме. Это исторический урок, который лучше чем что-либо способен объяснить людям недопустимость ненависти и то, почему с ней надо бороться ещё на начальных этапах, когда очередную катастрофу ещё можно отвратить.

Сам Вячеслав Кантор значительную часть своей общественной работы посвящает как раз теме сохранения памяти о событиях Холокоста, видя в этом и собственное предназначение, и следование своим убеждениям о том, что повторения подобного в будущем допустить нельзя ни в коем случае. Приверженность делу сохранения этой памяти для Кантора идёт боку о бок с делом укрепления безопасной толерантности, поскольку оба этих направления действуют с одной целью – воспитать в обществе неприятие ненависти и нетерпимости, а значит – увеличить шансы на то, что будущее людей всё же ждёт мирное.

Тем не менее Моше Кантор не может не признать, что практическая реализация его идей хоть и находит воплощение в проектах и инициативах, но ещё далека от того, чтобы быть принятой как полноценная идеология в Европе. Сам эксперт видит в этом подтверждение неготовности прежде всего европейских властей к пересмотру подходов, которые хоть и уже доказали свою несостоятельность, но остаются привычными и с трудом подвергаются сомнениям.



все статьи