Зачем зрителю «Склифосовский»
28.02.2018 15:42
Зачем зрителю «Склифосовский»Сериалы в нашей стране сейчас штампуют в неограниченном количестве: быстро, экономично, чаще всего бездарно. Раньше преобладали криминальные фильмы, но с недавних пор им в затылок дышат медицинские. Хотя честнее назвать их медицинско-лирическими, ведь все без исключения сериальные врачи и медсёстры переживают сложные периоды в личной жизни: строят отношения и выясняют их порой прямо на рабочем месте. Например, в операционной, перед распластанным пациентом, истекающим кровью. Наиболее удачное сочетание медицинской и любовной сюжетных линий демонстрирует самый рейтинговый российский сериал «Склифосовский». Шестой сезон недавно успешно показали на канале «Россия-1». Почему же россияне так полюбили «Склифосовского»? И что думают об этом фильме сотрудники реального НИИ имени Склифосовского?

Лечебный телек

Медицина сегодня бьёт все рекорды телевизионного рейтинга. Обилие лечебно-оздоровительных программ и фильмов удивляет: либо у нас не хватает настоящих врачей и народ лечится «по телевизору», либо жизнь медиков нам кажется гораздо интереснее собственной. Болеть никто не любит, но вот наблюдать, как болеют другие, всем очень нравится – пожалуй, так можно объяснить популярность людей в белых халатах на голубых экранах.

На западе медсериалы въелись в сетку телевещания уже давно. Например, «Центральная больница» идёт в США с 1964 года и не теряет популярности. Хотя за это время двое актёров умерло от старости.

В России в 90-е годы показали американскую «Скорую помощь». Тогда она произвела сильное впечатление и на зрителя, и на наших врачей. «Коллеги решили, что это фантастика, но показанное в «Скорой помощи» очень близко к реальности», – вспоминает Александр Мясников, главный врач московской больницы, ведущий программы «О самом главном». Пять лет он работал в госпитале Нью-Йорка и считает, что американские медицинские драмы демонстрируют реальное состояние дел в заокеанских больницах. Многие даже думают, что из них можно почерпнуть медицинские навыки. Ведь консультантами сериалов выступают реальные врачи.

«Медицинское образование имеете? – Да, семь сезонов «Доктора Хауса». В этой шутке есть доля правды.

Но в российских сериалах о буднях врачей на первом месте не медицинские случаи, а главный герой – доктор. Вокруг него закручена основная интрига, на нём держится нехитрый сюжет, в него влюблены экранные медсёстры и заэкранные зрительницы.

И мент отличный, и врач хороший

Первым российским сериалом о медицине и медиках оказалась «Неотложка», появившаяся в 2003 году. Главным героем оказался доктор Громов (актёр Ярослав Бойко). В 2010-м все рейтинги побили «Интерны» и доктор Быков в исполнении харизматичного Ивана Охлобыстина. А в сентябре 2012 года канал «Россия-1» подарил нам обаятельного хирурга Олега Брагина, главного героя сериала «Склифосовский».

Изначально на эту роль пробовались десятки известных актёров, но создатели сериала Александр Кушаев, Андрей Селиванов и Юлия Краснова отсеивали одного за другим. Уже были готовы декорации, павильон ждал начала работы, но актёра на роль Брагина так и не нашли, пока наконец не возникла идея пригласить на пробы Максима Аверина.

«Всю жизнь играю бюджетников», – шутит сегодня Аверин. Ведь всероссийскую известность ему принесла роль капитана Сергея Глухарёва в криминальном сериале «Глухарь».

Аверин сразу же поставил создателям сериала свои условия: «Титры, конечно, не краснеют, но ведь я у тебя в кадре неправильно живот прощупываю», – сказал он режиссёру первого сезона «Склифосовского» Андрею Селиванову в первый день работы. Аверин настоял, чтобы у сериала появились консультанты-врачи. И их пригласили. Говорят, до сих пор благодаря настойчивости Максима на съёмочной площадке присутствует профессиональный доктор. Впрочем, и без него за шесть лет работы многие актёры приобрели нешуточные познания в медицине.

Аверин, например, любит рассказывать, что люди на улице часто обращаются к нему как к врачу. А однажды симпатичные девушки попросили сделать им искусственное дыхание. Максим говорит, что и это умеет, но «без надобности не практикует». «Укол сделать – смогу, перевязку – пожалуйста. Узелочки на операционных швах вязать научился. Чтобы зрители не говорили: о, Аверин даже шов не умеет накладывать! Хочется ведь услышать: ты посмотри, Аверин и мент отличный, и врач хороший», – говорит Максим.

Кстати, швы актёр учился делать на бройлерных курах.

Но не только они помогли ему переквалифицироваться из следователя в хирурги. Сам Аверин признаётся, что профессиональная память делает его образ таким колоритным: «Когда попадаю в больницу по личным нуждам, обязательно «секу» всё, что там происходит, как люди себя ведут не при включённой камере, а в житейских ситуациях… И с НИИ Склифосовского у меня много ситуаций связано. В прошлом году на одном этаже лежала моя студентка, попавшая в ДТП, на другом – моя мама. У меня был своеобразный медицинский обход».

Аверин часто прямо на съёмках придумывает истории, шутки, повороты, которые отлично вписываются в сюжет и становятся изюминками сериала. «Как только я начал играть Брагина, в мою жизнь стали приходить истории и анекдоты из жизни врачей. Отсюда и все юмористические сюжеты, которые рассказывает в сериале хирург Олег Брагин. Чувство юмора – пункт номер один в роли врача. Ни разу не видел врачей без этого качества, – откровенничает Аверин. – Мне бы хотелось, чтобы авторы больше внимания уделили социальной точке зрения. Ведь мы по большому счёту страшно невежественны в отношении к своему здоровью. Пока у нас не ёкнет, не стукнет, не отвалится – к врачу не идём. Кино – это, конечно, не пособие для жизни, но поднимать вопросы, которые витают в воздухе, необходимо. Например, волокита с бумагами. Врач должен лечить, а не писаниной заниматься».

Звёздный состав

Очень сильный актёрский состав – ещё одна причина популярности «Склифосовского». В первом сезоне блистал Эммануил Виторган в роли завотделением хирургии. Затем его заменила блистательная Марина Могилевская, чуть позже – Мария Куликова.

Эта актриса исполняет главную женскую роль в сериале. «Не считаю работу в сериалах позором для актёра. Иногда мне кажется, что я вообще не создана для индустрии большого кино, для высокого жанра. С детства у меня такое ощущение, что я не достойна чего-то большего и должна довольствоваться тем, что имею», – признаётся Мария в собственной нетребовательности. Как и в большинстве других сериалов, в «Склифе» она играет положительную красивую женщину, в которую влюблён главный герой.

Персонажи Аверина и Куликовой искромётно любят друг друга, женятся-разводятся, вдобавок работают вместе. «Во время съёмок «Склифосовского» мы с Максимом постоянно обменивались трепетными комплиментами в адрес друг друга, всё время шутили и смеялись. Так что работа с ним для меня настоящий праздник», – рассказывает Мария.

Вместе с Куликовой и Авериным в сериале блистают Дмитрий Миллер, Владимир Довжик, Сергей Жигунов, Ольга Машная. Елена Яковлева и Андрей Ильин, которые с 1999 года играли мужа и жену в детективном сериале «Каменская», в «Склифосовском» встретились снова, почти в том же качестве, только среди других столов и стульев.

«Ещё больше крови!»

Изначально создатели «Склифосовского» не рассчитывали на долголетие своего сериала. Но зритель потребовал продолжения, и сегодня сценарист Екатерина Тирдатова признаётся, что с каждым новым сезоном придумывать истории всё труднее: «Самое тяжёлое – это все сквозные линии главных героев, которые за шесть лет прожили определённый отрезок жизни. И эта жизнь разная, не всегда весёлая. Например, пятый сезон получился довольно мрачным, но там нет ничего недостоверного или идущего вразрез с образами героев. Просто у них в жизни наступил тяжёлый момент».

«На самом деле всё в руках зрителей. Чем больше людей посмотрит шестой сезон, тем больше шансов увидеть через год его продолжение, – уверяет генеральный продюсер Ирина Смирнова. – Фраза «по многочисленным просьбам трудящихся» не утратила своей актуальности в условиях современного телевидения. Премьера нового сезона «Склифосовского» показала хорошие рейтинги. Мы со своей стороны настроены оптимистически. Не дожидаясь окончания эфира, уже разрабатываем сюжетную линию седьмого и даже – страшно сказать! – восьмого сезона».

…Не нужно быть врачом, чтобы понять: «Склифосовский» снимается не в больнице, а в павильонах. Сначала их оборудовали на территории бывшего Завода имени Лихачёва. Но вскоре власти Москвы начали строить здесь жилые кварталы, и в пятом сезоне съёмочной группе пришлось перебраться на завод «Компрессор». Декорации разобрали, перевезли с одного места на другое и снова собрали, так что зрители никакой перемены не заметили.

«Дайте крови, ещё больше крови!» – часто кричит Аверин во время съёмок. Кровь, как несложно догадаться, в сериале ненастоящая. А вот на каталках и операционных столах лежат живые люди – актёры эпизодов, вынужденные проводить по несколько часов с интубационной трубкой в горле или тяжёлым пластическим гримом на животе, часто не шевелясь и едва дыша. Сколько тысяч халатов, перчаток, медицинских масок было использовано на съёмках, уже никто не сосчитает. Как и специального грима – киносиликона – для имитации порезов, ушибов, открытых переломов. Однажды киносиликон закончился, гримёры нигде не могли его найти, в итоге купили силиконовую продукцию в секс-шопе и переплавили интимные части тела в рваные раны.

Все создатели «Склифосовского» любят рассказывать, что сериал сделал из них «немного врачей». Например, когда у племянника режиссёра Юлии Красновой подозревали отёк Квинке, она сразу поняла, что диагноз неверный, поскольку в одном из эпизодов «Склифа» видела совершенно другие симптомы этого отёка. Однако склифоманы – так называют себя поклонники сериала – и реальные медработники находят в нём всё новые и новые ляпы. Вот лишь немногие, которые обсуждают на интернет-форумах, посвящённых «Склифосовскому».

«В одной из серий шестого сезона показывают, как главный герой Олег Брагин приезжает в роддом навестить жену и новорождённую дочку. С ним – старшая дочь от первого брака. В реальности: в России ни в один роддом детей не пускают. Это очень жёсткое правило! Считается, что дети чаще страдают инфекционными болезнями вроде ветрянки или краснухи, поэтому высок риск передать заразу младенцам».

«Во время операций врачи шутят, выясняют отношения, болтают обо всём на свете, поправляют на себе маски, входят и выходят из операционной. Однако, если операция сложная, болтовни быть не может. Работа хирурга очень напряжённая, отвлекаться нельзя. Шапочку и маску ему может поправлять только медсестра. Ну а такое, чтобы врач ходил туда-сюда, вообще исключено!»

«Возраст главного героя – загадка. Судя по всему, с годами он лишь молодеет – в первом сезоне Брагин говорит, что ему 39 лет, а во втором – 38. Фантастика!»

«В одной из свежих серий фильма в реанимацию к пациенту приходит коллектор. Ему ещё и халатик дали. Родственников не пускают, а коллектора – пожалуйста!»

В другой серии героиня после сложной операции участвует в потасовке. Народ иронизирует: «Женщина после трепанации и гистерэктомии вскакивает и лезет в драку. Не, ребята-сценаристы, это за гранью! И главное – без последствий! Поднялась, легла, сопли утёрла, отлично».

Профессионалы раздражены

Однако к реальному НИИ имени Склифосовского сериальный «Склиф» не имеет никакого отношения. Однофамильный сериал, как только вышел на экраны, возмутил врачей из НИИ.

Например, хирург, доктор медицинских наук Игорь Шарипов, проработавший в Институте Склифосовского более двадцати лет, считает, что работа врачей изображена в сериале карикатурно: «В некоторых сценах хирурги, даже оперируя тяжелобольных, заняты личными разговорами. Всё это производит странное впечатление на зрителей, раздражает профессионалов и в конечном итоге бьёт по репутации Института».

А Олеся Микита, пресс-секретарь настоящего «Склифа», призналась: «Дирекция НИИ имени Склифосовского возмущена тем, что авторы незаконно использовали принадлежащий Институту бренд «Склифосовский». Никто не спрашивал у нас разрешения на использование этого названия».

Негативно отнеслись к сериалу некоторые кинокритики и журналисты. «В прогнозе погоды больше интриги, чем в этом сериале, – пишет Сергей Ефимов. – Не торопясь режиссёр погружает меня в сюжет. Грустный Брагин временно вкалывает простым врачом на «скорой». В Склифе и вокруг него тем временем всё непросто. Одна героиня-врач то ли случайно, то ли умышленно наглоталась психотропов. Другой, даром что тоже врач, почти до смерти забил одного не очень хорошего человека. Наконец, парень-азиат приехал в Москву на заработки и в первый же день попал под поезд… Казалось бы, нормальный замес для медицинского процедурала. И персонажи вроде приступают к делу, но всё происходит так медленно, что уснуть с пультом в руке не даёт только нервный смех. Вот пафосный Брагин не спеша едет спасать парня с отрезанной ногой. Жизни и чувств в «Склифосовском» не больше, чем в плоскогубцах».

«Зритель приходит домой после трудовых будней, усталости, печали и плохих новостей. Он хочет, чтобы с экрана к нему приходили добрые люди и давали надежду на то, что всё будет хорошо. Если наш фильм даёт возможность людям вечером после работы немножко отдохнуть – то это прекрасная цель, которой мы добиваемся» – вот так просто объясняет народную любовь к «Склифосовскому» заслуженный артист Максим Аверин.

А вот доктор психологических наук Ольга Карабанова видит другую причину популярности сериала: «Болезней боятся все, а сериалы про медиков позволяют «отработать» этот страх – увидеть безнадёжную ситуацию, примерить её на себя и посмотреть, чем это может закончиться. Поскольку на экране большинство пациентов выздоравливает, у человека появляется уверенность, что и с ним всё обойдётся».

Раньше мы в большом количестве смотрели кино о бандитах и «отрабатывали на себе» криминальные ситуации. А теперь с помощью врачебных сериалов отрабатываем медицинские. Надеюсь, в конце концов киношные доктора сделают своё доброе дело: «и тебя вылечат, и меня вылечат».

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №08, февраль 2018 года