Пан артист
07.03.2018 15:35
Пан артистНаверное, многие зрители не помнят фамилию этого актёра. Но в лицо его знают все жители нашей страны и бывших республик. Пан Спортсмен – незабываемая колоритная личность из легендарной телепередачи «Кабачок «13 стульев». Эта роль-маска навсегда стала самой знаменитой работой народного артиста Юрия Витальевича Волынцева.

Генералы стонут от смеха

Юрий Волынцев – коренной петербуржец, родился в Ленинграде в апреле 1932 года. Семья Волынцевых была неполной: родители разошлись, и папа покинул семью, когда мальчику исполнилось пять лет, а его брату – только три.

В детстве Юра любил слушать радио (чёрную тарелку на стене), которое часто передавало музыкальную классику. Он прекрасно запоминал мелодии из опер и оперетт. Иногда становился на стул и дирижировал.

Выучил весь репертуар. Со временем стал угадывать исполнителей – Рихтера, Гилельса. Даже мог определить руку дирижёра. Паренёк мечтал стать музыкантом или дирижёром, но не сложилось. Во время войны и блокады Ленинграда маленького Юру отправили в эвакуацию. По возвращении в родной город Волынцев окончил среднюю школу и устроился киномехаником в кинотеатр «Аврора». Именно эта работа натолкнула Юрия на мысль связать жизнь с театром и кино.

Волынцев крутил одни и те же фильмы по нескольку раз на дню и вскоре выучил весь репертуар кинотеатра наизусть. Мало того, он помнил все диалоги и монологи из советских картин, а также мог мастерски имитировать голоса, мимику, повадки актёров. Как он разыгрывал сцены из этих фильмов – невозможно передать, такая палитра сразу проявлялась в нём: был и за трагика, и за комика, и за неврастеника, и за всех мог исполнить эти роли.

Когда Юрия Волынцева забрали в армию, пришлось служить в Германии, в ГСВ. Молодой человек отлично пел и танцевал, его взяли в окружной ансамбль песни и пляски. Пел и солировал даже на немецком языке. Юра не только выступал в составе ансамбля, но и выходил на сцену в качестве конферансье, объявляя номера и пародируя известных актёров. Весь зал стонал от смеха, начиная от солдат и заканчивая генералами.

После демобилизации перед Волынцевым встал вопрос о выборе профессии. В это время он как раз познакомился с Николаем Волковым-младшим, который из родной Одессы ехал в Москву поступать в театральный вуз, а в Ленинграде был проездом. Послушав, как Юра цитирует кинофильмы и пародирует актёров, он позвал его с собой.

Всё решилось в один момент; и вот уже два друга едут ночным поездом покорять столицу. Приёмная комиссия Щукинского училища, куда поступали два приятеля, была очарована выступлением Волынцева, его ироничным лиризмом, мягкой характерностью и природным обаянием. Во время вступительных экзаменов преподаватели пришли в восторг от данных Юрия Волынцева – статному, высокому, красивому абитуриенту с сильным голосом прочили серьёзное театральное будущее. В 26 лет он стал студентом. Начинающий актёр был не только видным молодым человеком, но и обладал несомненным талантом.

Боба, Ворон и Мирон

Ещё во время экзаменов Николай Волков и Юрий Волынцев познакомились и крепко подружились с Андреем Мироновым. Тот поступал сразу после школы, разница в возрасте была большая, но они всё же сбились в компанию. Получилась замечательная троица, куда вошли уроженцы Москвы (Миронов), Одессы (Волков) и Питера (Волынцев) и в которую каждый привнёс культуру своего города.

У Миронова, москвича, и столовались. А по ночам грузили продукты в магазине «Диета» на Арбате. Вместе они провели незабываемые студенческие годы, насыщенные вечеринками и весёлыми сборищами.

Куролесили ребята в студенческие времена, конечно, хорошо. Один из однокурсников вспоминал, что однажды Юрий Волынцев на спор съел ведро макарон, запив их бутылкой водки. Горячительные напитки в их компании вообще шли на ура. Волков как-то подсчитал, что на деньги, пропитые за время учёбы в театральном, можно было купить два автомобиля «Волга». Миронова в компании звали Мироном, а у Волынцева была кличка Боба – её дал Николай Волков, которого, в свою очередь, нарекли Вороном.

К сожалению, после окончания «Щуки», где Волынцев учился на курсе у И.М. Рапопорта, пути закадычных друзей разошлись.

В 1962 году Юрия Волынцева, единственного с курса, пригласили в Театр имени Вахтангова, где он сыграл немало интересных ролей, преимущественно из классического репертуара. В своих работах Волынцев сочетал яркую театральность с психологической достоверностью героев, что удаётся далеко не всем его коллегам.

Фактура подвела

А вот в кино Юрию Витальевичу не досталось ни одной главной роли. Одно только появление Волынцева на экране вызывало у зрителей улыбку, но режиссёры порой даже не вписывали его персонажей в титры. Он снялся в 35 картинах, но в основном это эпизоды.

Волынцева подвела фактура. В молодости он очень хорошо смотрелся: высокий, внешне интересный. Но с годами сильно погрузнел, оплыл и типажно на героя-любовника уже не тянул. Хотя с его разносторонним талантом мог бы прекрасно играть многие «премьерные» и драматические роли.

В кино его часто приглашали играть недалёких фанфаронистых людей: нагловатого, напористого актёра в образе Деда Мороза («Семья как семья»), упоённого своей значимостью и глупостью генерала КГБ («На Дерибасовской хорошая погода…»), он прекрасно смотрелся в образах чеховских героев-мещан («Карусель», «Смешные люди») и даже в роли эсесовца Швальба («Майор Вихрь») был обаятелен.

Им замечательно сделана драматическая роль в паре с Юлией Борисовой в спектакле «Осенние колокола». Они играли немолодую влюблённую пару. И Юрий Витальевич выглядел не только прекрасным партнёром, но и красивым, сильным мужчиной. Зал был полон. Публика даже стояла в проходах – всем не хватало места.

Пришёл мужик в кабак

Сериалов как таковых в то время не существовало, зато на телевидении было немало популярных передач, которые с удовольствием смотрела вся страна. Особой любовью зрителей пользовались различные юмористические программы, среди которых особое место занимал «Кабачок «13 стульев».

Шутки, песни, музыка и характерные узнаваемые персонажи стали визитной карточкой программы, в которой участвовали многие известные и уважаемые актёры. Главной ролью жизни Юрия Витальевича Волынцева стал недалёкий, но невероятно добрый и обаятельный Пан Спортсмен из «Кабачка». Волынцев буквально сжился с ролью своего бессменного персонажа. Благодаря этому герою актёра узнавали на улице; да что там говорить, его знала в лицо вся страна – не просто знала, но и любила.

В этом персонаже высмеивалась традиция соцстран прикреплять спортсменов к предприятиям. Ведь считалось, что они любители, а не профессионалы. На этих предприятиях спортсменам появляться было некогда: постоянные соревнования и тренировки. А зарплату они всё-таки получали. По принципу «Я буду представлять ваше предприятие на соревнованиях, а вы будете представлять, что я у вас работаю».

Однако Пан Спортсмен сыграл дурную шутку с артистом, сделав Волынцева актёром одной роли. В те времена театральная публика была весьма требовательна и не прощала своим кумирам измены классической сцене. К примеру, во время серьёзного спектакля из зала мог раздаться возглас: «Молодец, Пан Спортсмен, так держать!» Неудивительно, что даже вахтанговские режиссёры не хотели давать Волынцеву центральные роли в своих постановках.
Можно ли обвинять режиссёров в том, что они не очень хотели приглашать участников «Кабачка» в свои фильмы и спектакли? «Кабачковцы» пытались сломать этот стереотип, но не могли. Юрий Волынцев блистал в театре, у него были замечательные работы, но поскольку театралов в разы меньше, чем телезрителей, то его даже сейчас, по прошествии стольких лет после смерти, вспоминают только как Пана Спортсмена.

Дочь актёра, известная теле- и радиоведущая Ксения Стриж, рассказывает: «Кабачок» был для папы больной темой. Есть роли, которые прирастают к актёрам навечно – так, что не оторвёшь. Например, что бы ни сделала моя ученица Настя Заворотнюк, какую бы роль ни сыграла, она навсегда останется няней Викой из популярного сериала. Но ведь в наше время актёры могут выбирать, а тогда у них особого выбора не было, им надо было и семью кормить, да и актёрские амбиции ещё никто не отменял. С одной стороны, такой популярности, как у актёров из «Кабачка», не было ни у кого – они входили без стука во все начальственные кабинеты, причём это касалось не только моего отца, но и Ольги Аросевой, Спартака Мишулина, Романа Ткачука и всех остальных. С другой, Пан Спортсмен перечеркнул отцу все роли, которые он мог бы сыграть. Это сейчас я могу спокойно работать на радио, а потом выйти на сцену в театре или сняться в кино, и никого это не пугает. А тогда человек, засветившийся в юмористическом шоу, уже не мог рассчитывать на роль Ричарда III».

Любимец детей

Чувствуя, что театральные подмостки ускользают от него, Юрий Волынцев старался реализовать актёрский потенциал, снимаясь в киножурнале «Фитиль», детском журнале «Ералаш» и передаче для малышей «Будильник», а также озвучивая множество мультфильмов. Голосом Юрия Витальевича говорят Шалтай-Болтай из «Алисы в Зазеркалье», Сыщик из «Приключений поросёнка Фунтика», Капитан Зелёный из «Тайны третьей планеты», Мухомор в мультфильме «Как грибы с горохом воевали», Иван в мультфильме «Волшебное кольцо» и множество других персонажей.

Помимо этого актёр участвовал в записи аудиосказок для детей; на виниловые пластинки записывались целые спектакли, и маленькие слушатели знали и любили их героев.

Свою личную жизнь Юрий Витальевич никогда не афишировал, да и после смерти актёра его дочь не стала раскрывать частных секретов отца. Известно, что Волынцев был женат, но брак вскоре распался из-за характера жены. Поговаривают, что она была женщиной резкой и несдержанной, супруги часто спорили, не сходясь даже в бытовых вопросах.

Ксюшу отец всегда очень любил. Когда она была маленькой, ласкал и баловал, а с дочерью-подростком Волынцева связывала крепкая дружба.

Дочь Ксения у Волынцева родилась, когда актёру было уже 34 года. У её сверстников в школе родители были ещё молодыми, одевались по-спортивному: джинсы, свитера, куртки… А Юрий Витальевич приходил за дочкой в школу такой взрослый, в модном кашне, в сшитых в ателье на заказ костюмах, в концертных туфлях с пряжками.

«Лично я стеснялась папиной популярности, – вспоминает Ксения Стриж. – Он, такой огромный, приходил встречать меня после школы. Детям было всё равно, а вот их родители не могли скрыть своего восторга. Они же все были страшными поклонниками «Кабачка». Помню, заходим с подружками за какой-нибудь девочкой погулять. Никого не зовут в дом, а меня приглашают чай попить. И я понимала: делают это потому, что мой папа известный человек. И мне это не нравилось».

Соседи допытывались, почему папы давно не видно. А папа часто пропадал за границей. Причём когда приезжал и привозил жвачку или конфеты, одну коробку оставлял дома, а другую давал дочери для школы. Поэтому одноклассники больше Ксюши ждали, когда Юрий Витальевич вернётся из-за границы. Чуть ли не на улице караулили. На день рождения к Ксении тоже бегом бежали. Опять же не потому, что её так сильно любили, а потому, что Волынцев каждому гостю покупал настольные игры или милые безделушки. Ребёнок приходил с подарком и уходил с подарком.

Такая у Юрия Витальевича была педагогическая методика. Он хотел, чтобы одноклассники не завидовали дочери и не воровали. Но фирменные фломастеры и стиральные резинки у неё всё равно пропадали. Один мальчик украл ластик и съел – резинка была с запахом земляники.

Ревность у Волынцева появилась, когда у дочери начались серьёзные романы…

В девяностые годы Юрий Волынцев стал много болеть. Причиной смерти актёра стало давнее сердечное заболевание. По словам дочери, у Юрия Витальевича всегда было слабое сердце, но особенно подточила его здоровье бурная молодость.

Дураки умирают по пятницам

Как-то раз он лежал в больнице одной палате с Леонидом Гайдаем, у которого снимался в картине «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Проблемы со здоровьем у них были одинаковые. Но они при этом ещё умудрялись весело проводить время, жили по принципу «хоть один день, но мой». Этих людей было не переделать! К сожалению, Леонид Иович умер вскоре после выписки, потому что не смог бросить курить. А Волынцев отказался от всех вредных привычек, продлив себе жизнь ещё на несколько лет.

Врачи строго-настрого запретили ему курить, и он честно исполнял все предписания. Умер актёр от сердечного приступа, не дождавшись очереди на бесплатную операцию по шунтированию, дома, в своей постели.

В 1999 году стояло жаркое лето, а в августе вдруг похолодало. Ксения Стриж вспоминает: «Отец позвонил мне: «Слушай, как хорошо, что наконец-то наступила прохлада. Сейчас сижу на балконе, и мне так легко дышится». Услышав эти слова, я успокоилась. И даже успела к нему приехать, мы очень хорошо посидели: папа выпил чайку, я – винца, мы замечательно поговорили. На прощание он спросил: «Когда у тебя завтра эфир?» «В шестнадцать», – ответила я.

На следующий день, а это был понедельник, я начала передачу словами: «Говорят, дураки умирают по пятницам, а по понедельникам умирают лучшие люди». В это время моего папы не стало, он ушёл в мир иной, лёжа в постели с транзисторным приёмником на животе: боялся пропустить мой эфир. Врачи сказали, что умер спокойно и безболезненно, во сне, и я даже не знаю, слышал он эту мою фразу или нет».
Похоронили Юрия Волынцева на Хованском кладбище в Москве.

По ролям он представляется сильным человеком, ярким, наступательным, победителем, а вот коллеги и близкие люди говорили о нём совсем другое. Волынцев был человеком ранимым, уязвимым, простодушным, доверчивым, не карьерным. И главное, человеком, совсем не умевшим постоять за свои интересы. Он был по-своему капризным и обидчивым. Юрий Витальевич был наивным, как ребёнок, и при этом замечательным артистом.

Он излучал душевность и теплоту, какую-то неподдельную трогательность. Такого большого и милого человека невозможно не любить. Зрители и коллеги его обожали за непосредственность и недотёпистость. За то, что сам актёр беззлобно подшучивал над своими персонажами. Все считали Волынцева только комедийным актёром, но его возможности были много шире. Жаль, что режиссёры этого не замечали.

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №09, март 2018 года