Таких людей больше не делают
09.05.2018 17:36
Таких людей больше не делаютВладимир Терентьевич Кашпур не был кумиром юных зрительниц, почти никогда не играл главных ролей. Но был из тех актёров, без которых ни настоящий театр, ни серьёзное кино существовать не могут. На сцене и экране он со своим простым лицом оставался «человеком из жизни», его присутствие всегда оказывалось необходимым.

Самый талантливый Евстигнеев

Владимир Кашпур родился 26 октября 1926 года в селе Северка Алтайского края. Через два года семья переехала в Кемеровскую область, в село Салтымаково, и жила там несколько лет. В 1937 году отца мальчика, простого рабочего леспромхоза, увезли в район. Больше родные его не видели.

В 1943 году в возрасте 17 лет Володя поступил в Харьковское военно-авиационное училище штурманов, участвовал в боях, до 1949 года был штурманом бомбардировочной авиации, затем – авиационным диспетчером.

В 1951 году Владимир Кашпур круто меняет свою судьбу – устраивается актёром во Владимирский областной театр имени Луначарского. Сцена оказалась на удивление благосклонна к непрофессионалу – он довольно быстро достиг успеха и за несколько лет стал ведущим актёром. Сыграл Ленина, другие серьёзные роли, а в детских спектаклях играл Бабу-ягу – невероятный диапазон!

Когда Кашпур уже проработал сезон в этом театре, из Горьковского театрального училища приехала группа выпускников. Самым талантливым среди них оказался Евгений Евстигнеев. Его поселили в общежитии в одну комнату с Владимиром Кашпуром. Комнатка полуподвальная, в обоих заре¬шёченных окнах были видны только ноги прохожих. Помещались, лишь две кровати и стол, на треугольной полочке стоял радиоприёмник. Жильцы по ночам подолгу слушали музыку.

Актёры-ровесники подружились. В этом старом доме, бывшем картофелехранилище, они прожили четыре года.

В театре играли очень много, по пять-шесть премьер в сезон, почти каждый день – выезды в область. В труппе было всего 32 человека, так что каждому приходилось играть и большие, и маленькие роли. Главный режиссёр Василий Кузьмич Данилов, бывший моряк, человек очень справедливый, любил молодёжь и доверял ей. После приезда горьковчан популярность театра в городе возросла.

Данилов вообще старался не отставать от театральной моды, часто ездил в Москву и дублировал на своей сцене понравившиеся ему спектакли. Во Владимире тогда шли «Порт-Артур», «На золотом дне», «Варвары», «Оптимистическая трагедия» и многие другие пьесы, прогремевшие в столице. Кашпур и Евстигнеев участвовали почти во всех постановках. Случалось, играли в очередь одну и ту же роль, например, главаря анархистов в «Опти¬мистической трагедии».

Режиссёр им предложил: «Ребята, сами придумайте решение сцены!» Актёры и похулиганили вволю, изображая анархистов. У Кашпура за плечами торчал самовар, у Евстигнеева кобура от пистолета на ремне висела, а когда он поворачивался спиной, было видно, что из кобуры торчит бутылка. Почти все их придумки Василий ¬Кузьмич потом убрал, потому что это, конечно, перебор, но зато актёры повеселились сами и доставили удовольствие труппе.

Зарплаты были маленькими, жили бедно, одевались плохо. Однажды Кашпур и Евстигнеев поехали на рыбалку и засиделись с удочками дотемна. Встал вопрос, где ночевать. Стучались в ближайшие дома, но хозяйки не пускали обтрёпанных мужиков, похожих на бродяг. Пришлось ночевать около знаменитого храма Пок¬рова на Нерли под опрокинутой лодкой.

Однажды в день рождения Евстигнеева приятели еле-еле наскребли денег на четвертинку водки и одно яблоко. Много лет спустя в Москве Владимир Кашпур никак не мог придумать, что подарить на день рождения старому другу, тогда уже известному и обеспеченному артисту. Преподнёс ящик «четвертинок» и одно красивое яблоко. Друзья вспомнили молодость и рассказали за столом историю этого подарка.

Аж переночевать негде

Но, несмотря на успех в провинции, Кашпура не устраивал статус «самоучки», «дилетанта». И актёр вновь заложил резкий вираж: в 1956 году, когда ему было тридцать лет, ушёл из театра и поступил в Школу-студию МХАТ на курс Виктора Станицына. Этот курс стал легендарным: у Станицына учились Вячеслав Невинный, Альберт Филозов, Александр и Евгений Лазаревы, Юрий Гребенщиков, Анатолий Ромашин, Татьяна Лаврова.

Татьяна Лаврова вспоминала: «На первом, знаменитом потом, курсе Школы-студии МХАТ появился новый студент – Володя Кашпур. Он был старше нас, он был уже актёр, что-то умевший, и привлекал к себе внимание своей искренностью, добротой и тишиной. Он нёс в себе человеческую тайну, которую я не разгадала до сих пор».

Владимира Терентьевича после завершения учёбы берут в гремевший тогда театр «Современник». Тогда же, в 1959-м, состоялся и дебют актёра в кино – он сыграл юродивого в фильме «Василий Суриков», где роль великого живописца исполнил ещё один его однокурсник, Евгений Лазарев. Этот фильм сегодня практически забыт, однако вторая работа в кино, случившаяся в том же году, состоялась уже в великой картине Григория Чухрая «Баллада о солдате». Помните рябого солдатика с репликой, ставшей знаменитой: «Тётя, дайте напиться, а то так есть хочется, что аж переночевать негде»?

Первая заметная роль в кино случилась у Кашпура уже через год после дебюта, в 1960 году в ленте «Прыжок на заре». Первогодки воздушно-десантной части не любят своего ¬наставника, старшину Елистратова, которого за занудство и точное следование уставам прозвали Додоном. Но случается беда: игравшие рядом с военными учениями мальчишки нашли боевую гранату и выдернули чеку. И Додон, не раздумывая ни секунды, накрывает гранату своим телом… Граната не взорвалась, но поступок сурового старшины, которого очень достоверно играл Владимир Кашпур, потряс новобранцев.

С тех пор актёра начали пос¬тоянно приглашать на роли военных, солдат и офицеров минувшей войны, участником которой он был. В фильме «В трудный час» Владимир Кашпур замечательно правдоподобен в роли бывшего сибирского плотника Кузьмы Кройкова, участника обороны Москвы. Его поступки, его реплики, его глаза вызывают полное доверие к созданному актёром образу.

В фильме нет чрезмерного пафоса, нет показного патриотизма. И даже пространная речь Кройкова на «политинформации» совсем не выглядит как слепое цитирование партийных лозунгов, потому что награждённый Красной Звездой за храбрость сержант говорит о том, во что безусловно верит и за что не раздумывая готов умереть. Кашпур так правдиво сыграл свою роль, что понимаешь: благодаря таким людям наш народ победил в войне. К сожалению, это единственная главная роль актёра.

Удивительно сыграна им роль шофёра Паначука в фильме «Авария» – честный человек вынужден оправдываться из-за обвинения прямолинейного и самодовольного молодого прокурора в совершении ДТП со смертельным исходом. Очень тонко сделанная работа актёра!

У кинообразов Кашпура есть одно невероятно редкое сегодня качество: видя его героя на экране, ни секунды не сом¬неваешься – это реально существующий человек.

Борозды не портил

Он был органичен и в роли солдата, и в роли офицера, и в роли разведчика, и в роли учёного. Для всякой роли находилась своя краска – и для отрицательной, и для положительной. Кашпур – очень разноплановый, многогранный актёр с большим темпераментом. Все сыгранные им роли искромётны, полны достоверности и жизненной силы.

В числе лучших работ Владимира Кашпура в кино – роли в фильмах «Время, вперёд!» (бригадир бетонщиков Ханумов), «В огне брода нет» (Николай), «Конец Сатурна» и «Путь в Сатурн» (радист-подпольщик Бударин: «НКВД справок не давало. Срок давало – справок нет»), «Командир счастливой «Щуки» (Боцман), «В начале славных дел» и «Юность Петра» (Овдоким), «Батальоны просят огня» (по-крестьянски рассудительно-смекалистый майор Бульбанюк) «Холодное лето пятьдесят третьего…» (капитан рейда).

Владимир Кашпур играл в кино очень много – и в проходных однодневках, и в гениальных фильмах. Но, как уверяли коллеги, борозды не портил нигде, всегда выкладываясь с полной отдачей. Как вспоминал режиссёр Кама Гинкас, «первое давнее впечатление от Кашпура – странное, неожиданное, монголоидное лицо, которое появлялось едва ли не в каждом втором советском фильме. Обычно он играл прос¬тых солдат, крестьян и комсомольцев в тюбетейках. Но что бы ни играл Кашпур, он всегда запоминался».

В 1961 году Владимир Кашпур поступил в труппу МХАТа, в котором проработал до конца жизни. Преданность актёра своему театральному дому, его мастерство обеспечили ему прочное положение в труппе. Владимир Кашпур исполнил на сцене театра несколько десятков ролей. Среди них Мармеладов («Преступление и наказание»), Пимен («Борис Годунов»), Жевакин («Женитьба»), Захар («Обломов»), Фирс («Вишнёвый сад»).
В спектакле «Дульсинея Тобосская» Александра Володина он сыграл роль Санчо Пансы.
Тем, кто был завсегдатаем Художественного театра эпохи Олега Ефремова, творчество Кашпура известно хорошо. Он был занят в большинстве спектаклей самого Олега Николаевича, практически во всех постановках пьес Чехова. И в каждой роли выступал настолько органично, что именно его появление в спектакле убеждало: психологический реализм мхатовской школы существует, а идея служения искусству – не пустой звук.
Если в спектакле участ¬вовал этот артист благородной простоты, то будьте уверены: сочувствие зрителя обеспечено. «У этого человека был удивительный талант верности, верности к дружбе, к тем, кого он выбрал по жизни. Это редкое качество для актёра», – говорил Олег Табаков на церемонии прощания с артистом.
Он был из тех, кто живёт в искусстве «на разрыв аорты». Из тех, кто в театре живёт и в театре умирает. Кашпур – это очень особая порода. Это корневые, почвенные человеки и артисты, по которым всегда можно понять не только персонажа, не только самого ар¬тиста, но и его корни. Они проявляются в повадке и менталитете. По таким артистам можно понять генетические истоки нации, утверждал режиссёр Гинкас.
Владимир Кашпур был одним из старейших актеров МХАТа и выходил на сцену, несмотря на очень преклонный возраст.

Прочла меня как книгу

Вячеслав Невинный говорил: «Лицо Кашпура было солдатское, крестьянское. Такие роли он и играл. Он не имел ролей больших, но играл всегда роли значительные, играл убедительно и хорошо».

К сожалению, часто случается, что о человеке узнаёшь уникальные подробности только после его смерти. Владимир Кашпур был из тех актёров, чью фамилию редко помнит зритель. В лицо знает, роли помнит, а фамилию – нет. Актёр редко давал интервью, но даже и они были опубликованы лишь после его смерти.

Он был не только талантливым артистом, но и добрым, очень скромным, тактичным, интеллигентным человеком. Любил семью. Вот как нежно он говорил о своей покойной жене, с которой прожил сорок лет: «Такого человека на свете больше нету. Она понимала меня, прочла как книгу, от корки до корки… Я любил на кухне ждать, когда она с работы придёт. Она маленькая ростом была. Её можно было взять на руки, посадить в кресло, а уснёт – унести в постель…»
И это – после нескольких десятков лет, прожитых вместе.

Кашпур умел замечательно петь. В фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет» он запел: «Без любви прожить не получится, а с любовью жить – только мучиться». Спел всего-то четыре строчки, но так горестно и так прекрасно, аж мурашки по спине.

За свою жизнь Владимир Кашпур сыграл почти сто ролей в кино, двести – в театре. Искусству он прослужил до конца дней своих.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №18, май 2018 года