Мальчик из детской самодеятельности
04.07.2018 16:44
Мальчик из детской самодеятельностиНе все помнили его фамилию, но узнаваем в лицо он был сразу: таким необычным обликом обладал народный артист России Александр Леньков. Небрежная длинная седая шевелюра, похожая скорее на театральный парик. Опять же, седые, мушкетёрского стиля бородка и усы. «Я бы и рад постричься или побриться, но в театре протестуют, – отвечал Леньков на расспросы журналистов. – Я и не бреюсь, просто иногда видоизменяю волосы: делаю косичку или на прямой пробор их убираю. А для одного спектакля просто выбрил себе полголовы, поскольку получается совершенно другое лицо! Волосы не жалко, они вырастают быстро, как сорняк. Это как стройматериал. Очень удобно, когда надо, чтобы меня не видели. Хочется спокойно в метро доехать от дома до театра – надеваю кепочку, прячу свои патлы, читаю газетку и еду».

Гусь лапчатый

Голос Александра Сергеевича – один из самых узнаваемых в нашем кино и на телевидении. Несколько поколений детей выросло на радиопостановках, в которых он участвовал, на мультфильмах, которые озвучивал. Достаточно вспомнить, например, Пятачка из диснеевского мультсериала о Винни-Пухе, медведя Баламута из «Чудес на виражах» или забавного бурундука Дейла в «Чип и Дейл спешат на помощь». Его голосом говорят десятки советских и диснеевских мультиков. А в «Шреке-3» прошли даже пробы на озвучивание. Из США специально приезжал человек прослушивать претендентов, и, когда появился Леньков, американец вдруг начал смеяться. Оказалось, актёр внешне был очень похож на мультяшного Мерлина.

А Гусь из «КОАПП» и Степан Капуста из программы «Тушите свет!» собрали целую коллекцию телевизионных наград «Тэффи». Леньков вспоминал: «Мой Гусь – тот ещё гусь. Но он не мог сидеть из-за перьев на хвосте. И я всё закадровое время проводил в неудобном полулежачем положении. А снимали подолгу, бывало и по десять часов. К тому же костюм так сделан, что я ещё и в туалет не мог сходить. Чтобы костюм снять, надо было всё полностью разбирать. Не предусмотрели никаких отстёгивающихся деталей. Я терпел. И минимально пил. А организм, наверное, знал, что на время съёмок надо замереть. Зато уж потом, когда я из Гуся вылезал, то, даже не снимая красных ластов, гусиных лап, бежал первым делом в определённом направлении. Все мне дорогу уступали, потому что понимали напряжённость ситуации».

Малыши (да и не только малыши) также полюбили его киногероев – немного странных, наивных и добрых. Слишком уж специфической казалась его внешность. Смешная, какая-то сказочная. Возможно, именно поэтому кинозрителям он запомнился как комедийный актёр, герой сказок, а ещё – исполнитель ролей чудаковатых убеждённых холостяков.

«Я абсолютно уверен: если бы Саша пошёл в клоуны, он стал бы выдающимся клоуном. Он же умелец был чрезвычайный», – говорит коллега по театру Евгений Стеблов.

Король гномов

Так случилось, что Саша Леньков, коренной москвич, родился не в столице, а в маленьком городке Рассказове в Тамбовской области. Был разгар войны, и мама Саши решила, что так безопаснее. Рожать отправилась к родственникам в Рассказово. Но уже через месяц вернулась с новорождённым малышом в Москву.

Детство Саши похоже на детство всех детей послевоенного времени: жизнь в коммуналке на семь семей с общей кухней, одним душем, одним туалетом, и никаких холодильников. Зимой все продукты висели в авоськах за окном. Игры и шалости со сверстниками во дворе, учёба в школе… Учился он плоховато, без большой охоты. Но мальчишка был шустрый и активный. Для новогоднего утренника никак не могли найти Снегурочку, и восьмилетний Леньков безо всякого смущения согласился перевоплотиться в девочку. Эта была его первая роль.

К школе, где учился Саша, примыкал задний двор Театра имени Моссовета, и однажды оттуда пришла ассистентка, разыскивавшая мальчика на роль в спектакле. Выбор пал на Ленькова, и тот сыграл сына уборщицы в постановке «Студент третьего курса». Потом ему дали роль побольше в спектакле «Кража» по Джеку Лондону, где роль матери мальчика играла Вера Марецкая.

Учеников той самой школы водили в театр целыми классами, чтобы они посмотрели на Ленькова. Глядя на Короля гномов в знаменитой «Пчёлке», дети смеялись до слёз. «Он играл такого гнома, с таким носом – смешной, маленький, – вспоминает народный артист России Анатолий Васильев. –  Детишки его обожали».

За каждый спектакль мальчику платили 2 рубля (пирожок с повидлом стоил 5 копеек). Накопив денег, Леньков купил себе фотоаппарат «Зенит» – очень престижная в те годы камера.

Вспоминает актёр Анатолий Адоскин: «Саша пришёл к нам в театр десятилетним школьником. Его нашли в детской самодеятельности и утвердили на роль. Тёмными вечерами после показов я провожал его до дома. Всякий раз предлагал подняться до квартиры, чтобы сдать маме, но он отказывался: «Я сам!» Тогда мы договорились перекликаться: я стоял внизу и ждал, пока дверь не откроется и не раздастся его звонкий голосок: «Дядя Толя, всё в порядке!»

Несмотря на раннее приобщение к сцене, актёром Саша становиться не собирался. Его привлекала профессия оператора документальных съёмок. Когда отец купил ему любительскую камеру, Саша стал снимать собак, приятелей, московские улицы. Но после школы не решился поступать во ВГИК на операторский факультет: оказалось, попасть туда труднее, чем на актёрский. Но тут он узнал, что Завадский отбирает абитуриентов в студию при Театре Моссовета. Леньков поступил без особых усилий, а уже на втором курсе его пригласили сниматься в кино.

«А если бы он вёз патроны?»

В фильме «Непридуманная история» у Александра Ленькова совсем маленькая роль. Картина давно забыта, но один эпизод зрители вспоминают до сих пор. Общее собрание коллектива сурово осуждает поступок комсомольца Фонякова (Александр Леньков), не доставившего вовремя на завод какую-то нужную шестерёнку. Робкий и застенчивый паренёк объясняет, что в переполненном трамвае пуговица его пальто зацепилась за авоську одной девушки. А потом он и девушка поняли – это судьба. И никак не могли расстаться целых два дня.

И вдруг из дальнего угла спортзала, где проходит собрание, раздаётся осуждающий возглас сурового парня (Ролан Быков), примостившегося на разновысоких брусьях: «А если бы он вёз патроны?» Эта фраза стала народной поговоркой на долгие годы.

Спустя год после кинодебюта Ленькова пригласили на главную роль в лирической комедии про ракетчиков «Ключи от неба», которая до сих пор любима зрителями, её часто показывают по телевидению. Молодой актёр блестяще сыграл недотёпистого солдата-первогодка Семёна Лагоду, постоянно попадающего в нелепые и смешные ситуации.

Ещё во время репетиций выпускного спектакля в студии Завадского на него обратила внимание Евгения Фарман, педагог из Большого театра, занимавшаяся со студентами. Молодому актёру, обладавшему уникальной пластикой, удавался очень сложный прыжок с зависанием. Евгения Герасимовна предложила ему, пока не поздно, поменять профессию, пообещав яркую балетную биографию. Но Александр тогда уже был по-настоящему болен театром.

В 1964 году Леньков окончил студию и был приглашён работать в Театр Моссовета. Этому театру он остался верен до последнего дня. «Я однажды посмотрел свою трудовую книжку, – рассказывал он. – Там так скучно: «Поступил в Театр Моссовета в 1964 году», – и всё».

Играл он много, репертуар у актёра был разнообразный – от водевиля до классики. Да и в кино его снимали часто и охотно, хотя главных ролей после «Ключей от неба» больше не было.

Созданные им герои, чудаковатые люди, чьи поступки не всегда понятны окружающим, всегда привлекали внимание зрителей, будь то странный дворник-волшебник из детского фильма «Приключения Петрова и Васечкина», или Снеговик из киносказки «Тайна Снежной королевы», или Баба-яга из «Острова ржавого генерала», буфетчик Алёша из фильма «Соло для слона с оркестром», мечтающий стать циркачом. А ещё было множество ярких персонажей в «Ералаше».

Запомнилась и роль папы Дениса Кораблёва в картине «По секрету всему свету». Ну как можно, например, забыть эпизод, когда папа вместе с Денисом пытается сварить курицу! Режиссёры с удовольствием использовали комедийный талант актёра. Поэтому среди работ Александра Ленькова – преимущественно роли в комедиях («Весенние хлопоты», «Дайте жалобную книгу») или детские фильмы («Магия чёрная и белая», «Отроки во Вселенной», «Макар-следопыт»). Яркие образы нескладных, неухоженных мужчин-холостяков были созданы Леньковым в мелодрамах «Зимняя вишня» и «Маленькая Вера».

Между бесконечными съёмками, записями и репетициями актёр всегда спешил во ВГИК – к своим студентам, которым преподавал актёрское мастерство.

«Меня насильно женили»

С будущей супругой Александр Леньков познакомился, когда учился в пятом классе. Он дружил с Наташей, девочкой из класса. Все мальчишки во дворе были в неё тайно влюблены, в том числе и Леньков. Однако он не знал, что у Наташи есть младшая сестра Лена. И вот однажды подруга пригласила Ленькова, которому на тот момент было всего одиннадцать лет, к себе в гости. Тут он и увидел Лену, которая показалась ему настоящим ангелом.

Дети подружились и с тех пор были неразлучны. Леньков как настоящий рыцарь оберегал свою даму сердца, никому не позволяя обижать её. Поженились они в 1964 году.

Как рассказывал Александр Сергеевич, расписались по настоянию будущей тёщи. Как-то раз, когда Саша ещё учился в театральной студии, ему позвонила взволнованная Лена и сказала, что мама спрашивает, почему они до сих пор не расписываются. Леньков воспринял это как призыв к действию и сделал Елене предложение. Как сам впоследствии со смехом вспоминал: «Меня насильно женили». Конечно же, всё было по любви, и любовь эту они пронесли через всю жизнь, до самой смерти актёра.

Елена не имела отношения к искусству – по специальности она химик. Не любила привлекать к себе внимание и не так часто бывала у мужа в театре. Леньков сокрушался, что им не удаётся проводить вместе много времени из-за напряжённого актёрского графика. Но он делал всё, чтобы часы, проводимые в семье, были самыми лучшими: осыпал жену подарками, занимался воспитанием любимой дочери Кати.

В апреле 2014 года актёра не стало. На церемонии прощания убитая горем супруга не отходила от гроба, всё гладила седые волосы и родное лицо, которое болезнь изменила до неузнаваемости.

Министру виднее

Он никогда не хвастался своим счастьем, но оно всегда присутствовало в его жизни. Жили поначалу очень скромно, денег не хватало, но Леньков и не думал унывать. Александр брался за любую работу, чтобы обеспечить семье достойный уровень жизни. Он многое умел делать собственными руками.

В эпоху всеобщего дефицита невозможно было свободно купить джинсы или модную рубашку. Советская лёгкая промышленность предлагала покупателям унылые однотипные наряды, однако вся семья Леньковых одевалась ярко и красиво. Александр сам шил и платья, и костюмы, и даже верхнюю одежду. Шитьё успокаивало актёра и приносило радость не только ему, но и близким. А рубахи из платков он придумал одновременно со Славой Зайцевым. Даже немного раньше.

Свою дачу Александр Сергеевич возводил вместе со строителями и под конец закрепил на трубе забавного петушка. «Самый мой большой кайф – раз в неделю на день или полдня оказаться на даче, – говорил Леньков. – Там я какие-то гайки подвёртываю, чего-то там забиваю или провода креплю, чтобы не искрили. Делаю хозяйственную работу, но чтобы просто лежать – у меня такого не бывает. А в Москве прихожу домой и падаю в кровать. Я не понимаю, что такое бессонница».

Однажды для дачи Леньков привёз домой большой мешок навоза из солнечной Ялты. Этот случай обернулся настоящим курьёзом. Актёр снимался в Крыму в картине, где было задействовано много лошадей, которые повсюду оставляли ценное удобрение. Набрав в пакет навоза, Александр Сергеевич купил ещё синий ялтинский лук и разливной кагор – стандартный набор отдыхающего на Юге. В аэропорту таможенники узнали актёра, но когда стали просвечивать багаж, прицепились: «Что это у вас в пакете? Похоже на «травку». Открыли и начали смеяться. Наверное, в истории таможни Симферопольского аэропорта такого груза ещё не было.

Озорной и лёгкий на сцене, в жизни он всегда был внимательным к другим. В своё время молодой актрисе Елене Валюшкиной Леньков помог прижиться в театре. Завистливые женщины однажды устроили ей бойкот, приревновав юную красавицу к одному из партнёров. Александр Сергеевич был единственным человеком, который поддержал Лену и пускал переодеваться в собственную гримёрку.

Леньков обладал замечательным чувством юмора. Он вспоминал, как на свой юбилей получил телеграмму от одного из наших министров: «Читаю в телеграмме фразу: «За созданные вами образы наших современников в таком-то и таком-то фильмах…» И названы две картины, в одной из которых я сыграл алкаша, а в другой – Бабу-ягу. Вот вам и образы современников! Ну, раз министр пишет, значит, ему виднее».

Когда стал известен страшный диагноз, актёру пришлось пережить несколько серьёзных операций. Но он не терял бодрого настроя. Как все его родственники и коллеги, был уверен, что справится с недугом. Он никого не хотел тревожить: выключил все телефоны, чтобы не жаловаться. Роль Расплюева в спектакле «Свадьба Кречинского» стала для Ленькова последней и самой неожиданной – будучи лирическим комиком, он блестяще сыграл трагическую роль.

Этого невероятно обаятельного актёра с мальчишечьими глазами и копной седых волос обожали все – и коллеги, и зрители. Александр Леньков был добрым, скромным и жизнерадостным человеком. Свою творческую судьбу Леньков называл удачной и счастливой. «Мне интересно! – говорил он журналистам. – Интересно жить. Сколько мне лет? Трудно сказать. Иногда неловко признаваться, сколько мне лет. Я чувствую себя очень молодым и увлечённым жизнью человеком. Может, это какое-то отклонение?»

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №26, июль 2018 года