Северный мужской характер
18.07.2018 15:21
Северный мужской характерЕго знала и любила вся страна. Высокий, стройный, голубоглазый, с мужественным и открытым лицом – вологодский парень Николай Олялин стал главным киносолдатом Советского Союза. Мало кому удалось так ярко воплотить на экране образы людей в форме. Невозможно забыть его замечательные роли в легендарной эпопее «Освобождение», в сериале «Обратной дороги нет» и даже эпизод в «Беге». Военные фильмы с участием Олялина критики и зрители называли самыми честными рассказами о событиях тех лет, поскольку на экране Николай Владимирович не играл – он проживал жизнь своих героев.

Вологодское оканье

Коля Олялин родился в деревне Опихалино недалеко от Вологды ровно за месяц до начала войны. В семье было три сына. Коля – младший. Отцу-портному было очень трудно прокормить такую ораву. По словам актёра, его первое впечатление о войне сложилось уже после её окончания, когда через Вологду проезжало множество демобилизованных фронтовиков. Практически у каждого были и награды, и ранения.

Их деревню почти не бомбили («Может, и упала одна ­бомба, так старики до сих пор спорят, на какой улице»). Но до одиннадцати лет мальчишка ­боялся гула самолётов. Повзрос­лев, Николай проникся глубоким уважением к людям, пережившим войну: «И сейчас у меня в ушах, кажется, стоит крик женщин, получавших похоронки на мужей». Поэтому ему впоследствии так удавались роли во­енных.

В школьные годы Николай вместе со старшим братом стал ходить в театральный кружок в Доме офицеров. Ребят привлекала не столько сцена, сколько возможность бесплатно посещать киносеансы. Неожиданно для себя Коля увлёкся игрой в спектаклях, хотя сверстники критически относились к занятиям такого рода и не раз высмеивали худощавого застенчивого паренька. Отец также не считал театр достойным занятием для сына.

По настоянию отца Николай после окончания десятилетки поехал в Ленинград поступать в Военно-топографическое училище. Но нарочно завалил экзамены и подал документы в знаменитый ЛГИТМиК (театральная академия). Конкурс был жуткий – 126 человек на мес­то, но Олялина приняли. Учился он на курсе Александра Яна. Целых три года Коля работал с педагогом по сценической речи, пока полностью не избавился от вологодского «оканья».

По распределению весь их курс (сорок человек) направили в созданный в Красноярске детский театр. Здесь молодому ­актёру давали в основном ­второстепенные роли комедийного плана. А однажды он написал эпиграмму на главного режиссёра, поэтому дальнейшая карьера в Красноярске ему не све­тила.

Правда, в эту трудную пору Николай встретил девушку, которая стала главной в его жизни. Выпускница пединститута Нел­ли работала в райкоме комсомола, занималась организацией культурно-массовых мероприятий. Их первая встреча произошла на поэтическом вечере в молодёжном кафе, где Николай читал стихи. И сам актёр, и его манера исполнения очень понравились девушке, и она пригласила Олялина выступить на праздничном концерте к 7 Ноября. На Новый год молодые люди оказались в одной компании и с тех пор больше не расставались. Вскоре они поженились, в 1966 году у них родился сын Владимир.

Сначала мы тебя откормим

Приглашение на Киностудию имени Довженко Олялин поначалу воспринял как розыгрыш. Одним из главных кандидатов на роль лётчика-истребителя Николая Болдырева в фильме «Дни лётные» значился уже довольно известный тогда Олег Басилашвили. Но режиссёр Николай Литус счёл его нес­колько легкомысленным для роли молодого, но начавшего уставать от жизни лётчика. Более подходящим ему показалось хмурое задумчивое лицо Олялина.

«Стояла поздняя осень, жуткая холодина, – вспоминала артистка Вера Алентова. – Все участники съёмочной группы были тепло одеты. А снимали мы летние сцены! И не в павильоне, а на улице. Рабочие озябшими руками прикрепляли к голым веткам деревьев окрашенные краской бумажные листья. Когда в сцене свидания с Олялиным мне пришлось выйти перед камерой в лёгком платьице, я ­поняла, что такое кинематограф. После каждого дубля меня кутали в тулуп, я дрожала от холода. Коля мне понравился. Красивый, душевный, му­жественный парень…»

«Мы привезли Олялина на аэродром знакомить с лётчиками, – рассказывал режиссёр Николай Литус. – Командир полка посмотрел на его высокую (метр восемьдесят два) худощавую фигуру и сказал: «Таких худых лётчиков не бывает. Давай мы тебя сначала откормим».

Кинокартина, повествующая о жизни военных лётчиков в мирные дни, имела большой успех в стране и за границей. Её купили прокатчики 17 капита­листических стран, а там на ­ветер денег не бросают. Только ­через два десятилетия нечто подобное (фильм «Лучший стрелок» с Томом Крузом) смогли снять американцы.

После выхода на экран фильма «Дни лётные» в 1966 году молодой талантливый актёр стал получать множество приглашений на кинопробы, в том числе и в такие знаковые картины, как «Сатурн» почти не виден», «Щит и меч», «Майор Вихрь», но по распоряжению руководства театра эти письма ему не передавались.

Повестка из военкомата

То же самое могло произойти и с «Освобождением», если бы не случай. Секретарь дирекции, переживавшая по ­поводу несправедливого отношения к талантливому актёру, тайком передала ему телеграмму с приглашением на пробы нового фильма. Николай оформил больничный лист, сказал, что будет проходить санаторное лечение, и отправился в Москву. Режиссёр Юрий Озеров утвердил его на роль одного из главных героев, капитана Цветаева.

Первый фильм грандиозной киноэпопеи, «Огненная дуга», был снят в 1968 году, но вышел на экраны в 1970-м, к 25-летию Победы. Фильм, показывавший настоящую окопную правду, выгодно отличался от монументальных кинопостановок прошлых лет. Николаю Олялину удалось передать му­жество и стойкость героя, не впадая в пафос и мелодраматизм.

По словам Николая Олялина, эпопея «Освобождение» – «первый честный фильм о Великой Отечественной». Действительно, эта картина до сих пор стоит особняком. Она почти с документальной достоверностью воссоздаёт события Великой Отечественной войны.

В молодом Олялине режиссёр Юрий Озеров разглядел не просто мужскую стать, но и способность создать неординарный образ русского солдата. Роль командира роты Цветаева была сыграна настолько достоверно, что настоящие фронтовики поверили в реальность героя Николая Олялина, посчитали его своим. Актёр рассказывал, что после премьеры к нему подошёл седовласый ветеран и, взяв за руку, сказал: «Милый, родной мой, ведь я там, на Курской дуге, вместе с тобой был!» Олялин, родившийся за месяц до начала войны, растрогался до слёз.

Фильм «Освобождение» прошёл с оглушительным успехом. Его премьеры состоялись в 115 странах мира. А на родине авторский коллектив удостоили Ленинской премии.

Режиссёры с удовольствием использовали удачно найденный актёром образ военного. В 1970 году Олялин снялся в телесериале Григория Липшица «Обратной дороги нет». Актёр сыграл майора-артиллериста Топоркова, бежавшего из конц­лагеря к партизанам.

Удивительно, но артист, ставший популярным именно в военных ролях, в армии так и не служил. Ещё в институте Олялина трижды вызывали в военкомат, и трижды военком отправлял его продолжать учиться. После выхода «Освобождения» Николай обнаружил в почтовом ящике маленький лист бумаги, очередную повестку из военкомата. Но теперь уже сам актёр к военкому не пошёл.
Николай Олялин вспоминал: «Нелька, расстроенная вся, идёт в военкомат и говорит: «У нас только сын родился, давайте мы его на ноги поставим, потом призовёте». Отвечают: «Да нет. Не хотим мы его в армию брать, нам стыдно – на экране он майор, а у нас рядовой. Мы ему хотели сержанта дать».

Благодаря удачным работам в кино на актёра обратили внимание и театральные режиссёры. Олег Ефремов, только что возглавивший МХАТ, звал к себе. Обещал помочь с жильём, дать роли. Однако Олялин, загруженный работой в кино, отказался.

В 1970-е годы Николай Олялин достиг пика популярности. Его стали приглашать на самые разные роли. В спортивной драме Юрия Дубровина «Мировой парень» он сыграл Виктора Логинова – героя своего времени, советского инже­нера-водителя, оказавшегося участником необыкновенной автогонки. Среди других заметных работ актёра – роли в знаменитой комедии «Джентльмены удачи», триллере «Бешеное золото», телефильме «Долг».

В Кремль без пропуска

Надёжный русский мужик, который не подведёт и не предаст, – этот образ проходит через всё творчество Олялина. Тем интереснее исключения.

В дилогии Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция» (1975) и «Золотая речка» (1976) он сыграл сибирского мужика Силантия, который ради золота убивает людей. Не будучи по складу характера законченным убийцей, герой Олялина испытывает сильнейшие нравственные мучения, разрываясь между страхом за содеянное, алчностью и библейской заповедью «Не убий».

Особо хочется отметить работу Николая Олялина в фильме «Океан», вышедшем на экраны в 1973 году. Это одна из лучших работ Олялина. Фильм очень удачно сочетает романтику морских будней на военном флоте и сложность челове­ческих отношений. Какой красавец он в этом фильме, какой мужской характер! Сколько девчонок повыходило замуж за морских офицеров под впечатлением от Олялина!
Всего за первые десять лет работы в кино Олялин сыграл в восемнадцати фильмах.

Во второй половине семидесятых Олялина уже знала и любила вся страна. Многочисленные поклонницы буквально одолевали актёра, пройти по улице было просто нельзя. Можно себе представить, как трудно приходилось жене ар­тиста, обладавшего такой внешностью и популярностью. Николай Владимирович признавался, что на пике славы не избежал мимолётных увлечений. Дошло до того, что у них с Нелли назревал разрыв. Но жена Николая Владимировича сумела достойно выдержать всё: и ночные дежурства поклонниц в подъезде, и телефонные звонки, и сотни писем.

Пользовался признанием Николай Олялин и у официальных властей. Актёр вспоминает такой случай: «Вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают меня без про­верки».

Не каждому под силу выдержать свалившуюся на него славу. Вот и Олялина постепенно стало затягивать в омут пьянства. Бесконечные банкеты, ­вина, коньяки… Мало кто знает, что по сценарию фильма «Освобождение» герой Олялина, май­ор Цветаев, не погибал. Но на период съёмок последней серии эпопеи как раз пришёлся пик запоев актёра. Он постоянно являлся на съёмочную площадку подшофе. И когда снимали сцену затопления берлинского метро, Юрий Озеров, потерявший терпение от нерабочего состояния Николая Олялина, вычеркнул сцены, где его герой оставался в живых.

Одно время даже шла речь об увольнении актёра со Студии Довженко. Всё катилось по наклонной, спасало лишь то, что жена Нелли всегда оставалась рядом. А вот недоброжелатели нажаловались на Олялина Владимиру Щербицкому. Но первый секретарь ЦК Компартии Украины, поклонник артиста, решил помочь. Николая Владимировича чуть ли не в приказном порядке вызвали в Четвёртое управление Минздрава, к наркологу. Удивительно, но его вылечили раз и навсегда. Свою последнюю рюмку Олялин выпил в 33 года, перед тем как лечь в клинику. После этого даже лекарства на спирту не употреблял.

Умение молчать

И в 1980-е годы Николай Олялин продолжал много сниматься в кино. За это десятилетие вышло одиннадцать картин с его участием, среди них – известный всем исторический сериал «Россия молодая», где актёр исполнил роль Молчана.

Всё резко изменилось после распада Советского Союза. В одно мгновение огромное количество талантливых актёров оказалось без работы. Развал СССР больно ударил по Олялину, который остался жить на Украине. Актёры, в том числе и известные, стали никому не нужны, советское кино кончилось, а новое предлагало сов­сем иные роли, которые играть не хотелось: «Пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Нас­тупил такой мрак, что всё, дальше ехать некуда, предел. Кино сейчас не творческое, а материальное. Погоду заказывают мало понимающие в искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное – получить деньги. А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти на поводу у такой «методы» я не могу».

От всего этого можно было впасть в отчаяние, но надежду на лучшее, по словам актёра, возродили в нём ролики «Русского проекта». Простые и незамысловатые, они вернули на экран потерянных кумиров, вызвали у людей неожиданную волну тепла и веры в будущее. В одном из этих роликов снялся и Николай Олялин, сыгравший комбайнёра. Но других ролей, к сожалению, не последовало.

Можно было перебраться в Россию, однако в новых условиях пришлось бы начинать всё заново. К тому же регулярно подводило сердце. Долгие годы актёр вообще не снимался в кино. Николай Владимирович писал очерки о коллегах, пробовал себя в качестве сценариста. Но удары судьбы держал му­жественно, как и подобает нас­тоящему мужчине. Как режиссёр снял в начале 1990-х три художественных фильма, но проката они не имели.

Потом о нём вспомнили в России. Олялин сыграл у Тимура Бекмамбетова в «Дневном…» и «Ночном дозоре», в телесериале «Есенин», у Петра Буслова в «Бумере-2», в «Охоте на изюбря» – картинах, которые увидело большое число зрителей, в том числе молодых. Казалось, его творческая судьба начала потихоньку налаживаться. Однако перипетии последних лет не могли не отразиться на здоровье артиста.

В середине 1990-х годов Олялин пережил серьёзную операцию на сердце – аортокоронарное шунтирование. Денег на дорогостоящую операцию для всенародно любимого актёра не нашлось, помог друг Олялина – главком ВВС России Пётр Дейнекин.

Вернувшись из реанимации, Олялин сказал: «Жить со­бираюсь. И если кто-нибудь, ­прочитав обо мне, скажет, что Олялин уже кончился как актёр, не верьте. Хоть на небольшую работу, но я ещё готов. Готов, понимаете?»

Он всегда был профессионалом и сильным человеком. Ушёл из жизни 17 ноября 2009 года в одной из больниц Киева. Похоронен на Байковом кладбище.

Режиссёр Виктор Гресь сказал: «Мы с Колей соседи – жили в одном подъезде. Самое яркое воспоминание – наши случайные встречи. Мы очень симпатизировали друг другу. Он как никто другой умел молчать в кадре. Черты его лица потрясающие! Жаль, что не сыграл никакой романтической роли в плаще со шпагой. Он ведь был строен, белокур, любимец женщин. А какой потрясающий тембр голоса! И в семье он был очень счастлив – трепетно относился к супруге. С годами это всё особенно заметно. Про людей говорят – чистый, а он был чистый и светлый».

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №28, июль 2018 года