А чем заняты папы?
15.08.2018 16:33
А чем заняты папы?Бурные события последних пяти лет совершенно заслонили от нас деятельность Римской церкви; всё это время мы почти не обращали внимания на Ватикан. Тем не менее папа Франциск активно действует и уже успел заслужить славу самого странного понтифика, а некоторые и вовсе считают, что это не папа, а какое-то посмешище. Мы попытаемся кратко рассказать о том, что же произошло за минувший период. Тем более что католическая церковь сейчас находится в уникальной ситуации: мы имеем сразу двоих пап, один из которых удалился на покой. Впрочем, мы заглянем и в его покои.

Женский монастырь и старые баварские друзья

Предпоследний папа Бенедикт XVI, хотя и носил звание восемь лет, больше всего прославился своим громким отречением. А нынешний, Франциск, всё чаще удивляет народ своими экстравагантными поступками: то целует руку американскому банкиру Дэвиду Рокфеллеру, то хвалит атеистов, то омывает ноги беженкам-мусульманкам. Что же творится у него в голове? Попытаемся разобраться.

Однако сначала узнаем, чем занимается Бенедикт XVI после отречения.

Все годы его правления были связаны со скандалами в католической церкви. Обнародование сотен случаев педофилии, содомии, коррупции, взяточничества вынуждало пожилого баварца чуть ли не ежедневно разгребать авгиевы конюшни. Когда в феврале 2013-го этот 86-летний старик публично отрекался от Святого Престола, то выглядел настолько плохо, что казалось – не протянет и года. Однако Бенедикт живёт и здравствует.

Сразу же после отречения Йозеф Ратцингер – такое имя носил папа Бенедикт в миру – поселился в обители монашек-затворниц «Матер Экклессиэ» («Матерь Церкви»), которая находится в живописном уголке Ватикана. И сейчас вместе с папой на покое живут четыре послушницы – Кармелла, Лоредана, Кристина и Росселла. А также его личный секретарь архиепископ Георг Генсвайн.

Именно он поведал недавно журналистам, что дни папы текут однообразно, но с пользой для души. Утро начинается с мессы в капелле монастыря, потом – чтение богослужебных книг и завтрак, после которого Бенедикт XVI молится, читает, принимает гостей. После обеда – сиеста (сон) до 16 часов. Поспав, папа обязательно гуляет в ватиканских садах, читая по чёткам молитву Розария. Вечером очень любит слушать музыку. «Моцарт – прежде всего, потом Брукнер, Лист, Бах, Шуберт, Бетховен, Брамс. Нельзя не упомянуть, разумеется, записи его брата Георга с «воробушками» Регенсбургского кафедрального собора», – рассказывает Георг Генсвайн.

«Воробушками» называют певчих-семинаристов, которыми много десятилетий руководил старший брат папы Бенедикта, Георг. Георг живёт на своей родине в Баварии. Братья часто созваниваются, а порой 93-летний Георг навещает Йозефа в Риме.

В апреле 2017 года папа на покое отметил свой девяностолетний юбилей. Настолько тихо, что даже официальный Ватикан проигнорировал это событие, не говоря уже об обычных католиках, большинство из которых после отречения просто выбросило Бенедикта XVI из головы. Как рассказывает его секретарь, папа встретил солидную дату в окружении нескольких земляков, специально приехавших из Баварии к нему на день рождения.

Собственно, за пять лет покоя Ратцингер всего лишь пару раз публично заявил о себе. В 2016-м, когда в свет вышел сборник его интервью «Последние беседы», в котором он назвал своим главным недостатком нерешительность, в отличие от преемника, которому «решительности не занимать», а также пpизнaл фaкт нaличия «гeй-лoбби» в Baтикaнe в пepиoд cвoeгo пoнтификaтa. А второй раз мир вспомнил о. Бенедикте, когда тот встал на защиту нынешнего папы Франциска. Последний и вправду нуждается в поддержке старшего товарища, поскольку консерваторы от католицизма всё чаще подвергают его жесточайшей критике.

Некоторые высокопоставленные деятели в Ватикане, а также в США и нескольких католических странах, например Польше, уже давно мечтают «слить» Франциска с Престола, поскольку тот «заигрывает с ересью», иноверцами и Путиным.

Впрочем, новый папа – это отдельная яркая, очень неоднозначная и ещё не законченная страница в истории католической церкви.

Киберпапа

Во время понтификата Ратцингера в католической церкви наконец-то вскрылись многие язвы, которые замалчивались веками. Но к старым болячкам, таким как педофилия, коррупция, сластолюбие, добавились новейшие. Главная из которых – отрыв от реальности.

Дело в том, что в свете последних научных достижений, информационного изобилия и всеобщего прогресса многие средневековые законы католической церкви, грубо говоря, не работают. Ярчайшие примеры: запрет крещения детей, рождённых вне брака, отлучение от церкви женщины, совершившей аборт, или запрет разведённым снова вступать в брак.

Католическая церковь, соблюдающая нормы Средневековья, сегодня теряет своих приверженцев – это всегда отлично понимал папа Франциск, которого католические ортодоксы обвиняют в ультралиберализме. А он им отвечает, что «реформировать Ватикан – не легче, чем вычистить египетского сфинкса зубной щёткой, однако реформировать – необходимо!»

Уже в день своего избрания на Святой Престол, 13 марта 2013 года, он заявил, что намерен сделать католическую церковь открытой и понятной всем, а его инициативы «являются последней попыткой Ватикана идти в ногу со временем».

Одной из первых инициатив стала страничка в «Твиттере», где папу ежедневно читает более 40 миллионов человек. И ещё страничка в «Инстаграме», где на папу смотрит более 5 миллионов подписчиков. Свои блоги папа ведёт на девяти языках: итальянском, латинском, испанском, английском, французском, немецком, португальском, польском и арабском, а интернет называет Даром Божьим. Папины заметки просты, но мудры, как и подобает наставлениям старца: «Святость имеет дело не только с душой и духом, это также чувство, объединявшее братьев и сестёр и дарующее им руки, чтобы помогать друг другу». «Бабушки и дедушки – это сокровища в семье. Берегите их и позвольте им часто говорить с внуками». «Читайте Евангелие по пять минут каждый день. И вы заметите, как это полностью изменит вашу жизнь», – учит Франциск ежедневно подписчиков. А также публикует селфи со своими прихожанами после мессы.

А вот телевизор новый папа категорически не смотрит и другим не советует. От просмотра телепередач отказался ещё в 1990 году, в чём дал обет Деве Марии.

Мыть ноги, целовать руки

Быть ближе к народу, особенно к тем, кому тяжело, – в этом Франциску нет равных. Например, в 2001 году, ещё будучи архиепископом Буэнос-Айреса, он омыл и поцеловал ноги 12 больным СПИДом в аргентинском хосписе. В ноябре 2013-го омыл ноги малолетним преступникам, в том числе двум девушкам-мусульманкам. И за время своего понтификата Франциск не раз омывал ноги заключённым в тюрьмах. А также целовал больных в клиниках, беженцев, нищих в трущобах.

Франциска, пожалуй, можно назвать самым доступным и скромным папой. Он стремится к этому даже в манере одеваться. Роскошным красным туфлям «Прада», которые носил Бенедикт XVI, он предпочёл свои старые изношенные чёрные, которые купил, ещё служа в Буэнос-Айресе. «Время карнавалов прошло», – заявил Франциск, взойдя на Святой Престол, после чего отказался от традиционной красной мантии и даже знаменитый папский символ – золотой нагрудный крест – сменил на железный.

Однако многие религиозные интеллектуалы видят в этих жестах не близость к народу, а лицемерное заигрывание и даже некую театральность. Впрочем, народ для Франциска не ограничивается лишь обездоленными. В мае 2014 года весь мир замер перед экранами, на которых папа римский Франциск горячо целовал руку американскому банкиру, политику, глобалисту, главе дома Рокфеллеров Дэвиду. Дело происходило в Израиле, в мемориальном комплексе Яд ва-Шем, где понтифик встретился с жертвами Холокоста. И, как сказано в официальных документах, «поцеловал руки своим собеседникам в знак уважения к ним». Однако ни Рокфеллер, ни члены его семьи жертвами Холокоста не были, все они родились и выросли в США.

Друг иноверцев и атеистов

Он даёт по телефону наставления президенту Палестины, обсуждает с Макроном миграцию и мировые конфликты, очень любит общаться с космонавтами, даёт советы Эрдогану по проблемам Ближнего Востока, говорит с основателем «Фейсбука» Марком Закербергом об использовании цифровых технологий в борьбе с бедностью, призывает противодействовать распространению «фейковых новостей», лишает сана девять украинских монахов-экзор­цистов из села Колодиевка Тернопольской области…

Кажется, что вездесущий Франциск появляется одновременно в нескольких местах. И ему не мешает ни возраст – 81 год, – ни отсутствие одного лёгкого.

Особенно резво папа общается с молодёжью. Консерваторов очень пугают призывы, с которыми Франциск обращается к молодым: «не позволять собой манипулировать», «не быть молчаливыми и невидимыми», «выражать своё мнение, и пусть даже оно вызовет у кого-то панику». «Если другие молчат, если мы, пожилые люди, несущие ответственность, молчим, если мир молчит и теряет радость, я спрашиваю вас: вы будете кричать? Пожалуйста, решайтесь, прежде чем закричат камни!» – проповедует современный папа римский.

Ещё большее недовольство многих консерваторов вызывает и его дружелюбное, уважительное отношение к иноверцам. «Настойчиво, как некую мантру, Франциск повторяет: «Мы с иудеями верим в одного Бога». Однако для иудеев Иисус Христос – лжемессия. И в таком случае кто же этот один Бог у папы с иудеями? Может быть, Бог-Отец нераздельной Троицы, Которого папа-иезуит всё же отделил от Сына?» – возмущается профессор Московской духовной академии Алексей Осипов.

Гнев и негодование вызвал Франциск у религиозной элиты в феврале прошлого года, когда во время воскресной мессы заявил, что «лучше быть атеистом, чем одним из многочисленных католиков, которые ведут лицемерную двойную жизнь». «Этим людям следовало бы также признать, что они живут не по-христиански, не платят своим работникам достойную зарплату, эксплуатируют людей, занимаются грязными делами, отмывают деньги, ведут двойную жизнь», – расшифровал он затем свою мысль. А в довершение к этому заявил, что «если атеисты делают добрые дела, то могут попасть на Небеса вместе с истово верующими».

Защитник грешниц и прелюбодеев

В ноябре 2016-го папа Франциск даровал всем католическим священникам право отпускать тяжелейший грех – аборт. До этого Римско-католическая церковь за аборт отлучала от причастия в обязательном порядке. Новый папа перевернул всё с ног на голову, заявив в своём послании: «Нет такого греха, которого бы не смогла коснуться и простить Милость Божья, если этот грех нашёл отражение в покаянии сердца».

В это же время Франциск побудил католических священников причащать разведённых и вступающих в брак повторно, а также детей, родившихся вне брака. На практике некоторые священники делали это уже давно, но в теории главенствовала догма о том, что только венчание даёт право на появление потомства и всё, что рождено без него, – вне закона. По сути, Франциск лишь признал официально то, что давно существовало на деле.

То же касается контрацепции, которая запрещена церковью, но на которую духовенство также часто закрывает глаза.

А вот с педофилией в католическом обществе папа предлагает бороться очень простым способом – отменить целибат (обет безбрачия для священников).

«Церковь – это не таможня, это отчий дом, где есть место для каждого с его сложной жизнью», – сказал Франциск в июне 2017 года и попросил прощения у гомосексуалистов «за прошлое отношение к секс-меньшинствам». «Если человек – гей, но имеет добрую волю и стремится к Господу, то кто я такой, чтобы судить его», – говорил он ещё в 2013-м, хотя его предшественник Бенедикт XVI приравнивал геев к педофилам.

С одной стороны, новый папа поражает своим демократизмом, а с другой – многие видят в этом чуть ли не призыв к разврату. «Франциск толерантен в отношении того агрессивного насилия, с которым правительства США и европейских государств ведут пропаганду и насаждают гомосексуализм, гей-парады, усыновление содомитами детей, производят расправы над несогласными», – пишет профессор МДА Алексей Осипов. С ним согласно более 800 тысяч католиков из разных стран мира которые осенью прошлого года назвали папу Франциска «врагом христианства».

А за сближение с Путиным новый папа «огрёб» от американской и европейской католической богемы не меньше, чем за аборты и гомосексуализм вместе взятые. В 2013 году, когда глава Святого Престола впервые встретился с президентом России, на страницах зарубежных изданий началась полемика на тему «Почему мирный папа Франциск молится за всё более воинственного Путина?». А уж когда понтифик заявил, что российский президент является «единственным из политиков, вставшим на защиту христиан Ближнего Востока», многие западные СМИ усомнились даже в вероисповедании понтифика.

Впрочем, сам Франциск пока в силах дать отпор как зомбожурналистам, так и своим консервативным коллегам. В декабре 2015 года в традиционном рождественском обращении к курии он дерзко обвинил своих подданных «в духовной болезни Альцгеймера», «лицемерии, свидетельствующем о посредственности, и прогрессирующей духовной пустоте, которую не могут заполнить никакие академические степени», а также в «пустом материализме и пристрастии к сплетням и злословию».

Ясно, что после этой речи он нажил себе ещё больше врагов, но и приобрёл друзей среди тех, кто выступает за обновление католической церкви.

Мы живём в интересное время, когда обновляются ключевые и, казалось бы, незыблемые человеческие институты. Меняется роль женщины в мире, стираются границы между странами, поколениями и даже полами. Возраст теряет значение, искусством называют позёрство и ежедневно заставляют людей копаться в чужом грязном белье, забывая о собственном.

Как вернуть современного человека в лоно церкви, надо ли это делать и зачем? В постмодернистском мире религии приобретают совершенно новое звучание. Созданные в тёмные времена для полудиких народов, сегодня они переживают кризис. Справится ли с ним католическая церковь, во многом зависит от папы римского, но и от каждого католика в отдельности. Как говорил нищий отшельник Франциск Ассизский, чьё имя принял, восходя на Святой Престол, сын итальянских эмигрантов из Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, «освяти себя – и ты освятишь общество».

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №32, 2018 года