Чем на самом деле занят Трамп, кроме скандалов
05.12.2018 00:00
Чем на самом делеДва года назад президентские выборы в Америке выиграл Дональд Трамп. Тогда это событие стала неожиданностью для всего мира. Даже те, кому кандидат нравился, не очень верили в его победу. А недоброжелатели строили тревожные прогнозы, называли Дональда фашистом и безумцем. Из-за такой поляризации новый американский президент мог показаться каким-то революционером. Что в принципе неверно. Политическая система США похожа на автомобиль с автопилотом, в котором водитель только обозначает маршрут, а дальше машина везёт сама. Превысить скорость или выехать на встречную полосу на такой технике крайне сложно. Так что даже если Трамп действительно захотел бы повезти свою страну по колдобинам или пойти на таран с другой машиной, система ему этого бы не позволила. Она и не позволяет.

Нужно быть смешным для всех

Миллиардер Трамп давно был фигурой известной и довольно эксцентричной. Чего стоило одно только телешоу, которое он вёл. Не царское вроде бы дело, не миллиардерское, но Трамп с удовольствием в этом участвовал.

В большую политику прорывался тоже давно. В 1999-м выставлял себя как независимого кандидата, а в 2004-м был демократом и, между прочим, агитировал за Хиллари Клинтон. В 2009-м перешёл в Республиканскую партию. Причём до определённого момента и республиканцы его всерьёз не воспринимали. Скорее рассматривали как клоуна. Слишком уж грубоват, откровенен и не политкорректен. Вроде нашего Жириновского.

В победу Трампа над Хиллари верили немногие. Эксперты и СМИ предсказывали ей большой отрыв от соперника. Но Дональд по своему выходил из этой ситуации. Работал в фирменном неполиткорректном стиле, на грани фола. Раздувал скандалы, которые тут же подхватывали журналисты: смеялись, издевались, возмущались – и делали противнику бесплатную рекламу.

И вот теперь мы подходим к главной теме публикации: что обещал Трамп, и как он теперь выполняет свои обещания?

Программа Трампа была, в общем, консервативной, но с особенностями. Как типичный республиканец, он обещал, например, снижение налогов, обещал стоять на страже второй поправки к Конституции, гарантирующей гражданам право на ношение оружие. А, скажем, Бога практически не упоминал, тогда как Джордж Буш-младший в 2000 и 2004 годах, бывало, взывал к Господу по нескольку раз в каждой речи.

Как мельчает жемчуг

Сравнивая американские проблемы с нашими, вспоминаешь поговорку о том, что у кого-то мяса в борще не хватает, а у кого-то жемчуг мелкий. Однако если вчера твои жемчужины были больше и ярче, чем сегодня, то это проблема серьёзная. Ведь главное – тенденция. Послезавтра драгоценности могут и в черепки превратиться.

Проблемы у Америки какие? Огромный и постоянно растущий внешний долг, который уже сравнялся в размерах с годовым ВВП. Если бы вдруг встал вопрос его погашения, то все 320 миллионов американцев должны были бы встать на свои рабочие места и пахать бесплатно, а корпорации, на которые они пашут, – отдавать кредиторам всю прибыль. И в таком духе – несколько лет. Потому что ВВП – это объём всей произведённой продукции и услуг, а получаемая прибыль – в разы меньше общего объёма.

Румыния Чаушеску в 1980-х годах встала на такой путь, долг отдала, но надорвалась и устроила революцию. Понятно, что с могучих США никто единовременно долги не потребует. Не потому даже, что испугается, а потому что банкротить Америку никому не выгодно. Поднимется финансовое цунами и накроет всех. Но всё же ситуация нездоровая.

Дефицит американского бюджета – около 20 процентов.

Импорт в США превышает экспорт. То есть Америка больше покупает, чем продаёт.

Промышленность остаётся относительно мощной, но в значительной степени выведена в более дешёвый и благоприятный Китай. Что норма для современных развитых стран, превратившихся, условно говоря, из заводов в конструкторские бюро и управленческие офисы. Однако это чревато потерей квалификации и деградацией граждан. Не могут же все стать учёными, управленцами и программистами.

Происходят серьёзные изменения в расовом составе населения. Только официально Америка ежегодно принимает почти 700 тысяч мигрантов, и ещё тысяч 150 проникают в неё нелегально. Люди это в основном гораздо менее цивилизованные, чем коренные жители США, не очень квалифицированные, а зачастую и просто малограмотные. Ну и, как положено выходцам из бедных стран, несущие с собой неприятные обычаи и преступность.

Демократы эти проблемы пытаются заболтать. Эта партия вообще сильно идеологизирована, как наша КПСС в восьмидесятых. Заклинания о правах меньшинств, гуманизме, о половом и расовом равенстве замутняют их глаза. Более того, в современном западном обществе протереть окуляры и посмотреть на некоторые вопросы чисто прагматически – нельзя. Неприлично, опасно. Но Трамп всё же попытался это сделать.

Десять трамповских ударов

Трамп пообещал:
1. защитить отечественного производителя и вообще американский рынок;
2. создать новые рабочие места, повысить заработки и вообще возродить так называемую американскую мечту. То есть мечту о личном успехе и процветании для тех, кто старается. Не просто о стабильности, а чтобы завтра обязательно становилось лучше, чем вчера;
3. понизить налоги, чтобы существующий бизнес развивался и новый перетекал из других стран с более жёсткой налоговой системой;
4. урезать раздутые демократами государственные расходы. Например, отменить закон о доступном здравоохранении, который демократ Обама путём уловок протащил через Конгресс. В Америке нет обязательного медстрахования, и закон обязывал граждан, не имеющих медицинских полисов, непременно покупать их. За отказ от покупки предусматривался серьёзный штраф. Предполагалось, что закон серьёзно снизит госрасходы на медицину и облегчит нагрузку на бюджет. На деле же для исполнения решений понадобилось много чиновников, и государственные расходы, наоборот, выросли. Граждане посчитали, что навязывание страховки нарушает их свободы. Зато страховщики были очень довольны;
5. «осушить вашингтонское болото» – то есть зачистить столицу от коррумпированных чиновников;
6. перекрыть доступ в страну нелегальным мигрантам и возвести непреодолимую стену на мексиканской границе, через которую в Штаты идёт основной поток нелегалов и, кстати, наркотрафик;
7. обезоружить внешних врагов, в частности Иран и Северную Корею, разрабатывающих своё ядерное оружие и при этом крайне недружественных Америке;
8. выровнять торговый баланс, сложившийся не в пользу Америки. Прежде всего через введение таможенных пошлин;
9. вывести Америку из всех международных организаций и соглашений, невыгодных для неё;
10. «снова сделать Америку великой». Иначе говоря – «нагнуть» экономических конкурентов и напомнить союзникам, что они не столько союзники, сколько вассалы. Последнее, естественно, не озвучивалось открыто. Но и союзники, и конкуренты США всё прекрасно поняли. И сразу Трампа невзлюбили.

Америка не резиновая

Невзлюбили его и политические противники – демократы. Демократическая партия слишком уж увлекается проектами мирового масштаба, иногда, пожалуй, и в ущерб американским национальным интересам.

Скажем, мировая глобализация экономики долгое время была выгодна США. Ведь они, будучи самыми мощными, автоматически получали выгоду от свободы передвижения капиталов. Это как в карточной игре: при равном умении преимущество у того, кто обладает большей суммой. Он может проигрывать, но будет повышать ставки до тех пор, пока не вернёт своё с большим прибытком.

То же касалось и перемещения рабочей силы. Все лучшие кадры, самые сильные умы скапливаются в наиболее богатых и мощных странах.

Однако в последние годы эти законы начали давать сбой. Не в последнюю очередь из-за идеологии. Когда, например женщины и нацменьшинства утверждаются на должностях не за профессиональные качества, а просто из-за пола и цвета кожи.
И если бы дело заключалось лишь в том, что непрофессиональный политик Трамп боролся с профессиональной чиновницей Клинтон, то, скорее всего, он бы проиграл, несмотря на свои полезные для страны взгляды. Система бы предпочла более опытного кандидата. Так безопаснее, а значит, лучше для всех граждан.

Однако демократы в своём идеологическом кураже перегнули палку и стали опасны для системы.

Помаши тёте

Есть мнение, что своей победой Трамп обязан группе высших офицеров Пентагона и ЦРУ, напуганных расовыми чистками и погромами в госструктурах. Если раньше нацменьшинства выдавливали белых христиан лишь из средних и нижних слоёв социальной пирамиды, то за годы правления Обамы этот процесс перекинулся на верхние этажи. Белых англосаксонских протестантов, из которых традиционно состоит костяк Америки, начали выдавливать из разведки, штаба и администрации президента. На их место приходили негры и пуэрториканцы, иногда с поддельными дипломами. То ли по идеологической квоте, то ли потому, что свои подтягивали своих.

Тенденция ясно обозначилась. Белые профессионалы испугались. Они не сделали ничего незаконного. Просто вскрыли фактик. Один из многих.

У Клинтон была помощница и подруга арабского происхождения, Хума Абедин. До работы с Хиллари пресса обвиняла её в сотрудничестве с экстремистской организацией «Братья мусульмане», но доказательства отсутствовали. А у Хумы был муж Энтони Винер – уважаемый человек, конгрессмен от Демократической партии. Одно время избирался в мэры Нью-Йорка.

Правда, этот конгрессмен обладал забавной привычкой, он рассылал фото своего члена знакомым женщинам. Что, безусловно, является его личным делом, если бы не один нюанс. Фото шли с общего семейного ноутбука, на котором также хранились тысячи писем, отправленных Хиллари Клинтон с её служебной государственной почты. Среди них было много секретных и совершенно секретных документов. На ноутбуке, с которого посещали порносайты, который почти наверняка был заражён вирусами, хранились государственные тайны!

Информацию об этом ФБР опубликовала непосредственно перед голосованием.

Ну а что? Пуэрториканцы своим помогают. Мексиканцы помогают. Афроамериканцы. Почему бы и Трампу не помочь? Хороший же человек. Не то чтобы моральный эталон, но, по крайней мере, фотографии пениса не рассылает кому попало. Уже неплохо. Может быть президентом.

Ну, он и стал.

Вы не скажете, где здесь туалет?

Одними из первых указов нового президента стали отмена распоряжения Обамы о том, что трансгендеры могут посещать школьные туалеты по своему выбору – женские или мужские. Казалось бы, пустяки, а что началось! Демонстрации, сжигание чучел президента, хоровые вопли газет и телеканалов. В трансгендерных и ЛГБТ-кругах фамилии Трамп и Гитлер стали синонимами.

Однако Дональд ничего не запрещал. Он просто отменил действие федерального закона и предоставил штатам право решать эти вопросы. В Нью-Йорке, скажем, сразу решили открывать отдельные ватерклозеты для трансгендеров, а в некоторых других субъектах оставили всё по старинке. Потому что вопрос не так прост. Думаете, трансгендер – это человек, родившийся с душой противоположного пола и сделавший операцию по превращению в женщину или, наоборот, в мужчину? Если бы так просто!

Трансгендер по американской классификации – это любой, кто ощущает себя не тем биологическим полом, с которым родился. Операцию он делать не обязан. Мало ли – больно, наркоза боится. Более того, он и переодеваться в одежду другого пола не должен. Ну, вот чувствует себя биологический мужчина женщиной, но при этом – лесбиянкой. А может, и полноценной женщиной, но не желающей операции и переодеваний. Вот нравится ей (ему на самом деле, ему!) носить мужскую одежду и, может, даже усики с бородкой, и при этом посещать женский туалет. Или мужской. Но в женском платье.

И в армии некоторые из них хотят служить, защищать страну, которая дала им такие великие возможности. Но при этом страна должна им предоставлять за свой счёт гормоны и прочие необходимые медикаменты и помощь психолога. А тем гражданам, чей биологический пол случайно совпал с самоощущением и которых трансгендеры шокируют, то есть всем остальным, тоже рекомендуют обратиться к психологу для того, «чтобы разобраться со своей реакцией».

И в результате всё ложится на дефицитный бюджет Америки. И со всем этим Трамп пытается разобраться.

Это испытает каждый

Америка сейчас на подъёме, и Трамп провозглашает это своей победой. Экономические показатели действительно впечатляют. ВВП начал серьёзно расти – за год на 3 процента, что очень немало для развитой экономики. Количество рабочих мест увеличивается, биржевые индексы ставят рекорды. И президент торжественно рапортует об очередных успехах, которые случились якобы благодаря ему.

Рост, конечно, впечатляет. Вот только изменения в экономике не происходят так быстро, для этого нужны годы. А Трамп занял свой пост менее двух лет назад и при этом большую часть президентского времени тратит на войну с демократами, продажными СМИ и голливудскими артистами.

Так что весь нынешний бурный рост – это наследие Обамы, который успел оздоровить экономику, но не успел воспользоваться плодами своей деятельности. Плоды достались уже его преемнику, и Трамп поспешил записать их себе в актив.
Что же сделал он сам, находясь на посту?

Запросил на строительство стены на границе с Мексикой 25 миллиардов, но Конгресс выделил полтора.

Захотел отменить обременительный для бюджета закон Обамы о здравоохранении – но пока получилось лишь частично. И расходы опять ложатся на государство.

Налоги, правда, понизить удалось серьёзно.

В общем, отдельные граждане никаких изменений пока не ощущают. Но и ухудшений не видят.

А тем временем экономические войны разгораются. Трамп решительно разрубает старые связи, но при этом завязывает узлы новых конфликтов. К чему это приведёт, пока неясно. Да и судить ещё рано, два года для серьёзных реформ – не срок.
А вот наблюдать, разумеется, интересно. Тем более что никто из нас в стороне от трамповских экспериментов остаться не сможет.

Павел БУРИН
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №48, декабрь 2018 года