Кто такой Будда, и чему он учил
29.05.2019 16:44
Кто такойСамая древняя мировая религия до сих пор будоражит умы и привлекает в свои ряды огромное количество людей. Буддизм не похож ни на одно вероучение в мире, но именно в нём что-то находят не только на Востоке, но и на Западе. Личность основателя этого учения овеяна легендами. Попробуем разобраться, что именно говорил Будда и как это понимать.

Брахманизм – опиум для народа

За пятьсот лет до рождения Христа Индия представляла собой удивительное лоскутное одеяло, сотканное из множества верований. Такого количества культов не было нигде в мире. К тому времени индийское общество уже разбилось на четыре основные группы (касты). Выше всех стояли брахманы – жрецы, чуть ниже находились цари и военная знать. Далее следовали свободные крестьяне. В самую низшую касту вошли рабы и пленные из покорённых народов. Касты не только не смешивались, но и часто верили в разных богов.

Ещё ранее в Индии целую тысячу лет господствовали воинственные арии, пришедшие с севера. Их традиционные верования смешались с причудливыми местными культами и породили новые духовные учения. Большинство индусов поклонялось богам Шиве, Вишну, Брахме, но постепенно здесь укрепилось понятие об Абсолюте – «мировой душе», к соединению с которой должен стремиться каждый человек. Душа умерших теперь не уходила навсегда к богам, а блуждала среди бесчисленных миров. Так возникла вера в переселение душ.

Человек, проживший достойную жизнь, после смерти мог заново родиться представителем более высокого социального ранга. А вот злая душа возрождалась в низших кастах, а то и вовсе в теле животного. Всё зависит от твоих хороших и плохих поступков в предыдущих воплощениях. Самый добрый человек мог запросто родиться после смерти в теле свиньи, если его дела в прежних жизнях были не блестящи.

Такое понимание мироустройства ещё больше возвысило и обогатило касту брахманов. Они разработали сложную систему правильного совершения обрядов и жертвоприношений. И никто, кроме них, не был в состоянии проделать всё это грамотно. Материальное благосостояние жрецов и их жадность вышли за рамки приличий. За обычный обряд брахману полагалось отдавать не менее ста коров. А судья всегда решал дело в пользу брахмана, даже если его противник был прав.

На этом фоне жрецы лицемерно требовали от других постигать священные тексты и стремиться к глубокой нравственности, что выглядело откровенным издевательством. Всё больше индусов разочаровывалось в брахманизме с его запутанной элитарной верой. Не только среди низших каст, но и среди знати росло недовольство жрецами.

Люди уходили в леса, становились отшельниками и упражнялись в созерцании, медитации и поисках истины. Некоторые из них, йоги, шли путём развития сложных дыхательных практик. Другие, джайны, занимались самоистязанием, пытаясь добиться в муках подлинной мудрости.

Наконец в 623 году до нашей эры на свет появился человек, которому предстояло многое изменить.

Благословенный царевич

Сиддхартха Гаутама родился в семье царя индийского племени шакьев. Мать царевича умерла спустя несколько дней после родов, и убитый горем царь поклялся сделать мальчика самым счастливым человеком, оградив его от земных невзгод. Отец изолировал наследника от контактов с внешним миром, чтобы избавить его даже от вида человеческих страданий. Юного Гаутаму окружали лишь радостные беззаботные молодые люди. Жизнь Сиддхартхи больше напоминала бесконечный пир в райских чертогах.

Когда царевичу исполнилось 16 лет, отец женил его на принцессе из соседнего племени, которая вскоре родила сына. Любой выезд Гаутамы в город предваряла зачистка городского ландшафта от нищих, калек и убогих. Улицы наводняла радостная массовка из молодых людей, восхищавшихся царским сыном. Сиддхартха охотно купался в славе на фоне вечных «потёмкинских деревень». Но однажды няньки и дядьки не уследили.

На тридцатом году жизни Гаутама случайно узрел за толпами юных и красивых людей радостно приветствовавшего его нищего старика, а рядом с ним – больного человека в язвах и струпьях. Видимо, стража забыла оградить один из уличных выходов. «Что это за люди? – удивился Сиддхартха. – И почему они так странно выглядят?» Провожатый наследника, лучший друг детства, не смог солгать господину и рассказал, что в мире существуют такие вещи, как болезни и старость. Царевич потребовал немедленно отправиться туда, где живут эти люди.

Едва выехав в трущобы, сын царя увидел нечто страшное – разлагающийся труп. Лучший друг с трудом объяснил будущему государю, что это такое. Так мир, в котором жил юный Гаутама, в одночасье рухнул. Царевич понял, что вся его жизнь – сплошной обман и декорации, а мир настоящих людей полон боли, мучений, где властвуют старость, несправедливость и смерть. Ни власть, ни богатство не спасут от неизбежного – все когда-нибудь состарятся, согнутся под гнётом болезней и умрут.

Сиддхартха долго размышлял над увиденным и вскоре понял, что не сможет дальше жить в роскоши и в окружении фальшивых улыбок. Ночью Гаутама сбежал из дворца, оставив молодую семью, титул, имущество, и отправился на поиски истины.

Юноша начал учиться медитации у двух лесных брахманов-отшельников. Достигнув высот, он собрал пятерых последователей, пытаясь достичь просветления через суровую аскезу. Но спустя шесть лет, находясь на грани жизни и смерти от многомесячного поста, царевич внезапно осознал, что истязания плоти лишь туманят разум. Спутники Гаутамы сочли его отступником и покинули учителя, а Сиддхартха продолжил странствовать в одиночестве. Однажды он сел под фикусом и поклялся, что не встанет, пока не обретёт Истину.

Спустя 49 дней Гаутама достиг полного представления о природе и причине человеческих страданий и перешёл в состояние нирваны – наивысшего просветления. После этого Гаутаму стали называть Буддой, или «Пробудившимся».

Гаутама путешествовал по долине реки Ганг 45 лет, уча, как прекратить цикл страданий. Он проповедовал и царям, и нищим, учил освобождаться от страстей и земных привязанностей. Постепенно вокруг Будды выросла община последователей. На его жизнь и жизнь учеников не раз покушались обозлённые брахманы и члены конкурирующих духовных школ. Один из правителей обещал за голову буддийского монаха 300 золотых монет.

В возрасте 80 лет Будда умер. По преданию, великий учитель, несмотря на пропагандируемое им вегетарианство, скончался, отведав несвежего мяса. Тело Будды предали кремации, а всё, что от него осталось – зубы и кости, – поместили в специальные поминальные сооружения – ступы – с целью поклонения.

Чтобы всё погасло

Понять учение Будды современному человеку одновременно и очень сложно, и очень просто. Главное, чему учил Будда, заключается в принятии четырёх благородных истин.

Первая истина говорит, что в мире существует страдание, которое властвует над всеми. Вторая: у страдания есть причина – желание чувственных удовольствий. Третья: существует возможность освободиться от страданий. И четвёртая: есть путь, который ведёт к избавлению от страданий. Этот путь Будда называл Благородным восьмеричным путём, и он включает в себя сложные моральные и созерцательные упражнения.

Именно Гаутама совершил первую серьёзную духовную революцию в истории человечества. До него все религии учили примерно одному: будь своим, не будь как чужие. Будда же был первым, кто учил, что чужих не бывает. Ни происхождение, ни раса, ни пол человека не имеют никакого значения с точки зрения спасения души от рабства страстей – все страдают одинаково. В каком-то смысле Будда создал первый «религиозный интернационал». Не зря именно буддизм стал первой мировой религией.

Это очень странное вероучение. В нём нет ни всемогущего Бога-творца, ни Церкви, ни догматов. Нет жёсткого разделения на верных и неверных, нет даже притязаний на монопольное владение истиной. Буддист может исповедовать любую религию: быть индуистом, христианином или вообще не верить ни во что – это совершенно не умаляет учение. В буддизме нет даже идеи вечной души – сам Будда считал не только душу, но и сознание лишь психической иллюзией. Поэтому буддизм скорее является философским учением, чем религией. Это что-то вроде «атеистической веры».

Будда советовал ни во что не верить и всё подвергать сомнению, а основным критерием истины признавал личный опыт. Кстати, до сих пор очень живуч миф о Будде как о невероятно добром человеке. Однако на самом деле великий учитель прослыл весьма язвительным и высокомерным типом. Например, одного дискутирующего мудреца он не стесняясь обозвал дураком. О брахманах же Гаутама отзывался так: «Эти глупцы, верящие в реальность Абсолюта, схожи с человеком, который всем рассказывает, что влюблён в прекраснейшую из женщин, а сам никогда её не видел».

Однажды к Будде пришёл последователь и в слезах покаялся, что убил на корабле разбойника, который рассказал, что намеревается расправиться с пассажирами, польстившись на их скарб. Будда объяснил, что человек не совершил ничего дурного: им двигала благая цель спасения людей. Во-вторых, буддист помог разбойнику, избавив его от дурной посмертной участи, ведь тот не успел нагрешить.

Самым важным для буддиста является отказ от собственного «я». Только тот, кто постигнет это, сможет достичь нирваны – главной цели. Обычно слово «нирвана» вызывает ассоциации с блаженством, но на самом деле это состояние обозначает полный конец всех причинно-следственных связей, влияющих на человека.

Это Великая пустота, куда погружается человек и которой он постепенно сам становится. В этом состоянии уже нет личности как таковой. Понять, что именно человек испытывает в нирване, невозможно. Легенды гласят – сам Будда на эти вопросы хранил «благородное молчание». Любопытно, что в переводе с санскрита «нирвана» означает «угасание».

Человеческое, слишком человеческое

Интерес к новой вере скоро проявила индийская аристократия, уставшая от всевластия жрецов и понимавшая важность религии, способной объединить страну. Таким человеком стал царь Ашока – первый покровитель буддизма и создатель империи, объединившей Индию в III веке до нашей эры. Ашока распространил слово Будды от гор Пакистана до джунглей Бирмы. Однако буддизм шёл не только на Восток, но и на Запад.

Завоевания Александра Македонского приблизили греческий мир к границам Индии, и последователи Будды почувствовали себя среди греков как рыбы в воде. И хотя грекам не было равных в искусстве полемики, столкновение с буддизмом они не осилили. Рационализм и отрешённость восточных отшельников взбили мозги античных философов не хуже миксера. Греческий царь Менандр I даже принял буддизм после бесед с монахом. Проповедники из Индии начали появляться даже в Афинах и в египетской Александрии. Буддизм вполне мог стать единственной мировой религией, если бы его победную поступь не прервали орды варваров во времена Великого переселения народов.

После столетий триумфа буддизма начался упадок. Нищие отшельники переродились в упитанных настоятелей богатых храмов. Учение наводнили бесконечные прения о метафизике, суеверия и поклонение богам. Буддизм перестал отличаться от того, с чем он боролся – от религии брахманов.

Вскоре наследие Гаутамы разделилось на две основные ветви. Наиболее консервативная получила имя хинаяна («малая колесница»). Этот вид буддизма популярен в Южной Индии и Индокитае. Его последователи упростили первоначальное учение, сделав его похожим на мировоззрение среднестатистического католика. Достичь нирваны в хинаяне способны только монахи. Обычным людям предписывается жить праведно, помогать монахам, копить багаж заслуг, и тогда, быть может, в следующей жизни им повезёт родиться монахом. А на севере получила распространение другая ветвь – махаяна («великая колесница»), которая допускала сложные ритуалы, мантры, культ святых и богов, а также учителей-посредников.

В Китае, Корее и Японии прижился дзэн-буддизм. Эта духовная школа и вовсе низвергла все канонические буддийские ценности. Дзэн-буддисты учат, что не следует стремиться к туманной нирване. Истина не где-то далеко, она всегда с тобой, вокруг тебя, и в тебе – надо только уметь её найти. Иногда «словить Будду» помогает не ум, а лишённые смысла поступки, парадоксы. Например, учитель может заставить ученика сделать хлопок при помощи одной ладони. Как ни странно, но боевые искусства монастыря Шаолинь – это вовсе не крутое кун-фу, а утончённый дзэн-буддизм.

Другой формой стал тантрический буддизм. Данный вид учения Будды особенно распространён в Тибете, Непале, Монголии. Тантристы считают чувственные удовольствия, особенно секс, не помрачением ума, а возможностью получить невиданное духовное освобождение. Иногда это делается с помощью разрушения всех моральных устоев. Интересно, что бы сказал на это сам Будда?

К счастью, в нашей стране популярна гораздо более консервативная ветвь тибетско-монгольского буддизма – ламаизм. В России учение Будды является традиционным в Бурятии, Туве и Калмыкии. Исповедуют его или увлекались этим вероучением такие известные люди, как Борис Гребенщиков, Игорь Верник, Мария Арбатова, Сергей Шойгу. Последний, наверное, может считать себя настоящим буддистом – на параде 9 Мая в честь годовщины Победы Сергей Кужугетович всегда крестится, чтобы всё прошло хорошо.

Сегодня в мире существует повышенный интерес к учению Будды. Буддизм предложил современному западному человеку то, что легко приняло его сердце, уже освобождённое от христианства, – отсутствие любых духовных авторитетов и изощрённую веру в самого себя. Огромное количество мировых звёзд сегодня являются буддистами: Шер, Стивен Сигал, Дженнифер Лопес, Ричард Гир, Орландо Блум, Пенелопа Крус, Киану Ривз. Однако буддизм на Западе имеет те же родовые травмы, что и на Востоке: люди больше принимают его видимые стороны, чем сущность. Точно так же на Западе йога стала не столько духовным учением, сколько популярной гимнастикой.

Но налицо ещё один кризис. Всё больше людей испытывают страшный дефицит чувства плеча, верности, умения жертвовать всем во имя самого важного. Такие вещи буддизм дать не может. Зато именно это обещает сегодня западному человеку другая мировая религия, родом с Аравийского полуострова.

Дмитрий БОЛОТНИКОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №21, май 2019 года