Девочка с картины
24.07.2019 15:15
Девочка с картины1954 год. Тёплое утро. Хрупкая девочка на фоне открытой балконной двери делает зарядку. Солнечный свет заливает комнату, окрашивает предметы – кровать, стол, цветы на подоконнике… Все, кто «родом из СССР», помнят картину Татьяны Ниловны Яблонской «Утро». Её печатали на открытках, в журналах и учебнике «Родная речь». Это полотно стало символом послевоенного времени. А девочка – олицетворением новой жизни. Её зовут Елена, тогда она была 13-летней школьницей, которая, как и миллионы других советских детей, знала, что её ждёт счастливое будущее.

Авторитетная мама

Когда Елена подросла, она вывела свою формулу семейного счастья: «Всегда быть буквально на четверть шага позади мужа, но стараться идти при этом рядом».

С одной стороны, Елене повезло: она – дочь двух талантливых художников. С другой – стала свидетелем развода своих родителей, Татьяны Яблонской и Сергея Отрощенко. Эти два человека внесли серьёзный вклад в развитие советского художественного искусства: Отрощенко был талантливым витражистом, создавал мозаичные панно в павильонах ВДНХ, а Яблонская – народный художник СССР, лауреат трёх Государственных премий. Именно она написала знаменитую картину «Утро».
От природы Татьяне Яблонской был дан талант черпать вдохновение в мелочах. Вот и «Утро» она замыслила в тот момент, когда увидела, как её дочка, ещё сонная, вскочила по будильнику, готовясь к новому дню. Для этой девочки каждое утро было восхитительным. Елена Сергеевна до сих пор помнит ощущение от прогретого солнцем пола, от предвкушения чудес, которые вот-вот произойдут!

Лена увлекалась естественными науками и не думала, что когда-нибудь повторит профессиональный путь своих родителей, все её мысли в детстве были лишь о пополнении коллекции бабочек и разведении цветов на подоконнике. Цветы попали на картину, а вот бабочки – гордость Лены – увы, остались только на эскизах.

Вся картина Яблонской – это детальное воспроизведение одной из двух комнат в киевской коммуналке, где жила художница с мужем и двумя дочками. Полосатая скатерть на столе, служившая семье долгие годы, расписные тарелки на стене, чешский кувшин, привезённый Татьяной Ниловной из первой поездки за рубеж, школьная форма, пионерский галстук и лента для волос на спинке стула… Тяжёлыми чугунными утюгами было очень неудобно гладить тонкие ткани, и Леночка каждый вечер вешала галстук и ленту на раскалённую лампочку под абажуром настольной лампы – так они распрямлялись.

Татьяна Яблонская к тому времени была известным художником, автором масштабного полотна «Хлеб» (1949), где запечатлена жаркая страда. И хоть искусствоведы доказывали, что эта картина – гимн советскому строю, сама Татьяна всегда рассказывала, как была поражена искренней радостью людей от урожайного года, ведь предыдущие сезоны оказались неурожайными. Именно эту человеческую радость она и запечатлела в набросках, а потом перенесла на большой холст. В конце жизни художница признавалась, что именно «Хлеб», а не «Утро», считает своей лучшей работой.

«Хлеб» разошёлся миллионными тиражами на открытках и плакатах, был изображён на почтовой марке в 1967 году, что считалось признанием на государственном уровне. За эту картину Татьяна Яблонская удостоена Сталинской премии. Сегодня полотно можно увидеть в Третьяковской галерее. «Утро» тоже находится в Третьяковке, и оно стало, пожалуй, самой узнаваемой работой советской художницы.

…После окончания школы Лена была настроена на поступление в университет на факультет биологии, мечтала уехать в Уссурийский заповедник, туда, где человек ещё не оставил следов. Но авторитетная мама, испугавшись такой перспективы, уговорила дочку попробовать свои силы и поступить в Строгановское художественное училище, мол, если через полгода ничего не получится, то поедешь к своим лесам и сопкам.

Елена попробовала и втянулась, сказались родительские гены. Но самое главное – в Строгановке ей повстречались удивительные люди. У девушки с картины «Утро» началась другая история. Необыкновенная история любви.

Влюблён с детства

Маленький Арсен с упоением вдыхал запах красок, которыми пользовалась молодая художница Ирина, эвакуированная в Алма-Ату из блокадного Ленинграда и квартировавшая в доме семьи Бейсембиновых. Мальчик поначалу совсем не интересовался картинами, его больше привлекали краски, замешанные на мёде. Они пахли вкусными конфетами – недосягаемым лакомством в военное время.

Ирина Масленникова рисовала местные пейзажи и бытовые сюжеты и часто просила Арсена позировать. Мальчику это дело нравилось, а потом он и сам попробовал силы в рисовании. Довольно успешно. Так что, в отличие от Елены, Арсен Бейсембинов с детства знал, что станет художником.

Поддерживая устремления сына, мама Арсена начала вырезать из журнала «Огонёк» иллюстрации с известными картинами и развешивала их по стенам. И так однажды на стене туалета появилось «Утро» Яблонской…

Остальное доделала юность. Арсен влюбился в незнакомую девочку в белой майке и чёрных спортивных трусиках. Удивительно, но изящную фигурку не испортило безликое советское бельё, напротив, оно подчеркнуло едва зарождавшуюся женственность. Конечно, для мальчика это была платоническая детская влюблённость, как если бы он испытывал романтические чувства к принцессе из киносказки.

После школы Арсен поехал в Москву поступать в Строгановское училище. На курсе было весело, там училось ещё двое ребят из родной Алма-Аты, а также Елена Отрощенко из Киева, с которой он сразу подружился. Никто не знал, что Елена – та самая девочка с картины Яблонской, ведь она носила фамилию отца.

Молодые люди ходили большой компанией по московским выставкам и театрам. А летом, как было заведено, звали всех в гости. В итоге Лена оказалась в Алма-Ате в доме Арсена.

Её поселили в комнате с окнами на прекрасный яблоневый сад. Летом весь город наполнялся свежестью от бесчисленных арыков, по которым плыли яблоки. Недаром же в названии города есть слово «алма», что означает «яблоко». Символично для Лены, ведь её фамилия по маме – Яблонская.

Семья Арсена была очень хлебосольной, и вечерами за ужином велись разговоры о жизни и искусстве. Мать Арсена как-то обмолвилась в шутку, что её сын в детстве был влюблён в девочку с картины «Утро». Тогда Елена впервые призналась, что она и есть та самая девочка. Удивлению не было предела.

Лето пролетело незаметно, Арсен и Лена вернулись в Москву хорошими друзьями. В роли невесты девушка не приглянулась родственникам Арсена, они хотели видеть рядом со своим сыном жену из местных. Но уже осенью между молодыми людьми вспыхнул роман.

На тетрадном листке в клетку в ноябре 1960-го Арсен сделал карандашный набросок портрета Лены и подписал: «Я тебе его подарил. Ясно? Не выбрасывай. Арсен». Она и не выбросила – хранит по сей день. Потом была романтическая поездка в Ленинград, где влюблённые поклялись над водами Невы совершить «совместное плавание» длиною в жизнь. Позже они поехали на «смотрины» в Киев, где продолжала жить и работать Татьяна Яблонская. Художница пришла в восторг от выбора Елены – Арсен очаровал её сразу. Там же молодые подали заявление в загс и вскоре поженились.

Теперь Татьяна Ниловна ждала рождения внука, который в будущем тоже станет художником, продолжив творческую династию.

Развод – это прекрасно

Яблонская почти всю жизнь прожила на Украине, хотя родилась в Смоленске 24 февраля 1917 года в семье потомственного шляхтича Нила Александровича Яблонского. Татьяна шутила, что «ей довелось две недели прожить ещё при царе», поскольку родилась в канун Февральской революции. Её отец, Нил Яблонский, художник-любитель, стал основателем творческой династии – все его дети и внуки посвятили себя изобразительному искусству. Но самая одарённая из них – дочь Татьяна.

Татьяна Ниловна по праву может считаться баловнем судьбы. У неё было более 30 персональных выставок, множество государственных наград и премий. Но, конечно, всё обстояло не так уж гладко. Замечательная картина «На старте» (1947) не получила Сталинскую премию только потому, что попала под определение «формализм», а в зрелые годы на долю Яблонской выпали более серьёзные неприятности, связанные с идеологической политикой СССР. В 1968 году она не побоялась открыто выступить на съезде художников Украины против удушающей «опеки» работников искусства партийными органами. Конечно, это не осталось без последствий. Татьяну Ниловну сняли со всех должностей, лишили привилегий.

Яблонская блестяще владела любой техникой живописи, от примитивизма до реализма и постимпрессионизма. Каждая её картина наполнена неповторимой игрой красок. Портреты её дочерей, Елены, Ольги и Гаянэ, – это эмоциональные признания любви матери к своим детям. «Утро» – выдающееся произведение, но не менее выразительна «Девочка с сачком»: сильное атмосферное полотно, на котором задумчивая Леночка в синем сарафане и с белым сачком на плече стоит на фоне леса. Девочка выглядит грустной – может, оттого, что папа с мамой никак не могут найти общий язык и всё время ругаются?

Двум сильным творческим личностям в одной семье ужиться сложно, особенно если никто не хочет уступать. Татьяна Яблонская и Сергей Отрощенко не сумели это преодолеть. Одиннадцать лет брака закончились закономерным разводом. Затем у Татьяны последовал второй брак, с ещё одним художником, преподавателем Ереванского художественного института Арменом Атаяном. Ему Татьяна родила свою третью дочку, Гаянэ, но и этот союз распался – по странному совпадению тоже через 11 лет.

Яблонская говорила, что разводы являются самыми счастливыми моментами в её судьбе. Что ж, не все созданы для долгой семейной жизни.

Солнечные брызги

А вот дочь Елена всегда хотела иметь полноценную семью. Тогда она и вывела формулу семейного счастья, заключающуюся в том, что женщина не должна затмевать своего супруга, но быть его полноценным партнёром и соратником: на четверть шага позади, но при этом – всегда рядом.

Арсен и Елена вскоре после женитьбы уехали в Алма-Ату, где работали художниками кино, иллюстраторами книг и даже мультипликаторами. У каждого сложилась яркая профессиональная жизнь, было множество персональных выставок.

Сын, которого назвали Зангаром, что в переводе с казахского означает «выдающийся», рос похожим на отца и очень любил приезжать в Киев к бабушке Тане. Однажды Татьяна Ниловна взяла обожаемого внука с собой в пансионат. Там они гуляли по живописным аллеям и болтали обо всём на свете. Навстречу шла женщина, которая, увидев мальчика, замерла на месте, а потом подошла и обняла его. «Как тебя зовут, малыш?» – «Зангар». – «А того мальчика, на которого ты так похож и которого я так любила рисовать, звали Арсеном, и жил он в доме с солнечной террасой…»

Ну кто бы мог предположить, что через столько лет Ирина Масленникова, художница из блокадного Ленинграда, которая своими медовыми красками увлекла Арсена Бейсембинова в мир живописи, окажется на аллее того же пансионата!
Елена часто говорила своему супругу, что им обязательно надо съездить в Москву, сходить в Третьяковку и вместе посмотреть на «Утро», картину, которая стала талисманом их семьи. Но графики не совпадали или находились дела поважнее. Арсен ушёл из жизни в 2000 году, оставив безутешной свою «Девочку с картины».

Похоронив мужа, Елена Сергеевна переехала в Киев к маме, которой после случившегося инсульта требовалась помощь. Татьяна Ниловна Яблонская оказалась прикована к инвалидному креслу с парализованной правой – рабочей – рукой. Но научилась рисовать левой! И ежедневно делала небольшие пастельные наброски, ловя каждый миг своей угасающей жизни: луч света на подоконнике, листья на ветке тополя за окном, сумерки…

Последнюю работу художница написала утром 17 июня 2005 года, в день своей смерти, – скромный букетик синих лесных колокольчиков.

Елена Бейсембинова в те дни посетила свою комнату в доме на Большой Васильковской улице. Ту самую, где она девочкой выпрыгивала по утрам из кровати, чтобы сделать зарядку и надеть школьную форму с алым пионерским галстуком. Теперь здесь всё выглядит иначе. Новые хозяева затеяли ремонт, и лишь балконная дверь, как и прежде, была открыта, пропуская солнечные брызги на пыльный пол. Свет падал на лицо пожилой женщины, подчёркивая все морщинки. Наверное, в тот миг «Девочка с картины» думала, как прекрасна жизнь, подарившая ей столько воспоминаний.

Елена Бейсембинова сегодня живёт в Алма-Ате в своём маленьком красивом домике. Она занимается живописью и ботаникой, которую любит с детства.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №29, июль 2019 года