Вынужденная посадка на неизвестную планету
25.09.2019 00:00
СтепановАртистами рождаются, а хорошими артистами становятся. У небесной канцелярии свои планы в отношении творческих людей. Она внимательно следит за теми, кому подарила талант, и строго судит тех, кто не умеет им распорядиться.

Не мужское это дело

Василий Степанов, скромный мальчик с красивыми глазами, родился 14 января 1986 года Москве в семье милиционера и кассира. Он был не самым прилежным учеником – любимым предметом считал физкультуру. Правда, семейная легенда гласит, что когда мальчику исполнился годик, он начинал танцевать, услышав любую музыку. Бренчал на гитаре – дядька в деревне научил, так, для домашнего пользования.

Когда в школе на концерте вышел в составе вокальной группы, то дыхание перехватило так, что не мог дождаться конца выступления. Не ради того, чтобы услышать аплодисменты, а чтобы этот ужас поскорее закончился. Ещё и картавил. Какой уж из него артист?

Об этом Василий и не помышлял. Ещё школьником хотел пойти по отцовским стопам – работать в милиции. Даже позвонил туда, попросился на стажировку и сильно удивился, когда ему ответили, что для этого нужно получить образование.

Школьные учителя относились к Васе с симпатией. Хороший парень, неглупый, но без особых способностей, кроме как в спорте. Тогда и посоветовали – иди в физкультурный.

Поступил в физкультурный техникум, окончил, пытался устроиться на работу согласно диплому – учителем физкультуры, но вакансий не нашлось. А деньги были нужны. Предложили поработать барменом. Мама Василия, которая работала кассиром в кафе, даже обрадовалась: «Иди! Там хорошие чаевые». Он и пошёл. Работал, получал чаевые. Но бар – такое место, куда заходят все. Посещали его и дельцы шоу-бизнеса. Увидев статного красавца-бармена, предлагали всякое: и съёмки в рекламе, и не только съёмки. Парень от рекламы зубной пасты и презервативов отказывался – не мужское это дело. А от «не съёмок» отказывался вообще категорически. Претила ему даже мысль о том, что свою карьеру и благополучие нужно зарабатывать вовсе не талантом.

Но в один из вечеров в баре, где работал Степанов, гуляла компания военных. Они тоже обратили внимание на Васю, и один из них рассказал: сейчас армия снимает агитационный ролик, чтобы молодые мужчины шли на контрактную службу. Предупредил сразу, что денег заплатят немного, но в будущем эта работа подсобит Василию при призыве в армию: «Откосить не поможет, но в Сибирь точно не пошлют».

Ну а что, хорошо. Тем более что ролик серьёзный, для настоящих мужиков. Степанов согласился. Так он первый раз попал на съёмочную площадку, в совершенно иной мир.

Красавца заметили сразу и наперебой стали приглашать на другие съёмки. Все уверяли Василия, что ему просто необходимо поступать в театральный! Он подумал и решил, что попробовать стоит. Подался в театральные вузы, прошёл сразу в несколько, но остановился на Щукинском училище.

Однокурсницей Васи оказалась Юлия Снигирь. Этим двум юным людям на первом же курсе выпала счастливая карта.

Борец за справедливость

Фёдор Бондарчук искал главных героев для грандиозного многомиллионного проекта – фантастической антиутопии с глубоким философским смыслом, по роману Стругацких. Пробы для «Обитаемого острова» проходили по всем городам и весям. Естественно, ассистенты заглянули и в московские театральные вузы.

Василия и Юлю заприметили, их фотографии передали кастинг-директору проекта Павлу Каплевичу, легендарному человеку. Самоучка, не получивший специального образования, он стал знаменитым театральным художником. Делал эскизы декораций и костюмов для спектаклей Анатолия Васильева, Владимира Мирзоева, Галины Волчек, Евгения Каменьковича… А ещё у Каплевича удивительный нюх на молодые таланты. Именно он создал узнаваемые образы Наталье Ветлицкой, Ренате Литвиновой, Витасу и многим другим.

Просмотрев тысячи фотографий, Каплевич выбрал Степанова и Снигирь.

Когда Василий появился на съёмочной площадке, многие не сдержали эмоций: «Неужели Аполлоны бывают в жизни?» Оказывается, бывают.

При росте 1 метр 92 сантиметра Василий с накачанным торсом и осветлёнными волосами действительно походил на бога. Его герой – Максим Каммерер, пилот, совершивший вынужденную посадку на неизвестную планету и ставший там главным борцом за справедливость.

Нельзя быть идеальным

Степанов сразу попал в «боевые» условия. Времени на раскачку не было, начались сложнейшие съёмки. Да ещё с кем! Сергей Гармаш, Максим Суханов, Евгений Сидихин, Гоша Куценко, Андрей Мерзликин. Все с опытом, все с именем. А тут он, Вася-Аполлон с мягко грассирующим «р».

Гармаш всё время поддевал новичка: «И что ты такой идеальный, нельзя так… По щеке тебя, что ли, ножичком чикнуть… Мужиков шрамы красят».

Степанов поначалу не понимал, шутит с ним народный артист или нет. Но именно Гармаш буквально на ходу учил Василия хитростям актёрской науки, а Гоша Куценко честно рассказал, что сам картавил, но помогли специальные упражнения. Василий тоже попробовал, и успешно, но всё же его героя в итоге озвучил Максим Матвеев.

Во время съёмок Василий показал себя дисциплинированным артистом, который исправно выполнял требования режиссёра. Правда, потом признавался, что Бондарчук в выражениях не стеснялся, если что-нибудь не получалось. Но какие уж тут обиды: работа шла круглосуточно, на износ. Специально для фильма Вася «подсушился», поскольку на экране выглядел непропорционально: широкий верх, узкий низ. Шесть лет занятий боевыми искусствами помогли в работе. Многие каскадёрские трюки Степанов исполнял сам. Но признавался, что иногда было очень тяжело.

В одном из эпизодов артисту пришлось нырять на глубину семь метров. Репетировали у берега, где намного мельче. Всё шло хорошо. Но стоило катеру отойти от берега, как начался шторм. Степанову стало очень некомфортно в сдавливающем грудь костюме, а на глубине случилась паническая атака. Слава богу, всё закончилось благополучно.

Съёмки шли 222 дня. Это был изматывающий марафон, который закончился выходом «Обитаемого острова» на большой экран 1 января 2009 года. Отснятого материала было столько, что решили разделить его на две части. Так появилась и вторая часть кинополотна – «Обитаемый остров: Схватка». Критика приняла фильм прохладно, даже называла откровенной неудачей. Но сумма кассовых сборов превысила 30 миллионов долларов. Как говорится, всем бы такую неудачу.
…«Обитаемый остров» превратил Василия Степанова из простого парня в кумира. Ещё до премьеры девушки затаили дыхание, ведь вся Россия была увешана плакатами фильма с изображением Василия. А когда его увидели на экране, жизнь разделилась на до и после.

Степанову не давали прохода многочисленные поклонницы и папарацци. К этому молодой неискушённый человек оказался не готов. Он пытался скрываться, не шёл на контакт с журналистами, но ведь обязательства перед кинопродюсерами надо выполнять: встречаться с прессой, ходить на фотосессии, ездить в утомительные туры по стране.

На время съёмок об учёбе в «Щуке» пришлось забыть. Первый курс, изучение самих основ актёрской профессии, был пропущен. Когда Василия и Юлию утвердили на роль, руководителю курса, Родиону Овчинникову, это очень не понравилось. Но всё же продюсеры сумели договориться – академический отпуск с правом восстановления. Восстановился Степанов уже на другом курсе, который вёл Владимир Поглазов.

Шикарная жизнь студентов

Даша очень ждала появления таинственного Степанова в «Щуке», ведь все вокруг шушукались: «Он у Бондарчука снимается! Потом к нам на курс вернётся!» Она поддалась общему ажиотажу и тоже с нетерпением предвкушала знакомство со звездой.
На пике безумной популярности, которую неожиданно обрёл молодой артист, в интернете о Василии писали так: «Не существует никаких рас и национальностей – есть просто люди, которые влюблены в Василия Степанова». «Когда Василий Степанов охотится на дичь, то дичь сама стреляет себе в голову из отобранных у других охотников ружей, потому что понимает – жить без Василия Степанова она больше не сможет». «Василий Степанов делит на ноль любое число своим обаянием».

Но прошёл месяц-другой – и всё как-то забылось, да и учёба отнимала время.

Наступила зимняя сессия. Дарья Егорова спешила в училище, она уже опаздывала на экзамен, но массивная входная дверь никак не открывалась. Неожиданно со спины будто ураган налетел и распахнул перед девушкой дверь. Она обернулась и увидела улыбающегося высоченного парня. Они оказались в аудитории за соседними партами, поглядывали друг на друга исподтишка. Потом Дарья признается, что влюбилась в Василия с первого взгляда. А он говорил, что увидел тогда девушку с лучистыми глазами, и она совсем не похожа на большинство современных агрессивных девушек.

Василий до встречи с Дашей Егоровой считал, что самые серьёзные отношения у него были в пятом классе: ему очень понравилась девочка, которую он провожал до дома. Конечно, красавец в молодости не оставался без женского внимания. Были только кратковременные встречи, а он к иному и не стремился. И всегда инициативу проявляли девушки. Но вот с Дашей случилось то, чего он не ожидал, – влюбился.

Они проводили много времени вместе. На гонорар от фильма Вася купил «девятку», повергнув в шок окружающих. Отвечал на недоумённые вопросы: «А мне и такая машина подходит». На этой «девятке» влюблённые и колесили по городу. А потом Василий сказал, что им надо расстаться. Почему – не объяснил.

Даша стала чахнуть. Через несколько недель не выдержала, подошла к Васе, уткнулась носом в подмышку – до плеча не доставала, – расплакалась и сказала: «Я не могу жить без тебя». Тогда он и признался, что тоже любит. Решение расстаться пришло к Степанову, когда он осознал, что ей всего лишь 18, а ему уже целых 22. И что он для неё первая большая любовь, но не вправе влиять на её жизнь. Думал, расставанием даёт Дарье выбор.

Поплакали, посмеялись и стали жить вместе: то у родителей Даши, то у родителей Васи в хрущёвке.

Гонорар развеялся как дым. Степанов и сам не успел заметить, куда ушли все деньги: родителям дал, один-единственный дорогой костюм себе купил, «девятку»… И никогда не отказывал тем, кто просил взаймы. Как-то так.

По счастливой случайности общие знакомые надолго уехали и сдали ребятам за символическую сумму прекрасную квартиру в престижном районе Москвы. Когда журналисты приезжали к ним, чтобы взять интервью и сделать фотографии для глянцевых изданий, то поражались: откуда у студентов деньги на такую шикарную обстановку?

Это было прекрасное время, о котором и Вася, и Даша вспоминают с большим теплом. Но счастье оказалось недолгим.

Спасение кошки

Степанов категорически не вписался в тот образ жизни, который ему навязывал шоу-бизнес. И так вспыльчивый по натуре, он стал не совсем адекватно себя вести. То молча уходил с репетиции дипломного спектакля. А то и не молча, выкрикивая обличительные фразы. Выбил дверь в аудитории. Правда, потом всегда извинялся: «Не знаю, что на меня нашло».

Даша поддерживала любимого, но тот погружался в пучину депрессии. Василий добровольно лёг в клинику неврозов. Вышел оттуда в лучшем состоянии, но оно продлилось недолго. На глазах у Даши он ответил по телефону на выгодное предложение из Голливуда: «Нет, не интересно». Отказался от отечественных кинопроектов: «Нет, в фантастических боевиках больше сниматься не хочу». Уклонялся и от работы в модельном бизнесе, и от съёмок в рекламе, уходил с пресс-конференций, не хотел общаться с коллегами. То ли ждал чего-то, то ли понимал, что занимает чужое место.

Ненадолго нашёл отдушину на театральных подмостках. Очень неплохо выглядел в дипломном спектакле по пьесе Александра Галина «Золотая пора, или Читая «Кандида». Потом согласился на главную роль в постановке по роману Пауло Коэльо «Вероника решает умереть». Там Василий сыграл роль шизофреника, очень немногословного. Это первая постановка Коэльо в России, и проект был многообещающим.

Спектакль получился любопытным. Партнёршами Василия стали Агния Дитковските, Татьяна Лютаева и Оксана Акиньшина. Но вскоре Степанов вновь ощутил нестерпимое чувство неприкаянности и опять ушёл в никуда. Артиста быстро заменили на другого, но за Василием окончательно закрепилась репутация «ненадёжного».

Была ещё одна попытка найти себя – на телевидении. Он даже провёл несколько эфиров программы «Давно не виделись!», но был снят с роли ведущего через несколько выпусков – настолько зажато и «деревянно» выглядел на экране.

Отношения с Дашей становились всё хуже. Девушка устала бороться за любимого, так как совершенно не понимала: что ему нужно? А он и сам не знал. Мог сутками лежать на кровати, глядя в одну точку. А ещё масло в огонь добавляли сумасшедшие девицы, которые присылали Даше угрозы – «Он не будет твоим, рыжая сука!», плакаты в стиле ню с раздвинутыми ногами и подписью «Возьми меня», которые были развешаны на лестничной площадке, странные предметы на пороге, сильно напоминающие колдовские штуки.

Дарья действительно сильно заболела и попала в больницу. А потом решила, что так больше продолжаться не может: бесконечная депрессия, безденежье, унылое существование. Они расстались.

Она смогла найти себя в профессии – за её плечами уже ряд удачных работ. А сериал «Тайны института благородных девиц» и вовсе стал прорывом для молодой актрисы.

А вот Василий… Он просто пропал. О нём никто ничего не знал. Ходили слухи, что скрывается где-то в деревне, что живёт с родителями в убитой хрущёвке. На связь ни с кем не выходил, просто выбросил все телефоны, перечеркнув ту жизнь, которая оказалась для него невыносима. Пытался устроиться на обычную работу: хоть барменом, хоть курьером. Ничего не выходило: «Зачем ты нам здесь? Вместо работы будешь всем автографы раздавать?»

И только в 2017 году о Степанове вновь заговорили. Он попал в больницу с многочисленными переломами, выпав из окна третьего этажа. Заговорили о попытке самоубийства. Вразумительных комментариев от семьи Степановых не последовало. Василий вроде объяснил, что это случайность, хотел кошку спасти, но поскользнулся… Поверили немногие.

В 2018 году Василий снялся в «Несокрушимом», а потом – в картине Натальи Верёвкиной «Кто следующий, мечтатели?», где сыграл роль танцовщика, который из-за аварии стал инвалидом, но не потерял веру в себя.

Остаётся надеяться, что и сам артист наконец поверит в себя.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №38, сентябрь 2019 года