Как рассказать ребёнку главное за полторы минуты
27.11.2019 19:39
Как рассказатьМультипликационный сериал «Гора самоцветов» – уникальный проект, не имеющий аналогов. Когда несколько серий показали по телевидению, был зафиксирован небывалый эффект: эти короткие мультики превзошли по рейтингу «Ералаш» и даже «Спокойной ночи, малыши». Возможно, главными зрителями сериала являются не дети, а взрослые, ведь только в сознательном возрасте можно оценить красоту, мягкий юмор и добрый посыл, который заложен в этих произведениях.

Что задумал Александр Татарский

«Гора самоцветов» состоит из множества коротких мультфильмов, объединённых лишь одной идеей – все сюжеты основаны на сказках народов России. Художественно сериал исполнен настолько искусно и разнообразно, что каждый «самоцвет» в этой «Горе» ослепительно сияет и имеет высокую ценность. Свидетельством тому множество призов, которые завоевали фильмы студии «Пилот» за последние годы на международных анимационных фестивалях.

Режиссёр Александр Татарский – к сожалению, рано ушедший из жизни, – основатель студии «Пилот» и автор мультипликационного проекта «Гора самоцветов». Вот фрагмент его воспоминаний:

– Мне очень не нравится современная напряжённость в отношениях между людьми разных народов. И когда я задумываюсь над тем, почему люди убивают друг друга, то понимаю, что в их детстве была допущена какая-то грубейшая ошибка. Им не объяснили, что все люди, все народы имеют равное право на жизнь. Я вспомнил своё детство. Родился в Киеве, лет в шесть меня мама повезла в Евпаторию, поскольку я был очень хилым ребёнком и меня нужно было вывозить на Юга. Мы сняли какую-то будочку и там жили, и мама мне читала книжку, которая так и называлась – «Гора самоцветов. Сказки народов СССР». И со мной что-то произошло в то лето: уезжал я на Юг жителем улицы Кирова в городе Киеве, а вернулся жителем огромной страны СССР. Я себя так почувствовал благодаря этой книжке – понял, как говорится, с чего начинается Родина, что есть и Кавказ, и Байкал, и Сибирь. И я – часть этого огромного мира. Маленькая, но часть. Сегодня, мне кажется, этого детям никто не объясняет, поэтому они и растут только как жители Воронежа, Саратова или Твери, а не как жители России.

Есть страны более-менее однородные, а есть – мультикультурные, многонациональные. В странах первого типа толерантность – важное понятие. А в таких странах, как Россия, это понятие базовое, основополагающее – без этого мы просто не выживем. Технология у всех наших мультфильмов разная, как и герои, ситуации, но везде одинаковая заставка: «Мы живём в России». Меня спросили коллеги: «Мы что же, каждый раз будем повторять: «Мы живём в России»?» Я ответил: «Да!» Поймите, это нормально. Я обязан любить место, в котором живу. Если Бог создал Россию такой большой, многоголосой, то наша задача – всё это сохранить.

Сказки с хорошим концом

Этот сериал считается одним из крупнейших и сложнейших проектов в истории российской анимации. Работа над фильмами началась в 2004 году и продолжается по сей день. Производством фильмов занимается студия «Пилот», основанная Александром Татарским, при поддержке Госкино.

К сожалению, государство не проявило постоянной и сильной заинтересованности в проекте. Финансирование было, однако скудное и нестабильное. Режиссёры и другие работники студии получали довольно низкие зарплаты, деньги то и дело задерживались из-за очередных перестановок в Министерстве культуры. А главное, государственное участие в проекте совершенно исчерпывалось скромным финансированием.

По словам Александра Татарского, почти два года он потратил на хождение по инстанциям, дабы найти средства и убедить начальство и спонсоров, что эти 100 маленьких сказок, по 13 минут каждая, заинтересуют зрителя.

Что касается длительности каждой серии, то 13 минут вполне достаточно для маленького ребёнка. Хотя создатели сериала и рассчитывали на широкую зрительскую аудиторию, всё же ориентировались они на детей от трёх до семи лет. Подбирались истории в основном небольшие, редкие, не экранизированные. И, конечно же, чтобы они были понятны и близки юному зрителю.

Историй с печальным концом избегали вообще, ведь дети близко к сердцу воспринимают утрату любимого героя. В некоторые сценарии вносились изменения. Например, в сказке говорится, что барин убил собаку. А в мультфильме – не убил, а просто выгнал.

Изначально предполагалось взять по одной сказке от каждого народа. Но оказалось, что чем многочисленнее народность, тем больше сказок. Поэтому прямой пропорции не получилось. Например, башкирских сказок – 4, русских – уже 12. Снято даже несколько немецких сказок, ведь у нас живут в том числе обрусевшие немцы.

Как Жихарка стала Машей

Работают над сериалом режиссёры-мультипликаторы по всей стране. Каждый творит в собственном стиле, поэтому и мультфильмы разные: и рисованные, и кукольные. А объединяются они единой пластилиновой заставкой длительностью полторы минуты. За такое короткое время в заставке ребёнку можно успеть многое рассказать: чем знаменит народ, основные моменты его истории, занимательные факты из его образа жизни…

Позвали и молодых режиссёров-дебютантов, и тех, кто в своё время уехал за рубеж. Поэтому мультфильмы создаются на разных студиях.

Но флагманской студией является «Пилот», где собрались уникальные творческие личности, с радостью готовые помогать друг другу. А цель одна – возвысить нашу национальную культуру и, как ни патетически звучит, прививать человечеству чувство прекрасного.

Благодаря таланту самых разных и очень ярких авторов каждый мультфильм обрёл неповторимую индивидуальность. Особый колорит придают «Горе самоцветов» голоса актёров Александра Ленькова, Льва Дурова, Ирины Муравьёвой, Александра Филиппенко, Виктора Сухорукова, Сергея Гармаша, Владислава Галкина, озвучивших сказки. И тем не менее, несмотря на все различия между фильмами, в них чувствуется единый стиль. Язык «Горы самоцветов» современен, ироничен и очень доходчив.

«Когда начинался этот проект, у нас ещё не было развитых сериалов, – рассказывает создатель мультфильма «Жихарка», а позднее один из режиссеров сериала «Маша и Медведь» Олег Ужинов. – И не было возможности зарабатывать деньги любимым творчеством. А на «Горе самоцветов» можно было делать свой фильм, и даже не сериальный. Скорее авторский, чем коммерческий. При этом на «Пилоте» были Татарский и Назаров (автор мультфильма «Жил-был пёс»). То есть мастера, у которых можно учиться. Единственный минус – не было больших заработков. Зато был энтузиазм».

«Жихарка» (2006) по сей день остаётся одним из самых запоминающихся мультиков, вошедших в сериал «Гора самоцветов». Его авторы, Олег и Елена Ужинова, работали над сценарием около года. Им очень хотелось сделать что-нибудь яркое, чтобы все заметили. Вместе с тем «Жихарка» задумывалась как народный фильм. Так и случилось. Более того, именно главная героиня Жихарка во многом стала прототипом Маши из сериала «Маша и Медведь», в ней прослеживаются черты характера той девочки-хулиганки, которая вскоре стала известна всему миру.

Фильм «Маша и Медведь» появился вскоре после «Жихарки». Новый проект уже был в голове у Олега Кузовкова, ему требовались помощники, и, увидев «Жихарку», он понял, что нашёл подходящих авторов.

«То, что на «Гору самоцветов» приглашали украинцев и белорусов, – это же фантастическая вещь, – говорит автор фильма «Рыбак Оскус-Оол» режиссёр Алексей Дёмин. – Мы всё время говорим об интеграции и межнациональном общении – вот это оно и есть. И сколько получилось удачных работ: у Марины Карповой, Натальи Чернышёвой, Степана Коваля, Ирины Кодюковой. Кино-то всё замечательное. Мне бы хотелось, чтобы в таком проекте, если он продлится, принимало ещё большее количество режиссёров и большее количество художественных руководителей, которые задавали бы стиль. Чтобы пестрота в стилях была ярче».

Малыш завис

Пересказывать мультфильмы смысла нет, их надо видеть. Желательно – в полном зале. Хохот соседей по креслам заражает даже самых несмешливых.

Но и в домашних условиях «Гора самоцветов» смотрится прекрасно. Этот цикл несёт особую пользу, особенно для родителей маленьких детей. Если включить малышам эти красивые мультики, они зависают перед экраном надолго, давая мамам и папам немного отдохнуть. И, главное, можно не переживать за детскую психику: в «Самоцветах» отсутствует агрессия, эти фильмы не вызывают страха и прочих негативных эмоций.

Главная опасность состоит лишь в том, что взрослый человек сам может залипнуть перед экраном вместе со своими отпрысками, забыв о домашних делах.

«Многие журналисты обвиняли Сашу в конъюнктуре, – вспоминает вдова режиссёра Алина Татарская. – Но он этого и не скрывал. Это здоровая конъюнктура – призыв любить и уважать свою Родину. Много разговоров было по поводу заставки с гербом и флагом. Чтобы убавить пафос, как раз и был выбран в качестве материала пластилин – такой лёгкий, игровой. Зато после сериала дети безошибочно узнают герб, флаг, знают, что Россия – самая большая страна в мире. Когда моего сына Мишу спрашивают, где он живёт, он говорит: «В России».

Съёмки продолжаются и в наши дни. В 2019 году вышло две новые серии – русские народные сказки «Репа» и «Терёшечка».

Казалось бы, сказки, на основе которых сняты мультфильмы, – это дела далёкой древности, однако «Гора самоцветов» смотрится как современное произведение искусства. Истории рассказываются живым языком, в анимации применяются самые передовые технологии, и всё в этих коротких фильмах рассчитано на маленьких людей, которые скоро вырастут и будут бережно хранить свою Родину. Хочется на это надеяться.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №47, ноябрь 2019 года