Позор по-королевски
04.12.2019 15:55
ПозорУ миллионов женщин, слышавших эту историю, увлажнялись глаза. Это понятно, ведь сюжет напоминает сказку о Золушке: простая девочка очаровала принца. А уж если принц ради любви готов пожертвовать королевством – это же восторг! Тем более считается, что современные монархи реальной власти не имеют, а отрёкшийся от престола всё равно может дарить любимой колье, колечки и серьги. Именно так и поступил дядя нынешней британской королевы Елизаветы Эдуард VIII, пробывший в «должности» короля всего 11 месяцев. Влюбился Эдуард в непородистую американку и ради женитьбы на ней отказался от королевства. Об этом пишут романы и статьи в женских журналах, снимают кино. Но реальность совсем не романтична.

И корона твоя из клёна?

Как нам эту историю обычно подают?

Наследник британского трона принц Эдуард был человеком свободолюбивым, творческим, но жил как хомяк в аквариуме, окружённый запретами и условностями. И однажды встретил американку Уоллис Симпсон, девушку своей мечты. В 1936 году после смерти отца он стал королём и решил жениться на своей избраннице. А парламент не позволил. Сказал, что не потерпит простолюдинку на престоле. Тем более не такая уж она и девушка. Ей сорок лет, за плечами два брака, и оба бывших супруга ещё живы. А ведь британский монарх – не просто король, а ещё и высший религиозный авторитет, глава англиканской церкви. Не может такой святой человек нарушать моральные нормы. На вдове король ещё мог бы жениться, а на разведёнке – ни в коем случае.

И тогда король сказал: любовь мне дороже ваших бесчеловечных правил! Отрекаюсь от престола. Надоело в этой клоунаде участвовать. Играют в королей, лордов… Парики эти дурацкие. Как дети, ей-богу!

Попрощался с британским народом по радио, сказал, что «не может выполнять свои обязанности так, как нужно, без женщины, которую любит». Подписал отречение и уехал с несостоявшейся королевой за границу.

А его место занял младший брат Георг VI. Тот самый заика из фильма «Король говорит», который огромным усилием воли исправил свой дефект. Если помните фильм, заговорить королю пришлось, потому что требовалось поддерживать свой народ во Второй мировой войне. То есть наш творческий и свободолюбивый Эдуард покинул свой пост в очень напряжённый момент. Перед бойней. По сути дезертировал.

Кооператив «Виндзоры»

Британия – страна парадоксов. Считается демократией, а на деле монархия. Монархия называется конституционной, но конституции-то в Англии как раз и нет. Есть куча законов, не сведённых в единый текст.

Когда некоторые британские граждане возмущаются, что слишком много налогов идёт на содержание королевской династии Виндзоров, они говорят глупости. Потому что всё обстоит с точностью до наоборот. Не народ кормит английских королей, а короли позволяют народу кормиться от монаршей собственности.

Традиция положена в XVIII веке королём Георгом III, которому надоело возиться со своей недвижимостью – полями, замками, лесами и озёрами. Он предложил парламенту взять всё это добро в управление, а ежегодный процент от прибыли выплачивать владельцу – королевской семье. На современные деньги это составляет несколько десятков миллионов фунтов. Взаимовыгодная сделка, добровольная. Безо всяких революций. При этом переданное имущество называется «коронным» и юридически не принадлежит государству.

Кроме того, монарх получает с десяток миллионов фунтов от принадлежащего ему герцогства Ланкастерского, а наследник престола – с герцогства Корнуоллского. Продать эти земли нельзя, а кормиться – пожалуйста.

Плюс большое личное имущество у каждого видного члена династии. Британские монархи – самые крупные землевладельцы в стране. Огромная часть домов стоит на их землях, а значит, принадлежит им.

Ну и, наконец, права и обязанности короля: назначение главнокомандующего, утверждение премьер-министров, право объявлять и заканчивать войны. И много чего ещё. Доступ ко всем секретным государственным документам. И не просто доступ, а обязанность с ними знакомиться.

Из этих полномочий и богатства королевской семьи складывается совсем не та картина, о которой нам говорили учебники. Многие считают, что в Англии «королева царствует, но не правит». Это не так. Монархи – важная деталь государственного механизма Британии. Пожалуй, самая важная. А вовсе не декоративная завитушка. Это не клоуны. В войну – так и вовсе верховные главнокомандующие.

Представим, что наш Иосиф Виссарионович незадолго до 1941 года «забил» на свои обязанности и решил пожить частной жизнью. Ну вас с вашим пошлым Гитлером. Не могу выполнять обязанности без любви…

Странно, да?

Что-то не складывается

Причины отречения Эдуарда, о которых нам рассказывают глянцевые журналы, плохо сочетаются с реальностью. Например: неужели королю вовсе нельзя жениться на простолюдинке? Ведь примеры у нас перед глазами. Принц Уильям, наследник престола, спокойно женился на Кейт Миддлтон, девчонке пролетарского происхождения. Теперь она герцогиня Кембриджская, мать принцев, и никого это не шокирует.

А главный-то наследник принц Чарльз! Развёлся в своё время с Дианой, сочетался браком с разведённой же Камиллой. И что? Да ничего. Нормально. Парламент не протестовал. Епископы не проклинали.

Почему же в 1936 году все так ополчились на Эдуарда?

Может, правила престолонаследия изменились с тех пор? Да не особенно. Главным условием было и остаётся одно: британский монарх не может быть католиком. Ещё восемь лет назад и жениться на католичке не мог, но сейчас это ограничение снято, просто невеста должна поменять веру. И ещё одно изменение произошло за последнее время: мужчины потеряли приоритет в наследовании трона. Раньше наследники ранжировались по старшинству, но мальчики имели преимущество перед девочками. С 2011 года в этом смысле равенство. Кто старше, тот и первый в очереди.

А как же насчёт того, что король является главой англиканской церкви и не имеет права грешить? Чарльз, например, по этим параметрам не проходит. Тот ещё блудник. Однако никто не протестует.

То есть Эдуард вроде был не хуже и не лучше других. Так почему же ему пришлось отречься? Почему его считают позором Англии и одним из худших королей в истории?

Любезная Катерина Матвеевна

Может, вы замечали: многие представители семейства Виндзоров выглядят не слишком аристократически. Уже помянутый здесь Чарльз похож на запойного слесаря. Его мать Елизавета – деревенская бабулька, если наденет платочек. А наш герой, её дядя Эдуард, ближе к пятидесяти стал походить на товарища Сухова из «Белого солнца пустыни». Такой простой блондинистый мужичок. Симпатичный, конечно, статный, но забрось его на парашюте в среднерусскую деревню – колхозники его бы приняли за своего.

И вроде такой же верный и любящий, как товарищ Сухов. Карьерой для своей женщины пожертвовал. Если расставались на время, то тратил на междугородные переговоры с любимой тысячи фунтов, что в то время равнялось стоимости нескольких автомобилей. (Платила, конечно, казна.)

На этом, однако, сходство заканчивается. В отличие от красноармейца Сухова, Эдуард не был героем. Да и просто умным не был.

Его пассия Уоллис Симпсон также не походила на благообразную Катерину Матвеевну. Тощая, длинноносая, с огромным ртом, тонкими губами и нулевым размером груди. Ну и это… как сказать… весьма лёгкого поведения.

Эдуарду с юности нравились мужеподобные опытные дамы. Он увидел Уоллис Симпсон на вечеринке своей любовницы, и она его сразу зацепила. Кстати, мужское имя Уоллис американка взяла от своего отца. Так-то её звали Бетси. Но имя ей не нравилось: «Половину коров в Висконсине так зовут».

На чём ещё сошлись влюблённые? Оба любили фашистов. Причём Уоллис – в буквальном смысле. До встречи с Эдуардом была любовницей зятя Муссолини и его дипломата Галеаццо Чиано. Поговаривали, что и с Риббентропом у неё имелась связь. А Эдуард, отлично говоривший по-немецки, восхищался Третьим рейхом, много говорил об экономическом чуде, которое сотворил Гитлер.

В середине 30-х годов особого криминала в этом для англичан и американцев не было. Это сейчас нацизм и фашизм – синонимы зла. А тогда – оригинальные политические течения, к которым стоит присмотреться. Правда, порохом начинало попахивать, но никто из будущих участников войны ещё не знал, кто в ней будет врагом, а кто союзником.

Другое дело, что члену королевской семьи слишком горячо свои симпатии выказывать не стоило. Неприлично. Мало ли как повернётся.

В постели со Штирлицем

Гораздо хуже обстояло с личностью Эдуарда. Он рос нарциссом, увлекался модой, любил порисоваться на публике и перед прессой. Не терпел рутинной работы, но имел склонность к театральности, заигрыванию с массами. Ему физически необходимо было обожание, позирование. Свои прихоти он ставил выше обязанностей. Его отец Георг V пытался приучить наследника к работе с документами. Но посланные Эдуарду бумаги возвращались иногда с опозданием, а часто вовсе непрочитанными.

Первое, что он сделал после смерти отца, – перевёл часы, которые двести лет исправно тикали в загородной резиденции английских монархов и показывали точное время, – на полчаса вперёд. И рассказал об этом журналистам. Продемонстрировал, что начинается другая эпоха. Неясно – какая, но не такая, как была.

Ну и сразу сообщил семье и правительству, что женится на Уоллис Симпсон. Через год, когда закончится траур по отцу.

Эту женщину рядом с ним видели и раньше, но проблемой не считали. Каждый имеет право на странности. Любовница – это нормально. У деда Эдуарда таких было несколько, он их приводил в дом, где жила официальная жена, и даже устраивал оргии с участием супруги. Почему нет? Но не под камеры же это делать. Не жениться же на шлюхах!

Обеспокоенная королева-мать поручила британской разведке разузнать всё о потенциальной невестке, и доклад привёл её в ужас. Уоллис, встречаясь с Эдуардом, одновременно жила со своим тренером по конной езде. А влияния на короля она добилась благодаря «сексуальной дисфункции его организма, с которой Симпсон умеет справляться благодаря знаниям, полученным в китайском борделе».

Но самым страшным оказались не знания, а то, что бордели она посещала вместе со своим первым мужем, офицером ВВС США, американским разведчиком. Сама Уоллис Симпсон тоже являлась агентом американской разведки. Отсюда и её активные связи с фашистами, отсюда и проникновение в королевскую семью. Ведь полезны любые контакты, информация, влияние.

Эдуард как король регулярно получал «красную коробку» с дипломатическими секретами и прочей важной информацией, которую должны знать лишь пять-шесть человек во всём государстве. После полученного доклада разведки в эту коробку ничего важного уже не клали.

Перестройка, ускорение, ГКЧП

Глупый король продолжал копать себе яму. Во-первых, крайне неприлично вёл себя в заграничных поездках. Показывался на публике не то что без цилиндра и смокинга, но даже в шортах. Открыто таскал с собой Уоллис, фотографировался с ней. Притом что весь мир воспринимал его как холостяка.

В самой Англии народ об этом не знал. Местные папарацци получили запрет на разглашение неприличной информации и строго его соблюдали, но зарубежные газеты пестрели компрометирующими фотографиями и высказываниями Эдуарда и его подруги.

А вернувшись на родину, «король-реформатор» начал проявлять политическую активность. Резко высказывался о левых политических движениях и, наоборот, агитировал за фашизм. Как-то на встрече с шахтёрами пообещал, что их положение изменится. Это было совсем уж недопустимо! По сложившемуся порядку вещей, король – вне политики. Партии агитируют и дерутся между собой, а король нейтрален как Бог. В этом сила и смысл его должности.

Но Эдуард пошёл вразнос. Собственно не сам пошёл. Его подталкивали некоторые влиятельные английские аристократы, которым двухпартийная система надоела и которые хотели взять власть основательно и надолго, основав одну мощную партию, которая всех задавит, – «Партию короля». Одним из сторонников такого переворота был, между прочим, Черчилль.

Британскому государственному организму, обкатанному веками, такие перемены были не нужны. Для смещения Эдуарда ударили по его слабому месту – по Уоллис. Церковь выступила. Молчавшие до того газеты разразились статьями. Мать отвернулась от него. Правительство поставило ультиматум.

10 декабря 1936 года в присутствии троих своих братьев – герцога Йоркского, герцога Глостерского и герцога Кентского, засвидетельствовавших его подпись, – Эдуард VIII подписал акт отречения.

Бывший король получил титул герцога Виндзорского и пожизненную ренту. Эту ренту ему выплачивал младший брат, занявший его место, причём выплачивал из своего дохода. Парламент даже освободил нового короля от налогов на этот доход. И, между прочим, этот льготный период продолжался до середины 90-х годов, когда Елизавета II добровольно отказалась от него. Детишек-то новоявленные герцоги не завели, и титул умер вместе с ними. Платить стало некому.

Хайль Виндзор!

Став «свободным человеком», Эдуард наконец женился на Уоллис. Она была раздражена ситуацией, пилила мужа, называла дурачком, считала, что он не использовал свои возможности. Недовольство касалось не только потери власти и престижа. Ведь денег стало существенно меньше. Рента герцога оказалась не так уж велика. Чтобы регулярно баловать любимую бриллиантами, Эдуарду приходилось и недвижимость свою продавать.

Как-то раз на вечеринке во время карточной игры Уоллис спросили:
– А где же ваш червовый король?

Та, бросив карты на стол, мрачно ответила:
– Мои короли не выигрывают, мои только отрекаются.

В год бракосочетания супруги посетили Германию по приглашению Гитлера. Приём был шикарным. Оркестр играл попеременно «Дойчланд, Дойчланд юбер аллес» и «Боже, храни короля». Тысячи молодых людей зиговали и вопили: «Хайль Виндзор!»

Фюрер, с любопытством оглядев жену Эдуарда, сказал, что она была бы прекрасной королевой.

Эдуард осматривал немецкие заводы, интересовался положением рабочих и говорил, что, вернувшись домой, обязательно применит полученный опыт для «защиты прав трудящихся».

Но вернуться в Англию ему не позволяли до 1952 года, пока не умер его брат – король. На похороны пустили. И сразу выпроводили, напомнив все позорные страницы биографии.

Потом он ещё раз прибыл в 1953-м на похороны матери. Ну и в 1972 году, в гробу, на собственные похороны.

Герцогиня Виндзор дожила до 1986 года. Похоронили их в королевской усыпальнице.

Павел БУРИН

Опубликовано в №48, декабрь 2019 года