При хорошей женщине
27.05.2020 14:36
И мужчина может стать человеком

При хорошейОказывается, картина, в которой расследуется убийство, не обязательно должна быть чистой воды детективом. Она может одновременно быть и комедией. Это мы поняли благодаря популярной телевизионной ленте Аллы Суриковой «Ищите женщину».


Прелести грузинской жизни

А ведь сюжет картины чисто детективный: в конторе преуспевающего парижского нотариуса в самый канун Нового года произошло загадочное убийство. Полиция не может раскрыть преступление, и за дело берётся Алиса Постик, «девушка на телефоне». Именно ей в конце концов удаётся вывести убийцу на чистую воду.

Работа над фильмом, как правило, начинается с названия. Эта картина является экранизацией пьесы драматурга Робера Тома «Попугаиха и цыплёнок». Понять этот заголовок невозможно без знания французского жаргона, в переводе это нечто вроде «Болтушка и полицейский». Советскому зрителю эта игра слов неведома, и кто-то в шутку предложил режиссёру Алле Суриковой переименовать экранизацию в «Шерше ля фам». Так и родилось название «Ищите женщину».

Французскую пьесу перевела и превратила в сценарий Светлана Володина.

На самом деле фильм, построенный как детектив, но решённый как комедия, мог вообще не случиться – его чуть не загубила нелепая случайность. Режиссёр Алла Сурикова хотела снять в главной роли грузинскую актрису Софико Чиаурели. Она искала новое лицо, не известное широкой публике, к тому же во внешности актрисы, по её мнению, присутствовало нечто французское. Однако редакторы «Мосфильма» не одобрили кандидатуру, ведь всесоюзный зритель мало знал замечательную грузинскую актрису. К тому же чиновники считали, что эту роль должна исполнить актриса помоложе.

Чтобы их переубедить, режиссёр вместе с оператором Михаилом Аграновичем отправились в Тбилиси лично проводить фото- и кинопробы с Софико.

Как известно, Софико Михайловна Чиаурели происходила из знаменитой актёрской семьи: отец – кинорежиссёр Михаил Чиаурели, мама – великая актриса Верико Анджапаридзе, двоюродный брат Георгий Данелия – известный кинорежиссёр, муж – популярный актёр и футбольный комментатор Котэ Махарадзе. Естественно, такая семья приняла гостей по высшему разряду.

Москвичей встретили с истинно грузинским гостеприимством – все четыре дня они не вставали из-за стола. Алла Сурикова вспоминала: «Прямо с самолёта нас повели знакомиться со всеми прелестями грузинской жизни. Очнулись мы только в день обратного вылета». Пробы режиссёр и оператор так и не провели. И тогда они просто пересняли портрет Чиаурели с календаря 20-летней давности, дабы предъявить худсовету в качестве фотопроб. Эксперты ничего не заподозрили, лишь восхитившись неувядающей красотой и обаянием Софико Михайловны. Она была утверждена на главную роль.

Сантехник-детектив

К тому времени Сурикова сняла удачные и запомнившиеся зрителю комедии – «Суета сует» и «Будьте моим мужем». На «Мосфильме» её, конечно, ценили, но денег на съёмки выделили всё же немного, как обычно и бывало с телевизионными фильмами.

Сурикова решила придать картине вид фильма-спектакля. Был в пятидесятые годы такой весьма популярный жанр в кинематографе. Ради экономии сократили число мест действия до минимума. Все две серии снимали в одном небольшом помещении на студии «Мосфильм». Обычно после окончания съёмок артисты в тон ателье озвучивают сами себя, чтобы получить «чистый звук». На сей же раз ради экономии весь звук писался вживую, поэтому на площадке требовалось соблюдать полную тишину. Что было весьма затруднительно – присутствовавшие фыркали в кулак почти после каждой фразы актёров.

Возникла ещё и проблема с натурными съёмками – действие-то происходит в Париже! Но режиссёр решила: все события происходят в одном-единственном месте – конторе парижского нотариуса мэтра Роше. То есть в павильоне «Мосфильма». Париж, однако, скромно присутствует в фильме: в самом начале, под титры, демонстрируется панорама улиц и набережных. И снял это кузен грузинской актрисы, Георгий Данелия, любительской камерой, из окна автомобиля. Он как крупный руководитель «Мосфильма» часто выезжал на заграничные кинофестивали, в том числе во Францию.

…Если с актрисой на главную роль Алла Сурикова определилась сразу, то с претендентом на роль героя всё оказалось сложнее. Сыграть детектива Грандена она предложила Михаилу Ульянову, и известный актёр дал согласие. Но Вахтанговский театр, где служил артист, уезжал в гастрольный тур, и Михаил Александрович не вписался в график съёмок. Алла Сурикова вспоминала: «Ульянов написал мне письмо со слезами на глазах, что занят в другой картине, – раньше актёры не бегали между съёмочными площадками».

Худсовету представили двоих любимцев зрителей – Армена Джигарханяна и Леонида Куравлёва. Кандидатура недавнего сантехника Афони на роль детектива, да ещё и французского, вызвала поначалу бурный смех членов комиссии.

Леонид Вячеславович потом пересказывал ход того заседания: «И вдруг председатель комиссии сказал: «Да такой тип, как Джигарханян, за двадцать минут раскроет это дело. А вот Куравлёв все две серии будет гадать. Так что берите Куравлёва». На том и порешили.

Позже, когда Куравлёв выступал перед зрителями в Тбилиси, он сказал: «Вы понимаете, Алла хотела снять человека с умными глазами, но он бы на второй минуте узнал, кто убийца. Поэтому пригласила меня».

И Леонид Куравлёв, получив эту роль, с воодушевлением взялся ломать стереотипы, связанные с его амплуа «простого парня». Помогло актёру в этой непростой работе то, что они с Чиаурели учились на одном курсе ВГИКа, были дружны, и Софико очень поддерживала однокашника в ходе съёмок.

Сеня, извини

Владельца нотариальной конторы мэтра Роше, который всячески пытался избавиться от трупа в своём кабинете, блестяще сыграл Сергей Юрский. Он создал запоминающийся образ не склонного к сантиментам, чёрствого, делового француза.

Елену Соловей утвердили на роль мадам Клары, жены мэтра Роше, без проб: после съёмок у Никиты Михалкова она находилась на пике популярности. Амплуа шикарной женщины являлось для неё привычным.

Леонид Ярмольник попал в картину случайно: его привёл на площадку Александр Абдулов, которому досталась роль Робера де Шаранса, молодого амбициозного клерка нотариальной конторы. Кстати, Абдулов переиграл на пробах самого Олега Меньшикова, тогда – начинающего актёра. Образ циничного дельца очень удался Абдулову, и худсовет утвердил его. Актёру досталась роль убийцы, чему он очень радовался, ведь ему всегда предлагали положительных героев.

А Ярмольник стал эксцентричным полицейским Максимэном. До него на эту роль пробовался Семён Фарада. «Когда появился Ярмольник, я сразу поняла: Максимэн должен быть моложе, хотя бы потому, что так написано в пьесе, – вспоминает Сурикова. – У нас Лёня Куравлёв уже не юн. А дуэт молодого и пожилого – это ведь гораздо интересней. В общем, извинилась я перед Сеней, который тогда всё равно мне этого не простил. И взяла Ярмольника».

Семён Фарада несколько лет был обижен на Сурикову. Но потом она пригласила актёра в картину «Человек с бульвара Капуцинов», где и произошло примирение. Что касается Абдулова и Ярмольника, то они по-настоящему украсили не только фильм, но и процесс работы над ним: каждый съёмочный день Абдулов и Ярмольник превращали в праздник, они так и сыпали шутками.

Возможно, самый интересный женский персонаж в фильме – это личный секретарь мэтра Роше Сюзанна Бриссар. Но не потому, что она хорошо прописана в пьесе, а потому, что её сыграла поистине выдающаяся актриса МХАТа Людмила Дмитриева. На роль влюблённой старой девы пробовались Татьяна Васильева и Любовь Полищук, но Дмитриева сумела удержаться от полной карикатурности образа и тонко прошла по грани. Её героиня очень смешна, нелепа, но всё же она реальна, а не выглядит пародией.

Абдулов на съёмках подшучивал над Дмитриевой: «МХАТ наигрывает, ой, МХАТ наигрывает!» – но после премьеры от души поздравил Людмилу Борисовну. Впоследствии она снялась более чем в 50 фильмах, но в кино ей чаще всего доставались роли второго плана. Потом из-за рождения двоих детей пришлось сделать долгую паузу в актёрской карьере, а после этого ей поступало мало интересных предложений. В середине 2000-х годов актриса вернулась на экраны и сыграла в нескольких фильмах и сериалах, но в памяти большинства зрителей так и осталась Сюзанной Бриссар.

«Не хочу вертеть попкой»

Насчёт значимости женских образов можно дискутировать, но бесспорно, что самой красивой актрисой в фильме является Елена Укращёнок (по мужу Денисова). Выпускница ГИТИСа сыграла машинистку Виржинию Ренуар. Эта роль сделала 23-летнюю актрису знаменитой. Реплики её героини зрители разобрали на цитаты. Её образу некоторые пытались подражать, однако для этого требуется огромное обаяние.

«Потом меня завалили предложениями сниматься, – рассказывает Елена Тимофеевна. – Но я играла в театре чертёнка и сломала лодыжку. Лежала дома, учила английский по кассетам и принимала сочувствующих. Мне несли тортики, цветочки. А я всё жаловалась, как мне плохо, денег и славы мало, хотя всего этого было достаточно. А потом пришёл актёр Саид Багов. И он сказал: «Один человек пришёлк Богу, и Бог сказал: «За то, что угодное мне ты попросил, я дам тебе то, о чём ты даже мечтать не мог». Мне это показалось бредом». Но в тот же день перед сном актриса мысленно спросила себя: «Бог, ты есть?» И внутренний голос ответил ей: «Да, я есть». Так за один день вся жизнь Елены Укращёнок изменилась. Она решила оставить театр и кино.

В период своего преображения она встретила Эдварда Радзинского, второго мужа. Первым супругом был однокурсник ГИТИСа по фамилии Денисов. Елена родила ему сына Тимофея, но брак всё равно распался. А вот встречу с Эдвардом Станиславовичем бывшая актриса называет подарком судьбы, откликом на её молитвы.

Сегодня Елена Тимофеевна занимается реабилитацией алкоголиков и наркоманов по программе «12шагов», навещает в тюрьмах осуждённых к пожизненному заключению, устраивает благотворительные обеды для неимущих, читает на радио собственные стихи на библейские темы. Супруг Елены Эдвард Радзинский полностью поддерживает жену и спонсирует её деятельность.

О том, что оставила актёрскую профессию, Елена не жалеет: «Раньше я сидела в зале и думала: какое счастье – быть сейчас на сцене и блистать в главной роли! Сейчас у меня мысли прямо противоположные: как хорошо, что я не там! Роли, которые мне предлагали после успеха фильма «Ищите женщину», были примерно одного плана. От меня требовалось только строить глазки и крутить попкой. Но я, приветствуя здоровый секс только в семье, выбрала другой путь – служить Богу и людям».

Натуральный Париж

Постановщиком трюков в фильме был Виктор Иванов. Симпатичный, остроумный и бесстрашный человек. Но он обладал одним недостатком – сильно заикался. Снималась сцена драки героев Ярмольника и Абдулова. Там присутствует момент, когда Абдулов бьёт Ярмольник, и тот влетает лицом в стенку. Поворачивается – у него в зубах электрическая розетка, а по оборванному шнуру бежит огонь. Леонид выплёвывает розетку.

Но Ярмольник всё время выплевывал её раньше, чем огонь появлялся в кадре. Сняли один дубль, другой. Потом Иванов говорит, сильно заикаясь: «Л-лёня, я т-теб-бе ск-ком-мандую, к-когда в-вып-плёвыв-вать».

«Нет уж, – замотала Сурикова головой. – Лучше я скомандую, а то, пока ты будешь командовать, Лёня сгорит на работе».

Когда заканчивалась работа над картиной, Алла Сурикова решила показать её редактору Госкино. Та сказала, что водевиль ужасен, просто никуда не годится. Такое определение для молодого режиссёра – сродни смертельному приговору. Алла Ильинична была очень огорчена: «Я знаю случаи, когда авторы вешались от такого. Я подумала, что повеситься не вариант, утопиться – противно, застрелиться – нет пистолета, выброситься из окна – неизвестно, что будут подбирать… Решила всё же закончить фильм».

Вечером 1 января 1983 года картина с успехом прошла на ЦТ. Много лет спустя Алла Сурикова решила показать свою работу автору пьесы, французскому драматургу Роберу Тома. Приехала в Париж, взяв с собой кассету с фильмом. Но Тома интересовали только деньги, которые Советский Союз не заплатил ему за использование пьесы. Но дело в том, что Тома не является автором сюжета. Он перевёл на французский и адаптировал для французского читателя пьесу «Хлопотунья» британского писателя Джека Поплуэлла. Поэтому вопрос, кому следовало бы платить гонорар, остаётся открытым.

К сожалению, некоторых актёров этого фильма уже нет в живых: в 2008 году после тяжёлой болезни скончался 54-летний Александр Абдулов, ушла из жизни 70-летняя Софико Чиаурели. Она не была востребована у российских режиссёров, но стала очень популярной актрисой у себя в Грузии. До последних дней выходила на сцену Тбилисского академического театра. В её честь в Тбилиси назвали одну из улиц. В 2019 году скончался Сергей Юрский.

Леонид Ярмольник и Леонид Куравлёв последнее время всё реже появляются на экранах: актёры нечасто получают достойные предложения от режиссёров. Куравлёв уверяет, что ему уже надоело играть милицейских начальников, олигархов и бандитов. Сейчас для него главная роль – дедушки трёх внуков.

Кстати говоря, все адреса, упоминаемые в фильме «Ищите женщину», реально существуют в Париже. По адресу Робера де Шаранса (улица Гобеленов,19), например, стоит исторический дом, который находится под охраной государства. Улица Мартир (где в юности встретились Алиса и Рири), Лебяжий остров, улица Риволи (где находится контора Роше), бульвар Сен-Мишель (где родилась Алиса), набережная Гренель (где живёт Сюзанна) – всё натуральное, парижское.

В начале первой серии Алиса Постик смотрит по телевизору детектив «Свидетелей надо прикончить» с Бельмондо (которого она обожает) в главной роли и далее пересказывает содержание фильма по телефону подруге. Здесь использованы реальные кадры из фильма «Частный детектив», в котором главную роль действительно исполняет Бельмондо. Сюжет, рассказанный Алисой, разумеется, не имеет ничего общего с реальным сюжетом.
Все газеты и журналы в фильме действительно французские. На одном журнале даже видна реклама часов «Картье».

Фильм был показан по телевидению 1 января 1983 года. А действие картины происходит в декабре 1982 года: на стене висит календарь на этот год, а в одном из эпизодов мэтр Роше говорит, что следующий год будет годом Свиньи. По восточному календарю1983 год и был годом Свиньи.

Между прочим, французские историки кино называют «Ищите женщину» самой успешной детективной комедией СССР. С этим согласны телезрители нашей страны, которые с удовольствием смотрят картину вот уже почти сорок лет.

Александр ВУЁВИЧ

Опубликовано в №18, май 2020 года