Пусть мама услышит, пусть мама придёт
03.06.2020 19:46
Пусть мама услышитСколько прекрасных воспоминаний и эмоций подарили нам советские мультипликаторы! Почти каждый мультик, который мы смотрели в детстве, оставил след в душе. И дело не в том, что, пересматривая «Крошку Енота», «Летучий корабль» или «Бременских музыкантов», мы напеваем себе под нос песни, вспоминаем каждое слово и движение любимых персонажей. А потому, что каждый мультфильм связан с очень личными переживаниями – радостью, грустью, взрослением, ощущением семьи. Наши мультфильмы являются шедеврами не из-за отточенной прорисовки, которой подчас и не было, а из-за духовности. Звучит высокопарно, но это правда.

Дима упал в яму

В 1981 году на экраны вышел мультфильм «Мама для мамонтёнка». Очень трогательная история о совсем маленьком мамонтёнке, который много тысячелетий назад оказался в плену вечной мерзлоты и неожиданно оттаял в наше время.

Мохнатый малыш с огромными голубыми глазами повёл себя как обычный ребёнок – стал искать маму. Но только как её найти, если никто не может подсказать? И вообще никто вокруг даже не знает, кто ты такой.

Мультик всего за восемь минут рассказывает историю со счастливым концом, которую можно уместить в одном предложении: «Мамонтёнок искал маму – мамонтёнок нашёл маму». Но внутри этой истории столько всего! И родилась она потому, что кое-кто оказался неравнодушным человеком.

Дина Непомнящая, автор стихов и сказок, прочла как-то раз заметку о случайно откопанном в Магаданской области детёныше мамонта. Он прекрасно сохранился в вечной мерзлоте. Эта находка в 1977 году произвела сенсацию. Мамонтёнок, которого ласково назвали Димой, до 2007 года был единственным подобным экземпляром на земле – лишь потом обнаружили мамонтёнка Любу. Бульдозерист, который откопал Диму, вообще-то работал в месте предполагаемой золотоносной жилы, но вместо золота нашёл четвероногого ребёнка, который не смог найти свою маму, возможно, 40 тысяч лет назад!

Учёные пришли к выводу, что Дима незадолго до гибели упал в глубокую яму и поранил ножку. Видимо, никто из сородичей помочь ему не смог, и толстый слой грязи и льда «законсервировал» малыша до 70-х годов ХХ века.

Сегодня Дима – постоянный экспонат старейшего в России Зоологического музея в Санкт-Петербурге. Он проехал с «гастролями» по всему миру, потому что все хотели увидеть Диму.

Но сказочница Дина Непомнящая поступила как настоящая женщина: за научной сенсацией она увидела трагическую судьбу. Пришла к художнику-мультипликатору Назаруку и сказала: «Слава, я не могла пройти мимо и написала песенку о том, как откопали мёрзлого ребёнка, а он ещё и без мамы…»

История тронула и Вячеслава Михайловича Назарука, который решил, что из этого обязательно должен родиться мультфильм.

Техническое упущение

Дина Непомнящая написала сценарий, а режиссёр Олег Чуркин взялся за работу. Назарук и Чуркин – друзья и соратники, в 1974-м они совместно сделали легендарного «Крошку Енота». Кстати, у Назарука, человека дотошного и добросовестного, по поводу этого мультика до сих пор сердце болит. Оказывается, в одном из кадров Крошка Енот оказался без хвоста! Такое вот техническое упущение. Никто и не заметил, а художник и сегодня не может себе простить этот «брак».

К работе над «Мамонтёнком» приступили лучшие профессионалы творческого объединения «Экран», у каждого из которых к началу 1980-х был солидный опыт. Например, у Назарука – «Мистер Твистер», «Кот в сапогах», «Дом для леопарда», «Раз ковбой, два ковбой». 1981 год стал знаковым для этого художника-постановщика. Кроме «Мамы для мамонтёнка», появились две первые серии мультсаги о коте Леопольда и вредных мышах.

За плечами режиссёра Олега Чуркина – цикл микромультфильмов о разных видах спорта, посвящённый Московской Олимпиаде – 80. Но создание мультфильмов – работа коллективная, и коллектив этот должен быть проверенным и надёжным, иначе результата не будет.

Одним из членов творческой семьи «Мамонтёнка» стала Светлана Сичкарь – талантливый художник-мультипликатор с педагогическим образованием. Она происходит из семьи репрессированного в 1938 году директора крупного оборонного завода. Светлана Петровна приняла участие в создании более 80 мультфильмов, среди которых «Приключения Мюнхгаузена», «Великолепный Гоша», «Приключения поросёнка Фунтика». Проработала в мультипликации более тридцати лет, а потом стала совмещать творчество с преподаванием мультипликации в колледже анимации ВГИКа.

Сичкарь – это целая династия российских мультипликаторов. Александр Николаевич Сичкарь – муж Светланы Петровны, а Елена Александровна Сичкарь – её дочь. Оба тоже художники, работающие в отечественной анимации. Александр Сичкарь участвовал в работе над мультфильмом «Мама для мамонтёнка».

Ещё одним членом команды художников оказался Михаил Михайлович Першин – фронтовик, с 1956 по 1987 год проработавший мультипликатором на «Союзмультфильме» и в объединении «Экран». Першин стоял у истоков восстановления послевоенной советской анимации, из-под его руки рождались удивительные персонажи в мультфильмах «Фаэтон – сын солнца», «Приключения Мюнхгаузена», «Филипок», «Бюро находок» и многих других.

Виталий Алексеевич Азаровский – легендарный звукорежиссёр, работавший над большинством мультфильмов, которые выпускались творческим объединением «Экран». А ещё он успел проявить и свой дар художника в нескольких выпусках «Ну, погоди!».

Под псевдонимом Непомнящая

«Мама для мамонтёнка» – это прежде всего знаменитая песенка, в которой звучат слова «ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети». Эта трогательная фраза Дины Непомнящей очень понравились Владимиру Шаинскому – мэтру советской детской песни.

Владимир Яковлевич был музыкальным гением. Шаинский является автором нескольких сотен песен, которые мы, наши дети и внуки знаем наизусть. «АБВГДейка», «Антошка», «Весёлая карусель», «Крейсер «Аврора», «Песенка крокодила Гены», «По секрету всему свету», «Улыбка»… Наследие Шаинского настолько масштабно, что его имя внесено в историю мировой музыки.

А тогда, в 1981 году, он придумал запоминающуюся мелодию на запоминающиеся слова: «Пусть мама услышит, пусть мама придёт, пусть мама меня непременно найдёт!»

Удивительно, что про самого главного создателя «Мамонтёнка» известно не так уж много. Дина Непомнящая, без которой мы бы не увидели этот замечательный мультик и не услышали трогательную песню, прославилась именно этой сказкой. С 1984 года книга «Мама для мамонтёнка» издавалась двадцать раз, а в 1991 году появилась ещё одна сказка в печатном виде – «Розовый сурок». Вот, пожалуй, и всё. Биографические данные тоже крайне скудны. Дина Вениаминовна Романович родилась 23 января 1923 года, жила в Москве, взяла себе литературный псевдоним Непомнящая и подарила нам историю про славного мамонтёнка.
Хотя думается, что это не так уж мало.

Песню Мамонтёнка исполнила Клара Румянова – непревзойдённая королева советской мультипликации. Актриса очень необычной судьбы, которая обрела свой голос после тяжёлой болезни, и он навсегда стал её визитной карточкой. Трудно представить, что вообще-то изначально природа одарила Клару Михайловну низким альтом. С ним она и поступила в 1947 году во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Как и все студенты, Клара ездила с концертами по Подмосковью, чтобы прибавить лишнюю копеечку к скудной стипендии, но во время очередных зимних гастролей сильно простудилась и подхватила пневмонию.

Молодая актриса потеряла голос совсем. Герасимов водил Клару по кабинетам известных светил, но те лишь руками разводили и не давали никаких гарантий. За долгих полгода Румянова не произнесла ни слова, общалась с внешним миром с помощью записок. Она очень боялась будущего – а вдруг её жизнь закончена? Но когда связи восстановились, оказалось, что Клара теперь может разговаривать и петь высоким звонким голоском. Сергей Аполлинариевич Герасимов даже доверил Румяновой в одном из своих фильмов ответственную роль «детского плача».

Слава об актрисе, которая может озвучить любого ребёнка, сыграла недобрую роль в судьбе Клары Михайловны, которая считала себя прежде всего драматической актрисой. Сотрудники «Союзмультфильма» часто предлагали ей попробовать свои силы в сфере озвучания, но Румянова каждый раз отказывалась, считая такую работу ниже своего достоинства. Однако большие роли в кино так и не приходили, и жизнь заставила Клару прийти на «Союзмультфильм».

Судьба – странная штука. То, что кажется порой неприемлемым, в итоге становится твоим навсегда. Клара Михайловна Румянова озвучила около трёхсот мультфильмов и зарубежных фильмов и стала единственной актрисой в СССР, удостоенной звания «Заслуженная артистка РСФСР» за работу в мультипликации. Голосом Румяновой говорит Заяц из «Ну, погоди!», Паровозик из Ромашкова, Малыш из «Малыша и Карлсона», Чебурашка, Крошка Енот… Всех не перечислить. И каждый образ уникален.

С длинными носами и большими ушами

Вообще советские мультфильмы не только развлекали, но и доносили глубокие правильные мысли. Они были выстроены драматургически, что исключало легковесность. Из-за этого особые требования предъявлялись артистам озвучания. Именно в те годы образовался целый мультсоюз «королей закадра». И совершенно гениальные актёры подарили свои голоса персонажам мультфильма «Мама для мамонтёнка».

От автора и за белого медвежонка говорил Григорий Яковлевич Толчинский, который с 1959 года и до конца жизни работал артистом-кукольником в театре Сергея Образцова. А все советские дети знали голос Толчинского, потому что им говорил пёсик Филя в ежевечерней телепрограмме «Спокойной ночи, малыши».

Солидного и мудрого дедушку Моржа, который направил Мамонтёнка в Африку, где живут животные с длинными носами и большими ушами, озвучил блистательный Зиновий Гердт. Тётушка Бегемотиха и собственно Мама-Слониха заговорили голосом гениальной Рины Зелёной.

Ещё одна актриса с непростой судьбой принимала участие в озвучании. Зинаида Михайловна Нарышкина – женщина, преданная любимым человеком. Они встретились в Театре рабочей молодёжи в 1930-х. Красивые, молодые, влюблённые. Быстро поженились, мечтали о счастливой и долгой совместной жизни. Но в 1938 году мужа отправили в исправительно-трудовые лагеря за контрреволюционную деятельность. Она ждала его до 1955 года. Он вернулся и сразу попал в труппу Театра имени Ленинского комсомола, а потом поехал на конференцию в Вену и там остался.

Нарышкина вновь оказалась под прицелом КГБ, и ей окончательно пришлось поставить крест на карьере. На выручку пришла мультипликация. Сова из «Винни-Пуха» – это Зинаида Нарышкина. Сова и Мартышка в легендарном мультсериале «КОАПП» – это Зинаида Нарышкина. Галчонок из «Каникул в Простоквашине» – это Зинаида Нарышкина. В мультфильме «Мама для мамонтёнка» актриса озвучила любопытную обезьянку. Не самая большая роль, всего лишь один эпизодик, но так выразительно!

Песня обо всех детях

Создатели мультфильма «Мама для мамонтёнка» были в каком-то смысле новаторами. Ведь они рискнули в середину мультика вставить то, что мы сегодня называем музыкальным клипом. Песня Мамонтёнка полностью звучит на фоне целостной картинки – путешествия главного героя на льдине к тёплым берегам сквозь шторма и волны. Без сомнения, этот эпизод – самый запоминающийся.

Первоначально в сценарии не было этого захватывающего плавания, а песня звучала несколькими строфами на титрах. Но этот вариант у начальства не прошёл. Только когда песня Дины Непомнящей и Владимира Шаинского была введена в сценарий полностью, он был утверждён. И это редкий случай, когда хочется выразить искреннюю благодарность чиновникам. Ведь эта песня – обо всех детях, которые остались без мамы.

Меня не пугают ни волны, ни ветер –
Плыву я к единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.


Будучи детьми, мы воспринимали этот мультик как простую историю о лопоухом мамонтёнке с глазами-озёрами, который, ура, нашёл свою маму, добрую слониху, принявшую в семью ещё одного сыночка. После выхода мультфильма на телеэкраны в 1981 году дети со всех уголков страны писали на студию письма, где задавали один и тот же вопрос: «А мамонтёнку не будет жарко в Африке?»

Честно говоря, этим же вопросом задавались их родители. А потом, по прошествии времени, приходило понимание, что судьба мамонтёнка – эта история огромного количества детей-сирот, которые ищут свою маму. Трогательная и счастливая для мамонтёнка. Грустная до спазма в горле для сотен тысяч, а может, миллионов человеческих детёнышей, которые оказались выкинуты на обочину жизни. И у каждого из них своя, похожая на другие, но своя история.

Возможно, этот простой мультик стал первой весточкой, которая нас расшевелила. Конечно, мы всегда знали о сиротах, домах малютки, приютах, детских домах. Знали, но эта тема не поднималась так часто, как сейчас. Было неловко признавать, что в великой стране существует такая проблема.

В 1985 году вышел двухсерийный фильм «Хозяйка детского дома» с Натальей Гундаревой в главной роли, где был показан реальным мир сиротства и всего, что с ним связано. А в конце 1980-х в одном из выпусков программы «Взгляд» мальчик-сирота, у которого в жизни не было никого и ничего, пел чистым голосом «Прекрасное далёко», заставляя рыдать у телеэкранов брутальных мужиков-«афганцев», что уж тут говорить о женщинах.

И как будто плотину прорвало. О покинутых и потерянных детях заговорили, стали писать, возникли организации, которые занялись вопросами усыновления. И хочется верить, что в этом очень помог восьмиминутный мультфильм творческого объединения «Экран» «Мама для мамонтёнка».

Сегодня у нас по-прежнему много детских домов. И много сирот, которым не посчастливилось попасть даже в детский дом.

В одном из вариантов песни мамонтёнка Дина Непомнящая вместо «ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети» написала «ведь так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети». И, наверное, это более точный и справедливый вариант для всех «мамонтят», которые ищут свою маму.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №19, июнь 2020 года