Реинкарнация Наполеона
17.06.2020 14:25
РеинкарнацияВнешне этот роман выглядел красиво: цветы, заграничные поездки, наряды, балы. Ведь он – не только известнейший в мире учёный, специалист по истории Франции, но ещё и актёр, педагог, реконструктор сражений времён Наполеона. В генеральском мундире с эполетами и орденами, в треуголке набекрень, с саблей наголо, пришпорив белого коня, доцент Олег Соколов мчался по полям игрушечных сражений. А затем на балах с бокалом шампанского разбивал сердца своих и чужих студенток. В их числе была и Настя Ещенко.

«Он меня убьёт!»

Настя была утончённой красавицей, золотой медалисткой, приехавшей поступать в Санкт-Петербургский университет из Краснодарского края. Студентке – 19, преподавателю – 58. Пять лет Настя была избранницей доцента Соколова, а также верным другом, секретарём и, возможно, чем-то вроде красивой игрушки.

Ночью 7 ноября 2019 года историк Олег Соколов четыре раза выстрелил Насте в голову из обреза.

Как всё случилось? В тот вечер приятель пригласил Настю на свой день рождения. Она сообщила об этом Соколову, в квартире которого на набережной Мойки жила уже давно. «Человеком он был ревнивым и агрессивным, и если уж какая-нибудь девушка с ним связывалась, то пытался удержать свою избранницу любыми способами», – вспоминает коллега Соколова, историк Максим Жих.

Вполне вероятно, что ревнивец не захотел отпускать на вечеринку свою Изабель – так Соколов называл Настю. Разгорелась ссора. «Я думаю, ей просто всё это надоело – тотальный контроль с его стороны, и она сказала Соколову, что уходит», – строит версию мама девушки, Галина Ещенко.

«Сир», как называли его ученики, «реинкарнация Наполеона», как называл он себя сам, разумеется, не позволил своей возлюбленной так просто уйти. «Стукнул её об пол головой, она выбежала на улицу и позвонила брату. Наверняка потом металась, думая, куда ей деться, не имея знакомых, друзей и денег хотя бы на гостиницу. Через полчаса он ей перезвонил, сказал, что вёл себя как м…к. Поэтому  поможет ей собрать вещи и переехать в общагу», – такое развитие событий предполагает предыдущая пассия Соколова по имени Екатерина, которой чудом удалось избежать участи Насти.

Холодная ночь. Набережная Мойки. Из подъезда выбегает девушка. «Он меня убьёт», – взволнованно шепчет в трубку. На другом конце – станица Старовеличковская Краснодарского края, брат девушки уговаривает её идти в общежитие. «Я только заберу документы», – отвечает Настя. Спустя час перезванивает брату, успокаивает его: она остаётся ночевать у Соколова.

«Он убедил её, что всё будет хорошо, а сейчас надо просто прилечь, ведь у неё болит голова после удара, надо отдохнуть, полежать, и всё будет хорошо. Уверена, что так и было. И эта бедная девочка в полном спокойствии легла спать, заснула. Я даже не удивлюсь, если он ей таблеток дал успокоительных или снотворных. А потом застрелил», – продолжает Екатерина.

Все четыре пули пришлись в висок.

На следующий день, спрятав труп в шкафу, доцент пригласил гостей. Компания питерских интеллектуалов не заметила в доме ничего необычного. А на второй день после убийства Соколов купил пилу. Как он потом рассказывал, первым делом отрезал ноги. Сложил их в пакет, выкинул в Мойку.

Раннее утро 9 ноября 2019 года. Проезжавший по набережной водитель такси заметил тонувшего человека. Вызвал спасателей, которые подняли из реки сильно выпившего мужчину с рюкзаком. В торбе обнаружили две женские руки, отрезанные по локоть. Пытаясь скрыть части тела своей жертвы, Соколов свалился в Мойку сам. Просто рюкзак не хотел тонуть, и доцент потянулся, чтобы его утопить.

Вскоре в квартире Соколова нашли голову Насти и окровавленную пилу. Доцент написал заявление о явке с повинной. «Я в тот день встретил её с цветами и шампанским, но как только упомянул о своих детях, начался скандал. Я намеревался провести ближайшие выходные с дочками. Сказал ей об этом, и она превратилась в чудовище. Творилось что-то невообразимое. Она первая набросилась на меня с ножом», – пытался оправдаться задержанный.

По его словам, после уничтожения тела он планировал, облачась в парадный мундир своего кумира Наполеона, на глазах туристов в Петропавловской крепости эффектно покончить с собой. Но не удалось. Соколова доставили в другую крепость – в «Кресты».

«Не мясник, а учёный»

Профессор Сорбонны, кавалер ордена Почётного легиона, который он получил из рук президента Франции Жака Ширака, член научного совета Военно-исторического общества, человек, за консультациями к которому обращались учёные всего мира, преподаватель с 40-летним стажем, кумир тысяч студентов!

Что заставило учёного совершить столь страшное деяние? Травля со стороны завистников-конкурентов? Психическое заболевание? Аффект? Алкоголь?

Проведённая в московской клинике имени Сербского экспертиза подтвердила полную вменяемость Соколова. Состояние аффекта, которое может в разы сократить срок тюремного заключения, также маловероятно.

«Какое состояние аффекта, если сначала хладнокровно стрелял, принимал гостей с трупом, ходил выбирать и покупать пилу, расчленил?.. Не мясник же он. Учёный», – говорит одна из коллег Соколова.

Может быть, стресс? В последние годы здоровье учёного было подорвано бесконечными тяжбами. Некий человек, называющий себя историком, обвинял Соколова в плагиате. Дело дошло до суда, и в итоге обвиняющая сторона была вынуждена выплатить Соколову крупную сумму – моральный ущерб. Но параллельно происходили издевательства. На стенах подъезда доцента появились мерзкие надписи, интернет заполнили сплетни, на открытых лекциях «сира» студенты задавали Соколову вопросы о плагиате. Однажды доцент не выдержал и поднял руку на одного юношу из зала. Видеозапись этого происшествия тут же разошлась по интернету.

Всё это не могло не выводить из себя тщеславного Соколова.

«Хочешь женщину – берёшь»

«Всю жизнь ведь в него вкладывали, верили! Ждали от него только великих дел. В двух университетах выучили, знали всё о его жизни, любви и судьбе», – говорят сейчас родители Соколова. Мама – в прошлом замдиректора завода. Отец – полковник, занимавшийся ядерными испытаниями в СССР. Окружённый со всех сторон заботой и любовью, в центре красивейшего города Земли вырос знаток истории Олег Соколов.

«Студенты с упоением слушали его лекции об эпохе Наполеона», «Он совершенно вольно себя вёл – так, будто он и есть Наполеон», «Соколов – человек, который постоянно находился в состоянии любви», «Он был щедрый. Легко расставался с деньгами. А когда начинал отношения с женщинами, то вкладывал в них по полной программе. Мог из невзрачной студентки с курносым носиком через месяц вылепить куклу, нарядить её, научить держать спину, красиво ходить. Он вкладывал душу и деньги в своих дам, возил их за границу», «В рот ему смотришь и слушаешь. У него жгучий взгляд. Влюбиться в него легко», – знакомые Соколова до сих пор говорят о нём с восторгом.

«Его глаза так горели, он был настолько одержим тем, чем занимался, что это не могло не восхищать. И сами собой ноги складывались в книксене, а из уст вылетало восторженное «сир». Невероятных страстей человек. Он отдавался им всегда на полную катушку, не считая нужным сдерживаться хоть в чём-нибудь. Они его и сгубили. И девочку Настю… Ужасная трагедия. Так случается, когда живёшь страстями, тебя что-нибудь раздражает, ты не пытаешься сдержаться, орёшь, бесишься, хватаешься за оружие. Хочется женщину – берёшь. И не останавливает, что ты женат, у тебя дети», – пишет на своей странице бывшая студентка Соколова Евгения Белоусова.

Все возлюбленные доцента похожи на наполеоновскую супругу Жозефину – утончённые, изящные, хрупкие. Но при этом – неуверенные в себе, незащищённые, закомплексованные девочки, ищущие понимания и поддержки. Соколов мгновенно превращал их в королев! Наряжал, развлекал, ублажал.

«Они всё видели и понимали, и, несмотря на это, терпели унижения, позволяли топтать их личность, растворялись в нём. Поломанные судьбы. Рядом с ним всегда были лучшие! Самые красивые, самые талантливые, самые умные», – вспоминает Евгения Белоусова.

Вообще-то у Соколова четыре дочери и три официальные жены. С первой, Ольгой, он прожил недолго. После развода она с ребёнком уехала в Германию и до сих пор живёт там. Со второй женой, которую, как и его жертву, звали Настя, Соколов познакомился в школе. Она была ученицей, а он приходил читать лекции по истории. После выпускного поженились, на свет появилась ещё одна дочка. Когда девочке было 7 лет, Настя умерла от рака.

Две младшие дочки – от третьей жены, Анны, с которой он прожил 13 лет и которая была готова принять его в своём доме сразу после трагического происшествия, надеясь, что доцента лишь посадят под домашний арест. Анна помогала Соколову искать адвоката. «Она сама была инициатором нашей связи и брака. Не случайно за долгие годы наших отношений время от времени у меня возникали мимолётные романы, на которые Анна смотрела сквозь пальцы, желая сохранить нашу семью, дружбу и счастье детей», – рассказывает сейчас Соколов.

«Меня на всё хватит»

Все жёны Соколова мирились с его романами на стороне. Например, с 2004 по 2008 годы доцент жил с юной Екатериной. Той самой, которая чудом осталась в живых.

«К концу наших отношений я оказалась без друзей, без общения с родными, я была практически изолирована. И не то чтобы он настаивал на этом, но он так это поворачивал, что тебе не нужно было общение с кем-либо ещё. Мог упасть на колени, ползать, реветь, выть, но моментально приходил в себя. Когда я увидела его слёзы в суде, меня просто перевернуло, я это наблюдала сотни раз в своей жизни», – вспоминает Екатерина.

Психоэмоциональные качели – известный приём всех манипуляторов. Сегодня он тебя носит на руках, завтра ровняет с землёй. И ты никогда не знаешь, что будет дальше. Из таких отношений сложно вырваться. В них женщина не способна адекватно оценивать ситуацию, она загнана, сломлена, подавлена. Очень трудно собраться с силами и объявить о разрыве.

29 ноября 2008 года Екатерина объявила, что уходит. На что Соколов предложил ей провести вместе прощальный вечер у него дома и заодно забрать вещи. Однако, по её словам, стоило ей войти, набросился, привязал к стулу, принёс утюг, включил в розетку, угрожал изуродовать, бил по лицу, в грудь, живот, говорил, что убьёт, а тело закопает на какой-нибудь стройке. Затем, по утверждению Екатерины, стал душить кожаным ремнём. Вскоре Катя зафиксирует все побои в травмпункте и напишет заявление в полицию. Ход делу не дадут.

«Я была тогда студенткой, почти ребёнком, без связей, без денег, а у него в друзьях очень влиятельные люди. У меня просто не хватило сил и возможностей двигать это дело», – несмотря на срок давности, девушка и сегодня рыдает, вспоминая свои отношения с Соколовым.

Из его квартиры она тогда выбралась чудом. Он ещё долго преследовал её, давил на мать, с которой ему удалось подружиться. А потом переключил внимание на других девушек. Последней стала погибшая Настя Ещенко.

«Он старый, скоро будет больной, он как наш дедушка», – предостерегала Настю мать, когда узнала о романе дочери с пожилым доцентом. «Ну и что? Я сильная. Меня на всё хватит. Я смогу выносить горшки. Оказывать медицинскую помощь», – отвечала Настя. Об этом разговоре мама вспоминает в документальном фильме «Приглашение на бал. Жертвы русского Наполеона». В общем, Настя безоглядно любила своего мучителя.

«С самого начала для меня это был не просто маленький роман, потому что я видел, насколько эта девушка была сильной, умной и чистой. Скоро эти отношения превратились в большую, сильную, настоящую любовь», – вспоминает сам Соколов.

В 2018 году его официальная жена покинула квартиру на Мойке, и в ней поселилась Настя. Теперь вся её жизнь стала полностью подчинена доценту. А он, как паук, сковывал её движения и высасывал энергию. На Настиной странице в соцсети – её фотографии на балах, нарядные платья, цветы, замки, манящий Париж, солнечная Венеция. За кадром – доцент Соколов, подаривший Насте всё это. Но взамен забравший жизнь.

Могла ли она избежать такой развязки? Вряд ли. Хищник, вошедший во вкус, живёт поисками новой добычи. Это закон, который должны знать все. И помнить: доцент Соколов может прятаться в любом мужчине. Независимо от манер, благородного происхождения и учёных степеней.

Процесс над Соколовым должен начаться 15 июня в Санкт-Петербургском городском суде.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №21, июнь 2020 года