Как снимали сериал «Тайны следствия»
24.06.2020 15:50
Как снимали«Тайны следствия» шли в эфире почти два десятка лет. Телезрители считают сериал самым выдержанным и самым интеллигентным. Никакого дурновкусия – и при этом высокий рейтинг. «Тайны» стали самым долгоиграющим сериалом, обогнав «Солдат» (17 сезонов) и «Улицы разбитых фонарей» (16 сезонов). За эти годы в 282 сериях следователь Мария Швецова участвовала в раскрытии 144 особо тяжких преступлений.

Мы тут вскрыли вашу сотрудницу

Съёмки сериала проходили с 2000 по 2019 год. Премьера пилотных серий состоялась ещё 1 сентября 2000 года на российском телеканале НТВ.

Прототипом Марии Швецовой фактически стала известный юрист и писательница Елена Топильская. Создатели сериала даже хотели, чтобы в лице следователя Маши зрители разглядели Топильскую. К слову, именно она работала над сценарием сериала на протяжении восьми сезонов.

Вот как вспоминает те годы сценаристка Ада Ставиская: «Тайны следствия» возникли в моей жизни благодаря забавной истории. Я ехала на работу, просматривала газету, где вдруг прочла, что состоялась презентация документальной книги «Записки сумасшедшего следователя» петербургского юриста Елены Топильской, следователя по особо важным делам, заместителя прокурора области. Я влетела на работу, как ненормальная, с воплем: «Телефоны областной прокуратуры!» Не прочитав книгу, просто из одного названия сразу поняла, что автор – далеко не ординарный человек, тем более пишущий. Так и оказалось».

17 лет Топильская отдала службе в прокуратуре, так что о тайнах следствия знает не понаслышке. Она признаётся: «Почти все сюжеты «Тайн следствия» взяты из моей следственной практики. Есть моменты практически документальные. В седьмом сезоне «Тайн» есть сцена, когда Маша возвращается на место преступления – и туда же приходит убийца. Я сама когда-то осматривала в квартире труп, не зная, что в соседней комнате сидел убийца. Он потом вышел прямо на нас, и более того, оказалось, что практически в нашем присутствии, за стенкой, убил ещё одного человека. Сцена, где Швецовой лечат зубы в морге, тоже из моей жизни. Аня Ковальчук прекрасно сыграла тот ужас, который я испытала тогда. Эксперт Боря Павлов, который вскрывал мне абсцесс трупной иглой, до сих пор этим хвастается. Мало того, сразу после операции позвонил прокурору, чтобы «отпросить» меня с работы и, не особо выбирая выражения, дословно сказал: «Это из морга беспокоят, мы тут вашу Топильскую вскрыли». Прокурор схватился за голову – следователь в морге, её только что вскрыли, кому теперь дела передавать?»

Город Санкт-Петербург задумывался как один из главных героев сериала. Его неброскую красоту снимали для первых сезонов: специально выезжали перед рассветом для натурных съёмок, чтобы успеть запечатлеть, как над городом светлеет небо, как оно становится молочным, как по улице не спеша едет одинокий трамвай.

Однако в следующих сезонах виды северной столицы исчезли. Досадную оплошность исправили только в 15-м сезоне. Ведь панорама прекрасного города является отличным контрастом для жутких историй, которые в нём происходят.

Петербургский политес

О том, что происходило за кадром, очень мало информации. Продюсеры рассказывают, что все шутки, рабочие споры и дружеские объятия, которые случались в перерывах, смотрелись так органично, что немедленно перекочёвывали на площадку. Всё, что происходило за кадром, в результате видел зритель.

Ещё с советских времён бытует мнение, что Северная столица – город более культурный и интеллигентный, нежели Москва. Эта легенда убедительно подтверждалась на съёмочной площадке «Тайн следствия». Мужчины подавали руку дамам – членам группы, уступали место, придерживали дверь, говорили комплименты. Когда приходилось снимать на очень узкой винтовой лестнице или на пятачке возле лифта, киношники утрамбовывались друг на друга, но на ноги никто не наступал.

Прежде чем снимать в узком дворе-колодце, жителей предупреждали за пару дней объявлением: «Уважаемые жильцы, здесь будут снимать фильм. Нам понадобится место. По возможности уберите в соседние дворы ваши авто, пожалуйста!» А если места всё равно не хватало и гримваген не мог въехать, быстро отцепляли от машины этот вагончик гримёров и буквально на руках дружно вносили его во двор. На площадке царила семейная атмосфера, все дружили, шутили и постоянно заботились друг о друге. И, наконец, самое удивительное: никакого мата на площадке! В современном кино это практически невозможно представить. Но даже когда после трёх часов подготовки каскадёр вылетал в окно третьего этажа, разбивая руки в кровь, – он при этом не поминал ничью маму.

Съёмки сериала начинались в трудных условиях. Вот что вспоминает Анна Ковальчук: «Это был январь, самое холодное время в Питере. Не было никакого утепления, особых стелек, как сейчас. Приходилось мёрзнуть. Мы по сюжету толкали машину вдоль трассы, ехали на эксгумацию на кладбище. И рядом со мной был мой друг Андрей Шарков (исполнитель роли судмедэксперта Леонида Панова). Он плакал: «За что мне это?» К нему подошёл режиссёр и ответил: «За деньги, Андрюша…» Прошли пилотные серии, я ещё тогда забеременела и думала: «Слава богу, всё это закончилось». Не хотелось сниматься совсем. Ведь снимали тогда по 16–18 часов, не как сегодня. Было так трудно, что я, естественно, не думала ни о каком продолжении».

Личный архив Анны Ковальчук

23-летней актрисе пришлось «приписать» себе несколько лет, ведь её героине, следователю Маше Швецовой, по сюжету было за тридцать. И в результате сериал продлился долгих 19 лет, он стал основной работой актрисы.

В начале съёмок Анна Ковальчук забеременела. После печальной беседы актрисы с продюсером было принято решение изменить сценарий. Теперь по сюжету Мария Швецова ждала второго ребёнка. Так что актрисе не пришлось ходить с накладным животом, всё натуральное. Самое интересное, что кадры с родами – это личный архив Анны Ковальчук. Она решила поделиться ими, чтобы можно было использовать в сериале. Так что и беременность, и роды абсолютно реальные.

К слову, после рождения дочери Анна быстро пришла в форму и вернулась к съёмкам. Маленькая Злата, дочь актрисы, с первых же минут появления на свет стала сниматься вместе с мамой. Впервые кадры с её участием зритель увидел в конце первого сезона.

Она снималась, и став взрослой. По мнению режиссёров, Злата Ильченко – девушка талантливая, но с амбициями. Она ответственно отнеслась к своей роли, досконально выучила сценарий и однажды на площадке прилюдно отчитала режиссёра Михаила Вассербаума: «Почему вы отступаете от сценария?» Режиссёр не рассердился и признал критику справедливой.

Непрофессиональная актриса блестяще провела свою роль в дуэте с мамой Анной Ковальчук. Все шутили, что актриса Злата Ильченко трепетнее всех относилась к сценарию и настаивала на соблюдении его до буковки. Злата позднее ещё много раз снималась с матерью в сериале, исполняя ту же роль, что и в жизни, – роль дочери Маши Швецовой.

Я уже знаю, кто убийца

Вообще-то в детстве Анна Ковальчук не планировала становиться актрисой. В школе любила точные науки, параллельно занималась спортивной гимнастикой и танцами. После школы предполагалось, что Анна поступит в Политехнический институт в родном Санкт-Петербурге на факультет кибернетики.

Но подруга предложила заодно с ней попытать счастья в театральном институте. Анна, ни на что не рассчитывая, согласилась. К удивлению, её приняли, правда, с испытательным сроком. В институте она встретила и своего будущего супруга Анатолия Ильченко, который учился с ней на одном курсе. После окончания института Анна была принята в труппу Театра имени Ленсовета. А вскоре её пригласили сниматься в сериал «Тайны следствия».

Роль строгой, немодной, но красивой Марии Сергеевны Швецовой сделала Анну Ковальчук звездой первой величины. Однако сама актриса ничуть не кичится известностью и, как может, содействует съёмочному процессу и своей героине. Например, все украшения Швецовой и даже её сапоги, такие качественные, на все времена, – это собственность актрисы.

Над образом главной героини съёмочной группе пришлось много поработать. Красивая Мария не должна выбиваться из общей концепции. В первых сезонах опрятные, строгие, но не сверхмодные костюмы показывали невысокий доход следователя и её семейные проблемы. Когда Швецова вышла замуж за бизнесмена Диму, её всё же не решились переодеть в дорогие наряды. Маша осталась строгой и неброской.

Интересно, что Ковальчук в жизни больше любит спортивный и свободный стиль, но зато как элегантно она носит в кадре Машины костюмы и пальто!

Прочитавшая сотни страниц сценария и «раскрывшая» бесконечное число преступлений Ковальчук рассказала как-то в интервью, что теперь может с первых минут любого детективного кинофильма понять, кто убийца. Вот вам и издержки профессии.

Известно, что в первых сезонах, дабы напитаться духом событий, описанных в сценарии, актёры снимались в реальных моргах и тюрьмах. Артисты рассказывают, что едкий запах надолго въедался в кожу и слизистую. Каждый раз, когда после смены киношники пили или ели что-нибудь горячее, молекулы «сладкого запаха смерти» будто оживали и преследовали артистов.

Елена Топильская считает, что за время съёмок случалось немало мистических совпадений: «Был неприятный момент, когда я описывала сгоревшую квартиру, легла спать – и проснулась от запаха гари. Оказалось, в нашем подъезде пожар, горит одна из квартир. Но были и приятные истории. Я «выдала» Машу замуж, а вскоре и сама оказалась в загсе. Аня Ковальчук на съёмках свадьбы была в костюме такого же цвета, что и у меня. Да и свадебные ужины у нас оказались заказаны в одном ресторане, хотя изначально свадьбу Швецовой и Луганского планировали снимать в другом заведении. А ещё женили в фильме опера Винокурова – и артист Барышев, играющий эту роль, тут же нашёл спутницу жизни, такую же эффектную и решительную, как его экранная жена. Развелась Маша Швецова – развелась Анна Ковальчук. Устроили Маше счастливую любовь в сериале – и Анне вновь повезло… Словом, с какого-то момента я стала более аккуратно прописывать изменения в жизни Маши и её коллег».

«Меня это оскорбляет»

Одну из серий снимали под Петербургом, на природе. Тут-то и выяснилось, что сериал наизусть знают все слои населения. Съёмочную группу настойчиво стали зазывать в кустики представители местного социального дна. Предлагали выпить за компанию. Не просто выпить, а ещё и поговорить о том, как следует снимать жизнь бездомных, чтобы это было максимально достоверно. Обещали эксклюзивные подробности. Однако отклика не встретили. И тогда несостоявшиеся консультанты унесли рельс, по которому ездит тележка с оператором. Съёмочная группа и оглянуться не успела.

Сериал о женщине-следователе снимался в пику «мужским» «Улицам разбитых фонарей». Между прочим, Маша Швецова и её коллеги обошли соперников по рейтингам после первого же сезона. А ещё, в отличие от «Фонарей», «Тайны следствия» до 15-го сезона дошли в полном составе. Разве что после восьмого поменялись сценаристы.

Рейтинги до сих пор настолько высокие, что в 2016-м по мотивам сериала была выпущена игра «Тайны следствия» для мобильного телефона, а в прошлом году – костюмированный ремейк «Тайны следствия. Прошлый век». Но это уже совсем другая история, как говорит Леонид Каневский.

После пилотных серий Анна Ковальчук очень устала. Мысли об уходе из проекта возникали и в те моменты, когда работа над сериалом шла без любви. Такое случалось, когда, например, собиралась недостаточно профессиональная съёмочная группа. Или когда приходил режиссёр, не испытывавший симпатии к сериалу.

Ковальчук вспоминает: «Наша актёрская команда стала как большая семья. Но эта слаженность нарушалась, когда приходили режиссёры, для которых съёмки «Тайн следствия» были лишь способом перекантоваться до другого проекта. Меня это оскорбляло».

Но когда она узнала, что дальнейшие сезоны снимать будет режиссёр Михаил Вассербаум, то не раздумывая решила вернуться. Кстати, Вассербаум снял больше всего сезонов «Тайн» – семь.
Вассербаум тоже доволен работой с Анной Ковальчук: «Аня никогда не капризничала, всегда помнила, во что была одета в этой сцене, в какой руке держала портфель…»

Товарищ прокурор

Анне Ковальчук посчастливилось сыграть Маргариту в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». На эту роль её утвердили в том числе благодаря невероятной похожести на жену Михаила Булгакова.

А вот Анатолий Ильченко всё больше отдалялся от жены. В какой-то момент супруги поняли, что их отношения перешли в разряд дружеских. Разногласия начались из-за того, что супруг хотел переехать в Москву, а Анна не желала покидать родной Санкт-Петербург. Кроме того, жена была постоянно занята на съёмках, в то время как муж оказался не очень востребован. Как позднее признавалась Анна, в какой-то момент ей просто не хватило терпения и некоторых усилий для сохранения брака. Так или иначе, они расстались по обоюдному согласию.

Ильченко и после развода не теряет связь с дочерью Златой.

После расставания с мужем у Анны Ковальчук был недолгий роман с актёром Сергеем Перегудовым. Кроме того, ходили слухи об интрижке с женатым Михаилом Пореченковым. Но вскоре в личной жизни Анны стало всё налаживаться.

Вторым супругом актрисы оказался человек, далёкий от актёрской среды, бизнесмен Олег Капустин. В этом браке родился сын Добрыня.

После завершения «Тайн следствия» актриса продолжает служить в любимом театре. Дочь Злата, хотя и имеет солидный опыт съёмок, не пошла по стопам матери. Она стала студенткой санкт-петербургского филиала Высшей школы экономики.

Анна успешно совмещает работу и семью. Кроме того, она вместе с дочерью активно занимается благотворительными акциями в пользу бездомных животных, часто посещает приюты брошенных питомцев.

Елену Топильскую на улице не узнают, что её слегка задевает. А вот артистам, снимавшимся в «Тайнах следствия», поклонники покоя не дают. Вячеслав Захаров, замечательно игравший прокурора, говорит, что до этого сыграл много ролей, которые были даже отмечены наградами, но народ его называет исключительно «товарищ прокурор». У Александра Новикова, игравшего опера Курочкина, требуют ответа, почему правоохранительные органы не справляются с преступностью.

А вот Анна Ковальчук жалуется, что её почему-то невзлюбили сотрудники ГАИ: останавливают без повода, отбирают права, грубят. Одно время она даже по совету друзей вкладывала в права свою фотографию в прокурорской форме, но и это не помогает.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №22, июнь 2020 года