О чём говорит катастрофа 34-го скорого
22.07.2020 00:00
О чём говоритВ СССР, как и во всём мире, время от времени случались катастрофы, но средства массовой информации о них почти ничего не сообщали. Обходило эту опасную тему и наше кино. А вот на Западе давно поняли, что фильмы-атастрофы – золотая жила, способная приносить немалый доход. У нас это поняли лишь в конце семидесятых, когда драма «Экипаж» только за год проката собрала 70 миллионов зрителей, принеся в казну огромные деньги. На рубеже 70–80-х годов киностудия «Мосфильм» стала снимать зрелищные и остросюжетные картины. Кинолента режиссёра Андрея Малюкова «34-й скорый» – один из первых отечественных фильмов-атастроф. Она вышла на экраны в 1981 году. Её посмотрело более 24 миллионов советских зрителей.

Роковой рейс

Ещё в 1978 году вышла первая лента Малюкова «В зоне особого внимания» – очень динамичная, зрелищная, с отличными актёрами в ролях десантников. Картина отмечена Серебряной медалью имени Довженко и Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.

Спустя три года режиссёр решил создать новый фильм, тоже остросюжетный и захватывающий. Картина получила название «34-й скорый» и рассказывала о страшной железнодорожной катастрофе. Следует отметить, что и в дальнейшем режиссёр успешно работал в этом жанре, сняв уже в российском кино такие удачные ленты, как «Мы из будущего», «Спецназ», сериалы «Империя под ударом», «Мосгаз».

Скорый поезд №34 отправляется из Москвы переполненным. Не всем желающим хватает билетов, и шофёр Саша Муханов (Александр Фатюшин) договаривается с симпатичной проводницей Серафимой (Елена Майорова), что она его как-нибудь устроит.

Их разговор слышит другой безбилетник (Валерий Рыжаков) и, шантажируя Серафиму, проникает в вагон вместе с женой (Ирина Печерникова). Среди пассажиров артисты цирка – дрессировщик Борис (Альгимантас Масюлис) и клоун Михаил (Лев Дуров). С ними в прицепном вагоне следуют цирковые лошади. Также в вагоне едет некий спекулянт (Вячеслав Езепов) со множеством сумок и чемоданов, выкупивший купе целиком, но проводница надеется уговорить его пустить безбилетников.

Курсант пожарнотехнического училища Юра (Александр Рыщенков) направляется к месту учёбы в сопровождении новоиспечённой супруги Риты (Марина Шиманская) и двоих друзей.

Безалаберность шофёра Саши Муханова, забывшего в купе недопитый стакан спирта и непотушенный окурок, становится причиной пожара. А эгоизм некоторых пассажиров усугубляет масштабы трагедии. Всё происходит в полном соответствии с известной истиной: героизм одних – это всегда результат разгильдяйства других.

Огонь в буфете

Катастрофа, лёгшая в основу сюжета фильма «34-й скорый», случилась в 1977 году. Около половины десятого вечера 27 февраля 1977 года дневной экспресс «Юность» Москва – Ленинград приближался к Московскому вокзалу Северной столицы. Пассажиры поднимались с мест, доставали с полок багаж. Приготовились к выходу и восемь курсантов Ленинградского пожарно-технического училища МВД СССР. У ребят заканчивались зимние каникулы, и они возвращались в Ленинград после свидания с родными. Молодые люди и не подозревали, что вместо скорой встречи с друзьями¬сокурсниками их ждёт смертельная схватка с огнём.

В одном из вагонов, где ехали трое приятелей-курсантов (Миша Жуков, Витя Иванов и Юра Малышев), располагался буфет. Это не вагон-ресторан, а особый вагон, где половина мест отдана под купе, а половина – под торговлю.

Именно в буфете и вспыхнул пожар. Вагон заполнился удушливым дымом. Пламя быстро перекидывалось из одного купе в другое, пассажиров охватила паника. Люди метались по узкому коридору, не зная, как выбраться, но ребята молниеносно среагировали и сделали всё возможное, чтобы остановить панику. Они без промедления приступили к эвакуации. Почувствовав их силу и уверенность, пассажиры поверили, что курсанты сумеют всех спасти.

Обнаружив дым в буфете вагона и затем языки пламени, курсанты даже не подумали о собственной безопасности, а действовали исключительно в целях спасения других. Им удалось предотвратить панику. Именно этим ребятам обязаны жизнью пассажиры, среди которых было несколько матерей с детьми.

Когда поезд остановился, двери вагона оказались закрыты на замки, а коридор заставлен вещами пассажиров. Курсанты помогали испуганным людям эвакуироваться из горящего вагона, а для ускорения процесса ребята разбили окна. Задыхавшиеся люди смогли быстро выбраться наружу. Однако свежий воздух, хлынувший в вагон, способствовал мгновенному распространению огня. Подоспевшие к месту происшествия пожарные расчёты спасти ребят не успели.

Тогда от едкого дыма и огня в поезде погибло 17 человек, в числе которых двухлетний мальчик. Погибла также официантка буфета. Как установила экспертиза, в день смерти она употребляла спиртные напитки, и пожар, скорее всего, возник вследствие её небрежности при курении.

Указом Президиума Верховного Совета за мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, восемь курсантов были награждены медалью «За отвагу на пожаре», трое из них – посмертно.

Пострадавший вагон

В экранной версии этой истории поезд следует из Москвы в Элекмонар – село с таким названием действительно существует на Алтае. Конечно, здесь надо делать скидку на кинематографическую условность, поскольку в Элекмонаре никакой железной дороги нет, а ближайшая станция Бийск находится в 200 километрах. Номер поезду тоже присвоили произвольный.

Изначально режиссёр Малюков подумывал снять всё в павильоне. Тут он во многом ориентировался на прогремевший чуть раньше «Экипаж», в котором эпизоды с пожаром создавались на студии с помощью макетов и комбинированных съёмок. Но всё же позднее кинематографисты решили снимать всё по-настоящему, в условиях, максимально приближённых к реальности, с привлечением каскадёров.

Также постановщики отказались от муляжей, париков и уже изготовленных резиновых масок для имитации лиц. По задумке режиссёра, зрители должны ощущать себя в самом центре пожара, в адском пекле, а бутафория всегда заметна на крупных планах и создаёт ощущение фальши, подделки.

Ради съёмок катастрофы киногруппа отправилась в экспедицию на станцию Пятигорск Северо-Кавказской железной дороги, где актёрам помогали не только каскадёры и пиротехники, но и самые обычные железнодорожники.

Киношникам предоставили вагон, в котором по сюжету и разворачиваются драматические события. Работники железной дороги обслуживали его сами: приводили в движение, когда это было нужно, останавливали по требованию оператора буквально в сантиметре от указанной точки. Много на площадке было и пожарных, которые консультировали фильм, хотя без ляпов, как позже стало понятно, всё-таки не обошлось. Когда эпизоды с пожаром закончили снимать, вагон узнать стало невозможно – он был полностью обуглен. Конечно, его списали.

А вот отправление поезда снимали уже в Москве, на Киевском вокзале, хотя в реальности оттуда не мог отправиться поезд с чётным номером. Туда для сцены посадки пригнали новый вагон, который, в отличие от пятигорского «коллеги», не пострадал от действий киношников.

Станция Шмаковка

Главные сцены фильма всё же снимали на Кавказских Минеральных Водах. Роль узловой станции Шмаковка исполнила станция Бештау, расположенная недалеко от Железноводска. Впрочем, станция Шмаковка существует в реальности, но не является узловой, относится к Дальневосточной железной дороге и расположена на Транссибе, на другом конце страны.

Сцены пожара и спасения пассажиров снимались на подъездном пути камнеобрабатывающего завода города Минеральные Воды, работающего по сей день. В кадр неоднократно попадает гора Змейка. Два плацкартных вагона, также принимавших участие в съёмках, долгое время находились в тупиках подмосковной станции Нахабино, пока не были порезаны на металлолом.

Сам Малюков не считал, что снимает фильм-катастрофу. Он говорил, что показанное на экране железнодорожное путешествие – это некая аллюзия на реальную жизнь, в которой мы, как пассажиры поезда, встречаем самых разных людей. А вот катастрофа – та самая критическая точка, где проверяется на прочность каждый, и сразу становится понятно, кто чего стоит. Поэтому «34-й скорый» был в его понимании некой притчей, где наряду с трагедией есть комическое, наряду с серьёзным присутствует гротескное, наряду с героями есть трусливые люди.

В фильме вместе с опытными и известными Ириной Печерниковой, Львом Дуровым, Альгимантасом Масюлисом, Олегом Голубицким, Валерием Рыжаковым и Александром Фатюшиным появилась в кадре начинающая Елена Майорова, а также дебютант Александр Рыщенков.

Многие, кстати, сегодня видят в «34-м скором» страшное пророчество: по сюжету героиня Елены Майоровой, проводница Сима, погибла от огня, и так же трагически завершилась в реальности жизнь самой актрисы.

Да и тогда, в 1981 году, съёмки для актёров были непростыми и опасными. Лев Дуров вспоминал: «Когда «34-й скорый» снимали, я и ещё два актёра чуть не сгорели в вагоне. Перед съёмками его покрасили, хотели, чтобы было «покрасивше»… А краска как полыхнула! И нам – ни туда ни сюда! Оба тамбура намазаны резиновым клеем. Они вспыхнули! И мы стали сгорать. Я смотрю на Олега Голубицкого, а у него фуражка дымится! Стали бить стекло – оно не разбивается. И тогда подумалось: всё, нам хана! Я ногами всё же выбил стекло, мы вылезли… Через несколько секунд от вагона ничего не осталось».

Спуск на тормозах

Марк Минков написал для фильма три песни – «Из памяти уходят имена» (стихи Оксаны Лукьяновой), «Когда-нибудь» (стихи Андрея Макаревича) и «А знаешь, всё ещё будет» (стихи Вероники Тушновой).

В фильм, однако, в виде песни вошла только «Из памяти уходят имена» в исполнении Альберта Асадуллина. Композиция «Когда-нибудь» появилась в фильме в инструментальном варианте, она сопровождает финальную сцену. Песня «А знаешь, всё ещё будет» чем-то не понравилась руководству «Мосфильма» и тогда даже не была записана.

Все три песни вышли в законченном виде лишь в 1983 году на диске «Марк Минков. Парад планет». Песня «Из памяти уходят имена» – в исполнении Яака Йоалы. В отличие от фильма, он спел все три куплета (в фильм вошли только два) и с изменением нескольких слов. «Когда-нибудь» – спел Валерий Леонтьев. Впоследствии песня исполнялась также ансамблем «Синяя птица» и самим Андреем Макаревичем. «А знаешь, всё ещё будет» была записана на пластинке в исполнении Аллы Пугачёвой, в котором и стала широко известной.

…С чисто технической точки зрения ляпов в картине столько, что профессионалы смотрели и морщились. Сомнителен эпизод с тепловозом, который тащит вагон с наглухо зажатыми тормозами. Конечно, он его потащит, но так легко и элегантно, как показано в картине, сделать этого не сможет.
В вагонах отсутствует пожарная сигнализация. Есть нарушения и пожарной безопасности: отсутствие огнетушителей во всём поезде и даже в локомотиве! Если бы они имелись в вагоне, то можно было бы потушить пожар и спасти всю хвостовую часть поезда.

Критиковали фильм профессиональные пожарные и с точки зрения поведения людей на пожаре. Но такая критика некорректна: художественное произведение не является инструкцией, как вести себя при техногенной катастрофе. Кроме того, каждый, кто хоть раз побывал в экстремальной ситуации, знает, что даже если ты не впадаешь в панику, действовать разумно крайне сложно. Легко давать советы, наблюдая со стороны, но не в тот момент, когда на тебя рушатся горящие конструкции, всё в дыму, а кругом паникующие люди.

Также следует отметить, что реальные условия пожара в поезде не кинематографичны. Ну, представьте – задымление, раскалённый жар от стен вагона… Что в итоге могли увидеть на экране зрители при сильном задымлении? Это также приходилось учитывать авторам фильма.

Критики говорили о технических ошибках и некоторой затянутости картины, из-за чего темп сбивается. Но при всех недостатках, которые видят на экране специалисты, «34-й скорый» всё равно увлекает зрителей и снова заставляет задуматься, чем могут обернуться глупость, непредусмотрительность и безответственность.

Ни один год в нашей стране не обходится без техногенной катастрофы. И какие бы тома инструкций ни писались, всё равно найдётся проводница Сима, которая впустит к себе безбилетника. А ещё найдётся водитель Саша, который, будучи «зайцем», решит выпить спирта и оставить зажжённую сигарету.

И опять нам потребуется герой, который всех спасёт. Потом мы будем чествовать его посмертно. Ещё одной жизнью оплачено преступное головотяпство.

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №28, июль 2020 года