Неописуемое удовольствие
25.10.2020 15:58
Не ешь меня, я невкусный

НеописуемоеДорогая редакция любимой газеты! Эту историю мне рассказал брат. По специальности он геолог, в молодости помотался по экспедициям, набрался впечатлений. В начале 80-х ему довелось поработать на севере Магаданской области. Говорил, что природа там очень красивая: сопки, хрустальные речушки со стремительным течением, много зверья. Больше всего его поразило огромное количество медведей.

В ложбине между сопками геологи устроили временный лагерь. Разбили палатки, там же на костре повар готовил еду, в нескольких палатках хранились продукты. И вот рабочий день окончен, все собрались, готов ужин. И тут на стоянку не спеша вваливаются пять (!) взрослых медведей.

Люди, конечно, испугались, все рванули на сопки. Геологам в те годы ещё не полагалось огнестрельное оружие, чтобы хотя бы отпугнуть медведей. Но звери на людей не обратили никакого внимания, не напугал их и догоравший костёр. Они деловито обшарили все палатки на предмет съестного. Одним ударом мощной лапы сплющивали банку сгущёнки и вылизывали её всю до последней капельки. Трапезничали деловито, не торопясь. Съели всё, что, по их мнению, вкусно, вылакали ведро киселя, приготовленного к ужину. А потом так же не спеша удалились.

Только тогда люди смогли вернуться в разгромленный лагерь. Когда проводили ревизию оставшегося съестного, оказалось, что медведи раскурочили всю сгущёнку во всех палатках. Но совсем не тронули тушёнку, которая хранилась вперемежку со сгущёнкой в таких же жестяных банках.

Как-то раз брат возвращался в лагерь и вдруг услышал нетипичные для тайги звуки: что-то вроде как дребезжало. Решил посмотреть и пошёл на звук. Вышел к какому-то оврагу и вдруг увидел медведя. Тот сидел в обнимку со сломанным деревом. Было видно, что разлом совсем свежий: скорее всего, дерево покорёжил именно этот медведь. От ствола остался довольно высокий пень с длинной торчащей щепой. Хозяин тайги мощной лапой сгибал эту щепу и потом резко отпускал. Щепа выпрямлялась и издавала этот дребезжащий звук. А медведь слушал и просто млел, морда зверя прямо-таки излучала неописуемое удовольствие. Как только звук затухал, мишка опять сгибал щепу и отпускал её.

Вот так он сидел и самозабвенно сгибал-отпускал щепу и слушал свою музыку. Брат тихонько вернулся на тропу и поспешил в лагерь от греха подальше.

Один раз брат шёл вдоль довольно широкой речки и вдруг увидел в ней медведя. Оторопел, конечно, затаился. Но медведь был очень занят: сидя в воде, он рыбачил. Сильным взмахом лапы убивал рыбу и вытаскивал из реки. А дальше он делал следующее: чуть привставал в воде и клал себе под попу убитую рыбину, а потом вновь садился и ждал следующей добычи. Однако течение в речке было очень бурным, и когда медведь клал под себя рыбину, мощный поток уносил её прежде, чем зверь присаживался. Дно было неровным и каменистым, и, видимо, медведь не чувствовал, что рыбы там уже нет.

Когда он вытащил из воды штук пять крупных рыбин, то, наверное, решил, что пообедать ему пока хватит, и лапой стал искать складированную под себя добычу. А её там нет! Всё унесло бурное течение. Когда он понял, что обед отменяется, раздался такой обиженный и возмущённый рёв, что брат счёл за лучшее потихоньку удрать, чтобы не попасть под раздачу.

У местных охотников в тайге была построена заимка. Она была из толстых брёвен, дверь открывалась внутрь. Так делается специально, иначе после сильного снегопада наружу не выбраться. В избушке хранились минимальные запасы, чтобы охотник или случайный человек, который заблудился или оказался в пути в непогоду, мог там пересидеть какое-то время.

Дело было к осени. Медведь ввалился в избушку, съел припасы. А на двери стояла сильная металлическая пружина. Когда медведь зашёл, дверь за ним захлопнулась. А вот потянуть её на себя он не догадался. Поняв, что наружу ему не выйти, зверь просто выломал одну стену и ушёл в тайгу.

Приехавшие потом охотники открыли дверь, а одной стены в избушке нет! Вот силища-то!

В геологоразведочной партии работали люди из разных уголков страны. Прибыл к ним новенький из Ленинграда. Молодой парень, студент, очень воспитанный, интеллигентный. Решил во время каникул подзаработать на Севере.

Парня приняли хорошо, пользовался он у работников партии уважением, много рассказывал о своём любимом городе, никогда от него не слышали крепких слов, даже в ситуациях, когда они сами просились на язык. По неосторожности он однажды признался, что очень боится встречи с медведем. И это стало поводом для постоянных шуток.

Жили работники тогда в деревянном здании, от которого шла хорошо утоптанная тропинка к лесной речушке, что протекала неподалёку. Вдоль дорожки росли деревья и густой лесной малинник. Каждое утро после подъёма народ, похватав полотенца, нёсся к речушке умываться. А как только выбегал на тропинку студент, некоторые шутники ему кричали: «Медведь! Медведь!» – и он опрометью летел обратно в дом. И шёл умываться, только когда немного успокоится.

Постепенно он привык к этим шуткам, перестал на них реагировать, да и шутники наконец угомонились.

И вот однажды утром студент, как всегда, схватил полотенце и, весело размахивая им, вприпрыжку побежал к речке. Мужики, курившие на крыльце дома, увидели, как зашевелились заросли малинника у тропинки, и, холодея от ужаса, закричали парню: «Медведь! Медведь!» Но тот лишь отмахнулся полотенцем: мол, знаем мы ваши шутки! Однако что-то в голосах мужчин его насторожило, он остановился на тропинке как вкопанный. Возможно, и сам услышал шуршание веток. Повернул голову к зарослям малины. И в это же время оттуда высунулась огромная голова медведя.

Мишка, по-видимому, был увлечён сбором сладких ягод и, в общем-то, не обращал внимания ни на что, пока не услышал крик. Вот и выглянул на тропинку выяснить, в чём тут дело. Несколько секунд человек и медведь, оказавшись нос к носу, смотрели друг на друга. Первым опомнился медведь: он коротко и негромко взрыкнул.

Парень бросил полотенце и с ловкостью обезьяны взлетел на ближайшее дерево. Как потом признался, до этого дня он никогда по деревьям не лазал. Медведь кинулся за ним, встал у ствола на задние лапы и стал когтями драть кору.

Надо сказать, дерево было не очень толстым, и человека, и медведя оно бы не выдержало. Студент, увидев, что мишка встал на задние лапы, решил, что тот тоже полезет за ним. И тут растерявшиеся мужики, которые не знали, чем помочь парню, увидели и услышали следующее. Студент со своего дерева вдруг стал поливать медведя такой отборной и громкой матерщиной, которой позавидовал бы самый отъявленный хулиган. Медведь отскочил от дерева и внезапно стал прыгать вокруг него, переваливаясь то на задние, то на передние лапы, прямо как на качелях. При этом коротко и как-то незлобно взрыкивая. Попрыгав так несколько минут, медведь ломанулся через малинник в тайгу.

Спустя некоторое время парень слез с дерева при помощи тех же очевидцев произошедшего. Его ещё долго отпаивали горячим чаем из таёжных трав. Когда он пришёл в себя, то абсолютно не помнил, как материл медведя. Опытные геологи сказали, что зверь был очень молодой и это происшествие принял как некую игру. Окажись медведь постарше, всё могло закончиться трагедией.

Из письма Татьяны Алексеевой,
г. Томск
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №42, октябрь 2020 года