Как японцы перевернули мир
11.11.2020 18:02
Как японцы перевернули мирСегодня всем понятно, что мода – это не только Европа и Америка, но и Восток. Прежде всего – Япония. Профессионалы называют японскую моду чётким отражением национальной философии. И это не случайно, ведь представления о красоте на Востоке несколько иные. Скромность и сдержанность, покорность и в то же время независимость, гармоничные линии лица, непременно без родинок, и чем кожа белее, тем лучше… Разговор о великих японских кутюрье, возможно, следовало бы начать с Кензо Такада (марка «Кензо»). Но назвать его японским дизайнером не совсем корректно, он скорее французский. Так что мы остановимся на настоящих восточных новаторах, основателях японского стиля в моде. Все трое – примерно одного возраста.

Ёдзи Ямамото

Его называют революционером моды. Ёдзи Ямамото, парень из бедной семьи, рано остался без отца, а его овдовевшая мать до конца дней не снимала траур по мужу, погибшему на войне.

Сын выучился на адвоката, но понимал, что хочет в жизни совсем иного. Ему нравилось помогать матери-портнихе в её магазинчике, подгонять одежду под размеры покупателей, перебирать и складывать лоскутки, составляя орнамент в национальном стиле. Поэтому Ёдзи поступил в престижную токийскую школу моды. Мать же продала свой магазин, чтобы отпрыск смог создать первую коллекцию под маркой Ys.

Через несколько лет Ямамото открыл бутик в Париже и устроил показ, который произвёл взрыв в мире моды. Правда, восхищались лишь единицы, в основном же критики, журналисты и гости негодовали: «Что это за нищенская одежда? Почему она наглухо закрывает тело? Где высокие каблуки и макияж? Откуда эта жуткая асимметрия? И почему всё сплошь чёрное?»

Но уже совсем скоро западные дизайнеры оценят новое веяние и будут использовать его в своих моделях, а чёрный цвет прочно войдёт в моду вместе с одеждой унисекс. Революционный стиль назовут японским деконструктивизмом, а Ямамото объявят гением Востока. Он станет выпускать не только одежду, но и сумки, обувь и парфюм. Ароматы от Ямамото, хотя и не отличаются сложностью, покорили миллионы людей свежестью и оригинальностью.

Сегодня Ёдзи уже 77 лет, но он не оставляет работу в своей компании и по-прежнему верен четырём принципам.

1. Женщины – лучшие существа в этом мире, поэтому задача дизайнера – беречь их и защищать, хотя бы нарядами.
2. Чем больше скрывает одежда, тем ярче выглядит лицо и тем острее воспринимается сексуальность. Обтягивающие вещи лишь уродуют тело, придают образу вульгарность.
3. В любой одежде важна история, поэтому вещи его марки часто бывают слегка потёртыми и выглядят как бы не новыми. Но при этом они очень качественные (Ямамото невероятно скрупулёзен в выборе тканей) и прочные, служат десять и более лет.
4. Чёрный цвет прекрасен своим лаконизмом, благородством и способностью защитить. «Посыл, который несёт чёрный цвет, предполагает неприкосновенность вашего личного пространства. Чёрный означает: я вас не трогаю, но и вы не тревожьте меня», – уверен Ёдзи.

Ямамото долго сотрудничал с фирмой «Адидас», и именно благодаря ему изначально довольно «уродские» кроссовки стали такими красивыми и удобными.

«Женщина на высоких каблуках, в чулках со стрелками кажется мне очень некрасивой. И я понимаю, что ничем не могу ей помочь», – сказал он в эпоху торжества гламура.

Ямамото обожает музыку, сам её сочиняет и иногда исполняет во время своих показов, сидя за кулисами.

Ещё он имеет чёрный пояс по каратэ и увлекается автоспортом. Своими любимыми занятиями называет вождение автомобиля и прогулки с собакой – у него живёт пёс японской породы акита-ину.

Иссэй Миякэ

Иссэй Миякэ родился в Хиросиме и в семилетнем возрасте пережил атомную бомбардировку, когда погибли почти все его родные. А сам он на всю жизнь остался хромым – таковы последствия трагедии, которая поставила крест на мечте мальчика стать спортсменом.

Окончив художественную школу, а затем факультет графического дизайна Токийского университета, он отправился покорять Париж, где вскоре получил работу у самого Юбера Живанши. Потом Миякэ поехал в Америку, даже думал остаться, но всё же вернулся в Японию, чтобы открыть собственную компанию.

В 1969 году увидела свет его первая коллекция. Годы учёбы не прошли даром. Он научился создавать силуэты с помощью сгибов тканей, как в оригами, а ещё использовал нетрадиционные технологические решения. Например, Миякэ придумал, как гофрировать шёлк, чтобы складки не исчезали после стирки. В общем, молодой дизайнер пошёл в гору.

Как истинный японец он убеждён, что одежда не должна сковывать движения, а напротив, обязана раскрепощать человека, давать ему свободу. Поэтому он очень не любит застёжки. Миякэ уважает чёткость линий и ценит геометрию, не случайно в разложенном виде многие его модели напоминают круг, квадрат или треугольник. Он трепетно относится к цвету, выбирая сдержанную гамму японских гравюр. Иссэй чтит традиции родной страны, всегда ориентируется на культурные и исторические ценности, но отдаёт должное западным технологиям. Он настоящий новатор, решительный, смелый и, как сейчас говорят, продвинутый.

Его показы становятся феерией: однажды он устроил дефиле в гараже, а как-то раз провёл демонстрацию прямо в бассейне. Он убеждён, что его одежда годится всем, и, чтобы доказать это, однажды привлёк к показу возрастных моделей – вообще не манекенщиц, а обычных людей. Старшей из женщин было 93 года!

Миякэ говорит: «В японском языке есть три слова, означающих «одежда»: западная одежда, японская одежда и просто одежда. Но это последнее означает ещё и «радость». Я создаю именно радость».

Всем известен его аромат «Ль’О д’Иссэй» (L’Eau d’Issey, «Вода Иссэя»). По мнению Миякэ, он должен ассоциироваться с минутами счастья.

Ещё несколько интересных фактов. Знаменитые водолазки Стива Джоббса – именно от Миякэ. А как-то раз Иссэй предложил своим клиентам самим сконструировать вещь из большого отрезка ткани. На лоскут нанесли лишь линии швов и обозначили места прорезей. И посетители сами пришивали карманы и рукава, как хотели.

Кстати, Мияка уверен, что в скором времени всю работу по кройке и пошиву возьмут на себя компьютеры.

Рей Кавакубо

Эту смелую талантливую японку часто называют самураем моды. В юности она изучала литературу и искусство в Токийском университете, потом работала в рекламном агентстве. Кавакубо, что называется, иголки в руках никогда не держала, но неожиданно занялась выпуском одежды.

А всё оттого, что была не удовлетворена нарядами для своих рекламных съёмок. Со швеями Рей легко находила общий язык, они понимали, чего хочет хозяйка, настолько чётко и ясно она объясняла. Так и родилась марка «Комм де Гарсон» (Comme des Garçon, «Как мальчишки»).

Так появился очередной японский дизайнер, предпочитающий стиль унисекс.

Первую коллекцию с названием Destroy («Разрушение») Рей представила в Париже накануне своего 40-летия. Вместо ожидаемых элегантных платьев, подчёркивающих женские формы, она показала многослойные бесформенные наряды, причём опять в чёрном цвете, столь любимом японцами. И это, заметьте, в 80-е, когда кричащая сексуальность и гламур были провозглашены эталонами моды.

Публика и критики немедленно окрестили мрачную коллекцию «вороньей», но отказать в таланте Кавакубо не смогли. Да, это было иное видение красоты, очень японское и очень феминистское. Она так и говорила: «Когда вы носите мои вещи, вам не нужны длинные волосы и большая грудь, чтобы чувствовать себя женственной. Я создаю одежду для женщины, которую совершенно не волнует мнение мужчины».

Феминистский стиль, который представила Рей, был назван «Хиросима-шик».

Рей никому никогда не подражала, выше всего ставила принцип «быть не как все» и отвергала любые тенденции моды. А ещё Рей называла ключевым в своём творчестве умение забывать. Да, её модели никогда не повторяются и не напоминают ничего из того, что увидено у коллег по модному цеху.

К слову, Кавакубо никогда не появляется на показах других дизайнеров. Есть лишь одно исключение – это Гоша Трубчинский. Да, тот самый русский Гоша, в судьбе которого Рей и её муж приняли участие. Когда у парня совершенно не осталось денег после первого показа, именно Кавакубо взяла его под крыло. Увидела в нём талант и родственную творческую душу. Его «детдомовский шик» и её «хиросимский шик» оказались удивительно созвучны.

Она умеет удивить – чего стоит только невероятный аромат от Кавакубо. В состав её парфюма «Odeur 53» входит 53 разных запаха, а ингредиентами послужили в том числе металл и горелая резина.

Её модные магазинчики частенько открываются в очень старых, ветхих зданиях. «Зачем тратиться на ремонт, если этот интерьер в стиле городской разрухи – отличная декорация для моих моделей», – говорит Рей.

Стиль «Хиросима-шик» мгновенно приняли феминистки и богемные дамы, которые оделись во всё чёрное и стали именовать себя «карасу» («вороны» по-японски).

Её называют затворницей, поскольку публичность она просто ненавидит. Рей дала всего пару интервью за долгую жизнь.

Кавакубо считает симметрию уродством, а полностью законченную одежду – мёртвой, утратившей шарм и загадку. Поэтому на всех её вещах присутствует некий налёт незавершённости.

В день своего 75-летия Рей сказала, что всегда хотела изобрести «чёрный цвет завтрашнего дня» и теперь понимает, что ей это удалось.

Маша ТУРГЕНЕВА,
стилист

Опубликовано в №44, ноябрь 2020 года