Гранд-оркестр
04.01.2021 00:00
Гранд-оркестрМелодии, которые играл оркестр Поля Мориа, прекрасно помнят те, кому сейчас за сорок. Эта музыка сопровождала праздники, прогноз погоды по Первой программе и вызывала смятение в юной душе при первой влюблённости. Прекрасные оркестровые композиции с виниловых дисков, из радиоприёмников и телевизоров неслись изо всех окон Советского Союза, попадая прямо в сердце. Инструментальная музыка гранд-оркестра под управлением изящного француза с тонкими стильными усиками неожиданно стала более значимой, чем песни «со словами».

Музыкальное безумие

Поль Мориа появился на свет в семье марсельского почтового служащего и домохозяйки 4 марта 1925 года. Отец был творческим человеком, он прекрасно играл на фортепьяно, гитаре и даже арфе!

Когда Полю едва исполнилось три годика, он впервые подошёл к домашнему пианино и наиграл какую-то мелодию. Вечером, когда мсьё Мориа вернулся с работы, его супруга сообщила о случившемся. Папа не поверил, но тут из радио на кухне донеслась весёлая песенка, и мальчик сразу же повторил её, перебирая клавиши. С небольшими ошибками, но всё же…

В тот день жизнь Мориа-старшего обрела новый смысл. Он оказался великолепным педагогом, который учил, не доминируя, используя форму увлекательной игры, чтобы не отбить у ребёнка желание учить сложные произведения, направляя одарённого малыша и прививая ему музыкальный вкус. Мальчик настолько быстро всё схватывал, что в десятилетнем возрасте поступил в консерваторию в Марселе.

Поль до конца жизни был влюблён в классическую музыку, слушать которую приучил его отец. Он рос многосторонне развитым молодым человеком, который прекрасно разбирался в музыкальных стилях. Его успехи были настолько стремительны, что Поль в юном возрасте даже проработал несколько месяцев в местном варьете – естественно, под бдительным оком отца.

Но мальчишка есть мальчишка. Поль рос на берегу Средиземного моря, любил плавать, гонять с друзьями футбольный мяч и с детства освоил азы традиционной для юга Франции спортивной игры – петанк, смысл которой заключается в поочерёдном бросании металлических шаров игроками соперничающих команд.

Уже в 14 лет Поль решил, что его главная цель в жизни – быть профессиональным пианистом. И, скорее всего, так бы и случилось, если б не одно событие, которое полностью перевернуло сознание талантливого юноши.

На последнем курсе консерватории Поль с приятелем попал на концерт студенческого джазового ансамбля. Он был настолько ошарашен новыми ритмами и возможностями, которые открывает это музыкальное безумие, что даже не обратил внимания на фальшь – ведь молодые музыканты часто промахивались мимо нот.

Джаз стал первой настоящей любовью Поля. Он немедленно захотел попасть в джазовый оркестр, но здесь его ожидало глубокое разочарование: для поступления требовалась специальная подготовка.

Отложив все планы, Поль с родителями решил, что образование надо продолжить в Париже. И всё уже было готово к отъезду, но случилось непредвиденное – Париж оккупировали фашистские войска.

Вместе покорим мир

А Марсель жил своей жизнью. В город не вошли немцы, и здесь продолжалось относительно спокойное существование в привычном русле. Работали магазины, кинотеатры, ателье, даже кабаре. Будто и не начиналась в Европе Вторая мировая война.

Поль Мориа, семнадцатилетний музыкант, собрал в родном городе свой первый оркестр, который играл в местном мюзик-холле. Только один из участников был младше Поля, остальные – намного старше, но даже самые опытные музыканты слушались юного дирижёра беспрекословно. Уже тогда, в начале 1940-х, у коллектива проявлялся тот неповторимый стиль, который позже стал отличительной чертой Мориа, – элегантный микс из классики и джаза. Появились и постоянные слушатели.

Этот оркестр пережил войну и просуществовал до 1957 года, когда Поль уже покорял столицу Франции.

В Париже дела пошли как-то сразу. Молодой музыкант начал сотрудничать в качестве аранжировщика и аккомпаниатора с ведущей звукозаписывающей студией. Это время подарило Полю знакомство с удивительными людьми и великими исполнителями, повлиявшими на его творчество и жизнь: Шарль Азнавур, Далида, Морис Шевалье… А в 1966 году у Мориа состоялась встреча с человеком, который остался в его творческой жизни на полвека. Миниатюрная и хрупкая, с неповторимым мощным голосом, покорившим мир, Мирей Матьё стала певицей, для которой Поль сочинил более 50 песен!

Когда рассвет, товарищ?

В середине 1960-х зарубежные исполнители из капиталистических стран нечасто приезжали с концертами в СССР. Изредка к нам просачивались записи на бобинах и рентгеновских снимках. Редкие счастливцы, чьи родственники имели возможность ездить «за бугор», становились некоронованными королями в тусовках, если у них были «фирменные» пластинки. Гастроли Радмилы Караклаич и Ивицы Шерфези из дружественной Югославии, как и многих других артистов из стран социалистического лагеря, были не в диковинку, но чтобы из Англии или ещё откуда… Это уже была сенсация!

Госконцерт легко обходился без рекламных кампаний. Стоило только повесить на входе в концертный зал дешёвенькую, в два цвета, афишку, где значилось «Певец из Испании» или «Концерт итальянских артистов», как ажиотаж начинался неимоверный.

Когда летом 1967 года в Москву приехали артисты французского мюзик-холла, то билетов было не достать, а спекулянты хорошо заработали. Никто ещё не знал восходящую звезду Мирей Матьё и дирижёра Поля Мориа. Это было первое знакомство будущих любимцев зрителей с Советским Союзом.

Состоялось шесть восхитительных концертов в Театре эстрады, с 26 по 31 мая 1967-го. Москвичи стоя аплодировали артистам, певцам и музыкантам из романтической Франции. Затем мюзик-холл отправился в Ленинград. Этот город, колыбель революции, произвёл на Поля Мориа огромное впечатление. Вообще-то он был человеком левых убеждений и всей душой разделял социалистические взгляды. Прямо в гостинице «Астория» Поль сочинил песню «Когда рассвет, товарищ?», которую Мирей Матьё спела тем же вечером на концерте. Даже сохранилась видеозапись, где певица исполняет эту композицию на легендарном крейсере «Аврора».
С этого момента певица и композитор стали желанными гостями в СССР.

Каждый их концерт открывался попурри из песен, посвящённых Парижу. Большой оркестр под управлением маэстро Мориа заполнял зрительный зал прекрасными мелодиями, создавая неповторимую атмосферу парижских улочек. Потом Поль откладывал дирижёрскую палочку и садился за рояль, чтобы аккомпанировать женскому трио «Физз», где пела очаровательная Даниэль Ликари, подарившая свой голос Катрин Денёв в фильме «Шербурские зонтики».

Гастрольное турне по Советскому Союзу закончилось в Казани, откуда совершенно невозможно было дозвониться в Париж…

Танец страусов

Официально гранд-оркестр Поля Мориа создан в 1965 году. Дирижёр гордился своим детищем и тем, что его коллектив всегда был интернациональным. Поль придерживался твёрдого убеждения, что у каждого народа есть свой особый музыкальный инструмент с особым звучанием. Поэтому в его оркестре на трубах играли мексиканцы, а бразильцы – на гитарах. Ещё маэстро говорил, что если бы ему представилась возможность набрать в оркестр русских музыкантов, то он взял бы наших гениальных виолончелистов, ксилофонистов и скрипачей.

Работа оркестрантов была очень напряжённая, поэтому состав часто менялся. Кто-то выдерживал лишь неделю, а самые преданные и выносливые работали много-много лет. Оркестр всё увереннее завоёвывал популярность, часто гастролировал по Франции, неоднократно ездил в мировые турне.

В 1968 году Мориа представил свою оригинальную версию песни – участницы «Евровидения», которая покорила хит-парады Японии, Южной Кореи, США и многих латиноамериканских стран. Она называлась Love is Blue («Любовь – это грустно»). Именно с неё началась мировая слава дирижёра Поля Мориа.

Мечта стать профессиональным пианистом давно отступила на второй план. Поль чувствовал, что куда интереснее быть не исполнителем, а создателем чего-то грандиозного. Он был дирижёром-режиссёром, умевшим сделать так, чтобы знакомые мелодии получали новую жизнь, где за лёгкостью скрывалось глубокое погружение в музыку.

В мире существовало очень много хороших оркестров, но мы, люди, выросшие в СССР, знали два – оркестр Поля Мориа и оркестр под управлением Джеймса Ласта. У каждого из них имелись свои поклонники, и всё же имя Мориа было больше на слуху, как и его композиции.

Выбранный им путь был вроде бы прост. Большинство произведений Мориа – это инструментальные версии известных песен. Разных по стилю, собранных по миру. Одной из самых известных стала мелодия из песни «Жаворонок», несравненная и любимая, звучавшая в заставке телепередачи «В мире животных». Успех этой программы во многом объясняется мультипликационным вступлением, где стая птиц летит к солнцу, танцуют два страуса, дурачатся мартышки на лианах, и всё это под чудесную мелодию, уносящую куда-то далеко, в удивительный мир.

Спасибо Полю Мориа за эту музыку, которая появилась на свет в Аргентине. Композитор Ариэль Рамирес написал кантату для хора «Рождество Господне», отрывком из которой является «Жаворонок». Новое название появилось, когда французский шансонье Жиль Дрё попросил написать для него слова. А потом Мориа создал инструментальную пьесу, превратив её в мировой шлягер.

Эта мелодия была неотъемлемой частью жизни нашей страны, и даже сейчас мы вспоминаем её с ностальгией и благодарностью. Сегодня у программы «В мире животных» почти такая же заставка, да и мелодия не изменилась, но у неё уже другие зрители.

С миру по нотке

Не менее популярна была и «Токката». Возможно, не каждый понимает, о какой мелодии сейчас пойдёт речь, но при первых же звуках она узнаваема всеми.

С «Токкатой» Гастона Роллана у Поля Мориа сложились особые отношения. Ещё в 1951 году Поль исполнял это произведение в оркестре, когда переехал из Марселя в Париж. В 1973-м он захотел включить уже обработанную версию в новый альбом оркестра и связался с Ролланом, чтобы заручиться его согласием. Но тут случилось непредвиденное. Композитор принял в штыки аранжировку Мориа, сокрушаясь, что из «Токкаты» исчезло несколько значимых, по его мнению, частей.

Вопрос был решён, когда один из друзей Роллана намекнул, что автору вообще-то светят огромные деньги, если за исполнение возьмётся сам Поль Мориа.

С этой композиции в Японии началось настоящее поклонение оркестру Поля Мориа. «Токката» в те годы стала чем-то вроде неофициального гимна Страны восходящего солнца. Мелодия неслась отовсюду, её даже использовали в качестве звонка на перемену в школах!

Мориа очень любил приезжать в эту страну, считая, что японцы особым образом воспринимают его музыку. Он говорил, что такой внемлющей тишины в зрительном зале он не чувствовал больше нигде и никогда. Ежегодно оркестр Поля Мориа в Японии давал по 50 концертов. А в 1977 году он дал в Токио два концерта подряд при полном аншлаге.

Мориа любил приезжать и в Советский Союз. Ему была интересна жизнь простых людей, он встречался с нашими музыкантами и композиторами. Очень любил слушать Игоря Стравинского и Сергея Рахманинова. В Москве маэстро как-то раз услышал песню «Под музыку Вивальди» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных. Он так влюбился в эту мелодию, что потом несколько месяцев уговаривал Сергея Никитина, автора музыки, позволить ему сделать собственную версию. И в конце 1970-х инструментальная мелодия «Под музыку Вивальди» заняла достойное место в одном из альбомов оркестра.

Но, возможно, самой популярной и наиболее часто звучащей является композиция «Эль Бимбо». История этой песни очень интересна. Кто бы мог подумать, что такая заводная, лёгкая мелодия была придумана в Афганистане в 1971 году! Оказывается, её написал «афганский Элвис Пресли» – певец Ахмад Захир. Конечно, она не называлась «Эль Бимбо» («Шалунья»), но в ней были красивые слова о любви: «Твои глаза – волшебство для меня».

Каким образом эта песня попала в руки музыкантов французской группы «Бимбо Джет», неизвестно. Но ребята записали свой вариант в 1974 году, и он стал очень популярен ещё до того, как свою версию выпустил Поль Мориа. И как-то никому не приходило в голову, что песня попросту украдена у афганца.

Мелодия часто звучала в фильмах, например в «Полицейской академии», где колоритная пара танцует под неё подобие танго в баре «Голубая устрица». А дальше – ни один Новый год не обходился без зажигательной «Эль Бимбо»!

Судьба самого Ахмада Захира сложилась очень печально: его убили в 1979 году. Талантливому композитору, подарившему миру бессмертный хит, было всего 33 года.

Самозванцы

Всю жизнь рядом с Мориа находилась его супруга Ирэн – сподвижница, друг, любимая и любящая женщина. Она была школьным учителем, но оставила работу, чтобы посвятить жизнь мужу. Всего лишь один раз после смерти гениального маэстро в 2006 году она дала интервью. Поводом для него оказался разразившийся скандал.

Некий Жюстафре стал давать концерты, используя имя Поля Мориа и его композиции. Дальше – больше: появилось ещё несколько самозваных коллективов, которые решили подзаработать, используя всенародную любовь к оркестру Поля Мориа. Гастролировали даже в России.

Но тот неповторимый оркестр был единственным в своём роде. Ирэн Мориа сказала: «Сегодня эта история приносит мне много горечи, но от Поля мне осталось столько прекрасных воспоминаний, что я должна найти силы защитить его творчество, его имя и особенно его музыку».


А мы и сейчас включаем любимые мелодии в исполнении оркестра Поля Мориа, и это всегда оживляет светлые воспоминания, создаёт настроение, такое праздничное, такое новогоднее!

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №51, декабрь 2020 года