Как природа мстит человеку за самоуверенность
03.02.2021 17:13
ТитаникГибель лайнера «Титаник» в 1912 году всегда считалась символическим событием. Катастрофа огромного корабля, произошедшая от столкновения с природным явлением, воспринималась как грозное предзнаменование. Человеческая цивилизация высокомерно решила, что подчинила себе природу, а на самом деле слаба и уязвима. В 2020 году мы вновь в этом убедились, когда микроскопический, не видимый глазом вирус остановил развитие человечества.

Все будут рыдать

В 1997 году на экраны вышел фильм-катастрофа «Титаник» режиссёра Джеймса Кэмерона. Эта лента с бюджетом в 200 миллионов долларов была удостоена 11 статуэток «Оскар». Мы расскажем о сложностях, с которыми пришлось столкнуться создателям картины, и о том, как всё было сделано с технической точки зрения.

…Вообще-то Кэмерон с юности увлечён «морской» тематикой. В 1989 году он поставил боевик «Бездна». А в 2012 году самолично опустился в батискафе на дно Марианского жёлоба в Тихом океане.

Написав сценарий «Титаника», Кэмерон заявился к боссам студии «ХХ век Фокс», где изложил фабулу фильма: «Это будет как «Ромео и Джульетта», только на корабле». Студия приняла предложение, хотя и понимала, о каких серьёзных расходах идёт речь. Фильм решили начать с эпизода, где современные исследователи рыщут под водой среди проржавелых останков былого величия.

Съёмки в воде стартовали в 1995 году. Джеймс и его команда совершили более десяти погружений к обломкам «Титаника», рискуя быть раздавленными из-за малейшей трещинки в экипировке. Глубоководные кадры, которые вошли в финальную версию фильма, составляют по продолжительности всего 12 минут, хотя на самом деле каждое погружение занимало несколько часов.

Работа на глубине с помощью российских батискафов велась тщательная. Киношники провели на корабле больше времени, чем его пассажиры. В результате вся команда прониклась чувством глубокой скорби. Ведь когда находишься среди обломков, очень хорошо представляешь чувства реальных людей, которые погибли в тот день. Кэмерон прокомментировал свои эмоции так: «Это не просто история, это трагедия. И я чувствовал огромную ответственность, стараясь правильно всё передать».

По завершении подводных съёмок Кэмерон сосредоточился на сценарии. Он привлёк историков, собрал и изучил гигантскую библиотеку, расписал схему отношений команды и пассажиров, составил график последнего дня на лайнере. В таком темпе режиссёр проработал шесть месяцев. Общий же подготовительный период занял около пяти лет.

Закончив сценарий, Кэмерон заявил: «Все мои фильмы – истории любви. «Титаник» – не фильм-катастрофа. Это любовная история на фоне исторического события. И когда любовь Джека и Роуз закончится, зритель будет оплакивать её как реальную трагедию».

Гигантский бассейн

Картины гибели «Титаника» поражают реализмом так, что зрители не верят собственным глазам. Однако не всё это заслуга компьютерной графики. Ведь создатели фильма на съёмках «утопили» реальную копию корабля, практически идентичную натуральному «Титанику».

Копию начали строить в 1996 году в Мексике. Кораблестроителям даже предоставили оригинальные чертежи лайнера.

В одном из заливов арендовали 40 акров водной глади, а рядом выстроили гигантский бассейн. Чтобы выкопать чашу для него, в почву заложили пять тонн динамита. В результате образовалось водохранилище вместимостью четыре миллиона литров. Кстати, финальная модель корабля достигала 231 метр в длину. Настоящий лайнер был всего на 34 метра длиннее.

Бутафорский «Титаник» получился высотой с восьмиэтажный дом. Для создания макета корабля задействовали 1500 строителей – практически столько же, сколько трудилось над конструкцией настоящего судна. Колоссальная декорация обошлась в 15 миллионов долларов. Макет корабля создавался почти целый год, затем полгода ушло на отделку интерьеров.

Внутри всё выглядело не менее впечатляюще, чем снаружи. Комнаты, мебель, ковры, посуда, одежда – всё воссоздавали из натуральных материалов по сохранившимся фотографиям и чертежам. Для проверки результатов даже привлекли двух «титаниковедов»! Более того, утварь предоставила та самая компания, что снабжала всем этим добром настоящий «Титаник».

А теперь всё перевернём

В роли художника Джека Доусона режиссёр видел только Леонардо Ди Каприо. Все остальные претенденты были отклонены из-за не очень юного возраста. Кэмерон хотел, чтобы между 17-летней Роуз и Джеком была небольшая разница. Возраст Джека в фильме не упоминается, однако очевидно, что ему не больше 25 лет.

А вот список претенденток на роль Роуз оказался весьма внушительным. За этот персонаж бились Гвинет Пэлтроу, Дженнифер Энистон, Николь Кидман, Кэмерон Диаз, Мадонна, Джоди Фостер и даже Шэрон Стоун. Но утвердили всё же начинающую актрису Кейт Уинслет.

Первой совместной сценой, в которой снялись Лео и Кейт, стал эпизод с созданием портрета обнажённой Роуз. Дело в том, что масштабные декорации всё ещё не были готовы и Кэмерон придумал этот эпизод, лишь бы занять главных героев. Между прочим, рисующие руки Ди Каприо принадлежат самому Кэмерону. Занятно, что Джеймс левша, а Лео – правша. Поэтому на стадии монтажа делали инверсию кадра (переворачивали изображение). Также инверсию создавали самому «Титанику», отчаливающему из порта Саутгемптона: Кэмерон снимал один борт, а настоящий «Титаник» в 1912-м прислонялся к пирсу другим.

Часто актёры признаются, что не любят смотреть фильмы с собственным участием, поскольку слишком придирчиво относятся к своей работе. А вот Бретт Бейкер был бы рад увидеть своё лицо на экране, но увы. Проведя на площадке едва ли не больше времени, чем исполнители главных ролей, актёр так и не засветил свой лик в кадре. Бретт трудился дублёром Лео: именно ему пришлось провести восемь часов в воде во время съёмок финальной сцены смерти Джека. И именно в его глаза смотрела Кейт Уинслет, произнося романтический монолог.

Врывается вода

Вернёмся к техническому оснащению съёмочной площадки. Если весь макет представлял собой слегка уменьшенную копию, то главную лестницу «Титаника» со всеми её пролетами, наоборот, сделали на 10 процентов шире, чем оригинал. Ведь люди в 1912-м были как раз на 10 процентов меньше ростом, чем мы.

Задача декораторов по созданию внутреннего убранства корабля усложнялась тем, что они должны были не придумать интерьеры, а идеально воспроизвести реально существовавшие. В архивах сохранились данные о множестве вещей, имевшихся на борту. Кроме того, в качестве образцов брали элементы интерьера аналогичного лайнера «Олимпик», который благополучно бороздил моря до 1935 года, а после списания его детали попали в отель «Белый лебедь» в Великобритании. Владельцы отеля любезно предоставили эти раритеты декораторам для копирования.

Примечательно, что именно эти декорации потом собирались утопить в воде в грандиозной сцене крушения корабля. Так что они изначально строились на дне бетонного резервуара, на платформе с гидравлическими подъёмниками. Платформа, будто лифт, могла двигаться вверх-вниз. Когда закончили съёмки «сухопутных» эпизодов, платформу медленно опустили и прямо в дорогие декорации хлынул неудержимый поток солёной воды, сносивший всё на своём пути.

Стояла задача не только изобразить медленное погружение корабля в пучину, но и то, как гигантская масса воды врывается в каюты и трюм. На парадную лестницу ушло 340 тонн воды; всего же для съёмок затопления интерьеров было единовременно использовано 19 миллионов литров.

Кэмерону хотелось добиться оглушительного эффекта, и он всё время требовал увеличить количество воды. Поэтому пришлось переделать часть декораций, ведь они не выдерживали дополнительный вес.

Эффект намёрзшего льда на одежде и волосах пассажиров «Титаника», оказавшихся в воде, достигали с помощью воска и специального порошка, который от соприкосновения с водой превращается в кристаллы. А пар изо рта добавляли уже на компьютере.

Джеймс Кэмерон сознательно допустил одну историческую неточность при съёмке эпизодов со спасательными шлюпками. Ночь на 15 апреля 1912 года вообще-то была безлунной, звёзды давали слишком мало света, но режиссёру хотелось хоть как-нибудь осветить декорации. Поэтому Кэмерон дал в руки некоторым офицерам электрические фонарики, хотя в 1912 году их на борту не было, люди метались в темноте.

Во время панорамных съёмок палубы «Титаника» видны сотни пассажиров, которые прогуливаются по кораблю. Все они были сняты на большой копии судна, а затем оцифрованы и размножены. Поэтому при внимательном просмотре можно обнаружить несколько совершенно одинаковых персонажей.

Вообще-то для фильма построили четыре копии «Титаника», но лишь одна из них была грандиозного размера, а остальные – поменьше. Последнюю копию корабля в процессе съёмок разломали пополам. А ещё отдельно построили носовую часть корабля, а также две кормы.

Жена, которую избил муж

Отдельные требования Кэмерон предъявлял к кульминационной сцене, когда корабль сильно кренится, а затем ломается пополам. Поначалу режиссёр собирался снимать всё с живыми статистами и каскадёрами, для чего привлекли около 250 человек. Но угроза их здоровью оказалась слишком серьёзной. В итоге каскадёры просто висели на частях накренившегося корабля, а вот смертельные падения создавали с помощью цифровых технологий.

Актёрам на съёмках вообще приходилось нелегко. Простуда и грипп, почечные инфекции и переохлаждение, переломы – со всем этим приходилось сталкиваться почти каждый день. Съёмки проходили в холодной воде, и все надевали гидрокостюмы. Но только не Кейт Уинслет. В результате актриса подхватила пневмонию.

Но это далеко не все беды. Кейт вспоминает: «У меня треснула кость в локте, на руках были синяки. Я выглядела как жена, которую избил муж. На правом колене шрам – я поскользнулась на палубе. В первый же день мы начали снимать в пять утра, а закончили в час ночи. И вообще часто работали по двадцать часов в день. Причём две трети съёмочной смены приходились на ночные часы, ведь «Титаник» затонул ночью. Иногда мы обедали в два часа ночи, а завтракали в четыре дня, теряя ориентацию во времени. И надо было не забывать спать днём, надев на глаза специальную маску, чтобы не мешал свет».

Режиссёр задумал снять сцену, где Роуз прыгает с палубы в океан и некоторое время находится в пучине. Для этого Кейт закрепили в трёх метрах под водой и начали дубль за дублем снимать крупные планы. Воздух ей подавали через специальную трубку, но она всё равно наглоталась воды. «А ведь перед съёмками меня даже не спросили, умею ли я плавать!» – жаловалась актриса журналистам.

Как мы говорили, «Титаник» снимали в огромном открытом бассейне в Мексике, куда подавали миллионы литров воды прямо из океана. «А вода была грязная, – вспоминает Уинслет, – и многие актёры, которые в ней плескались, подцепили инфекцию, потом были проблемы с почками. Она, конечно, подогревалась до 22 градусов, но всё равно холодно. А в некоторых сценах вообще держали температуру 15 градусов, причём на мне не было ничего, кроме мокрого платья, и вот тут я просто околевала».

Полумиф

Эти и прочие сложности увеличили и съёмочный период, и расходы. Студия была в ярости, звучала идея увольнения Кэмерона и перезапуска всего проекта, но с такими затратами пути назад уже не оставалось. В качестве утешения Джеймс предложил студии такой вариант: он отказывается от своего режиссёрского процента от прокатных сборов. Боссы восприняли это как насмешку – в кассовый успех ленты не верили. Но выпуск ленты в широкий прокат всё расставил на свои места.

«Титаник» стал первым фильмом, собравшим кассу в миллиард долларов. Этот рекорд фильм удерживал более десяти лет, пока его не побил сам Кэмерон со своим «Аватаром».

А катастрофа, случившаяся свыше ста лет назад, невольно вызывает ассоциации с днём сегодняшним. Айсберг, погубивший огромный океанский лайнер, и пандемия коронавируса, охватившая весь земной шар, – суть враждебные силы природы, с которыми человек ещё не умеет справляться. И что удивительно: Соединенные Штаты, богатейшая страна мира, обладающая огромными возможностями, больше всех пострадала от зловещей эпидемии. Она словно тот полумифический корабль, прославленный Голливудом, получила удар под ватерлинию. И будущее в тумане: удастся ли выплыть?

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №4, февраль 2021 года