Начнём с того, кто кого любит
17.02.2021 19:27
Начнём с тогоВ 1990-е, когда гости приезжали в Москву, они старались достать билеты на главные культурные события столицы – спектакли Большого театра и постановки «Мастерской Петра Фоменко». Для актёров этой труппы давно закрепилось общее название – «фоменки». Так их называют по сей день, хотя мастер ушёл девять лет назад.

Хождение на руках

Пётр Фоменко для многих начался в 1977 году, когда на экраны вышел фильм «Почти смешная история». Очень светлая картина о настоящей любви, которая настигает тебя уже в зрелом возрасте. На роль романтичного героя режиссёр Фоменко неожиданно выбрал Михаила Глузского, которого никто в таком образе и представить не мог. В главной женской роли снялась Ольга Антонова, сыгравшая немного сумасшедшую, совершенно неземную женщину, впервые в жизни решившую бороться за свои чувства. Зрителям запомнились и песни из этого фильма: «Я леплю из пластилина», «Под музыку Вивальди» и центральная музыкальная тема – «За невлюблёнными людьми» на стихи Юнны Мориц. «Брать от любви освобожденье – какое заблужденье!»

Фоменко был театральным человеком, вернее, человеком, внутри которого жил театр. И кино его тоже являлось глубоко театральным, тонким, интонационным.

До выхода «Почти смешной истории» он уже был известным режиссёром, который с конца 1950-х годов работал в именитых московских и ленинградских театрах. А начал Пётр Фоменко свой путь с того, что поступил в Школу-студию МХАТ, где сразу же стал головной болью для консервативных педагогов. Ершистый студент, по их мнению, воплощал собой всё, что «противопоказано великой классической школе русского театра». До конца доучиться не дали, выгнали с третьего курса за «хулиганство». Легенда гласит, что хулиганством назвали хождение на руках по улице Горького, ныне Тверской. Вероятно, это был самый счастливый день в жизни Фоменко.

Он тут же поступил в ГИТИС на курс Андрея Гончарова, и с этого момента начал осознавать, чем хочет заниматься в жизни.

…«Фоменки» считают, что их театр начался в 1988 году, когда Пётр Наумович набрал собственный курс и на нём встретились будущие звёзды театра. С этого момента студенты просто не могли существовать друг без друга. Это был табор единомышленников, вечно что-то изобретающий, генерирующий, пульсирующий. По окончании ГИТИСа в 1993 году они обрели свой дом в помещении кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте и официальный статус театра «Мастерская Петра Фоменко».

Вы что, близнецы?

Полина Кутепова окончила московскую школу №67, что находится как раз рядом с кинотеатром «Киев». Именно сюда, сбегая с уроков, она приходила, чтобы тайком смотреть фильмы. И вот спустя много лет вернулась в это здание уже в качестве ведущей актрисы «Мастерской Петра Фоменко». Вместе с сестрой-близняшкой Ксенией.

Об этих замечательных актрисах написано много. Они дали уже десятки интервью и больше всего не любят вопрос: «Не раздражает ли вас сравнение с сестрой?» Конечно, раздражает, потому что нельзя сравнивать две индивидуальности, два независимых таланта, пусть даже схожих внешне!

Фоменко ещё на вступительном экзамене заинтересовался девочками-близнецами, ведь в самой внешней схожести двух людей заложено театральное начало! А позже молодой режиссёр Евгений Каменькович поставил со студентами курса отрывок из «Двенадцатой ночи» Шекспира, где Виолу и Себастьяна – близнецов, сестру и брата, разлучённых штормом, – сыграли Кутеповы.

Посмотрев отрывок, Фоменко решил сделать целый спектакль, который для студентов превратился в праздник. Ребятам повезло, они поехали во Францию на фестиваль и показали там своего Шекспира – лёгкого, остроумного, живого. Притом что оформление постановки было минималистическим. Молодые актёры играли прямо под открытым небом, вызывая восторг зрителей. Тогда местные газеты писали, что этот молодёжный театр из России просто обязан проехаться по всей Франции. Они и проехались. По Франции, Польше, Англии… Показывали этюды, набирались опыта. А внутри молодых артистов созревало понимание, что им нельзя расставаться.

Полина и Ксения, помимо профессионального признания, стали счастливыми жёнами и мамами. Полина вышла замуж за Евгения Каменьковича, который возглавил «Мастерскую» после Петра Фоменко, родила дочку Надежду.

Ксения тоже вышла замуж за режиссёра – Сергея Осипьяна. И подарила ему сына и дочку. А Осипьян подарил «Мастерской» целый фильм! В 2019 году на экраны вышла его картина «Портрет незнакомца», где снялись все «фоменки». Съёмки стали настоящим праздником, ведь это неповторимое удовольствие – заниматься совместным творчеством с коллегами, которые понимают тебя с полуслова.

Галя и две рыжие

А ещё раньше, в 1995 году, вышел фильм Алексея Учителя «Мания Жизели», где главную роль великой русской примы-балерины Ольги Спесивцевой сыграла Галина Тюнина. Этот фильм получил широкий резонанс, завоевал множество призов на международных кинофестивалях, включая награды за лучшую женскую роль. Но вообще-то Фоменко категорически отказывался отпускать свою актрису на длительные съёмки в Крым. Учитель умолял коллегу, но тот был непреклонен. Учитель настаивал, в итоге Пётр Наумович прорычал: «Следующим летом забирай хоть весь театр!» – и был пойман на слове.

Правда, съёмки состоялись не следующим летом, а спустя восемь лет. В 2003-м зритель увидел «Прогулку» – фильм, где режиссёр Алексей Учитель задействовал практически всех «фоменок».

Фоменко влюблялся в своих артистов, особенно в артисток. Вскоре определился и любимый женский типаж Петра Наумовича – лёгкая, воздушная, почти невесомая девушка, которая не ходит, а летает по сцене.

Людмила Максакова, которая многие годы работала с Петром Наумовичем, так вспоминает о мастере: «Он все спектакли ставил про человеческую душу, а душа должна порхать».

Таким образом сложился женский костяк труппы Фоменко. Условно его можно назвать «Галя и две рыжие» – Галина Тюнина и сёстры Кутеповы. Специально в расчёте на эту троицу мастер поставил множество спектаклей, в том числе «Три сестры» по пьесе Чехова. Хотя вообще-то Пётр Наумович не любил Чехова-драматурга, благоговея перед Чеховым-прозаиком. Но не мог упустить такой шанс – показать своих богинь в новом образе.

Для чего нужен диктофон

Мадлен Джабраилова была вольнослушательницей на курсе «Фомы» – так студенты за глаза называли Петра Наумовича. Он категорически не хотел её брать, поскольку не выносил кумовства. А здесь явно проглядывалось кумовство, ведь Мадлен – дочь известного актёра Расми Джабраилова, одного из первых артистов «Таганки».

Евгений Каменькович тогда всё же уговорил взять Мадлен на курс. Со временем она стала одной из ведущих актрис театра, и теперь уже никто не вспоминает о её родстве с «тем самым» Джабраиловым.

«Фоменки» никогда не были обделены вниманием кинорежиссёров. У каждого из артистов есть внушительная фильмография. У Полины Кутеповой за плечами работа с Георгием Данелией в «Насте» и «Орле и решке». У Ксении – «Три мушкетёра», «Без свидетелей», участие в нашумевшем фильме «Дылда»…

В «Орле и решке» снимался ещё один «фоменка» – Кирилл Пирогов, получивший на «Нике-1995» приз за лучшую мужскую роль. Но особую популярность он обрёл после балабановского «Брата-2», где сыграл Илью Сетевого.

Кирилл работает почти во всех постановках «Мастерской». С Фоменко он всегда находился на одной «музыкальной» волне. Режиссёр обычно начинал репетицию новой пьесы фразой: «Начнём с того, кто кого любит». Именно в этом заключалась его методика – актёры всегда разбирали человеческие отношения, прежде чем начать входить в образ.

.А любовь – чувство музыкальное, интонационное. Вот почему Полина Кутепова всегда носит с собой диктофон. Как только слышит интересный голос или интонацию у случайного прохожего – сразу старается повторить и записать.

Что касается Пирогова, у него абсолютный слух. Он ловил все мелодические нюансы на лету, и это очень нравилось Петру Наумовичу. В спектакле «Три сестры», который идёт до сих пор, Кирилл играет Тузенбаха. Перед премьерой он сильно нервничал, поскольку чувствовал – с ролью что-то не так. Вечером ему позвонил Фоменко и сказал: «Кирюша, всё в порядке. Поспокойнее». Эту запись Кирилл переслушивает по сей день, когда что-нибудь не ладится.

У Фоменко имелась специальная книжечка, куда он записывал напротив каждой фамилии те роли, который артист, по его мнению, должен сыграть. Евгений Цыганов был одним из самых любимых актёров мастера. Именно напротив его фамилии Фоменко написал самый длинный перечень ролей, которые собирался ему подарить. Но вмешалось киноискусство.

Поначалу Цыганов долго отказывался сниматься. Фоменко узнал об этом и призадумался. Вообще-то он не любил, когда его артисты меняли сцену на киноплощадку. Однако в данном случае порекомендовал Евгению не отказываться от всех предложений подряд. Когда на экраны вышел фильм «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, Фома обратился к своим артистам и посоветовал им посмотреть на работу Цыганова. Ведь втайне он всегда гордился талантом своего ученика.

Фома верующий

Атмосфера в «Мастерской» была домашней, но это вовсе не означает, что там царили тишина и спокойствие. Как и в любой семье, случались скандалы и недопонимание.

Однажды артисты взбунтовались, потому что много месяцев репетировали без выходных. Фома искренне недоумевал: в чём суть претензии? Тогда ему объяснили, что и за пределами театра существует жизнь – мужья, жёны, дети… С Фомой случилось потрясение. Он не понимал, как можно устать от театра! Это то же самое, что устать от счастья или от любви… Но всё же сдался и ввёл один выходной в неделю.

Как и все артисты, «фоменки» позволяли себе легкомыслие – безбожно опаздывали на репетиции. А он их терпеливо ждал, злился, но молчал, сидя в скверике возле театра. Он был Фома верующий – верил в театр и в своих детей-артистов.

Сегодня «фоменки» повзрослели и жалеют о своих промахах. Ведь только сейчас многие до конца осознали, с каким человеком их свела судьба. У Фоменко была своя орбита, по которой вращались эти ребята, формировались как личности. Он каждого из них превращал в того, кого хотел видеть на сцене. Вроде бы попахивает режиссёрским эгоизмом, но никто не возражал, ведь именно таким образом артисты становятся лучше.

Когда Пётр Наумович уже находился в преклонных годах, Полина Кутепова привела дочку в театр – просто ради того, чтобы девочка побыла рядом с Фоменко, посмотрела на него, послушала… Возможно, в жизни Нади больше никогда не встретится такой человек.

Умный мужик, всё понимает

Одним из лидеров этой блестящей труппы был Юрий Степанов, светлый человек с беспокойным сердцем. Его жизнь оборвалась столь внезапно, что до сих пор не верится в эту потерю. Он был исключительно принципиальным и честным, не терпел несправедливость. Вероятно, пошёл в отца, Константина Николаевича, выдающегося агронома, директора совхоза-миллионера. В 1997 году Константина Степанова застрелили из карабина за отказ идти на поводу у криминальных авторитетов, решивших взять совхоз под свою «крышу».

Юрий играл вместе с Полиной Кутеповой в очень интересном и странном спектакле «Мотылёк», где солдат вдруг превращается в девушку, а полковник (Ю. Степанов) пытается понять, как такое приключилось. Герой Степанова проходит путь от солдафона до ценителя искусства.

После гибели Юрия этот спектакль сняли с репертуара. Заменить артиста не представлялось возможным.

В каждой роли Степанов делал больше, чем требовали драматург и режиссёр. И не было спектакля, в котором артист не показал бы новую грань своего дарования, даже если играл эту постановку в сотый раз.

«Время танцора», «Гражданин начальник», «Штрафбат», «Актриса» – лишь малая часть его киноработ. И, конечно, «Ленинградец», где Степанов, происходивший из иркутской глубинки, создал удивительный образ ленинградского интеллигента, гениального молодого учёного.

Однако театр всегда занимал в душе Степанова главное место. Спектакль, с которого началась «Мастерская», – «Волки и овцы» по пьесе А.Н. Островского. Это настолько совершенное произведение, что в нём трудно выделить отдельного артиста. Но дуэт Степанова и Тюниной достоин того, чтобы попасть в историю русского театра. Невозможно забыть сцену с гамаком, изображающим качели, – настолько тонко эти артисты сыграли начало романтических отношений. Глафира в исполнении Галины Тюниной беззастенчиво, но филигранно расставляет ловушки для будущего мужа, а Лыняев (Ю. Степанов) – умный мужик, который всё понимает, но позволяет себе попасться в эти ловушки.

Трагедия произошла 3 марта 2010 года, когда Юрий возвращался домой после спектакля «Три сестры». Он остановил попутную машину и сел на переднее пассажирское сиденье. На перекрёстке произошла страшная авария с участием трёх автомобилей. Погиб только Степанов, которому не исполнилось и 43 лет, остальные участники столкновения не пострадали.

«Его уход – это как будто из «фоменок» вынули сердце, душу, ядро. Все в театре просто ревут», – так в тот день сказал Евгений Каменькович. Пётр Наумович очень переживал, но не показывал своего горя, чтобы ребята не расклеились окончательно. На панихиде Фоменко поблагодарил людей, которые пришли проститься с Юрием.

Через месяц после смерти Степанова его жена Ирина, с которой он прожил 16 лет, родила третьего ребёнка и назвала Юрием.

Не доверяем больше никому

Карэн Бадалов, Полина Агуреева, Андрей Казаков, Наталия Курдюбова, Игорь Войнаровский, Илья Любимов, Тагир Рахимов… Можно назвать ещё несколько десятков фамилий, и все они – «фоменки».

Со временем появились и новые имена. К примеру, Никита Тюнин, брат Галины, но вовсе не её протеже. Никита – самостоятельная творческая личность, в чём можно убедиться, посмотрев сериал «Смерть шпионам», где он сыграл роль капитана Ивана Сироты. Никита Тюнин в «Мастерской» далеко не новичок, уже более 15 лет он выходит на сцену в этом театре.

Но не все «фоменки» остались под крылом своего наставника, некоторые избрали собственный путь. Сергей Женовач сегодня – художественный руководитель МХТ имени Чехова. Талантливая китаянка Ма Чжен Хун, которая была режиссёром того самого спектакля «Волки и овцы», теперь преподаёт в Колумбии. Македонец Иван Поповски, чей студенческий спектакль «Приключение» играли в коридоре второго этажа ГИТИСа, позднее выбрал музыкально-поэтический театр и ставит спектакли в Театре Елены Камбуровой, в Большом, а также в зарубежных театрах. Его творчество высоко ценила Галина Вишневская. Так что, можно сказать, «фоменки» – явление международное.

Петра Наумовича Фоменко не стало 9 августа 2012 года. Он ушёл в возрасте 80 лет. Это трагическая дата для учеников. И хотя все они уже стали взрослыми людьми и признанными артистами, «фоменки» ощутили себя сиротами. Один из актёров сказал тогда: «Мы отравлены Фомой и, если честно, не доверяем больше никому».

13 августа, в день рождения мастера, они приезжают на Ваганьковское кладбище, и каждый раз, словно по волшебству, к могиле Фомы слетаются бабочки. Наверное, это души созданных им персонажей.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №6, февраль 2021 года