Как снимали фильм «Кандагар»
31.03.2021 17:29
Как снимали фильмВ основу картины положено реальное событие – пленение российских лётчиков афганскими талибами. Всю эту историю командир воздушного судна Шарпатов (по фильму – Карпатов) доверил своему дневнику, который вёл даже в плену. Записки и легли в основу сценария фильма «Кандагар».

Открываем огонь на поражение

3 августа 1995 года российский самолёт Ил-76 совершал коммерческий рейс из Албании в столицу Афганистана Кабул. Экипаж самолёта состоял из семи человек. На борту воздушного судна находился гуманитарный груз, предназначенный для правительства Афганистана.

В небе над Кандагаром наш самолёт неожиданно был атакован другим самолётом советского производства – истребителем МиГ-21, принадлежавшим движению «Талибан». Грузовому судну было приказано немедленно совершить посадку под угрозой ракетного огня на поражение. Так российские лётчики стали пленниками афганских талибов. Талибы вынудили пилотов приземлиться в Кандагаре, где в то время шла гражданская война. Плен россиян продлится более года и закончится героическим побегом.

Этот инцидент занял особое место в новейшей истории России. Лишь спустя 13 лет, в 2009-м, о побеге русских из плена сняли фильм. Однако реальная история была куда мрачнее киноверсии.

В Кандагаре россиян отправили на допрос, где обвинили во вмешательстве в дела Афганистана. Сами пилоты мало что понимали в сути конфликта, ведь их задача – доставить груз из точки А в точку Б. Этот рейс был для команды не первым, а политической ситуацией они особо не интересовались. Но вот беда: в одном из ящиков груза оказались крупнокалиберные снаряды, которые запрещено перевозить гражданскими самолётами. За это россиянам грозила смертная казнь.

378 дней

В будущем второй пилот Ил-76 Газинур Хайруллин признается, что они рассчитывали на быстрое разрешение конфликта. Мол, страна обязательно поможет своим гражданам, и скоро все окажутся дома. Однако пребывание у талибов затянулось.

Из дневника командира экипажа Владимира Шарпатова: «Три месяца как мы из дома, и сорок дней как здесь. На обед сегодня один тростник. Осталось только несколько ящиков воды. На таком «топливе» через пару недель, наверное, не сможем передвигаться.

С утра пришёл старый проповедник, который хотел выучить нас Корану и сделать из нас мусульман. Взамен обещал походатайствовать о нашем освобождении. Я высказал своё сомнение…»

Кормили лётчиков чем придётся, поили редко, зато с удовольствием показывали иностранным делегациям. Среди них были и американцы. В какой-то момент россияне вообще оказались разменной монетой в политических спорах.

Директор Научного центра психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе сказал в интервью: «Конечно, всему экипажу здорово досталось. Были у ребят и разборки, и мысли о суициде, и частичная утрата здоровья. Но больше всех пострадал сам Шарпатов… По закону развития чрезвычайных ситуаций первым на заклание всегда идёт командир, у него ведь ответственность за людей, и она сводит с ума. Не каждый с этим может справиться, только тот, у кого внутри есть стержень. Шарпатов справился. И экипаж справился вместе с ним, благодаря ему».

Однако в реальности экстремальная ситуация вообще-то не сплотила экипаж. Лётчики даже дрались друг с другом, обвиняли в происшедшем командира. Лишь совершая побег, они ненадолго превратились в единый коллектив. Но, вернувшись на Родину, вовсе не стали близкими людьми. Сегодня они даже не созваниваются.

378 дней, проведённых у талибов в плену, – это страх, болезни, тоска по близким, издевательства. Ожидание смерти и полное наплевательство со стороны тогдашних российских властей.

Босые люди с автоматами

Режиссёр фильма Андрей Кавун вспоминает: «Интересно, что до того момента, когда талибы взяли в заложники наш экипаж, никто их всерьёз не воспринимал. Мало ли в Афганистане воюющих группировок? Подумаешь, бегают какие-то босые люди с автоматами, стреляют друг в друга, ну и пусть стреляют… Однако захват заложников сразу привлёк к талибам внимание. С ними начали вести переговоры, к ним поехали международные делегации, журналисты и телегруппы. Конечно, они бы наших не отпустили ни за какой выкуп, это бы выглядело несерьёзно…

Я задумывал «Кандагар» как хороший такой триллер о пятерых русских парнях. Но когда начал заниматься фильмом всерьёз, в том числе встретился с капитаном экипажа, понял, что в жизни всё было намного глубже, тоньше и интереснее.

Фильм «Кандагар» – обо всех нас, о русских людях, – продолжает режиссёр Кавун. – Он о том, как мы ни в чём не можем договориться. Помните, как герои «Кандагара», попав в плен, сразу переругались? И ведь пока мы не договоримся, пока не научимся понимать друг друга, мы не будем жить так, как хотим. Я считаю, что настоящий подвиг этого экипажа состоял в том, что они всё-таки смогли договориться, смогли друг друга понять и принять. Потому что подвиг – это не когда ты взрываешь сотню врагов и себя вместе с ними. Подвиг – это когда ты спасаешь товарищей и себя».

Фильм «Кандагар» снят по событиям реальной истории, однако он не воспроизводит всё в точности. Это всё-таки художественное, а не документальное кино. В фильме экипаж состоит из пяти человек, в жизни их было семеро. Да и модель поведения некоторых героев пришлось изменить.

Киногруппу консультировал сам командир экипажа Владимир Ильич Шарпатов. У него возникали замечания в процессе съёмок, но, посмотрев окончательную версию, Шарпатов остался доволен.

Бьют нещадно, но живописно

В фильме собран замечательный актёрский состав. В роли командира выступает Александр Балуев. Носить форму ему не привыкать, но играть такую амплитуду переживаний – от отчаяния до дерзкой отваги – ему ещё не приходилось.

Второго пилота играет Владимир Машков, которого для этой роли специально вызвали из Голливуда. Энергетика этого актёра в точности соответствует характеру его героя – неформального лидера, бесшабашно смелого, отчаянно весёлого.

В роли штурмана Здора снялся Андрей Панин, один из лучших российских актёров, к сожалению, ныне уже покойный.

Съёмки фильма проходили в Марокко, в местечке Тамслот под Марракешем. Там не было ни электричества, ни воды. Жара 40 градусов, воздух раскалённый. Прямо по улицам бродили козы, бараны, ползали змеи…

К концу первого месяца пребывания в Марокко все актёры сильно похудели – одежда буквально с них сваливалась. Костюмер жаловалась, что придётся ушивать все костюмы. Само собой, когда группа только прилетела в Марракеш, все были белокожими. Во время съёмок артистам даже пришлось обмазываться специальным кремом, имитирующим загар. У украинского актёра Богдана Бенюка (бортинженер Вакуленко) начался от этого крема страшный дерматоз, ему пришлось отказаться от услуг гримёров и самостоятельно жариться на солнце с восхода до заката, приобретая естественный тёмный цвет кожи.

Вспоминает Владимир Машков: «Нам всем было трудно на съёмках. Сценарий странным образом влиял на нас. Мы как бы проживали жизнь этих ребят. Если по сюжету у нас были нормальные отношения, то и мы, актёры, собирались после съёмок, веселились, болтали. Но когда играли сцены разногласий, вдруг и между нами происходило нечто такое же. И мы запирались каждый в своём вагончике, не желая видеть друг друга. Иной раз хотелось бросить всё и свалить. Но как улететь? Самолёта под боком не было. И всё-таки нам пришлось намного легче, чем этим ребятам. Потому что мы знали, чем закончится эта история, а они – нет».

Роль Машкова вообще самая выигрышная – его персонаж часто ходит без рубашки, что позволяет актёру демонстрировать отличную физическую форму, и вообще он держится с вызывающей независимостью, за что талибы его избивают нещадно, но живописно.

Кстати, на съёмках не обошлось без травм – Машкова ранило осколком снаряда в ногу. К счастью, ранение оказалось лёгким.

Считается сумасшедшим

Почему Марокко? С тех пор как случилась эта история, в самом Афганистане безопаснее не стало, так что вести съёмки в реальном Кандагаре было бы безумием. Марокко подходило идеально, ведь многие западные киностудии – частые гости в этой стране. Режиссёры с мировым именем приезжают туда в поисках красивой натуры – древние города, горы, пустыня. Есть только одно правило: никто никогда не снимает в Марокко летом, поскольку там слишком жарко.
Однако съёмочная группа «Кандагара» это правило нарушила.

«Когда я рассказал человеку, который живёт в Марокко, что мы едем туда в мае, он сказал, что нас заберёт полиция. Тот, кто находится на улице днём, считается там сумасшедшим», – рассказал Владимир Машков. А актёрам приходилось не просто находиться, а несколько часов работать под палящим солнцем, в сложном гриме, босиком.

«Кандагар» – фильм дорогой, бюджет составил 7 миллионов долларов. В Марокко на съёмках были задействованы местные актёры, игравшие талибов. Четверо из них потом приехали на съёмки и в Москву. За пятиминутный эпизод фильма каждому из них заплатили по 1 тысяче евро.

А сколько ещё средств ушло на закупку костюмов, оружия, техники. Дорого обошлись и съёмки настоящего военно-транспортного самолета Ил-76, который в час съедал до 8 тонн топлива. Кроме того, в фильме много трюковых съёмок со взрывами машин, погонями, стрельбой.

Каждому «большому» артисту в пустыне предоставили особые условия – для этого арендовали два крупных трейлера. В них имелось всё, что нужно для отдыха, – комната с койкой, душ, туалет, кондиционер. Машков, Балуев и Панин заняли отдельные «кабинеты», а Александр Голубев (бортрадист Витёк) и Богдан Бенюк (бортинженер Роман Вакуленко) довольствовались одной на двоих.

Гримёрная тоже на колёсах, оборудованная по последнему слову техники – с раковиной для мытья головы, огромными зеркалами с подсветкой, как в театре.

Соки и салаты актёрам готовили отдельно от всей группы и приносили каждому в вагончик. Балуев выставил условие, что будет сниматься только в соломенной шляпке, предохраняющей голову от теплового удара. Шляпу пришлось срочно заказывать в Москве и везти в Марракеш. За полтора месяца актёр так полюбил свой головной убор, что не расставался с ним ни на минуту.

Андрей Панин в ночные смены сильно мёрз и потребовал тёплую куртку. Очень ругался, когда одежду вовремя не приносили. А вот Машков отличался неприхотливостью – ни разу ничего не попросил.

Потом киногруппа переехала на другое место. Палаточный городок раскинулся неподалёку от аэропорта Марракеша. Художники картины несколько дней бродили по блошиным рынкам, скупая за бесценок кухонную утварь, ржавые тяпки, гвозди, инструмент, пустые пластиковые бутылки. Арендовали стадо овец, несколько повозок с арбузами и морковью. В общем, воссоздавали копию талибского поселения.

Работать тут актёрам пришлось в антисанитарных условиях: пыль, поднимавшаяся от малейшего ветерка, не давала дышать, а вонь из колодцев с нечистотами заставляла морщиться даже местных жителей.

Своих не бросаем

Как в любом фильме, в «Кандагаре» случались и ляпы, которые подмечают профессионалы. Да, Марокко отдалённо напоминает Афганистан, но всё-таки эта местность более равнинная и более зелёная, нежели Кандагар и его окрестности. И улочки в Афгане более узкие, чем те, что показаны в картине. Сцена, в которой идёт ливень (кстати, одна из самых романтических в фильме), оправдана лишь тем, что на дворе стоял февраль. На самом деле в таких местах дождя не бывает по полгода.

В первой попытке лётчиков сбежать командир в итоге отказывается взлетать без одного члена экипажа, который остался на земле. На скорости 200 километров в час он врубает реверс и нажимает на тормоз. Самолёт резко останавливается. Но, по мнению профессиональных лётчиков, от такого кульбита колёса просто должны были порваться.

В одной из сцен в тюрьме лётчики пьют спирт, вспоминая старое. Сцена очень добрая и трогательная. И вот члены экипажа пьют третью рюмку, но почему-то делают это сидя. Любой лётчик знает, что это в корне неверно. В авиации принято пить третью рюмку стоя и молча, не чокаясь.

Не могли мужчины кидать камни в солдат, вооружённых автоматами, как это делал герой Машкова. В Афганистане кидание камнями – не просто покушение, но и оскорбление. Камни обычно кидают почтенные старики или дети, от бессилия. Они-то знают, что солдаты не будут в них стрелять.

Однако все эти замечания не отменяют того, что у российских кинематографистов получился отличный фильм, который люди до сих пор смотрят с интересом. Картину, конечно, можно было бы считать обычным боевиком из разряда «наши круче всех». Однако это далеко не так, поскольку здесь присутствуют глубокий психологизм, выдающийся актёрский ансамбль и моральный принцип «русские своих не бросают». Ведь герой Балуева всё же прервал взлёт, не смог бросить товарища в беде.

…В 1996 году командиру воздушного судна Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину присвоили звания Героев России. Остальные члены экипажа удостоились орденов Мужества. Самолёт, который спас жизни россиянам, потом ещё много лет летал в разных авиакомпаниях. Но, как мы уже сказали, члены бывшего экипажа друг с другом не общаются. Говорят, не сошлись характерами.

Лётчик Хайруллин впоследствии сделал карьеру и как управленец: в 2008–09 годах он являлся генеральным директором авиакомпании «Татарстан». В фильме «его» роль исполнял Машков, но героя зовут не татарским именем Газинур, а русским – Сергей. Ещё один татарин, член экипажа Асхат Аббязов, в картине вовсе отсутствует, из-за чего татарские националисты пытались поднять шум: почему в фильме одни славяне?

Однако создатели картины, вероятно, поступили правильно: они хотели избежать двусмысленности, связанной с мусульманским вероисповеданием некоторых членов экипажа. Ведь тогда непонятно, почему татары не смогли договориться с афганцами, своими братьями по вере.

А вот не смогли. Потому что, несмотря на вероисповедание, самые близкие родственники для татар – это русские и другие народы России. А от талибов наших татар отделяет моральная пропасть.

…Героическая драма Андрея Кавуна «Кандагар» с полным основанием может называться блокбастером. В российском прокате за первые четыре дня фильм собрал 6 миллионов долларов и обогнал картину Кэмерона «Аватар».

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №12, март 2021 года