Как устроен «Театр»
07.04.2021 18:28
ТеатрСоветский фильм «Театр», снятый на Рижской киностудии в 1978 году, произвёл большое впечатление на зрителей. В экранизации одноимённого романа Сомерсета Моэма затрагивалась «нецензурная» по тем временам тема: любовные отношения между известной актрисой бальзаковского возраста и молодым альфонсом. И как же важно не ошибиться в выборе исполнителей, чтобы не перейти грань, не вызвать возмущение зрителей и показать истинные чувства персонажей, которые прожили удивительные судьбы.

К ней непросто подойти

Моэм написал свой «Театр» в 1937 году, а в 1962 году появилась первая киноверсия под названием «Очаровательная Джулия», снятая австрийским режиссёром Альфредом Вайдеманном с несравненной Лилли Палмер в главной роли. Это неплохой чёрно-белый фильм, который перенёс всех героев из тридцатых в шестидесятые, то есть во времена, когда начинали своё головокружительное восхождение легендарные «Битлз». В картине присутствовали соответствующие антураж, костюмы и музыка.

А в 2004 году Голливуд подарил нам новую экранизацию романа Моэма. На этот раз режиссёр Иштван Сабо снял добротный яркий фильм с Аннет Бенинг, Джереми Айронсом и Шоном Эвансом в главных ролях. Бенинг даже получила «Оскар» за лучшую женскую роль.

…Да, образы Джулии Ламберт в исполнении Лилли Палмер и Аннет Бенинг по-своему убедительны, но настоящей «моэмовской» миссис Ламберт остаётся несравненная Вия Артмане.

В середине 1970-х Центральное телевидение решило выпустить цикл бенефисов, посвящённых известным советским артистам. Так появились музыкальные телеспектакли с участием Савелия Крамарова, Веры Васильевой, Сергея Мартинсона и Людмилы Касаткиной. А самым популярным оказался бенефис Людмилы Гурченко. Но Вие Артмане к её 50-летнему юбилею Рижская киностудия решила сделать особый подарок и снять целый фильм, который и стал оригинальным бенефисом латышской актрисы.

«Королевой советского кино» называли Артмане, которая могла сыграть любую роль. Она и в жизни была королевой – вела себя с коллегами доброжелательно, но всегда сохраняла дистанцию. Тем несуразнее выглядели слухи о её «служебном романе» с Иваром Калныньшем. А слухи эти подогревались искренностью чувств, которые изображали артисты на экране.

Ивар был сценическим партнёром Артмане в Театре имени Яна Райниса. Они симпатизировали друг другу в жизни и на подмостках, но дальше этого дело не заходило. «При всём коммуникативном комфорте было расстояние вытянутой руки, за которое перейти нельзя», – говорил об Артмане режиссёр Илья Хотиненко.

Янис Стрейч, сценарист и режиссёр «Театра», сделал красивый жест по отношению к именитой бенефициантке. Он предложил ей самой выбрать партнёра. Так на съёмочной площадке появился красавчик Ивар, сыгравший молодого и пылкого любовника Джулии Ламберт. И хотя в кино они играли страсть, в жизни всегда оставались на «вы».

«К ней непросто было подойти, поздороваться. Это был целый ритуал. Она требовательна к себе и другим. Но с ней всегда было интересно», – вспоминал Калныньш об Артмане.

Тем не менее доверие к партнёрше было настолько велико, что Ивар совершенно её не стеснялся. Отсняли даже два варианта сцены, когда Том Феннел (Калныньш) выходит из ванной с полотенцем на бёдрах и видит Джулию. Так вот, первый вариант артисты шутливо называли «шведской эротикой»: полотенце спадало, и зритель мог лицезреть обнажённую пятую точку Ивара. А второй вариант назывался «польским», он выглядел более невинно – герой Калныньша успевал подхватить полотенце, и видна только его голая спина. В итоге в кадре остался «советский» вариант: Том разговаривает с Джулией по телефону, а с плеча свисает то самое полотенце.

Сегодня любовные сцены в этом фильме смотрятся более чем целомудренно, но в то время некоторые ухитрились разглядеть здесь намёк на романтические отношения между артистами. Ивар очень переживал, что в труппе родного театра распространялись нелепые выдумки о том, будто они с Артмане любовники и якобы именно поэтому она «протащила» его на роль Тома Феннела.

Надо сказать, Калныньшу впоследствии потребовалось много лет, чтобы избавиться от стереотипного образа красавчика любовника. Именно таким его видели режиссёры и приглашали играть соответствующих героев.

Очаровательная негодяйка

Кстати, изначально режиссёром «Театра» должен был стать Гунар Цилинский, который в итоге сыграл мужа Джулии Ламберт – Майкла Госселина. Но Цилинский заявил руководству студии, что снимать Лондон согласен только в Лондоне! Это желание, конечно, оказалось невыполнимо.

Тогда пригласили Яниса Стрейча. По его задумке Джулия как настоящая прима, которую обожает лондонская публика, не отказывает себе в дорогостоящих костюмах и аксессуарах. И поначалу планировалось пошить для Вии Артмане не менее шестидесяти нарядов! Но скудный бюджет не позволил разгуляться художнику по костюмам Вечелле Варславане.

Однако выход был найден. Во многих сценах роскошная Джулия показана лишь по пояс. Верхнюю часть просто драпировали отрезами разных тканей, а вот что было внизу, остаётся загадкой. Впрочем, какая разница? Артмане и в простыне умела выглядеть царственно. Да, в этом образе нет того шика, который демонстрируют звёзды Голливуда, зато актриса брала мастерством и выразительностью.

Лёгким жестом, взглядом, словом она мгновенно меняла атмосферу вокруг себя. Стоит вспомнить, как изменяется походка Джулии-Артмане, когда она первый раз выходит из квартиры молоденького любовника. Из женщины среднего возраста она превращается в девушку, которая только-только начинает открывать для себя этот прекрасный мир!

О своей героине Вия сказала: «Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Однако прежде всего Джулия – человек очень честный по отношению к себе, своим недостаткам, и в этом её прелесть».

Родная кровь

Мало кто знал, что у всенародной любимицы Вии Артмане далеко не всё обстояло благополучно в личной жизни. Когда она в молодости пришла актрисой в Театр имени Райниса, Артур Димитерс уже блистал на сцене, был очень известен в Риге, да и в советских фильмах снимался часто. Эффектный мужчина и признанный ловелас заметил красивую дебютантку сразу, но Вия, всецело поглощённая работой, не обращала внимания на знаки расположения. К тому же всем было известно, что Димитерс женат.

Но через несколько месяцев активного ухаживания Артур сумел влюбить в себя недоступную Артмане, развёлся и женился на новой избраннице. Ревнивец со взрывным характером устраивал бесконечные сцены. Поговаривали, что когда супруги ругались, дрожали стёкла в окнах квартиры. Вия надеялась, что рождение ребёнка успокоит супруга, но малыш Каспар оказался нужен только ей. Все домашние заботы и воспитание сына легли исключительно на женские плечи.

Когда Вия сыграла в 1963 году Соню в фильме «Родная кровь» вместе с Евгением Матвеевым, на неё обрушилась слава, о которой её супруг и мечтать не мог. И снова ревность, зависть, обида на жену по любому поводу… В 1965-м она родила дочь, которую назвала Кристианой.

Когда в 1978-м вышел «Театр», Артмане боялась повторения того ужаса, что творился после «Родной крови». И боялась не зря. На Рижскую киностудию и Центральное телевидение тысячами приходили письма поклонников в адрес Вии. Немало видныехмужчин были готовы многое отдать ради её благосклонности. И Артур лютовал пуще прежнего.
Так они и жили. Домашние скандалы шли вперемежку с долгими разговорами о театре, потому что и Артмане, и Димитерс прежде всего были талантливыми творцами. Он ушёл из жизни в 1986 году, она надолго пережила  супруга.

На закате дней Вия Артмане перенесла три инсульта, последний вызвал помутнение рассудка, поэтому земной путь гениальная актриса закончила в психиатрической клинике. И только перед самым концом призналась в своём грехе – отцом Кристианы был Евгений Матвеев…

Да, случился в жизни Вии страстный роман, когда она и Матвеев снимались в «Родной крови». Отношения длились несколько лет, и Матвеев никогда не говорил о своей внебрачной дочери. «Самые счастливые актёры те, кто прошёл сквозь слой грязи», – считала Артмане.

Вия Фрицевна Артмане скончалась 11 октября 2008 года. Незадолго до смерти приняла православие с именем Елизавета. Была отпета митрополитом Рижским и всея Латвии Александром.

А 23 октября, спустя всего двенадцать дней, ушла из жизни Илга Витола.

«Старая корова»

Это совершенно удивительный человек. Не имея специального образования, Витола как-то раз случайно попала на киностудию и осталась там навсегда. Это та самая «старая корова», колоритная служанка Джулии Ламберт, которая, не произнося почти ни слова, каждым своим появлением приковывала внимание зрителя.

Илга была влюблена в кино, в саму атмосферу съёмок, и выполняла на студии любую работу. Нужен реквизитор? Илга! Нужно на грузовике подогнать технику? Илга! Нужно испечь пирог для актёров? Илга! Когда Янис Стрейч искал актрису на роль служанки Иви, в голове он держал именно образ Илги Витолы – пытался найти такую же неординарную, запоминающуюся внешность. Долго искал, пока помощник не предложил попробовать саму Илгу.

Предложение застало Витолу врасплох. Конечно, она мечтала сниматься, но эти мечты приходили только во сне… Как выяснилось, некоторые сны всё же сбываются. И образ «старой коровы» – так Джулия называла свою любимую, хотя порой и невыносимую служанку – прекрасно удался Витоле. Её Иви понимает всё, что происходит с хозяйкой, и ведёт себя вроде как прислуга, а вроде как верная компаньонка. Понимающий, чуть осуждающий взгляд на фоне нелепой причёски, фактурного лица, почти не требующего грима, и неприметного одеяния – только подчёркивали значимость «старой коровы» в жизни Ламберт.

Озвучивала Илгу замечательная Римма Маркова.

Артмане и Витола создали на экране неповторимый актёрский дуэт, который перерос в дружбу за пределами съёмочной площадки. Об Илге вспоминают как об открытом, добром и очень талантливом человеке, поражающем душевной красотой. Она писала стихи, изучала искусство, была эрудированна и умна, но, к сожалению, свою семью создать так и не смогла. После «Театра» Витола приняла участие ещё в девяти фильмах, где сыграла эпизодические роли.

Где ты, мамочка?

Роман «Театр» считается одним из самых остроумных произведений Сомерсета Моэма. Но рижским кинематографистам удалось его превзойти по части юмора, особенно в эпизоде, где впервые появляется сын Джулии и Майкла – Роджер Госселин в исполнении Петериса Гаудиньша.

Стрейч решил воспротивиться первоисточнику Моэма, который описывал Роджера прыщавым, одутловатым юношей, не унаследовавшим красоты родителей-актёров. Роджер здесь выглядит подтянутым привлекательным молодым мужчиной, не принимающим лицемерный мир, в котором живут папа и мама. Он осознаёт, что никому ни до кого нет дела, а произносимые в воздух слова, не затрагивающие ни одной струнки души, – всего лишь дань приличию. Весь этот мир пронизан фальшью.

Друзья и знакомые родителей на светском приёме произносят одни и те же реплики: «О, Роджер, ты вырос на целую голову!.. Как учёба?.. Какие планы на будущее?..» – и уходят, не дожидаясь ответа. А Роджер безучастно тарабанит заученные фразы. Такого в романе Моэма нет. Но эта сцена в фильме задаёт вектор, определяющий чуть ли не главную режиссёрскую мысль: в нашем мире-театре всегда нужен человек, который трезво оценивает ситуацию со стороны.

Роджер становится как раз таким человеком. Именно он произносит самые важные слова, которые испугали Джулию до смерти: «Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это – боюсь, что никого там не найду». Он говорил, что не может за сыгранными образами, которые миссис Ламберт носит как многослойную одежду, отыскать саму Джулию, свою обожаемую маму.

Петерис Гаудиньш родился в Риге в семье выдающихся врачей, окончил школу с физико-математическим уклоном, конечно, пошёл в медицинский, но вскоре увлёкся театром и кино, ставшими его настоящим призванием. Советский зритель помнит красивый, во многом трагический, но светлый фильм «Вей, ветерок!». Там состоялся кинодебют Петериса в 1973 году. Позже случились в его актёрской судьбе «Театр», «Стакан воды», «34-й скорый», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Узник замка Иф» и многие другие фильмы, где Гаудиньш предстал в разноплановых образах, но преимущественно в ироническо-лирическом жанре.

Для советской актрисы это слишком

Ещё одна щекотливая тема была затронута в «Театре». Богатая меценатка Долли де Фриз у Моэма – неоднозначный персонаж. А в экранизации он остался не менее противоречивым. Правда, в романе Долли описана грузной низкорослой женщиной, а вот в фильме её сыграла блистательная Эльза Радзиня, запомнившаяся в шекспировских экранизациях легендарного режиссёра Григория Козинцева. В «Гамлете» она сыграла Гертруду, мать Гамлета, а в «Короле Лире» – Гонерилью, старшую дочь короля.

Роль Долли де Фриз стала серьёзным вызовом для Эльзы, как стала бы вызовом для любой другой советской актрисы. А всё дело в том, что богачка де Фриз финансировала театр, где играла Джулия Ламберт, исключительно из эротических чувств, которые испытывала к приме.

Радзиня делает свою героиню одновременно женственной и мужеподобной. Это совсем не то, что написано у Моэма. Перед зрителем предстаёт поджарая стильная особа, которая с одинаковым шиком носит костюмы обоих полов. Показать сексуальные предпочтения Долли, хоть и слегка завуалированно, в 1978 году на советском телевидении – это смелый поступок. Возможно, многие так и не поняли сущности Долли, что, в общем-то, к лучшему. Скорее всего, ничего не поняли и чиновники, которые утверждали «Театр» к показу.

Невозмутимый пианист

Музыка маэстро Паулса оказала животворное влияние на многие любимые нами фильмы. Почти к шестидесяти кинолентам Раймонд Паулс написал прекрасные мелодии – стоит только вспомнить «Три плюс два», «Стрелы Робин Гуда» или «Долгую дорогу в дюнах». Маэстро и раньше сотрудничал с Янисом Стрейчем, до «Театра» у них уже состоялось два проекта, но «Театр» стал первой значительной совместной работой.

Как вспоминает композитор, он сначала написал несколько инструментальных тем, которые подошли атмосфере, задуманной Стрейчем. А потом режиссёр стал показывать отснятый материал небольшими отрывками, и Паулс по костюмам артистов и обстановке решал, какую музыку напишет.

Паулс отметился в фильме не только как автор музыки, но и как актёр. В двух эпизодах он появляется на экране в качестве невозмутимого пианиста в ресторане, где ужинает Джулия Ламберт.

Прошло более сорока лет с премьеры фильма Яниса Стрейча, и сегодня он является ярким напоминанием о том, что «весь мир – театр, а люди в нём актёры», как бы мы ни старались доказать обратное.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №13, апрель 2021 года