Здорово, Кострома!
19.05.2021 16:46
Здорово, Кострома!Прошло семь лет с тех пор, как церемония открытия Олимпиады в Сочи поразила весь мир. И всего несколько лет минуло с тех пор, как с лица земли практически исчезло село Дорожёво, что в Брянской области. Что объединяет эти два события? Песня «Кострома».

Кисель с молоком

Необычная композиция группы «Иван Купала» стала популярна сразу среди всех российских меломанов – от молодёжи, которая с удовольствием отплясывала в клубах, до поклонников русского фольклора и электронной музыки. «Кострома» стала настолько любима, что её использовали в качестве визитной карточки нашей страны на открытии XXII зимних Олимпийских игр в 2014 году.

А исполнил эту старинную песню под современный аккомпанемент фольклорный хор из брянского села Дорожёва.

Всё-таки мы очень любим погрустить. Осталось в нашей генетической памяти кое-что от тех деревенских женщин в платках, которые выходили к околице и горевали, дожидаясь мужиков с войн. А если не дожидались, то заводили тоскливые песни, от которых сердце обливалось слезами. И пели бабоньки так ладно, так жалостливо… Но в то же время жизнеутверждающе.

«Кострома» – вроде бы не грустная песня, ведь у неё весёлая мелодия. Однако если вслушаться в слова, то здесь всё те же житейские проблемы – хвори да тяжёлая работа.

«Здорово, Кострома! – Здоровенько! – Что вы делаете? – А, милая, заболела. – Заболела – полечитеся». А ещё бабоньки прядило мнут, потом прядут, а затем и ткут.

Вообще-то в песне описан полный производственный цикл создания ткани изо льна. Это очень трудоёмкий процесс, и неудивительно, что некоторые после такого слегка захворали. Но жизнеутверждающий припев всё расставляет по местам: «Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома… А у Костромушки кисель с молоком, молоком. А у Костромушки блины с творогом…»

Вот оно, счастье народное – кисель с молоком да блины с творогом! Символы гостеприимства и русского хлебосольства. Исторически Костромской край с его вольными лугами, чистым воздухом и прозрачными озёрами располагал к развитию животноводства. Корова – матушка и кормилица, отсюда и молочный кисель, и блины с рассыпчатым творожком.

Девоньки мои

Бабушки из села Дорожёва исполняют эту песню только в записи. В силу возраста и состояния здоровья они не в силах гастролировать и давать концерты, поэтому в коллективе «Иван Купала» их заменили молодые девушки, которые исполняют «Кострому» живьём. Все они с высшим музыкальным образованием (окончили Гнесинку) и очень трепетно отнеслись к ответственной задаче – повторить исконные русские распевы.

У девушек получилось так здорово, что растрогались даже сами бабушки. Одна из них подарила молодым солисткам настоящие народные костюмы, которым больше двухсот лет! На них нет ни единого машинного шва, все стежки ручные. Говорят, эти старинные наряды долго лежали в сундуке, а сундук – в земле. Туда его поместили во время Великой Отечественной войны, чтобы сохранить народное богатство.

Молодёжь с большой радостью приняла бесценный дар, вот только девушки понятия не имели, как ухаживать за старинными нарядами. После очередного концерта они вздумали постирать свои сарафаны и льняные рубахи, но, к их ужасу, от ярких цветных тканей и оригинального силуэта не осталось и следа.

Девушки принесли испорченные костюмы к той самой бабушке и умоляли помочь, а та, увидев лохмотья, запричитала: «Девоньки мои, что ж вы наделали! Так же нельзя!» Сетовала, сетовала бабушка, сопровождая своё негодование, возможно, какой-нибудь древней песней, ведь народная песня есть на каждый случай, – и всё-таки спасла наряды. Как ей это удалось – никому не ведомо.

С тех пор солистки больше не рискуют. Если костюм требует ухода и починки, то его привозят на реабилитацию к мудрой бабушке.

Музыка в эфире

Концертная жизнь «Ивана Купалы» продолжается довольно долго. Ведь «Кострома» в известном нам виде впервые прозвучала ещё в 1999 году. Тогда же вышел дебютный альбом группы.

Неизменный костяк «Ивана Купалы» – это Денис Фёдоров и два Алексея, Иванов и Румянцев. Все трое хорошо знали творчество французской группы «Дип Форест», которая ещё в начале 90-х создала уникальный музыкальный стиль – сочетание этнической и электронной музыки.

Вот этими находками французских «фольклористов» и вдохновились создатели нашего «Ивана Купалы».

Вообще-то ребята не думали останавливаться на русском народном творчестве, они хотели использовать этническую музыку разных народов мира. Экспериментировали с болгарским, японским, украинским и африканским фольклором. Но истинную популярность получили лишь наши исконные русские песни – «Кострома», «Купала», «Коляда». Литера «к» для музыкантов стала будто заговорённой, она всегда приносила успех.

Создав коллектив, больше года ребята собирали по деревням и сёлам старинные напевы, знакомились с носителями фольклора, а также со специалистами. «Всё изменилось, когда мы встретились с питерскими и московскими этнографами, которые дали нам послушать настоящий русский фольклор, и мы осознали, что это – наше. Мы понимали текст, могли улавливать настроение музыки», – так вспоминает начало пути Алексей Румянцев.

Название группы появилось почти случайно. Когда музыканты решили организовать коллектив, то придумали три возможных варианта – «Финист», «Иван Купала» и «Батюшки». Румянцев показал готовые композиции своему другу, директору музыкального издательства, а тот позвонил знакомому продюсеру на радио. Продюсер поинтересовался: «Как эта группа называется?» – и директор сумел вспомнить лишь одно название – «Иван Купала». Так «Кострома» попала на радио, а новый коллектив получил имя.

Песня быстро стала хитом №1. Долгое время она держала первое место на 32 московских радиостанциях!

Чтобы скорее пришло лето

Почему же практически народная песня стала вдруг настолько популярной? Возможно, секрет заключается в том, что авторы очень бережно отнеслись к оригинальному музыкальному материалу. Они не изменили даже тональность напева хора из Дорожёва, а лишь дали электронную огранку истинному бриллианту народного фольклора. Причём речь не только о «Костроме», но и обо всех композициях «Ивана Купалы».

Что касается «Костромы», эта песня прошлась по всей России и даже успела пополнить сборник популярных цитат («Заболели – полечитеся»). А потом она отправилась за границу, где также пришлась публике по душе. Вообще, в 2000-м начался настоящий бум русской народной музыки, и этим мы обязаны этнопроекту «Иван Купала» и песне «Кострома». Неожиданный успех, возможно, связан ещё и с тем, что народное пение придало звучанию современной группы особую, неповторимую индивидуальность.

Альбом «Кострома» мог выйти ещё в 1998-м, но случился дефолт, и презентацию пришлось отложить на год. Но за это время появился видеоклип. Первоначальный вариант совершенно не устроил музыкантов группы, они потребовали его ликвидировать. А вторая видеоверсия была основана на кинохронике учёного-фольклориста Сергея Старостина.

У удивительных людей получаются удивительные вещи. Старостин – не только фольклорист, но и этнограф, певец, телеведущий и мультиинструменталист. Окончив консерваторию по классу кларнета, он освоил множество народных инструментов, включая гусли, лиру, рожки, и навсегда связал свою жизнь с народной музыкой. Кто лучше него справился бы с созданием атмосферы клипа новой интересной группы?

Фольклорный хор села Дорожёва не только cпел, но и снялся в клипе. Вдобавок этот коллектив владел уникальным знанием – они умели исполнять редкий народный обряд «Сожжение Костромы». Именно эти кадры использовал режиссёр Виталий Мухаметзянов, снявший за свою недолгую жизнь более трёхсот видеоклипов.

Обряд сожжения Костромы заслуживает особого внимания. Кострома – это не только название великого города, но и имя обрядового персонажа традиционной крестьянской культуры языческих времён. Проводы, а потом и «похороны» Костромы означают проводы весны, чтобы на смену ей быстрее пришло плодоносное лето. Кострома – это молодая девушка в белых одеждах, с дубовой ветвью в руке, которая водит хоровод с подружками, распевая песни и оплакивая свой короткий век.

Проводя обряд, крестьяне лепили из соломы чучело, наряжали в яркую одежду, а затем разрывали на части или сжигали. Естественно, всё это сопровождалось обрядовыми песнопениями. Считается, что этот ритуал передаёт полям плодородие.

Не выдержало сердце бога

А ещё существует прекрасная легенда о Костроме и Купале, что, несомненно, связывает известную песню и музыкальную группу.

В стародавние времена прекрасная царица ночи Купальница влюбилась в бога огня Семаргла и долго умоляла его спуститься к ней с небес. Красавец Семаргл не соглашался, потому что по ночам он не должен спать, а обязан охранять землю от проникновения зла из небесной тьмы. Но однажды не выдержало сердце мужественного бога, спустился он по лунной тропке к Купальнице, глянул на девушку и влюбился без памяти. Родила царица после той ночи двойняшек – дочь Кострому да сына Купалу.

Жили детки счастливо и беззаботно, души друг в дружке не чаяли. Но однажды Купалу увлекла своим пением райская птица Сирин. Ушёл он от сестрёнки в дремучие леса, где украли его гуси-лебеди. Много лет прошло, и встретились случайно брат и сестра, да только не признали друг друга и влюбились, а когда поняли, что произошло, то от позора и греха решили утопиться в реке Ра. Но не приняла река их жертву, выкинула из своих вод обратно на берег, где превратились они в двухцветный прекрасный цветок, который назвали Купала-да-Кострома. А много позже, после принятия христианства, Купалу окрестили Иваном, а Кострому – Марьей. И теперь этот целебный цветок мы зовём иван-да-марья.

Все истории, связанные с Костромой и Купалой, музыканты изучили ещё до того, как приступили к записи первого альбома. И теперь кажется, что само провидение заставило друга-директора вспомнить в разговоре с радиопродюсером лишь одно название – «Иван Купала».

Хит «Кострома» несколько лет был популярен среди завсегдатаев клубов, особенно после того, как «клубный ремикс» сделала популярная группа «Дискотека «Авария». Они задали известной мелодии танцевальный ритм, но эта версия всё-таки не воздействует на слушателя так сильно, как оригинал «Ивана Купалы». Впрочем, и этот вариант долгое время удерживался в верхних строках всевозможных хит-парадов.

Где бабушки?

Музыкантов часто спрашивают, почему на концертах выступают молодые исполнительницы, а не те самые бабушки, которые изначально исполнили с ними «Кострому». Оказывается, основатель группы, Алексей Румянцев, действительно планировал для живых выступлений приглашать исполнительниц старшего возраста из деревень, где сохранились традиции старинного песнопения. Поначалу никто и не собирался отступать от задуманного, и даже нашли несколько бабушек, которые участвовали в концертах «Ивана Купалы». Но каждый раз происходила одна и та же история. На репетициях всё шло прекрасно, однако как только заполнялся зал и включались софиты, бабушки замирали от волнения и рта не могли раскрыть. Ведь они не привыкли к такой обстановке.

Решили пригласить профессиональных певиц, которые имитировали фольклорное пение разных уголков России. Румянцев видит в этом большой плюс, ведь многие группы прекращают своё существование, когда солистки стареют. А тут молодые «бабушки» постепенно превратятся в бабушек настоящих, так сказать, без отрыва от производства. И это только усилит концепцию коллектива.

«Кострому» характеризовали как «весёлое, танцевальное прочтение русского фолка, при этом без признаков советской художественной самодеятельности», и это, вероятно, самое точное определение.

Но пока электронная музыка дарила новую жизнь древним песням, родина этих песен приходила в полный упадок. В 1930–80 годы Дорожёвский фольклорный хор был самым известным в Брянской области, Советском Союзе и за его пределами. Само село Дорожёво впервые в исторических хрониках упоминается в XVII веке. В начале XX – оно становится центром ярморочной торговли.

Но к 2010 году население Дорожёва составляет всего 18 человек. Хора давно нет, а теперь даже неизвестно, остался ли хоть кто-нибудь в этом забытом селе… Память об этом историческом месте живёт лишь в песнях «Ивана Купалы», участники которого более двадцати лет продолжают свои творческие поиски.

Дело государственной важности

Они не балуют поклонников выходами новых альбомов. Последний, «Родина», был записан в 2012 году. Но группа гастролирует, предпочитая прямое общение со зрителями многочасовым записям в студии. Ребята сами выбирают гастрольные маршруты, никогда не надеются на спонсоров и не гоняются за высокими гонорарами. Они продолжают изучать фольклор, получая от этого удовольствие.

И всё бы так и продолжалось, но год назад, в самый разгар пандемии, Алексей Румянцев попал в беду. Его здоровье подкосила пресловутая «корона», на фоне которой обнаружилось ещё более страшное заболевание. И тогда впервые в жизни Алексей обратился через социальные сети к своим поклонникам с просьбой помочь собрать деньги на операцию и реабилитацию, поскольку гастроли отменились, друзья-бизнесмены «вылетели в трубу», а накоплений он никогда не имел. Да и что можно заработать на популяризации народного творчества…

«В своё оправдание скажу: если эта история закончится хорошо, я приложу все усилия для того, чтобы сделать ещё что-нибудь достойное в той работе, которой занимаюсь последние 25 лет» – так закончил своё обращение Румянцев. Хочется верить, что люди, которым близко творчество этого замечательного музыканта, всё-таки откликнулись. Поскольку сегодня Алексей вновь занимается любимым делом.

…Лет семь назад в одном из интервью Румянцева спросили: считает ли он, что группа «Иван Купала» занимается делом государственной важности, неся русский фольклор в массы? Музыкант ответил, что только со временем осознал миссионерский смысл своей деятельности. «Взять хотя бы пик популярности «Костромы» и «Коляды», когда нас показывали по всем каналам телевидения и играли на всех радиостанциях. По логике вещей, наша музыка не должна была попасть в хит-парады и звучать на дискотеках… Страна была охвачена депрессией, и ей была очень нужна эмоциональная опора, чувство национального самоуважения. Именно тогда «Кострома» зазвучала на радио, и я помню, с какими словами благодарности подходили к нам люди».

Люди благодарны и в наши дни, ведь недаром в народе сохранилось шутливое приветствие: «Здорово, Кострома!»

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №18, май 2021 года