Для тех, кто выжил в девяностые
26.05.2021 19:38
Для тех«Чёрная» криминальная комедия «Жмурки» стала необычным витком в карьере режиссёра Алексея Балабанова. До этого он снимал серьёзные фильмы, а тут решил создать нечто более простое. В результате получилась картина, вызывающая шок и нервический смех, но действующая на зрителя оздоравливающе.

Там все дебилы

«Это и не комедия, и не серьёзное кино. Нечто промежуточное, – так охарактеризовал свой фильм режиссёр Алексей Балабанов. – Абсолютно русское кино, которое вообще не интересно западному зрителю. Ни один буржуй в нём ни черта не поймёт, он просто не знаком с этими реалиями».

«Карикатурная иллюстрация поведения огромных слоёв населения девяностых годов» – такое определение дал артист Виктор Сухоруков.

Изначально в сценарии фильма фигурировало 18 трупов. Но, по мнению режиссёра, несмотря на обилие крови, на это кино можно смело идти с детьми.

«Фильм не задумывался серьёзным, – объяснял Балабанов. – Был сценарий Стаса Мохначёва, такой тарантиновский, но в целом довольно реалистичный. Когда я прочитал его, то увидел много смешного. И переписал его под себя – диалоги, ну и так далее. Сюжет оставил, ну и кое-какие разговоры. Кино изначально задумывалось смешным, и все артисты, которые снимались, включая Михалкова, прекрасно это поняли. Пока снимали, все очень радовались: каждый дубль смотрят и радуются, смеются как дети. Потому что никто раньше такого не играл. Дебилов играть – это всегда весьма забавно, это в радость любому артисту, а большому артисту – тем более. А там ведь все дебилы – это жанр такой».

Фильм получился в лучших традициях криминальной комедии. Картина напоминает работы таких режиссёров, как Квентин Тарантино и Гай Ричи: «Криминальное чтиво», «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш». Эти фильмы стали культовыми в России, потому картина, снятая в том же стиле, но в российских реалиях, была обречена на успех. Особенно если за дело берётся талантливый режиссёр и приглашает в фильм лучших актёров.

Комические бандиты

Обычно Балабанов снимал фильмы по собственным сценариям. Но «Жмурки» стали исключением. Возможно, потому он так выделяется на фоне остальных работ этого режиссёра.

Сценарий фильма написал футболист Стас Мохначёв. В ту пору он играл вратарём за юношескую сборную России. Когда друзья Стаса узнали, что тот пишет сценарий, кто-то в шутку предложил отдать его режиссёру, который снял фильм «Брат», то есть Алексею Балабанову.

Балабанову сценарий принёс продюсер Сергей Сельянов. Материал режиссёру очень понравился, хотя, как уже сказано, он его переработал.

Фильм сняли в очень сжатые сроки – за полтора месяца. Натуру выбрали в Нижнем Новгороде – режиссёр в своё время учился здесь в пединституте. Для достоверности на время съёмок с улиц города убрали все иностранные автомобили выпуска ранее 1995 года.

Большинство актёров было утверждено без всяких проб. Главными героями фильма «Жмурки» стали Сергей и Семён, он же Саймон, которых сыграли Алексей Панин и Дмитрий Дюжев. Они идеально вписались в роли комических бандитов.

В «Жмурках» поистине звёздный актёрский состав того времени – Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Гарик Сукачёв… А продажного милиционера сыграл Виктор Сухоруков, снявшийся ранее в дилогии «Брат». Все приглашённые актёры согласились участвовать в съёмках, ни один не отказал. Даже очень известные российские артисты, которых пригласили лишь на эпизодические роли, тут же согласились, поскольку фамилия режиссёра Балабанова гремела повсюду.

К таким исполнителям относятся Андрей Панин, Андрей Мерзликин, Рената Литвинова, Андрей Краско, Татьяна Догилева, Дмитрий Певцов и другие. Последний, несмотря на свой звёздный статус, появился в фильме всего на 44 секунды.

Персонажи в фильме, как это часто бывает у Балабанова, гротескные. Для создания таких образов актёров тщательно гримировали.

Чтобы актёры в кадре выглядели естественно, им накладывали особый грим. Практически у каждого исполнителя брали слепок зубов, чтобы изготовить капу. Это специальная накладка на челюсти, которая широко применяется в боксе. Актёров в таком гриме просто не узнавали. Как-то раз нижегородские журналисты увидели Алексея Панина на улице и сообщили в газетах, что у того сломана челюсть.

Ещё одна интересная деталь: за время съёмок было израсходовано почти 50 литров фальшивой крови.

Гримёрам пришлось попотеть и над статистами. Очень много грима ушло на массовку для эпизода перестрелки в морге, с которого начинается фильм. «Жмуриков» изображали актёры местного театра, которым платили по 1500 рублей за съёмочный день. А саму сцену снимали в общественной бане. Гримёры разрисовали актёров, на их тела нанесли «раны» и «шрамы», которые затем отмывали тут же, в бане. Говорят, посетители шарахались от загримированных актёров, приходивших мыться в другое крыло, где не проводились съёмки.

Мамка заругает

Говорит актёр Анатолий Журавлёв (он сыграл бандита Балу): «С Алексеем Балабановым работалось прекрасно и увлекательно, как всегда происходит с талантливыми людьми. Этот месяц остался у меня, да и у всей съёмочной группы, в памяти на всю жизнь. Персонаж, которого я там изображаю, – типичный молодой человек из девяностых, таких людей много было. Я сам прошёл через это. Есть такая фраза: «Мы выжили в девяностые». Да, многие прошли через это и сталкивались с подобными персонажами. У меня такой парень был знакомым, поэтому не составило труда показать Балу. Я его принял и полюбил».

Никита Михалков очень интересно рассказывал о своём герое Михалыче: «Мой персонаж в «Жмурках» – это проводник Андрей из «Вокзала для двоих», повзрослевший на пару десятков лет и превратившийся в того, кого я сыграл. Кстати, это я убедил Алексея Балабанова, что Михалыч должен быть именно таким. Человеком с железными зубами, чёлкой, безумно влюблённым в сына. А ведь Балабанов поначалу предлагал мне играть этого персонажа серьёзно! Но, блин, всерьёз играть пахана невозможно! Единственным выходом для меня было – найти для роли характерность на самой грани фарса, что для фильма довольно опасно. Когда Алексей мне объяснял, что это должен быть такой мафиози в кожаном пальто, не гнушающийся чужой кровью и так далее, я тут же честно сказал ему, что мне это скучно играть. Умножать клише нескончаемых сериалов про «ментов-оборотней»?.. А вот что мне было бы интересно – так это вылепить совершенно гротесковый персонаж, этакого идиота, но неожиданного идиота, жестокого и при этом до слабости в коленях обожающего такого же идиота-сына. Пусть он даже боится жены, которую мы никогда не увидим в кадре, но которая будет незримо существовать. Михалыч – чистый стёб, но стёб отнюдь не эстрадный, а в органике русской актёрской школы перевоплощения. И когда пришла фраза «Мамка заругает», которую Михалыч постоянно произносил своему сыну, всё сразу встало на свои места. После этого я мог делать всё что угодно».

В балабановском фильме «Жмурки» нет ни одного положительного персонажа. По крайней мере среди людей. Есть маленький крокодильчик в зоомагазине, который не стал есть мышку. И, пожалуй, всё.

Некоторые фрагменты фильма являются отражением реальных событий, происходивших в девяностые. Например, сожжение трупа архитектора.

Архитектор в камине

Эпизод, когда авторитет Михалыч (Никита Михалков) сжигает в камине труп неудачливого архитектора, скорее всего, заимствован из реальной чудовищной истории 90-х годов.

В марте 1995 года архитектор Алексей Галанин руководил бригадой рабочих, которые занимались в Москве ремонтом квартиры известного криминального авторитета Сергея Мамсурова (Мансура) на улице Петровке. Мамсуров, находясь в агрессивном наркотическом угаре, недовольный выполненным ремонтом, застрелил Галанина. Желая затем избавиться от следов, он не нашёл ничего лучше как расчленить и сжечь тело в камине, что и проделал с помощью своих охранников. Наказание за данное преступление он не понёс, поскольку был убит в апреле 1995 года.

В фильме «Жмурки» Сергей, герой Алексея Панина, встречается с бандитом по кличке Кабан. Его прототипом стал тот самый Кабан, помощник Саши Белого в сериале «Бригада». Но в «Бригаде» он на экране не появлялся.

Есть в фильме и другие отсылки к знакомым сюжетам. Дмитрий Певцов сыграл эпизодическую роль адвоката, что напоминает нам о сериале «Бандитский Петербург», где актёр играл уголовника по кличке Адвокат.

Имеется в кинокартине одна деталь, которую зрители могли и не заметить. Чтобы в фильме был хороший звук, реплики героев нужно записывать на качественные студийные микрофоны. Естественно, во время съёмок такое сделать не получится. Поэтому все диалоги и монологи озвучиваются отдельно в студии, а затем накладываются при монтаже. Благодаря данному приёму звукорежиссура позволяет воплощать в жизнь интересные вещи. Например, актёра может озвучивать совершенно другой человек.

К такому трюку прибегнул Алексей Балабанов в «Жмурках».

Режиссёр заметил, что у Алексея Панина и Дмитрия Дюжева одинаковый тембр голоса. Тогда он на озвучение героя Панина пригласил актёра Юрия Гальцева. В итоге Панин отыграл роль лицом, а Гальцев – голосом. Судя по результату, эксперимент можно считать удачным.

Сам же Панин тоже участвовал в процессе озвучки, только он подарил голос не своему персонажу, а студенту-медику Лёшику, который пришёл спасать Сергея после ранения.

Вообще, это не первая подобная «махинация» Балабанова. К такому трюку звукорежиссуры он прибегнул ещё во время создания первого «Брата». Тогда героя Виктора Сухорукова озвучил Алексей Полуян, игравший милиционера в фильме «Груз 200».

Главным автомобилем фильма «Жмурки» стал «БМВ» – одна из популярнейших машин у бандитов того времени. В 90-е годы аббревиатура БМВ расшифровывалась как «Боевая машина воров», «Боевая машина вымогателей» или «Братве можно всё». Кстати, с машиной связан один из киноляпов фильма. Вспомните эпизод, в котором «БМВ» подъезжает к дому и бьёт «Жигули». Если присмотреться, то можно заметить, что на дороге от автомобиля множество следов. Сразу понятно, что в фильм попал далеко не первый дубль.

Кстати, о машинах. На машине Михалыча почему-то питерские номера. Впрочем, место действия фильма в сценарии не оговорено.

Молотком по кумполу

Дмитрий Дюжев вспоминал, что по сюжету ему постоянно приходилось бить кого-нибудь молотком. И всем его жертвам делали специальные железные накладки. Именно эти приспособления и спасали актёров, потому что Дюжев бил именно по ним. Гарик Сукачёв во время съёмок своего эпизода сказал Дюжеву: «Бей! Мне ж не больно, я всё сыграю». Дюжев ударил, а Сукачёв так закричал с искажённым от боли лицом, что все испугались, не промахнулся ли Дюжев. Но, как оказалось, это была просто великолепная актёрская реакция Сукачёва.

Композитором фильма стал Вячеслав Бутусов. Всего он написал музыку к четырём фильмам Алексея Балабанова – «Брат», «Брат-2», «Война» и «Жмурки».

Съёмки фильма начались в октябре 2004 года, а премьера состоялась 24 мая 2005-го. Изначально фильм носил рабочее название «Кавардак», на кинофестивале в Хельсинки он шёл под именем «Блеф мертвеца», а в американском прокате – «Блеф слепца». В российский прокат фильм вышел под названием, в котором зашифрована не только старинная русская игра, но и жаргонное слово «жмурик» (покойник).

К сожалению, фильм Балабанова несколько запоздал со своей пародией на «мир братков». Спустя десятилетие после произвола девяностых годов, накопив начальный капитал, они превратились во вполне цивилизованных бизнесменов, депутатов и их помощников. И отнюдь не прибегают к помощи огнестрельного и прочего оружия, когда надо устранить конкурентов. Теперь с ними можно разделаться экономически и политически.

Впрочем, лозунг фильма «Жмурки» – «Для тех, кто выжил в девяностые!». Криминальная комедия о девяностых имела огромный успех в прокате. А для исполнителей главных ролей, Дюжева и Панина, этот фильм оказался звёздным часом.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №19, май 2021 года