Как люди упускают свой главный шанс
02.06.2021 17:36
Как люди упускаютМы много раз видели любимые советские фильмы и уже не представляем, что Жеглов, Шарапов, Штирлиц, Мюллер и прочие персонажи могли иметь совсем другие лица – не Конкина, Высоцкого, Тихонова, Броневого. В истории кино зафиксировано множество случаев, когда актёры упускали свой звёздный шанс. Например, если артист не прочувствовал характер своего героя и отказался от роли. Зато коллега, снявшийся вместо него, в итоге стал суперзвездой. Случалось, что и другие обстоятельства мешали актёрам сыграть роли, которые принесли бы им ещё большую славу.

Нелепый срыв

Любимый фильм наших зрителей «Белое солнце пустыни» давно стал классикой. А роль Сухова – лучшей в актёрской карьере Анатолия Кузнецова. Но изначально роль предназначалась для Георгия Юматова, звезды героических лент. И хотя у него была репутация актёра, склонного к срывам, его всё же утвердили.

По замыслу режиссёра Владимира Мотыля первой сценой должны были снимать сон-мечту Сухова. Снимали под Ленинградом, в районе Луги. Но в назначенный день Юматов оказался, что называется, в нерабочем состоянии, к тому же с побитым лицом. Дело в том, что незадолго до съёмок погиб друг Юматова, режиссёр Никита Курихин (у него актёр снимался в фильме «Не забудь... станция Луговая»). Отправившись отдыхать на своём автомобиле в Прибалтику, он заснул за рулём и врезался в стоявший на обочине грузовик.

В шоковом состоянии Юматов, который на тот момент был в завязке, сорвался и помянул друга с компанией приятелей. Под влиянием спиртного вскоре началась ссора, которая обернулась дракой. В итоге похмельный и избитый Георгий Юматов оказался не в состоянии сниматься.

У Мотыля был выбор: ждать, пока лицо актёра придет в норму, и надеяться, что Юматов не сорвётся ещё раз, или же, наконец, заменить его. Поскольку часть съёмочной группы уже отправилась в экспедицию в Дагестан и процесс был запущен, режиссёр обратился к Анатолию Кузнецову. Актёр ранее хорошо прошёл пробы, но не был утверждён худсоветом. Кузнецов сразу согласился.

А вот ещё несколько случаев нелепых срывов.

Режиссёр картины «Девчата» Юрий Чулюкин пообещал роль Тоси своей жене Наталье Кустинской. Актриса серьёзно готовилась и ждала решения худсовета. Но была неприятно удивлена, когда через знакомого оператора узнала: фильм уже снимается, а в главной роли занята Надежда Румянцева. Чулюкин оправдывался перед женой тем, что художественный совет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси, и предложил супруге сыграть Анфису. Однако она отказалась. И потеряла роль, которая могла бы стать для неё звёздной.

На роль Шурика из «Кавказской пленницы» претендовали многие актёры, среди которых были и именитые мастера, и новички. В результате проб наиболее подходящим кандидатом сочли Александра Потапова, актёра Малого театра, много снимавшегося в кино. Но, несмотря на согласие, актёр не заинтересовался ролью: постоянно затягивал с визитами к режиссёру и больше был поглощён карьерой в театре. Так он упустил шанс сняться в известнейшем фильме советских времён. Роль Шурика была передана Александру Демьяненко, который, надо сказать, справился с ней идеально. А сам Потапов позже признался, что упустил главную роль своей жизни.

Вот она, мечта поэта

В 1968 году актёр Юрий Чернов сыграл роль двоечника Сыромятникова в знаменитом фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». На следующий день после премьеры он проснулся знаменитым. Вскоре молодой актёр был утверждён режиссёром Владимиром Мотылём на роль Петрухи в боевике «Белое солнце пустыни». Однако сыграть в этой картине ему не удалось.

«В те годы я был студентом циркового училища. Надо было уезжать на съёмки на несколько месяцев в Среднюю Азию, – вспоминает Чернов. – Мне в училище сразу сказали, что придётся сделать выбор. Либо учёба, либо съёмки в кино. На несколько месяцев меня бы никто не отпустил. Поэтому я отказался от роли». Но Юрий Николаевич считает, что и без этой роли он состоялся как актёр.

Приглашение на роль Петрухи застигло актёра Савелия Крамарова на пике популярности. От многочисленных предложений не было отбоя, поэтому отказ получили многие режиссёры, в числе которых оказался и Владимир Мотыль. Изначально актёру не пришлись по душе ни сценарий, ни герой, которого он должен был сыграть. Однако о своём решении Крамаров пожалел сразу после выхода фильма на экраны. Роль же досталась безвестному непрофессионалу Николаю Годовикову, именно она принесла ему славу.

…Клара Лучко могла бы сыграть роль коварной соблазнительницы в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Она даже участвовала в фотопробах, хотя и предупредила режиссёра, что не особо стремится сниматься в купальнике. После недолгих раздумий актриса и вовсе сочла образ Анны Сергеевны слишком несерьёзным и уехала работать в другом фильме. Худсовету пришлось спешно искать замену, и в результате была утверждена Светлана Светличная. Кинокарьера молодой актрисы сразу пошла на взлёт.

На роль мадам Грицацуевой в «12 стульях» пробовалась Нонна Мордюкова. Однако её посчитали, вы не поверите, недостаточно смешной! Тогда роль решили отдать Галине Волчек. Но звукооператор картины Владимир Крачковский привёл на площадку свою жену Наталью, и Гайдай сказал: «Вот она, мечта поэта!»

…В середине пятидесятых годов Татьяна Конюхова была, пожалуй, самой популярной и самой снимаемой молодой актрисой. Поэтому неудивительно, что ей тогда предложили главные роли сразу в двух картинах, ставших позднее классикой, – «Карнавальная ночь» и «Летят журавли». Странно, но от обеих ролей актриса отказалась. Дело в том, что она уже обещала известному режиссёру Григорию Рошалю сыграть Дашу в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» и не хотела его подводить. Каково же было удивление Татьяны, когда она узнала, что Рошаль уже снимает в роли Даши другую актрису.

Это предательство и неудачи в личной жизни печально отразились не только на карьере, но и на душевном равновесии Конюховой, некоторое время она даже не могла выходить из дома, почти не ела и подумывала о самоубийстве.

Признаю свою ошибку

Роль Миледи в «Трёх мушкетёрах», ради которой Маргарита Терехова отказалась от съёмок в ленте «Москва слезам не верит», вначале предназначалась  Елене Соловей. Эта героиня очень понравилась самой актрисе, и, вполне возможно, при иных обстоятельствах она бы обязательно приняла предложение Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Однако ей пришлось отказаться, в тот период она ждала ребёнка. И хотя многие актрисы продолжали трудиться на площадке будучи беременными, Соловей всё же решила не рисковать здоровьем – своим и будущей дочери.

…По изначальному замыслу режиссёра Леонида Быкова роль лейтенанта Александрова (Кузнечика) должен был исполнить Владимир Конкин. Быков сказал Конкину, что у того есть комедийный талант, и вручил ему сценарий. Актёр согласился на роль, но вот незадача – в то время он был занят в сериале «Как закалялась сталь». Естественно, режиссёр той ленты не отпустил его сниматься в другой картине.

А вот ещё один упущенный шанс, от которого может закружиться голова. В фильме «Семнадцать мгновений весны» Мюллера мог сыграть вовсе не Леонид Броневой. Татьяна Лиознова видела в этой роли Всеволода Санаева, но тот отказался даже от проб. Актёр в то время являлся секретарём партийной организации «Мосфильма» и решил, что просто не имеет права играть начальника гестапо. Но, вероятно, причина не только в этом. Санаев не хотел играть нациста, ведь зрители знали его исключительно в роли положительных героев, правильных советских людей. И от этого амплуа актёр не пожелал отказываться.

…В прекрасном мюзикле «Мэри Поппинс, до свидания» изначально должна была сниматься Анастасия Вертинская. «Режиссёр Леонид Квинихидзе собирался снимать Вертинскую, которая наверняка была бы необыкновенно хороша в этом фильме. «Замечательная артистка, я её очень люблю, – признавался композитор Максим Дунаевский. – Но Вертинской не особо понравилась моя музыка, которая к тому времени была написана. А режиссёру нравилась. И он уже стал строить фильм в зависимости от этой музыки. И тогда Леонид решил пригласить вместо Вертинской Наташу Андрейченко, которая в тот момент была моей женой. Это произошло абсолютно случайно. То есть никаких историй про «замолвить словечко» не было. Протекция – это вообще не моя история».

…Перед стартом съёмок многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя» режиссёр Станислав Говорухин пригласил на роль Шарапова актёра Евгения Герасимова. Постановщик считал, что кандидатура этого исполнителя идеально подходит на роль молодого фронтовика, который после войны встал на путь борьбы с бандитами. Но тогда Герасимову показалось, что эта роль не в его амплуа, и он отказался от предложения Говорухина. Его место занял Владимир Конкин. О чём режиссёр потом долго жалел.

Вообще многие популярные артисты не захотели сниматься в фильме «Место встречи изменить нельзя», посчитав сценарий неинтересным. В результате те, кто отказался, впоследствии назвали свои решения ошибочными.

Когда женщина отказывает мужчине

Владимир Меньшов – возможно, самый многострадальный режиссёр в смысле отказа актёров от ролей. Ещё на стадии подготовки к съёмкам фильма «Москва слезам не верит» он даже не рассматривал кандидатуру собственной супруги Веры Алентовой на главную роль. Он хотел, чтобы Екатерину Тихомирову сыграла Маргарита Терехова. Актриса к той поре была уже настоящей звездой советского кино: она успела поработать с Андреем Тарковским, Петром Фоменко, Андреем Смирновым и другими знаменитыми постановщиками.

«Я хотел, чтобы у меня играла Купченко или Маргоша Терехова, – рассказывает режиссёр Владимир Меньшов. – Они были самыми знаменитыми актёршами в то время, просто суперзвёздами. Но Купченко не понравился сценарий. А Терехова выбрала съёмки в «Трёх мушкетёрах». И тогда я попробовал Веру, хотя мне казалось, что она не очень подходит по многим компонентам, в том числе по возрасту».

Впрочем, можно с уверенностью сказать, что в образе Миледи Терехова просто великолепна. Да и Вера Алентова в фильме своего мужа оказалась очень гармонична.

На роль интеллигентного слесаря Гоши в этой картине в своё время пробовались многие актёры, в числе которых и Виталий Соломин. Исполнителя не могли подобрать вплоть до самых съёмок. Пробная сцена знакомства в электричке пришлась по душе худсовету. Но режиссёр картины Владимир Меньшов работой Соломина остался недоволен. Актёра не взяли. Позже на эту роль выбрали Алексея Баталова, причём без всяких проб.

…В фильме того же Владимира Меньшова «Любовь и голуби» роль экзальтированной, взбалмошной и немного странной Раисы Захаровны могла сыграть Татьяна Доронина. Но актриса, выбирая между двумя предложениями, отдала предпочтение картине Георгия Натансона «Валентин и Валентина», где сыграла маму Валентины и Жени. Этот фильм получился довольно скромным по своим художественным достоинствам.

Впрочем, сейчас даже трудно себе представить на месте Раисы Захаровны кого-либо другого, кроме Людмилы Гурченко.

Я не понимаю Деточкина

Бортинженера Игоря Скворцова в советском фильме-катастрофе «Экипаж» Александра Митты мог сыграть Олег Даль. Олег Иванович успешно прошёл пробы, согласился на роль, которая изначально ему очень понравилась, ведь мальчишкой он грезил об авиации. Но, придя на съёмки, актёр счёл, что кабина пилотов выглядит ненатурально, да и некоторые моменты в сценарии казались ему надуманными. В итоге Даль написал заявление с просьбой отстранить его от съёмок, сославшись на плохое самочувствие. Скворцова в «Экипаже» в итоге сыграл Леонид Филатов.

…Карьера Юрия Никулина полна многочисленными отказами от ролей. Одним из них стал и отказ от роли Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Изначально именно Никулин вдохновил режиссёра картины Эльдара Рязанова, именно Юрий Владимирович рассказал ему эту байку. Позже она стала основой сценария фильма, а сам Никулин был незамедлительно приглашён на главную роль. Но актёр отказался. Юрий Владимирович уверял, что не вполне понимает своего героя. Почему ничем не примечательный страховой агент решил пойти на угон автомобиля? Для Никулина это оставалось загадкой.

Столь же решительно актёр отказался сниматься ещё в одном классическом фильме, комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Никулина утвердили на двойную роль управдома Бунши и царя Ивана Грозного, но Юрий Владимирович заявил, что съёмки станут бессмысленной тратой времени: такое никогда не пропустит цензура. Фильм положат на полку из-за ассоциаций с советской действительностью.

После Никулина на главную роль пробовалось ещё четыре великих актёра: Евгений Евстигнеев, Евгений Лебедев, Владимир Этуш (в итоге он сыграл стоматолога Шпака) и Георгий Вицин. Кандидатуру последнего забраковали, потому что в его царе и управдоме слишком явно проглядывал Трус из знаменитой троицы.

В итоге главной звездой советской комедии стал Юрий Яковлев.

…Странно думать, что привычные и полюбившиеся образы могли бы быть совершенно другими, сложись иначе жизнь этих актёров. Но всё случилось, как случилось. Главное то, что результат для зрителей оказался более чем положительным.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №20, май 2021 года