Куда исчезают политики?
23.06.2021 18:36
Куда исчезаютНесколько лет назад они постоянно появлялись на экранах, руководили проектами, писали законы, заботились о социальных гарантиях. Их имена звучали чуть ли не в каждом выпуске новостей. А сегодня об этих политических деятелях почти никто не помнит. Как коротает свою старость прораб перестройки Николай Травкин? Чем занимается бывший губернатор Петербурга Владимир Яковлев? Где скрывается эффектная Любовь Слиска? Выращивает капусту на рублёвской фазенде? Засела за мемуары?

Николай Травкин

«Утро. Кухня. Сижу пью чай, ем запеканку из творожка (жена сделала, а то, говорит, он к завтрашнему дню испортится), и вдруг в телевизоре по «России-24» сообщают, что в Японии каждому японцу по целой тыще долларов в ихних иенах выдают, – пишет на своей странице в интернете известный перестроечный политик Николай Травкин. – Жена вслушалась и ехидно так говорит: «Смотри-ка, у японцев тоже, оказывается, инструмент есть». Ну, она в политике человек тёмный, а я-то вижу, как наша власть жилы себе надрывает в желании подсобить простым россиянам, и вообще не люблю, когда власть ругают. Разъясняю ей, что мы суверенная страна и у нас во всём свой особый путь, в том числе и в экономике».

Эта ехидная заметка была опубликована Травкиным совсем недавно. Его удел – чай с запеканкой, ведь сегодня он простой пенсионер.

А 30 лет назад его идеи обсуждали в каждом рабочем коллективе и каждой семье. Будучи народным депутатом Верховного совета РСФСР, в 1990 году он создал одно из первых альтернативных движений в стране – Демократическую партию России (ДПР). И вместе с двумя своими единомышленниками, депутатами Аркадием Вольским и Александром Руцким, учредил Гражданский союз.

Аграрная реформа Николая Травкина, как считают некоторые эксперты, в девяностые помогла многим не умереть с голоду. Например, когда глава Шаховского района Московской области Травкин ввёл там налог с продаж, шаховчане, по сравнению с остальной перестроечной Россией, ели досыта.

В конце девяностых Травкин «путешествовал» из одной думской фракции в другую – из «Яблока» в СПС. Последний раз его имя громко прозвучало лишь в 2013 году, когда он поддержал кандидатуру Сергея Собянина на выборах мэра Москвы.

«Я ещё в 2003 году принял решение завязать с политикой, – признаётся Травкин. – В СПС у Касьянова – это была работа, я получал деньги, хотя работа была политическая. Дальше полгода я работал у Фетисова, который создавал партию «Альянс зелёных», а чего делать – никто не понимал. За полгода я заработал 10 тысяч долларов. Я ему объяснил, что на экологии делать партию – это то же самое, что делать партию на религии. Все соглашаются, что это хорошо, но костьми никто не ляжет».

Мало кто знает, но в последние годы полемист и оратор Травкин продолжает заниматься активной политической деятельностью. Вот только площадка для выступлений изменилась. Сегодня Травкин – активный блогер. Почти ежедневно он выдаёт комментарии по горячим темам, причём сразу в нескольких социальных сетях. Звёзды подрались на ток-шоу, Байден жаждет встречи с Путиным, тормозится вакцинация в России – по любому поводу он имеет своё мнение.

Из его комментариев можно было бы составить сборник. Его высказывания бывают резкими, но обычно это плод глубоких размышлений, свойственных человеку, умудрённому опытом. Приведём некоторые из них.

«Все наши беды – не от центральной власти, а от состояния общества. Вот и в сказках про Иванушку-дурачка он не сам заработал, а повезло ему. Человек никогда сам не верил, что может сделать жизнь лучше. Иждивенчество».

«Не надо нынешнюю кадровую стабильность сравнивать с брежневским периодом. Не надо путать «застой» с «запором».

«Испортила нас политкорректность. Кругом словоблудие».

«Дураки по 20 лет в Кремле не сидят. Они до этого уровня власти даже не доходят. И идеология у Кремля есть. Помните, что сказал Борис Ельцин при передаче ключей от кабинета Владимиру Путину? «Берегите Россию!» Не жизнь россиян улучшайте, а сохраняйте государство. Таким образом Россия вернулась в русло, где главное – государство, а человек вторичен».

«В революции обычно побеждают не революционеры, а отсутствие сопротивления со стороны власти. Потому что правитель страны не должен быть слабым, не уверенным в себе, человеком с «крошечной волей». Потому что необходимо управлять информацией».

Сидя на своей московской кухне вместе с женой и котом Матвеем, 75-летний реформатор Травкин находится не столько в оппозиции к существующей власти, сколько в оппозиции к оппозиции.

«С моим послужным списком трудно перейти в другой режим. Ну, не может человек в 70 лет предлагать новые подходы для разруливания старых проблем! Природа так ему мозг устроила, что вместо поиска чего свежего, он сразу ныряет в свой прошлый опыт и оттуда вытаскивает решения», – объясняет Травкин свою позицию.

Депутатская пенсия и гонорары от публикаций позволяют ему не думать о хлебе насущном. Но об особом богатстве говорить не приходится. «Я машину продал три года назад и езжу на общественном транспорте. Нор-маль-ный он! Появились новые автобусы, и ходят они по расписанию. Это плюс, ведь раньше такого не было!»

«Спал неважно. Испытывал какое-то непонятное огорчение. Вообще, на память мне грех жаловаться. Возраст, конечно, сказывается, и многие функции организм исполняет уже не столь успешно, как в прежние годы. Но наиболее важные воспоминания прошлого до сих пор из головы не выпадали», – пишет Травкин в своих блогах.

Он часто рецензирует популярную литературу, особый интерес у него вызывают книги писателя Владимира Сорокина. Травкин интересуется всеми новостями, и даже кот Матвей так поднаторел в политике, что реагирует на западную хулу в адрес нашей Родины: «На кухне у жены телевизор в фоновом режиме работает. Как только в мире случается какая подлянка, то проявляется особенность российской политики – работа на упреждение. И Матвей тут как тут – быстро на стул и сидит смотрит», – делится политик кошачьими историями.

А вот что он пишет о своей будничной жизни: «Сегодня перехожу улицу по «зебре», на тротуаре молодая женщина стоит, улыбается, видно, спросить чего-то хочет. Перешёл, притормаживаю, и она интересуется:
– Извините, вы так похожи на Травкина. Или я обозналась?
– А кто это? – спрашиваю. – Не прохвост ли какой-нибудь?
– Нет, ну что вы! – отвечает. – Это в прошлом веке политик такой был, очень даже приличный человек.
– Ну, тогда вы не обознались, – говорю. И на душе посветлело».

Владимир Яковлев

Звезда Владимира Яковлева взошла в российской политике внезапно и так же внезапно закатилась.

В 1996 году он, уроженец якутского городка Олёкминска, обошёл на городских выборах главу Петербурга Анатолия Собчака и стал руководителем города на Неве. Но летом 2003-го неожиданно для многих сложил полномочия губернатора. Указом президента он был назначен на созданную специально для него должность заместителя председателя правительства России. А спустя полгода вместе со всем правительством Михаила Касьянова отправлен в отставку.

Дальнейшая деятельность бывшего губернатора складывалась так. Полгода на посту полномочного представителя президента в Южном федеральном округе. Год на должности министра регионального развития, вплоть до осени 2007-го. Ничем особенным этот период не запомнился. С тех пор, как сухо сообщает Википедия, он является лишь кандидатом технических наук, доктором экономических наук, профессором кафедры городского хозяйства питерского Политеха, академиком Международной инженерной академии и президентом Российского союза строителей.

Это номинальные должности. Негде развернуться человеку, который на протяжении семи лет руководил Санкт-Петербургом!

Ходили слухи, что череда отставок сильно ударила по здоровью Яковлева, он «залёг на дно» в своём роскошном доме в курортном Репине, что под Питером, в окружении заботливой жены, сына, внучки Сашеньки и любимых собак.

Поначалу так оно и было. Вот только удары судьбы не закончились. В 2014 году после тяжёлой болезни ушла из жизни его жена Ирина. Многие, кто лично знает Яковлева, говорят, что именно она на протяжении полувека была главным человеком в его жизни и даже в своё время влияла на политику в Северной столице. Без неё не было бы и самого Яковлева. В молодости Ирина работала реставратором в Русском музее, позже руководила в нём ремонтом и строительством, в 1991 году стала заместителем гендиректора созданного Собчаком Центра ЮНЕСКО. Затем ушла в деловую сферу – возглавила фирму «Бизнес Просперити Интернешнл», специализировавшуюся на организации крупных банковских конгрессов. Говорят, эта работа жены, а также её строительный бизнес позволили семье Яковлевых ещё в девяностые сколотить состояние.

Смерть супруги Владимир Анатольевич переживал очень тяжело, да ещё и в одиночестве. В 2012 году его единственный сын Игорь занял пост заместителя начальника в засекреченном подразделении Спецстроя России. Оно расположено в закрытом административно-территориальном образовании в Красноярском крае, вдалеке от столиц.

Казалось бы, безутешный 70-летний вдовец мог бы опустить руки и тихо коротать старость перед телевизором. Но уже спустя пару лет после смерти супруги Яковлев снова всех удивил – женился на молодой особе, которая в 2019 году подарила ему второго сына. Его назвали Владимиром. То есть Владимиром Владимировичем.

«Мы с женой очень счастливы. Видим, как ребёнок активно развивается, растёт. Для нашей семьи это большая радость», – рассказывал спустя три месяца 75-летний Владимир Анатольевич. Из Репина он перебрался в подмосковную Рублёвку, где сейчас наслаждается тихой жизнью российского пенсионера особого значения. На вопросы журналистов тактичный Яковлев отвечает, как всегда, сдержанно: «В своё время, честно говоря, я пообещал президенту не вмешиваться в питерские дела. Ушёл – и ушёл. Со стороны интересуюсь и смотрю, но не до такой степени. Я проделанной тогда работы не стыжусь. С удовольствием приезжаю в родной город. У меня нет там никаких встреч с официальными лицами. Просто гуляю по городу. Приятно, когда меня узнают. Останавливают на Невском проспекте: «Здравствуйте! Когда к нам? Почему редко бываете?»

Как тут не вспомнить слова почтальона Печкина: «Я только жить начинаю – на пенсию выхожу».

Любовь Слиска

Десять лет назад эта эффектная блондинка в роскошных нарядах никого не оставляла равнодушным. Обсуждали её внешний вид, личную жизнь, общественную и политическую деятельность, а также её доходы.

Карьера Слиски началась в 1996 году, когда саратовский губернатор Дмитрий Аяцков, набирая себе команду, сразу выделил среди местных чиновников яркую Любовь Константиновну – не просто красивую женщину, но также видного профсоюзного работника. Губернатор быстро сделал её своим заместителем. Однако Саратов был тесен для сверхактивной Слиски. Уже спустя три года она перебралась в Первопрестольную, войдя в избирательный список движения «Единство» и став депутатом Госдумы.

Ещё через год, в 2000-м, стала первым заместителем председателя парламента Геннадия Селезнёва. Через три года – его преемника Бориса Грызлова. В те времена благодаря своим скандальным высказываниям и поступкам Слиска стала звездой российской политики, а заодно и телевидения. Например, она голосовала за ратификацию договора о передаче Китаю речных островов в Хабаровском крае, за закон об отмене выборов по одномандатным округам, высказывалась за введение прямого президентского правления в Чечне после убийства А. Кадырова.

В 2010-м вице-спикер Госдумы Любовь Слиска потрясла общественность, заявив, что в Госдуме существует педофильское лобби. «Я готова молиться Богу за восстановление смертной казни! Я не могу согласиться с тем, что педофил будет пожизненно сидеть в тюрьме, а мы, граждане, будем отчислять налоги и содержать его до конца дней», – прозвучало тогда на весь мир её выступление.

А спустя всего несколько месяцев вдруг стало известно, что саратовская дива с роскошной копной волос и идеальной пластикой на лице больше не будет избираться в Госдуму по спискам «Единой России». Это было странно: энергичная дама, которая всегда демонстрировала здоровье и оптимизм – и вдруг резко уходит в тень. Почему?

Ходили слухи, что причину этого следует искать в давнем конфликте Слиски с её земляком, вице-премьером Вячеславом Володиным. Якобы в прошлом их связывали романтические отношения, которые затем перешли во взаимную неприязнь. Подчёркиваем: это слухи.

А вот что гораздо интереснее – история, произошедшая в 2006 году. Воры-домушники ограбили московскую квартиру Слиски, унесли полмиллиона долларов и большое количество драгоценностей. Полный список украденного тогда опубликовала пресса, и этот список обескураживал. Откуда у рядового политика из Саратова столько ценных вещей?

«Всё по списку в нашей жизни, всё по списку. Даже Слиску обокрали, даже Слиску», – пела тогда группа «Лесоповал».

Вот как она сама прокомментировала свой уход из «Единой России»: «Последние четыре года меня не привлекали ни к какой партийной работе, я стала не нужна партии, так же, впрочем, как и она мне. У меня было много сложных отношений в Госдуме. Единственным человеком, который там за меня заступался и не давал меня порвать как тузик грелку, это был Путин. А после расставания с Думой я стала даже моложе выглядеть, блеск в глазах появился».

Поговаривали, что Любовь Константиновна уже тогда уехала в родной Саратов, где у неё есть недвижимость и высокодоходный бизнес. Но это не совсем так.

На свою малую родину 67-летняя Слиска наведывается часто, но живёт в Москве вместе со вторым мужем-юристом. Детей у неё нет, зато есть много увлечений – рыбалка, игра на гармони, поездки по святым местам. Она часто посещает Тихонову пустынь и Дивеевский монастырь, где её хорошо знают и всегда ждут. В 2013 году в интервью Слиска призналась, что у неё есть и работа. Какая – держит в секрете: «Я не скажу, где сейчас работаю, чтобы не навредить тем людям, которые взяли меня на работу. Чтобы у них не возникли неприятности, – и присовокупила: – Я этого вранья в политике наелась, нагляделась на 25 жизней вперёд. И этот ресурс ещё надо куда-то смыть».

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №23, июнь 2021 года