Как появился музей восковых фигур
30.06.2021 16:02
Как появилсяПеред входом в здание с большим зелёным куполом стоит маленькая старушка в чёрном. Её чепец и платье выдают принадлежность к другой эпохе, а пронзительные глаза под небольшими очками будто говорят всем входящим: «Да, я была такой. Беззубой и старой, и правду никогда не приукрашивала!» Это скульптура знаменитой мадам Тюссо, женщины, которая оживила для нас историю.

Снятие посмертных масок

Всемирно известный Музей восковых фигур мадам Тюссо находится в Лондоне на Мэрилебон-роуд. Если завернуть за угол, то любопытный турист окажется на не менее знаменитой Бейкер-стрит, где в доме под номером 221Б жили поселённые туда фантазией Артура Конан Дойла легендарный сыщик и его друг доктор Ватсон.

И это не только географическая близость. В Музее Шерлока Холмса есть восковые фигуры персонажей из повестей сэра Конан Дойла, а в музее мадам Тюссо несколько лет назад открылась новая зона – «Кабинет Шерлока Холмса», где никаких восковых фигур нет, зато там посетители могут принять участие в расследовании преступлений с настоящими, живыми актёрами. Это стало возможно при тесном сотрудничестве двух увлекательных и необычных музеев, интерес к которым держится много лет.

А в 2014 году, когда в Музее мадам Тюссо выставили восковую скульптуру актёра Бенедикта Камбербэтча в натуральную величину, официальный сайт музея надолго завис из-за огромного количества посланий от поклонников британского артиста. Над этой скульптурой трудилось более 20 художников в течение восьми месяцев.

Биография Марии Гросхольтц, впоследствии Марии Тюссо, пестрит противоречиями. Некоторые исследователи считают, что родилась она 7 декабря 1761 года в Германии, но чаще местом рождения называют Эльзас – восточную часть Франции, где исторически проживают люди с немецкими корнями.

Своего отца Мария не знала, он погиб на Семилетней войне за два месяца до рождения долгожданной дочки. Однако у Анны Гросхольтц, матери Марии, уже через полгода после гибели супруга завязался роман с Филиппом Кюртюсом, вслед за которым она уехала в Париж, манящий модными новинками и бурной светской жизнью. Правда, существует версия, что Филипп был не любовником Анны, а её братом, и никакой амурной связи нет и в помине.

Так или иначе, Филипп был врачом и изучал анатомию. Маленькой Марии он заменил отца.

Мсьё Кюртюс увлекался изготовлением небольших фигурок из воска. Поначалу воск использовался им только для снятия посмертных масок, но поскольку Филипп был натурой творческой, то в лавке при его мастерской стали продаваться приятные глазу восковые безделушки. Мария не отходила от Филиппа, с восхищением смотрела, как тот работал, да и сама старалась помогать. Девочке было не интересно заниматься домашним рукоделием и музицировать по вечерам, Мария хотела всё знать о человеческом теле.

Из уважаемой династии палачей

К счастью, у девочки обнаружился прирождённый талант скульптора. Когда Кюртюс это понял, то стал с радостью учить свою протеже и лепке, и анатомии. А в 17 лет девушка узнала о существовании философа Вольтера. Тот жил в квартире на парижской улице Бон, и Филипп был без ума от счастья, когда великий мыслитель согласился ему позировать. На этот сеанс он взял с собой Марию, что стало судьбоносным событием в её жизни.

Буквально через три месяца Вольтер умер, а уже на следующий день после кончины философа в лавке Филиппа были выставлены миниатюрные бюсты почившего. Парижанам это очень понравилось, и выручка в те дни сильно увеличилась.

Мария стала и бухгалтером, и снабженцем, и мастером лепки. Её восковые изваяния, так похожие на живых людей, настолько привлекали внимание, что она открыла первую галерею, за вход в которую брала мизерную плату. Скульптуры Вольтера, Бенджамина Франклина и Жан-Жака Руссо поражали схожестью с оригиналами. Мадемуазель Гросхольтц была приглашена в Версаль, чтобы преподавать изобразительное искусство сестре короля Людовика XVI.

Эта лёгкая жизнь, не омрачённая жёсткой экономией, очень нравилась Марии, но смертоносная буря Великой Французской революции 1789 года залила страну кровавым морем. Народ требовал расправы над королевским двором и его приспешниками. Так Мария оказалась в тюремных застенках вместе с Жозефиной Богарне – будущей женой Наполеона Бонапарта. Обеим женщинам уже обрили головы, чтобы вести к гильотине, но тут вмешалась третья женщина – Шарлотта Корде, которая убила Марата…

Внезапная смерть предводителя якобинцев оказалась счастливым случаем для Марии, поскольку даже революционеры были наслышаны о талантах молодой женщины. Её вытащили из тюрьмы, чтобы она сняла с Марата посмертную маску. Мария вспоминала, как её подвели к ванне с багряной от крови водой и телом Марата, а в стороне с отрешённым взглядом стояла Шарлотта Корде.

После этого Марии Гросхольтц пришлось делать множество слепков с лиц тех, кого казнила революция. Ей даже пришлось взять в руки головы Людовика XVI и Марии-Антуанетты, у которых раньше служила и которым искренне симпатизировала. Сотрудничество с революционерами помогло Марии пополнить восковую коллекцию, но какой ценой! Потом она скажет: «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива».

Дело ведь было не только в слепках с мёртвых лиц. Для создания полноразмерных и достоверных фигур помимо воска требовались настоящая одежда, зубы, волосы… С одеждой более-менее понятно, но где брать натуральные зубы и волосы?

Мария Гросхольтц до определённого времени не афишировала, что её фамилия происходит из старинной династии палачей. Но именно этот факт помог ей в то непростое время. Она договаривалась с палачами, работавшими на Французскую революцию, называла свою фамилию, уважаемую в этой профессии, и они отдавали ей всё нужное после очередного гильотинирования.

Кабинет ужасов

В 1794 году отчим Филипп Кюртюс скончался, оставив Марии свою мастерскую. Предприимчивая дама решает уехать из Парижа в Лондон, чтобы показать там уникальную коллекцию восковых исторических персонажей. Но ещё до этого она становится мадам Тюссо.

Мария вышла замуж довольно поздно по тем временам, в 34 года. Она без памяти влюбилась в инженера Франсуа Тюссо, которому родила двоих сыновей – Жозефа и Франсуа. Но брак продлился всего восемь лет. Тюссо оказался неисправимым игроманом, который спускал семейные деньги на картёжные долги. Мария несколько лет это терпела, а потом собрала вещи и с детьми ушла из дома мужа.

Она была очень прогрессивной женщиной, не испугалась пересудов и осуждающих взглядов. Её не смущало, что теперь она стала единственной кормилицей семьи. И потом, её профессия, «оживление» мертвецов, не предполагает мягкого, сентиментального характера. Мария отличалась от своих современниц.

Мадам Тюссо отправляет младшего сына к матери, а со старшим едет в Англию, чтобы продолжить дело и бизнес Филиппа Кюртюса. Эта решительная особа уже была известна в Европе, и многие королевские семьи с нетерпением ждали «восковых гастролей», ставших новомодной диковинкой.

Ожидания не были обмануты. В Туманном Альбионе Мария углубляется в историю Англии, находя в ней много захватывающего. И вот в новой экспозиции выстраиваются в величественный ряд Генрих VII, Мария Тюдор, Ричард Львиное Сердце, Мария Стюарт, Кромвель… Более того, для пущей достоверности мастерица помещала некоторых героев в соответствующие исторические интерьеры.

На Британских островах Тюссо понравилось, да и возвращение во Францию из-за разгоревшейся англо-французской войны не представлялось возможным. Поэтому её коллекция путешествовала из Англии в Ирландию, из Шотландии в Уэльс, и каждый раз с новыми экспонатами. Со временем появились изваяния Вальтера Скотта, лорда Байрона, адмирала Нельсона и даже казнённого в 1721 году знаменитого французского разбойника Луи-Доминика Картуша!

Мария ещё во Франции начала коллекционировать посмертные маски известных преступников. Тогда она думала, что когда-нибудь ей это пригодится, так и получилось. Вскоре появилась отдельная экспозиция, состоявшая исключительно из душегубов, – «Кабинет ужасов».

Ночь в музее

Но не всё так просто складывалось в жизни Марии. Однажды корабль, перевозивший восковую коллекцию в Ирландию, затонул во время шторма. Все изваяния были уничтожены, и только спустя время мадам Тюссо удалось восстановить утраченное с помощью сохранённых слепков и муляжей.

Вскоре после этого умирает мать Марии, и теперь она гастролирует с двумя сыновьями. Старший, Жозеф, уже давно был не обузой, а большим подспорьем. Он помогал матери конструировать костюмы для скульптур, а младший, Франсуа, со временем стал вести финансовые дела музея.

В общей сложности Мария провела в бесконечных путешествиях 33 года! Она получает британское подданство и в 1835 году обустраивает постоянную выставку восковых фигур в небольшом особняке на Бейкер-стрит. Да, именно на этой улице открылся первый музей мадам Тюссо, которой на тот момент уже исполнилось 74 года.

В 1842-м она слепила автопортрет, ту самую «старушку в чёрном», которая и по сей день встречает гостей галереи. Посещение Музея мадам Тюссо стало неотъемлемой частью протокола королевской семьи в случае прибытия в Лондон высокопоставленных гостей, одним из которых стал и российский император Николай I.

Понимая прибыльность и перспективу начатого Марией дела, к ней часто наведывались бизнесмены, желая перекупить музей. Однажды в гости пожаловал сам Финеас Тейлор Барнум, американский предприниматель, шоумен и знатный мистификатор. Он прославился прежде всего тем, что организовал цирк уродцев, с которым ездил по всему миру. Магнат любил всё оригинальное и новаторское, поэтому коллекция Тюссо его очень заинтересовала.

Барнум предложил Марии баснословную сумму, которая её совершенно не впечатлила. Она ответила недоумевающему американцу отказом, потому что главным для неё было сохранить для семьи всё, что она успела сделать за свою долгую жизнь.

Мадам любила сама водить экскурсии по своему музею и каждый раз обращала внимание на зал, где блестела своим смертоносным лезвием гильотина, а вокруг неё стояли фигуры казнённых. Мария всегда тихо говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину… Но все они мои друзья, и я бы не хотела расставаться с ними».

Говорят, мадам Тюссо часто оставалась одна по ночам в музее. Она запирала дверь изнутри, и никто не знал, что там происходило. Возможно, Мария просто разговаривала с призраками прошлого, с теми людьми, кого знала и любила, с теми, кто волею судеб стал экспонатами её коллекции…

Она не рассталась с самым страшным и кровавым этапом своей жизни даже после смерти. 15 апреля 1850 года легендарная мадам Тюссо спокойно, во сне, ушла в мир иной. И в том же году сыновья Марии сделали восковую фигуру матери, запечатлев момент, когда она снимает слепок с отсечённой головы королевы Марии-Антуанетты.

Шипение воска

К 1883 году музей настолько разросся, что пришлось искать более просторное помещение, и вся коллекция переехала за угол от Бейкер-стрит на Мэрилебон-роуд. В наши дни этот музей является одной из главных достопримечательностей Лондона.
Конечно, технология изготовления восковых фигур со времён мадам Тюссо претерпела много изменений. Начинается работа со сбора точных измерений, а их требуется не менее 250! Если нет возможности измерить «объект» вживую, то художники и другие специалисты изучают тысячи фотографий и видео, чтобы вычислить расстояние между глазами или угол между носом и губами. После создания головы и остального тела начинаются работы по «оживлению» личности. Каждая прядочка натуральных волос вставляется отдельно. Обычно на одну только голову уходит не менее пяти недель. Тонкий трос используется для достоверного изображения «вен» на теле, а красные тончайшие шёлковые нити – для капилляров в глазных яблоках.

Каждая скульптура обходится в сумму не менее 300 тысяч долларов. Все фигуры делаются на 2 процента больше оригинала, поскольку со временем воск усыхает. И, конечно, особое внимание уделяется уходу за готовой скульптурой, с регулярным мытьём волос специальными средствами и постоянным ретушированием всех открытых частей тела.

Коллекция мадам Тюссо не раз подвергалась уничтожению. Первый раз – в море. А ещё – в июне 1889 года, когда художник Эдвард Уайт, чтобы отомстить за своё увольнение, отправил в музей посылку с бомбой. Но тогда дело обошлось малыми потерями. А вот 19 марта 1925 года пожар уничтожил почти всю экспозицию. Говорят, это несчастный случай, но огонь разгорелся уж слишком быстро. Более ста пожарных расчётов тушили здание музея с десяти вечера до полуночи. Очевидцы отчётливо слышали шипение таявших восковых фигур…

Тогда было уничтожено 352 модели из 400! И опять пригодились чудом сохранённые первоначальные слепки, по которым коллекция в течение многих лет вновь восстанавливалась.

Империя развлечений

Мадам Тюссо действительно оживила для нас историю. Она и её последователи запечатлевали личностей, написавших как блестящие, так и самые мрачные страницы истории человечества. Вторая мировая война внесла коррективы в экспозицию. Тогда была выставлена фигура Гитлера, которая сразу вызвала неоднозначную реакцию публики. В 2008 году в берлинский филиал Музея мадам Тюссо зашёл мужчина, который быстро приблизился к скульптуре фюрера и снёс ему голову. В 2016 году изваяние Гитлера решил убрать из своей экспозиции и лондонский музей – после гневного открытого письма редакции «Еврейского журнала».

С 1972 года по всему миру открываются филиалы музея. Первый появился в Амстердаме. Сегодня посетить Музей мадам Тюссо можно более чем в двадцати странах мира. В России тоже есть музеи восковых фигур, но появились они позже – в 1980–90-е, и ни один из них не является филиалом «от Тюссо».

Сегодня только музей в Лондоне выставляет более 1000 восковых фигур, в числе которых реалистические изображения героев минувших лет, которые красуются по соседству с современными знаменитостями. Кого здесь только нет! Джеки Чан, Альфред Хичкок, Эми Уайтхаус, Джулия Робертс, Майкл Джексон, Мэрил Стрип… И, конечно, Уинстон Черчилль и Её Величество Елизавета II с многочисленным семейством.

Знаменитые персоны порой не гнушаются розыгрышами. Так, Оззи Осборн, неожиданно «оживая», пугал посетителей, которые принимали его за восковую фигуру. А кто-то, наоборот, притворялся бездушным изваянием, чтобы избежать навязчивого внимания к своей особе.

Сегодня во многих филиалах Музея мадам Тюссо можно увидеть не только реальных, но и вымышленных персонажей – Шрека, Халка. А ещё самую маленькую фигурку экспозиции – очаровательную фею Динь-Динь из сказки о Питере Пэне. Это не просто музей, а настоящая империя развлечений, с гордостью носящая имя своей матери-основательницы.

Вскоре после кончины Марии Тюссо известный журнал «Панч» написал: «В наши дни никто не может считаться популярным до тех пор, пока не попадёт в качестве фигуры в Музей мадам Тюссо… Единственный способ оставить мощное, неизгладимое впечатление у публики – это быть выполненным из воска».

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Роман АЛКСЕЕВ

Опубликовано в №24, июнь 2021 года