Байки Ленинградского БДТ
01.12.2021 00:00
Байки ЛенинградскогоНаверное, ни в одном театре мира под одной крышей не собиралось такое количество звёзд, как в ленинградском Большом драматическом театре под руководством Георгия Товстоногова. Корифеи русского советского театра играли спектакли, на которые было просто невозможно достать билеты. Владислав Стржельчик, Кирилл Лавров, Евгений Лебедев, Сергей Юрский, Олег Басилашвили – небожители, корифеи на сцене и весёлые люди в жизни.

Помогите котику

В 1956 году в БДТ пришёл Товстоногов, и у театра началась новая жизнь со своими традициями. Здесь всё дышало Товстоноговым – его артисты, его спектакли, его правила. В первый же день работы Георгий Александрович выдал свой первый афоризм.

Встреча с труппой для нового режиссёра – всегда вызов. Артисты, приверженцы предыдущего главрежа, вовсе не собирались гостеприимно встречать новичка, но Георгий Александрович опередил недоброжелателей и твёрдо заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!»

Ту встречу многие запомнили на всю жизнь, поскольку Товстоногов сразу же уволил 30 артистов старой труппы. Мэтр имел необычайно фактурную внешность и своеобразный низкий тембр голоса. Всегда строгий во всём, что касается театра – для Товстоногова это было священное место, – он сразу стал бороться с засильем кошек в стенах БДТ. Угроза нависла даже над Машкой – всеобщей любимицей. Большинство кошек отловили и раздали добрым людям, но с Машкой расстаться не смогли. Её прятали в закутках и тайком подкармливали.

И вот идёт важная предпремьерная репетиция. Товстоногов доволен – артисты выкладываются по полной. Тут кто-то из стоящих на сцене видит, как Машка шествует по центральному проходу зрительного зала, где сидит режиссёр. Георгий Александрович заметил кошку лишь тогда, когда она попыталась вскочить на сцену. Но поскольку Машка была на сносях, то грациозно сделать это у неё не получилось. Она повисла на краешке подмостков, сорвалась, тут же предприняла вторую попытку, потом третью… Товстоногов не выдержал, из темноты зрительного зала раздался его бас: «Ну, помогите же ей кто-нибудь!»

Мужчина, не мешайте

Многие мечтали попасть на работу в театр Георгия Товстоногова. Были и такие, кто приезжал из провинции штурмовать кабинет главного режиссёра. Один такой актёр зашёл к Георгию Александровичу, уселся напротив и безапелляционно заявил хорошо поставленным голосом: «Хочу у вас работать! Мои условия: главные роли мне и жене, зарплата по высшей ставке и трёхкомнатная квартира в центре Ленинграда».

Товстоногов устало взглянул на визитёра и ответил: «Значит, так. Первые три года будете бегать в массовке, зарплата самая маленькая, жену не возьму, а вам – койка в общежитии». Артист тут же закричал: «Согласен!»

Ещё один забавный случай произошёл с Георгием Александровичем в Лондоне, куда он приехал с другими деятелями советской культуры на Международную театральную ассамблею. Им устроили приём в роскошном особняке английского лорда. Делегацию у порога встречал вышколенный дворецкий. У каждого гостя он спрашивал имя, а потом громогласно его объявлял.

Наступила очередь Георгия Александровича. «Уот из ё нэйм, сёр?» Товстоногов назвал. На лице дворецкого отразилось полное непонимание, и он переспросил. Режиссёр терпеливо и по слогам вновь произнёс свою фамилию. Дворецкий понял, что попал в безвыходную ситуацию. Тогда он окинул режиссёра взглядом, оценил смуглость его кожи и восточные черты лица, а у Георгия Александровича были грузинские корни, и торжественно объявил: «Мистер Му-ха-мед!»

Олег Валерианович Басилашвили навсегда отдал своё сердце БДТ. Он попал в труппу в далёком 1959-м и до сих пор верно служит родному театру. На пике популярности, когда билеты на спектакли в Большой драматический стоили дороже, чем на спектакли легендарной Таганки, Басилашвили приехал в Москву и решил сходить в Третьяковку. Ходит по залам за экскурсоводом, любуется шедеврами русской живописи и видит, что за его спиной собирается толпа людей с блокнотами и ручками. Артист уже привык, что на улице к нему бросаются поклонники и просят дать автограф… В какой-то момент Басилашвили не выдерживает, поворачивается и говорит: «Уберите ваши блокноты и ручки! Я же человек, в конце концов!» И получает обескураживающий ответ: «Мужчина, не мешайте. Мы за экскурсоводом записываем».  Этот позор Басилашвили запомнил на всю жизнь и с тех пор ни разу не отказал в автографе, где бы его ни попросили.

Портится лицо

Хорошо известен факт, что Олег Басилашвили должен был играть Ипполита в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром», но в последний момент его заменил Юрий Яковлев. У Олега Валериановича в то время случилось двойное горе – скончался его отец и ушёл из жизни близкий друг и коллега, Ефим Захарович Копелян.

Это удивительный актёр, работавший в БДТ с 1935 года. Он был одним из немногих, кого Товстоногов оставил в труппе, более того, сделал ведущим артистом. Копелян был очень остроумным человеком и даже свою театральную карьеру начал с курьёза.

Когда он впервые появился на сцене в эпизодической роли, то от огромного волнения вошёл не в «дверь», а в «окно». После спектакля новичок долго извинялся за оплошность перед исполнителем главной роли, а тот, вздохнув, сказал: «А больше ты ничего не заметил, Копелян? Ты ведь, голубчик, мало того что вошёл через окно, ты ведь вышел-то через камин!»

Кроме фильма «Семнадцать мгновений весны», Ефим Захарович очень много работал за кадром – дублировал артистов в фильмах, созданных на национальных киностудиях СССР, часто читал закадровый текст «от автора» своим выразительным баритоном. За это Копеляна прозвали «Закадром Закадровичем».

Острый на язык, он не упускал возможности метко ответить на неприятные вопросы. Однажды его спросили: «Скажите, а ваше лицо не портится от грима?» Копелян быстро ответил: «Да, оно становится похожим на ваше».

Московские и ленинградские артисты часто ездили на съёмки из одной столицы в другую поездом «Красная стрела». Естественно, в купе они прекрасно проводили время и от души расслаблялись перед напряжённой работой, но пробуждение оказывалось очень тяжёлым… «Красная стрела» прибывала рано утром, и однажды Копелян, выйдя из поезда на перрон, произнёс фразу, ставшую легендарной: «Утро стрелецкой казни».

Копеляна иногда называли «нашим Жаном Габеном» за схожесть манеры поведения и масштаб таланта. Но Зинаида Шарко всегда говорила: «Жан Габен – это их Фима Копелян!»

Беги, дядя Мить!

Невероятная история произошла в бытность, когда Сергей Юрьевич Юрский являлся артистом БДТ. Он всегда любил розыгрыши, особенно первоапрельские, но только если они не злые. С друзьями-артистами как-то раз решил разыграть ленинградское радио.

Шутники распустили слух, что якобы в наши дни можно услышать голос Александра Сергеевича Пушкина! Придумали такую историю: «У Пушкина был попугай – свидетель того, как великий поэт вслух зачитывал свои гениальные стихи. И этот попугай до сих пор жив, поскольку подобные птицы живут до двухсот лет. А попугай говорящий!» Потом, мол, эта птица попала в Германию и научилась говорить по-немецки, но нет-нет да и прорывается голос Пушкина!

Надо ли говорить, что радиожурналисты днём и ночью искали несуществующего попугая, чтобы услышать хоть слово, произнесённое Александром Сергеевичем!

В театре Юрский дослужился до того, что ему позволили гримироваться в комнате, где когда-то сидели Павел Луспекаев, Борис Бабочкин и другие выдающиеся артисты старшего поколения. Стены и даже потолок этой гримёрки были исписаны автографами знаменитостей, которые в разные годы приходили на спектакли БДТ.

В советские времена к каждому театру приставлялся чиновник, следивший за моральным обликом артистов. Один такой чинуша сильно ратовал за то, чтобы БДТ поддержал трудовой почин по перевыполнению плана. В результате театр даже выпускал очередной спектакль на три дня раньше запланированного срока. Либо отчитывались, что планировали выпустить одну постановку, но другая «опередила первую», и так далее. В общем, делалось всё, чтобы поставить галочку.

Вскоре после выхода фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби» Юрского вызвали на заседание Главного политического управления Советской армии и Военно-морского флота СССР. Кто-то из генералов неожиданно предъявил артисту претензию, что его «дядя Митя» в одном из эпизодов недостаточно усердно изобразил «курс молодого бойца», когда учил ползать по-пластунски парнишку перед уходом в армию. На что Сергей Юрьевич ответил: «Да я могу двенадцать раз перед вами проползти, как на съёмках! Там я почти до китайской границы дополз!»

Последний барин

На особом положении в театре всегда находился Владислав Игнатьевич Стржельчик, которого без иронии называли «ваше превосходительство», «наш последний барин», «всеобщий любимчик Слава». У Стржельчика действительно присутствовали барская вальяжность и осанка дворянина. Никто из коллег не видел Владислава Игнатьевича в невыглаженном костюме или ботинках, на которых покоилась хоть одна пылинка.

Вместе с супругой, актрисой Людмилой Шуваловой, он вёл жизнь светского аристократа. На гастролях БДТ в Индии у артистов выдался свободный вечер, и Стржельчик с женой позвали Юрия Стоянова, который отдал этому театру 18 лет, в торговый центр. За несколько часов до этого они приобрели там дорогой ювелирный гарнитур, на нескольких камнях которого обнаружили сколы. Английского никто не знал, но почему-то была уверенность, что язык знает Стоянов.

И вот они на моторикше прибыли в торговый центр, и начался абсурдный диалог с продавцом, который не собирался возвращать деньги, а Стржельчики с «переводчиком» не думали сдаваться. В итоге Стоянов заорал, перемежая русские и английские слова: «Если ты мне не отдашь сри таузен сри хандред сри рупий, то ай гоу ту совиет амбассадор, и тебе капец!»

Перепуганный торгаш тут же вернул деньги, а Стржельчик, закуривая сигарету, сказал: «Спасибо тебе, Юра, если бы не твой английский…»

Владислав Игнатьевич любил шутить и делал это в жизни и на сцене. Особенно это заметно в спектакле «Ханума», где ни разу не обходилось без тонкой импровизации Стржельчика. Но и в других постановках артист применял своё остроумие.

Алиса Фрейндлих и Владислав Стржельчик играли в пьесе американского драматурга Нила Саймона «Последний пылко влюблённый». В момент горячего любовного признания на сцену вышел кот, уселся между артистами и стал внимательно за ними следить. Зал замер. Первым не выдержал Стржельчик, он показал рукой на кошака и сказал в зал: «А это наш американский Васька!» Зрители ответили овациями.

У этого артиста сложились очень тёплые отношения с коллегами. Часто они собирались за общим столом, но особенно душевные вечера получались, когда в гости друг к другу парами ходили Стржельчики и Копеляны (супруга Копеляна – Людмила Макарова, исполнительница роли Ханумы). Обе семьи жили в одном доме. Как-то раз после совместного ужина стали петь под гитару романсы в четыре голоса, и это было просто волшебно. Под утро решили расходиться, и тут раздался стук в стену. Ефим Копелян предположил, что соседи на грани срыва и собираются вызывать милицию, но тут из-за стены раздался голос: «Спойте ещё! Нам очень понравилось!»

Готовьте место для народного артиста

Кирилл Лавров, ставший после кончины Товстоногова художественным руководителем БДТ и возглавлявший его до своей смерти в 2007 году, был долгие годы ведущим артистом театра и играл множество разноплановых ролей. Будучи большим артистом, Кирилл Юрьевич также отличался чувством юмора. Его и Копеляна считали самыми «раскалывающимися».

Шёл утренний спектакль «Традиционный сбор», где на встрече выпускников у персонажа Ефима Копеляна, знаменитого кинорежиссёра, бывшие одноклассники брали автограф. Кирилл Лавров тем утром случайно оказался в театре и решил выйти на сцену в массовке. Он протянул Копеляну листок бумаги со словами: «И мне автограф!» Ефим Захарович увидел его лицо и прыснул, не смогли сдержать смех и прочие актёры. Лавров был вызван к Товстоногову, получил внушительный нагоняй и строгий выговор.

Но подобный розыгрыш через несколько лет устроил Иннокентий Смоктуновский, повторивший шалость Лаврова. Смоктуновский когда-то работал в труппе БДТ, но потом перебрался в Москву. В тот день он приехал в Ленинград и таким образом хотел увидеться с бывшими коллегами…

Лавров рисковал жизнью во имя профессии. В спектакле «Рядовые» он должен был упасть после вражеского выстрела, но сделал это так неудачно, что свалился в открытый люк глубиной метра в три… За кулисами переполох, кто-то бегает, кто-то вызывает «скорую», кричит, чтобы готовили место в реанимации для народного артиста СССР. И тут из люка появляется голова Лаврова, потом туловище, и вот он уже произносит монолог своего умирающего персонажа. В этот вечер последние слова героя звучали особенно проникновенно…

Как-то раз Кирилла Юрьевича спросили во время обсуждения состояния советского кинематографа: «Как вы считаете, кто из наших современных кинорежиссёров лучший?» А дело было в 1990-х, когда началось засилье низкопробных фильмов. Лавров всегда отличался деликатным отношением к коллегам, но тут даже он не выдержал: «Мне затруднительно определить, кто из них лучший. Вот если бы вы спросили, кто хуже, я бы ответил не задумываясь!»

А сколько прекрасных женщин и замечательных актрис ходило по сцене Большого драматического театра! Татьяна Доронина, Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко, Наталья Тенякова, Светлана Крючкова, Нина Усатова…

На гастролях в Горьком один из артистов театра решил разыграть Алису Бруновну Фрейндлих. Он катал её по Волге на лодке, и актриса уронила в воду дорогущие солнцезащитные очки, которые только-только входили в моду. Тогда он подговорил местного школьника написать письмо: «Дорогая артистка Алиса Фрейндлих! Мы, красные следопыты, очень вас любим! Вчера узнали, что вы потеряли в Волге очки. Их нашёл Вова Цаплин, ученик третьего класса нашей школы…»

Потом артист пошёл в оптику, попросил подобрать самые «убитые» очки, и такие нашлись: одного стекла нет, вместо дужек – растянутая резинка. Шутник упаковал письмо и очки в конверт и оставил на проходной театра, чтобы его передали Алисе Бруновне. Она была очень тронута письмом, зачитала его при всей труппе, а потом вынула очки…

Великие артисты БДТ во главе с Георгием Товстоноговым много лет дарили нам незабываемые впечатления, а их шутки стали частью истории русского театра.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №46, ноябрь 2021 года