Как появился марш Мендельсона
19.01.2022 15:52
И почему его играют на свадьбах
МендельсонОдна из самых известных мелодий в мире – это «Свадебный марш» Феликса Мендельсона, хотя композитор и не подозревал, насколько популярным станет его произведение. История музыки, сопровождающая самый счастливый день в жизни влюблённых, насчитывает уже 164 года. И невозможно сосчитать, сколько пар заключили союз за это время! Современные невесты и женихи имеют огромный выбор музыкальных произведений, соответствующих торжественности момента, однако многие до сих пор верны классике и регистрируют брак под бессмертный «Марш» Мендельсона. Как он появился и на чьей свадьбе прозвучал впервые?

Король в восторге

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон появился на свет в зажиточной еврейской семье 3 февраля 1809 года в Гамбурге. Леа, мать Мендельсона, прекрасно играла на клавесине и первой обратила внимание на музыкальную одарённость сына. Когда ему исполнилось 12, известный в то время пианист Мошель сделал запись в своём дневнике: «Одарённые дети просто ничто по сравнению с ним! Этот мальчик уже зрелый исполнитель».

В 13 лет юный Мендельсон сочинял музыку во всех жанрах. Его сравнивали с Моцартом и Бетховеном, а Генрих Гейне считал Феликса «музыкальным чудом». Но, несмотря на столь хвалебные отзывы, Авраам Мендельсон, отец Феликса, был скептически настроен. Он видел в сыне продолжателя банкирской династии и потому решил повезти Феликса в Париж на прослушивание к самому язвительному и консервативному композитору Луиджи Керубини. И только когда тот сказал, что у молодого Мендельсона впереди прекрасное будущее, Авраам вздохнул: «ой-вей», и отпустил сына в музыкальное плавание.

И вот летом 1826 года 17-летний Феликс живёт на окраине Берлина, тогда представлявшей собой сельскую местность. Юноша запоем читает пьесы Шекспира, которые только-только переведены на немецкий язык. Пасторальная атмосфера и романтичная натура молодого композитора более всего отозвались на «Сон в летнюю ночь». Волшебный сюжет, истории любви милых персонажей, сказочный лес, проказы лесных духов… Это и вдохновило Мендельсона написать 12-минутную увертюру для концертного исполнения.

Написал и отложил. Вспомнил лишь в 1841 году, когда прусский король Фридрих Вильгельм IV, давний почитатель таланта композитора, посоветовал Мендельсону чаще писать произведения по мотивам классических пьес. Сочинитель задумался, вспомнил о своём давнем опыте со «Сном в летнюю ночь» и дописал к той увертюре ещё десять частей. «Свадебный марш» в результате стал седьмой частью уже полноценной сюиты. Кстати, следующая, восьмая, часть называется «Похоронный марш», то есть за свадьбой у Мендельсона следуют похороны.

Впервые сюита прозвучала 14 октября 1843 года в Потсдамском дворце, конечно, в присутствии Фридриха Вильгельма IV. Король был в полном восторге и дал композитору денег на основание первой в Германии Лейпцигской консерватории. Она и сегодня носит имя Мендельсона.

Как встретились добрый еврей и злостный антисемит

Итак, на какой сюжет написан «Свадебный марш»? Эта музыка иллюстрирует одну из самых ярких сцен пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», где заколдованная царица эльфов, прекрасная Титания, внезапно воспылала страстью к простому ткачу по имени Моток. Тот и так-то был не красавец, а проказник эльф вдобавок из озорства одарил его ослиной головой. Однако Титании во сне закапали в глаза волшебное зелье, и, проснувшись, она должна была влюбиться в первого встречного. Им и оказался ткач с дурацкой башкой осла.

Комизм ситуации требовал соответствующей музыки. Мендельсон намеренно сделал мелодию помпезной, даже гротескной, в ритме марша. Конечно, он никак не ожидал, что в скором будущем это произведение станет символом любви и верности. Да и сегодняшние женихи и невесты даже не подозревают, что сочетаются браком под музыкальную тему одураченной царицы и идиотского ткача с ослиной головой.

Ходит легенда, что якобы впервые на церемонии бракосочетания «Свадебный марш» прозвучал в 1847 году в небольшой церкви английского городка Тивертона. Мол, некие Дороти Кэрью и Том Дэниел впервые венчались под эту мелодию. Но проверить данный факт никому не удалось.

Так что официальной датой свадебной «премьеры» знаменитого марша принято считать бракосочетание принцессы Виктории – старшей дочери королевы Великобритании Виктории – и прусского кронпринца Фридриха III. Свадьба состоялась 25 января 1858 года.

Пристрастие германских монарших особ к творчеству Мендельсона сыграло роль. Однако принцесса Виктория не удовлетворилась лишь одним маршем. Она пожелала, чтобы на свадьбе прозвучал ещё одна мелодия – «Свадебный хор» из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Это произведение теперь тоже часто используется во время свадебных церемоний, за что его часто называют «Свадебным маршем» Вагнера, хотя изначально это хор.

В общем, принцесса Виктория даже не подозревала, что в тот день стала законодательницей моды. И сколь причудливо стасовалась колода! Две самые главные свадебные мелодии написали еврей Мендельсон и махровый антисемит Вагнер.

Надо отметить, что мамаша невесты, королева Виктория, тоже совершила переворот в свадебном деле. Именно она впервые в истории Великобритании облачилась в белое подвенечное платье. До неё невесты выходили замуж в платьях любого цвета, только не белого. Ведь этот цвет в XIX веке олицетворял не невинность и чистоту, а богатство и роскошь, да и маркий он, белый цвет, непрактично, вдруг непогода в день свадьбы случится… Но королеве Виктории было всё равно. Она вышла за своего обожаемого принца Альберта в белом атласном платье с длинным шлейфом, и её примеру последовали миллионы невест.

На войну как на свадьбу

Королева Виктория и принц Альберт были лично знакомы с Мендельсоном. Особенно тепло композитора привечал принц, немец по происхождению. Ему было приятно общаться с Феликсом Абрамовичем, который, приезжая в Лондон, каждый раз получал приглашение в королевский дворец. В музыкальной комнате принц и композитор подолгу общались на немецком языке, Мендельсон рассказывал Альберту новости из родных мест и исполнял свои произведения.

Один из таких визитов пришёлся на день, когда венценосная чета собиралась на загородную прогулку. И вот подходит время выезда, а принц всё ещё наслаждается чудесной музыкой. Открывается дверь, входит королева Виктория со словами, обращёнными к супругу-принцу: «Дорогой, ты готов?» В этот момент сквозняк поднимает в воздух нотные листы, которые закружились огромными снежинками по всей комнате. Это заставило всех присутствовавших рассмеяться. Так королева познакомилась с великим Феликсом Мендельсоном-Бартольди, и загородная поездка тут же отменилась, ведь такой гость заслуживает особого внимания.

Однако вернёмся к свадьбе молодой принцессы Виктории и кронпринца Фридриха. Бракосочетание состоялось в королевской часовне Сент-Джеймсского дворца в Лондоне. Они прошли к алтарю под «Свадебный хор» Вагнера, а вышли из часовни уже под «Марш» Мендельсона. Такой порядок и поныне считается традиционным на европейских свадьбах.

К сожалению, к этому моменту Феликс Мендельсон уже 11 лет как скончался и не мог знать о триумфальном успехе своего произведения. Считается, что «Марш» Мендельсона более популярен в нашей стране, а вот «Свадебный хор» Вагнера держит первенство в Европе и Северной Америке.

Забавная история, связанная со «Свадебным маршем», случилась в 1877 году в России, когда император Александр II приказал утвердить мелодию Мендельсона в качестве официального марша лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, основанного ещё Екатериной Великой. Российский император объяснил своё решение тем, что казаки идут на войну «как на свадьбу». Это случилось во время русско-турецкой войны, и аранжировка военного оркестра сделала звучание марша Мендельсона иным, но тем не менее…

Нынешняя королева Великобритании Елизавета II сочеталась браком с принцем Греческим и Датским Филиппом в 1947 году также под музыку Мендельсона. И только смерть Филиппа в 2021 году разлучила её с любимым супругом.

Так что можно сказать: Феликс Мендельсон-Бартольди стал талисманом королевской семьи Великобритании, особенно для её женской половины.

Во время Второй мировой войны, когда большая часть Европы была оккупирована нацистами, «Марш» Мендельсона попал под строжайший запрет из-за еврейского происхождения композитора, зато популярность Вагнера в это время взлетела. Его музыку очень любил Гитлер, что связывают с вагнеровским антисемитизмом. Рихард Вагнер, к слову, действительно не любил Мендельсона, а по поводу его марша выразился следующим образом: «сладенькое дребезжание без всякой глубины».

Образец вкуса

До XX века в России не существовало «свадебной» музыки, ведь молодые венчались в церкви, где звучит особая, не светская музыка. Впрочем, на дворянских свадьбах после официальной церемонии молодожёны танцевали вальс под оркестр. В деревнях же существовали старинные традиции, в том числе венчальные, так что здесь звучали в основном народные мотивы.

В загсах СССР «Свадебный марш» Мендельсона в качестве музыкального сопровождения стали использовать лишь с 1959 года, когда открылись Дворцы бракосочетания. И с этого момента началось триумфальное шествие Мендельсона, которое не заканчивается до сих пор.

Однако всё чаще традиционные свадьбы приобретают абсурдный характер. Современные невесты и женихи в погоне за неординарностью порой поступают вопреки здравому смыслу. Сегодня в загсах обычно включают музыку два раза – на выход жениха и выход невесты. И если невесты более-менее предсказуемы, то женихи иногда склонны к скандальным выходкам. Они заказывают «Похоронный марш» Шопена, намекая, что закончилась холостяцкая жизнь. Или выбирают что-нибудь из блатного репертуара, имея в виду, что теперь «век свободы не видать». А иногда молодожёны просто не учитывают нежелательные ассоциации, которые вызывает мелодия. Допустим, в фильме «Титаник» звучит красивая песня, но вообще-то под неё умерший герой опускается на дно океана. Музыка из фильмов вроде «Убить Билла» или «Хатико» также явно не подходит для бракосочетания.

На этом фоне образцом вкуса смотрятся королевские свадьбы. Многим запомнилась торжественная церемония бракосочетания принцессы Дианы и принца Чарльза 9 июля 1981 года. А уже в XXI веке нас порадовали принц Уильям и Кейт Миддлтон, которые венчались 29 апреля 2011-го. Правда, на этих свадьбах Мендельсон уступил место более современной музыке. Свадьба Уильяма и Кейт в каком-то смысле была посвящена памяти принцессы Дианы, вот почему основной мелодией стал хит Элтона Джона «Твоя песня» в современной обработке. Ведь сэр Элтон был близким другом Дианы.

Что касается бракосочетания принца Гарри и Меган Маркл 19 мая 2018 года, то там запомнилась прежде всего песня Уитни Хьюстон «Я хочу с кем-нибудь потанцевать» (I Wanna Dance With Somebody). От этой пары ожидали чего-нибудь менее предсказуемого, но несравненный голос Хьюстон и изящные па молодожёнов вызвали положительную реакцию. Многие предположили, что композиция в исполнении чернокожей американской певицы была выбрана как дань происхождению Меган.

Впрочем, не только в Великобритании состоялись королевские свадьбы с запоминающейся музыкой. Шведский принц Карл Филипп и принцесса София выбрали мелодию популярного в стране композитора Пера Бредхаммара, напоминающую народные песнопения, но не обошлось и без современных диджеев. Король Испании Филипп VI и королева Летисия во время официальной церемонии услышали органную музыку времён правления императора Карла V (а ведь это XVI век). А когда они вернулись из церкви во дворец, их встречали волынщики.

Норвежский принц Хокон сочетался браком со своей возлюбленной Метте-Марит под звуки саксофона, который разносился под сводами огромной церкви в Осло. Ян Гарбарек, всемирно известный саксофонист, исполнял старинные национальные напевы в джазовой обработке. А свой первый вальс чета новобрачных исполнила перед огромным количеством гостей уже под классическую музыку.

Но ни в одном протоколе королевских свадеб нет даже упоминания «Марша» Мендельсона.

Да, традиции меняются. Несмотря на это, сегодня «Свадебный марш» можно услышать на многих бракосочетаниях, особенно в России. А сюита Феликса Мендельсона «Сон в летнюю ночь» значится в репертуаре театров многих стран мира. Обычно на эту музыку ставят балет. И, наверное, лучше всего о творчестве композитора, «нежного гения», как его называли современники, написал принц Альберт. На программке одного из концертов Мендельсона в Лондоне он начертал своей рукой: «Благородному художнику, сохранившему верность служению истинному искусству, великому творцу».

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Роман АЛЕКСЕЕВ

Опубликовано в №2, январь 2022 года